Конспект урока на тему "Деепричастие и деепричастный оборот"

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Назиевская средняя общеобразовательная школа»

Кировский район Ленинградская область


Учитель русского языка

и литературы

Егоркина Марина Михайловна



Деепричастие и деепричастный оборот.


Цели:

1.Закрепление знаний и умений по теме «Деепричастие и деепричастный оборот».

2. Умение находить деепричастие и деепричастный оборот в тексте.

2.Формирование представления роли деепричастий в художественных произведениях.

Задачи:

1.Закрепить умение находить деепричастия и деепричастные обороты в предложениях и текстах.

2. Повторить правило постановки знаков препинания при  деепричастиях и деепричастных оборотах.

Ход урока.

1.Мобилизующий этап. 6 минут

-Сегодня на уроке мы продолжим с вами разговор об особой форме глагола. У вас на столе у каждого листок с таблицей, в которую вы будете записывать правильные ответы, а в конце урока мы подведем итоги.

А сформулировать тему урока, цели и задачи мы сможем с вами, выполнив первое задание.

  1. Перед вами предложения:

Зима!.. Крестьянин торжествуя

На дровнях обновляет путь;

Его лошадка снег почуя

Плетется рысью как-нибудь;

Бразды пушистые взрывая

Летит кибитка удалая;

Ямщик сидит на облучке

В тулупе, в красном кушаке.


-Вспомните, кому принадлежат эти слова?

-Обратите внимание , что объединяет подчеркнутые слова?

(это особая форма глагола – деепричастие)

-Все ли знаки препинания в данном отрывке поставлены?

(учащиеся устно выполняют задание по постановке знаков препинания)

-Ещё раз посмотрите на предложения и на основании выполненного задания сформулируйте тему урока.

(Ученики:     ТЕМА   Деепричастие и деепричастный  оборот)

-Знакомы ли мы уже с этой темой?  (да)

-Сформулируйте цели   нашего урока, учитывая, что с данным правилом мы уже знакомы.

-закрепить умение находить ____________________________ в предложениях и текстах;

-повторить правило постановки ____________________________________ .


-Сегодня на уроке мы будем работать с разными примерами, в том числе и из художественных произведений.  Ведь деепричастие – необыкновенная форма глагола.

Вот как сказал о деепричастии русский писатель Алексей Петрович   Югов: 

«Деепричастие – самая огнепышущая, самая живая форма глагола. В нем струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение деепричастия – выражать само действие, хотя и добавочное, которое иной раз бывает гораздо важнее основного».

        По частоте употребления деепричастие стоит на одном из первых мест среди слов русского языка.

2.Актуализация     знаний.

-А сейчас мы с вами вспомним , что нам уже известно о деепричастии.

А)- На доске я написала план-подсказку, которым вы можете воспользоваться при ответе. (Один учащийся работает самостоятельно у доски. Остальные записывают в тетради)

Глагольные    

1.Обозначает ______________действие 4мин

2. Образуется от _______________

3.Имеет вид _________и__________

Наречные

1. Изменяемость________________

2. В предложении является

___________________________


- Послушайте, как об этой особой форме глагола говорится в шуточном стихотворении:

Деепричастием себя называю,

Добавочное действие обозначаю,

На вопрос КАК? я всегда отвечаю,

Совершенного или несовершенного вида бываю,

Сказуемое-глагол поясняю.

В предложении обстоятельством себя являю.


Б)

-Что такое деепричастный оборот?

-Что вы знаете о знаках препинания при одиночных деепричастиях и деепричастном обороте?

-Основное действие, выраженное глаголом, и добавочное, выраженное деепричастием, совершает один предмет или нет?

-Какой оборот вы ещё знаете?

- Как выделяется на письме?


3.  Закрепление изученного.

Задание 1 6мин

А сейчас мы обратимся к сказкам А.С. Пушкина. Катя Бурмакина получила индивидуальное задание найти примеры употребления деепричастий в сказках А.С. Пушкина. Вам нужно :

А) внимательно прослушать чтение и на слух определить деепричастие , записав его в тетрадь. 

Б) Определить вид деепричастий 

В) сделать вывод  о роли деепричастий в художественном произведении

(ученица читает отрывки из сказок А.С.Пушкина).


Задание 2 5мин

А) прочитайте выразительно текст:

Луна полярная над тьмою

Всходя гн…ла седую мглу

Встр…чаясь с ведьмою хр…мою

Поднявшей снежную пургу.

(И.Северянин)

Холмы выр…стая и в сумерках тая

и думу какую-то в складках тая

о том и молчат, что совсем непростая,

совсем непростая планета моя.

(А.Твардовский)

Б) Найдите деепричастия в тексте.

-Что же можно сказать о роли деепричастий в художественных произведениях?  

(Деепричастия  дорисовывают основное действие, делают речь более живой,  точной, яркой, эмоциональной.

 Они помогают передать внешние действия, душевное состояние героев.

Предложения с деепричастиями и деепричастными оборотами  более выразительны, живописны.)

3 задание. 7мин

Окончив осмотр больного, у врача возникло подозрение, что мой брат совсем здоров. Прочитав рассказ, он показался мне совсем грустным. Заканчивая чертеж, у меня сломался карандаш. Плывя в лодке, охотникам встретилось множество птиц. Окутывая прибрежные кусты, туманом застилало реку. Выходя из леса, передо мной открылась зеленая равнина.


Задание:

Исправьте ошибки , допущенные начинающим писателем в употреблении деепричастий. Запишите предложения в исправленном виде.


(Это задание выполняют все, кроме Самарина Д., Федорова В., Фурсова В., Казиной Н,Бахмутовай Д., Ходжиевой М.,  Эти учащиеся получают индивидуальное задание)   

Необходимо образовать деепричастие от глагола :

1)обдумывать, обдумать, листать, слышать, передать, передавать.

2)Закончить предложения:

Собираясь в поход,…

Подъезжая к станции,…

Набирая скорость,…



Задание 4

Игра «Конструктор» 5мин

-Преобразуйте предложения, представив одно из действий как добавочное.


Мама нагнулась и поцеловала сына в щеку. Она улыбнулась и сказала: «Ты – мое солнышко». Мальчик ласково посмотрел на маму и тоже улыбнулся.

   

4.Подведение итогов урока. 5мин

-Какое  правило  мы сегодня повторили?  

-Какова роль деепричастий в  произведениях  ?

  • Мы повторяли ________________ .            

  • Мы вспомнили,  как _____________  на письме   деепричастия,  деепричастные обороты.

  • Предложения с деепричастиями и деепричастными оборотами  делают  текст  _______________.


Подводится подсчет баллов, полученных за правильный ответ. Всего 23б.

Критерии: 22-23б «5»

18-21б «4»

12-17б «3»

11 и ниже «2»


5.Домашнее задание найти и записать 5-6 примеров из художественных произведений , где используется деепричастный оборот.

                 



Фамилия


1

2

3

4

5

6

Задание1







Задание2







Задание3







Задание4







Задание5


















Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ