Конспект урока для 4 класса "Изменение имён прилагательных по родам и числам"



Конспект урока по русскому языку 4 класс

«Изменение имён прилагательных по родам и числам»





Учитель начальных классов: Мех Наталья Юрьевна























Тема: “Изменение имён прилагательных по родам и числам”

Цель. Формировать представления об основных грамматических признаках имен прилагательных (роде и числе); о том, что род прилагательного совпадает с родом, числом существительного, к которому данное прилагательное относиться.

Задачи:

- учить исследовать слово, в частности имя прилагательное, как самостоятельную часть речи, раскрыть его семантику, некоторые морфологические и синтаксические особенности, показать его речевую функцию, организовать разные виды проверки для формирования рефлексивных компетенций.

- создать проблемную ситуацию, чтобы активизировать творческую, речевую и мыслительную деятельность, использовать различные формы работы и различные источники, включая ИКТ для развития интереса обучающихся к языку и учебной деятельности.

- подготовить разноуровневые задания для повышения самооценки слабоуспевающих учащихся, воспитывать интерес и уважение к родному языку, организовать работу в парах для формирования коммуникативных компетенций, воспитания настойчивости при выполнении учебных задач.




Ход урока.

1. Орг. момент.

   -Если хмуримся с утра,

    Нам поможет доброта.

    Встаньте, дети, подтянитесь,

    И друг другу улыбнитесь!

Солнце глянуло в кроватку

Вправо, влево- 2 раза

Все мы делаем зарядку

Раз, два, три, четыре, пять

Надо нам присесть и встать

Руки вытянуть пошире

Раз, два, три, четыре – 2 раза.

Наклониться три, четыре.

И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку

Все мы сделали зарядку.

Присаживайтесь.

   - Записываем число, классная работа.


2. Минутка чистописания. Словарная работа.

Отгадайте загадку.

Пришла, улыбнулась – утихли метели.

            Позванивать стал колокольчик капели.

            Река пробудилась, растаяли льды,

            Наряд белоснежный надели сады.

    -Кто же пришёл? (весна) (рисунок)   

-Назовите первый звук в слове «весна»? ([в])

    - Дайте ему характеристику. (согласный, мягкий, звонкий, парный, обозначен буквой «вэ»)

    - Эта буква и будет хозяйкой минутки чистописания.

В в

Запишите по памяти словарные слова на букву в.

     Взаимопроверка.

3. Орфографическая минутка.

     -Весна – замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна.

Составьте слова из данных слогов. Запишите эти слова и объясните орфограммы.


ЛАНДЫШ

ТРАВА

СОЛНЦЕ

ВЕТЕРОК

ТЁПЛОЕ

ПТИЦЫ


4. Введение в тему урока.

   -Обратите внимание на получившийся ряд слов.

   -Назовите «лишнее» слово.(тёплое)

   -Что общего у оставшихся слов? (это имена существительные) Докажите. (отвечают на вопросы кто? что? и обозначают предмет)

Определите род и число имен существительных.

На доске опорные слова: слово, вопрос, часть речи, значение, род, число.

  • Ландыш – м.р., ед.ч.

  • Трава –,ж.р.,ед.ч.

  • Солнце – с.р.; ед.ч.

  • Ветерок – м.р.; ед.ч.

  • Птицы – мн.ч.

Давайте обобщим наши знания об имени существительном.

5. Постановка проблемной ситуации.

    -А теперь давайте обратимся к слову, которое мы назвали «лишним» : слово тёплое   

- Скажите, а сможем ли мы определить род и число этого слова?

 - Почему возникло затруднение? ( Другая часть речи).

А могут ли изменяться по родам и числам прилагательные?

Сегодня мы и попытаемся ответить на эти вопросы.

Формулирование темы и целей урока

6. «Открытие» нового знания.

Какой частью речи является наше слово ТЕПЛЫЙ? (Имя прилагательное).

1) -Что мы уже знаем о прилагательном? (самостоятельная часть речи, обозначают признак предмета, отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?, украшают нашу речь)

  Гимнастика для глаз

(Чтобы нам проснуться, нужно дружно потянуться)

 2) Связь имён прилагательных с существительными.

    Работа по учебнику. Упражнение 490 (стр. 56)

Анализ процесса изменения имён прилагательных по родам.

Стр.56 упр. 490.

-Прочитайте загадку. Отгадайте.

-Найдите в тексте имена прилагательные. Назовите окончания имён прилагательных.

-Что можно сказать об окончаниях имён прилагательных? (Окончания разные).

-Спишите загадку, напишите отгадку. Выделите окончания прилагательных.

-Почему окончания разные и отчего это зависит, вы узнаете, когда прочитаете правило на стр. 56 в учебнике.



!!!Мы видим, что прилагательное тесно связано с существительным.

    -Почему же прилагательные связаны именно с существительными? Послушайте сказку «Скромные просители»

     Родились Прилагательные с очень покладистым характером. Они с удовольствием согласовывались бы во всём с существительными, да вот незадача: не было у прилагательных собственных рода, числа.

    -А что если нам попросить их у Существительных, ну хотя бы на время, - мечтали Прилагательные и решили поговорить об этом с Существительными. Тем пришлись по душе скромные просители, и они одолжили Прилагательным свои формы. Существительные были очень рады иметь новых друзей. Так и живут до сих пор Прилагательные. Чтобы согласовываться с Существительными, берут у них напрокат формы рода и числа. Вместе – служба, вместе – дружба.

- Почему же прилагательные связаны именно с существительными?

Учитель: Послушайте, что о себе говорят существительные.


У существительных подчас

Не жизнь, а просто скука!

Ни цвета нет у них без нас,

Ни запаха, ни звука.

Но если к нам им приложить,

То веселее станут жить:

Вот громкий стук,

Вот синий шар,

Вот сокрушительный удар,

Вот звонкий мяч,

Вот острый меч,

Весенний сад, родная речь.


Учитель: Кто из вас был очень внимательным и заметил, с какой частью речи связаны имена прилагательные.


Дети: С именами существительными.


Учитель: В самом названии – имя прилагательное – уже содержится намек на то, что слово должно к чему-то “прилагаться”, присоединяться. Имена прилагательные “прилагаются” к именам существительным. Во всем с ними согласуясь: в роде, числе, падеже, отображают их самые важные признаки, такие, как цвет, вкус, качество..и т.д.


3) В чём же согласуются прилагательные с существительными? Какие признаки берут они у имени существительного?

    -Давайте понаблюдаем.

     -Подберите к нашему слову тёплый существительные женского рода, мужского рода, среднего рода и множественного числа.(у доски).

Проверим

      тёплый… день (м.р., ед.ч.)

      тёплая …погода (ж,р., ед.ч.)

     тёплое… солнце(ср.р., ед.ч.)

      тёплые …лучи (мн.ч.) !!! У прилагательных множественного числа род не определяем.

У прилагательных выделить окончание и основу. Что заметили?


!!! Признаки рода и числа у прилагательного непостоянные, так как одно слово может быть в форме м.р., ж.р., ср.р., и мн.ч.

Физкультминутка.

Спал цветок и вдруг проснулся (наклоны вправо, влево)

Больше спать не захотел(наклоны вперёд, назад)

Шевельнулся, потянулся (руки вверх, потянуться)

Взвился вверх и полетел.(руки вверх, встать на носочки)

Солнце утром лишь проснётся (руки вверх. в стороны, вниз)

Бабочка кружит и вьётся. (покружится)


7. Первичное закрепление.

2) Чтение правила (с. )

Так как же определить род и число имени прилагательного?

3) Дополнительное задание.

Весна приготовила для нас ещё одно задание.

Тест.

8. Рефлексия. Итог урока. Оценки.

   -Наш урок заканчивается. Мы получили новые знания. Но у меня остались к вам вопросы.

Понравился вам урок?

Научились ли вы чему- то новому?

Почему прилагательные назвали именно так? (прилагаются к существительному)

Как называется такая связь в русском языке, когда прилагательное связано с существительным? (согласование)

Что нового вы узнали об имени прилагательном? (изменяются по родам и числам).

9. Домашнее задание:

Составить синквейн на тему «Весна»

- Спасибо за урок!















Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ