Конспект урока для 4 класса "Изменение имён прилагательных по родам и числам"
Конспект урока по русскому языку 4 класс
«Изменение имён прилагательных по родам и числам»
Учитель начальных классов: Мех Наталья Юрьевна
Тема: “Изменение имён прилагательных по родам и числам”
Цель. Формировать представления об основных грамматических признаках имен прилагательных (роде и числе); о том, что род прилагательного совпадает с родом, числом существительного, к которому данное прилагательное относиться.
Задачи:
- учить исследовать слово, в частности имя прилагательное, как самостоятельную часть речи, раскрыть его семантику, некоторые морфологические и синтаксические особенности, показать его речевую функцию, организовать разные виды проверки для формирования рефлексивных компетенций.
- создать проблемную ситуацию, чтобы активизировать творческую, речевую и мыслительную деятельность, использовать различные формы работы и различные источники, включая ИКТ для развития интереса обучающихся к языку и учебной деятельности.
- подготовить разноуровневые задания для повышения самооценки слабоуспевающих учащихся, воспитывать интерес и уважение к родному языку, организовать работу в парах для формирования коммуникативных компетенций, воспитания настойчивости при выполнении учебных задач.
Ход урока.
1. Орг. момент.
-Если хмуримся с утра,
Нам поможет доброта.
Встаньте, дети, подтянитесь,
И друг другу улыбнитесь!
Солнце глянуло в кроватку
Вправо, влево- 2 раза
Все мы делаем зарядку
Раз, два, три, четыре, пять
Надо нам присесть и встать
Руки вытянуть пошире
Раз, два, три, четыре – 2 раза.
Наклониться три, четыре.
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку
Все мы сделали зарядку.
Присаживайтесь.
- Записываем число, классная работа.
2. Минутка чистописания. Словарная работа.
Отгадайте загадку.
Пришла, улыбнулась – утихли метели.
Позванивать стал колокольчик капели.
Река пробудилась, растаяли льды,
Наряд белоснежный надели сады.
-Кто же пришёл? (весна) (рисунок)
-Назовите первый звук в слове «весна»? ([в])
- Дайте ему характеристику. (согласный, мягкий, звонкий, парный, обозначен буквой «вэ»)
- Эта буква и будет хозяйкой минутки чистописания.
В в
Запишите по памяти словарные слова на букву в.
Взаимопроверка.
3. Орфографическая минутка.
-Весна – замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна.
Составьте слова из данных слогов. Запишите эти слова и объясните орфограммы.
ЛАНДЫШ
ТРАВА
СОЛНЦЕ
ВЕТЕРОК
ТЁПЛОЕ
ПТИЦЫ
4. Введение в тему урока.
-Обратите внимание на получившийся ряд слов.
-Назовите «лишнее» слово.(тёплое)
-Что общего у оставшихся слов? (это имена существительные) Докажите. (отвечают на вопросы кто? что? и обозначают предмет)
Определите род и число имен существительных.
На доске опорные слова: слово, вопрос, часть речи, значение, род, число.
Ландыш – м.р., ед.ч.
Трава –,ж.р.,ед.ч.
Солнце – с.р.; ед.ч.
Ветерок – м.р.; ед.ч.
Птицы – мн.ч.
Давайте обобщим наши знания об имени существительном.
5. Постановка проблемной ситуации.
-А теперь давайте обратимся к слову, которое мы назвали «лишним» : слово тёплое
- Скажите, а сможем ли мы определить род и число этого слова?
- Почему возникло затруднение? ( Другая часть речи).
А могут ли изменяться по родам и числам прилагательные?
Сегодня мы и попытаемся ответить на эти вопросы.
Формулирование темы и целей урока
6. «Открытие» нового знания.
Какой частью речи является наше слово ТЕПЛЫЙ? (Имя прилагательное).
1) -Что мы уже знаем о прилагательном? (самостоятельная часть речи, обозначают признак предмета, отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?, украшают нашу речь)
Гимнастика для глаз
(Чтобы нам проснуться, нужно дружно потянуться)
2) Связь имён прилагательных с существительными.
Работа по учебнику. Упражнение 490 (стр. 56)
Анализ процесса изменения имён прилагательных по родам.
Стр.56 упр. 490.
-Прочитайте загадку. Отгадайте.
-Найдите в тексте имена прилагательные. Назовите окончания имён прилагательных.
-Что можно сказать об окончаниях имён прилагательных? (Окончания разные).
-Спишите загадку, напишите отгадку. Выделите окончания прилагательных.
-Почему окончания разные и отчего это зависит, вы узнаете, когда прочитаете правило на стр. 56 в учебнике.
!!!Мы видим, что прилагательное тесно связано с существительным.
-Почему же прилагательные связаны именно с существительными? Послушайте сказку «Скромные просители»
Родились Прилагательные с очень покладистым характером. Они с удовольствием согласовывались бы во всём с существительными, да вот незадача: не было у прилагательных собственных рода, числа.
-А что если нам попросить их у Существительных, ну хотя бы на время, - мечтали Прилагательные и решили поговорить об этом с Существительными. Тем пришлись по душе скромные просители, и они одолжили Прилагательным свои формы. Существительные были очень рады иметь новых друзей. Так и живут до сих пор Прилагательные. Чтобы согласовываться с Существительными, берут у них напрокат формы рода и числа. Вместе – служба, вместе – дружба.
- Почему же прилагательные связаны именно с существительными?
Учитель: Послушайте, что о себе говорят существительные.
У существительных подчас
Не жизнь, а просто скука!
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука.
Но если к нам им приложить,
То веселее станут жить:
Вот громкий стук,
Вот синий шар,
Вот сокрушительный удар,
Вот звонкий мяч,
Вот острый меч,
Весенний сад, родная речь.
Учитель: Кто из вас был очень внимательным и заметил, с какой частью речи связаны имена прилагательные.
Дети: С именами существительными.
Учитель: В самом названии – имя прилагательное – уже содержится намек на то, что слово должно к чему-то “прилагаться”, присоединяться. Имена прилагательные “прилагаются” к именам существительным. Во всем с ними согласуясь: в роде, числе, падеже, отображают их самые важные признаки, такие, как цвет, вкус, качество..и т.д.
3) В чём же согласуются прилагательные с существительными? Какие признаки берут они у имени существительного?
-Давайте понаблюдаем.
-Подберите к нашему слову тёплый существительные женского рода, мужского рода, среднего рода и множественного числа.(у доски).
Проверим
тёплый… день (м.р., ед.ч.)
тёплая …погода (ж,р., ед.ч.)
тёплое… солнце(ср.р., ед.ч.)
тёплые …лучи (мн.ч.) !!! У прилагательных множественного числа род не определяем.
У прилагательных выделить окончание и основу. Что заметили?
!!! Признаки рода и числа у прилагательного непостоянные, так как одно слово может быть в форме м.р., ж.р., ср.р., и мн.ч.
Физкультминутка.
Спал цветок и вдруг проснулся (наклоны вправо, влево)
Больше спать не захотел(наклоны вперёд, назад)
Шевельнулся, потянулся (руки вверх, потянуться)
Взвился вверх и полетел.(руки вверх, встать на носочки)
Солнце утром лишь проснётся (руки вверх. в стороны, вниз)
Бабочка кружит и вьётся. (покружится)
7. Первичное закрепление.
2) Чтение правила (с. )
Так как же определить род и число имени прилагательного?
3) Дополнительное задание.
Весна приготовила для нас ещё одно задание.
Тест.
8. Рефлексия. Итог урока. Оценки.
-Наш урок заканчивается. Мы получили новые знания. Но у меня остались к вам вопросы.
Понравился вам урок?
Научились ли вы чему- то новому?
Почему прилагательные назвали именно так? (прилагаются к существительному)
Как называется такая связь в русском языке, когда прилагательное связано с существительным? (согласование)
Что нового вы узнали об имени прилагательном? (изменяются по родам и числам).
9. Домашнее задание:
Составить синквейн на тему «Весна»
- Спасибо за урок!
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ