Конспект урока для 7 класса "Слова категории состояния. Их отличие от наречий"
Тема: Слова категории состояния. Их отличие от наречий.
Тип урока: изучение нового материала
Цель: формирование знаний о словах категории состояния, их отличии от наречий; определять значения слов категории состояния.
Задачи:
Обучающие: актуализировать знания по теме «Наречие», раскрыть основные черты слов категории состояния, научить отличать слова категории состояния от омонимичных им кратких форм прилагательных и наречий.
Развивающие: развивать умение находить слова категории состояния в тексте, развивать речь учащихся
Воспитательные: воспитывать толерантное отношение друг к другу; развивать способность видеть красоту, эстетический вкус.
Ход урока:
1.Оргмомент. Слайд №1 .Здравствуйте, ребята! Мне очень приятно вас всех видеть в этот прекрасный день! И для поддержания хорошего настроения я предлагаю начать урок с такой игры. «Кто больше» Вы должны назвать слова, которые передают состояние. Сейчас я начну, а вы мне поможете: мне с вами ИНТЕРЕСНО (ХОРОШО,РАДОСТНО,ЛЮБОПЫТНО,УЮТНО,ТЕПЛО, СВЕТЛО, немного ВОЛНИТЕЛЬНО). Молодцы, ребята!
2.Объявление темы урока.
-А что все эти слова обозначают ?- (Они передают СОСТОЯНИЕ)
Знаете, ребята, мы стоим на пороге открытия. Части речи, как и люди, живут своей особой жизнью: у каждой есть свой характер-это морфологические признаки, у них есть родственные связи. Например, глагол и его особые формы. У наречия, например, есть брат-близнец, очень похожий на него. И сегодня мы с ним познакомимся. Зовут его СЛОВО КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ. Предлагаю вам поучаствовать в исследовании по открытию новой для вас части речи. Вы на уроке узнаете, на какие вопросы он отвечает, какую роль выполняет в предложении, и в чём похож на брата и чем от него отличается.
Открываем тетради, записываем число, классная работа, тему урока.
Вопрос. Чем же мы будем заниматься сегодня на уроке?
О. Мы будем открывать новую часть речи и учиться отличать её от других слов.
3. Актуализация знаний.
Во время исследования мы будем опираться на уже известные вам знания, проводить лингвистические опыты, а в конце пройдём испытания.
Начнём с повторенья, потому что « повторенье-мать ученья»
Один уч-ся у доски с карточкой, записать и объяснить написание.
Горячо, демуч, свежо, горяч, чуть-чуть, свеж, во-первых, хорош, слева.
На какие 2 группы можно разделить все записанные слова? (наречия и краткие прилагательные).Вспомните, по каким признакам мы определяем части речи( задаём вопрос и определяем значение, затем определяем морфологические признаки и , наконец,- роль в предложении)
Фронтальный опрос.
1.Что обозначает наречие и на какие вопросы отвечает?
2.Какие морфологические признаки имеет наречие?
3.К каким частям речи относится наречие и какую синтаксическую роль выполняет в предложении?
4.От чего зависит употребление буквы О или А на конце наречий?
5. Когда на конце наречий пишется Ь?
6.Что общего у деепричастий и наречий?
4. Формирование знаний.
Обратите внимание на слайд
1.Утро солнечно и радостно.
2.Глаза светились радостно.
3.На душе у ребят было радостно.
Прочитайте предложения. Что вы можете сказать об этих предложения .(В каждом предложении есть одно общее слово).
Значит, наше исследование мы должны начать с того, чтобы определить (какие слова можно отнести к категории состояния)
Рассмотрим 1 предложение. Какой частью речи является слово РАДОСТНО?( кратким прилагательным), от чего задаём вопрос?( относится к существительному), на какой вопрос отвечает?( каково?), каким членом предложения является? (сказуемым), изменяется по ( дни каковы, она какова)
Во 2 предложении- наречие, так как обозначает признак действия. Светились(как?) радостно. В предложении является обстоятельством.
В 3 предложении? РАДОСТНО-одновременно и прилагательное-ведь оно способно быть сказуемым ( было радостно) без подлежащего, и наречие-оно неизменяемо. Возникает противоречие: это не прилагательное и не наречие, значит что-то третье, совершенно особая часть речи? Мы уже знаем, что это неизменяемая часть речи, употребляется в предложении без подлежащего. Такие предложения называются БЕЗЛИЧНЫМИ.
Работа в тетради. Записать правило.
Слова категории состояния
Обозначают
Состояние человека Состояние природы отношение к действию
КАК? КАКОВО?
ПРИЗНАКИ:
1.Употребляется в безличном предложении
2.Входят в состав главного члена предложения
3.Не изменяются.
Заполнение таблицы. Различение частей речи (таблица даётся индивидуально ).
Закрепление. Алгоритм работы.
ВЕСЕЛО НА ПАШНЕ.
На какой вопрос отвечает слово весело? (на вопрос как?)
Что обозначает слово? ( состояние человека)
Есть ли в предложении подлежащее? (нет)
Предложение безличное? (да)
Каким членом предложения является слово? (сказуемым)
ЗНАЧИТ, СЛОВО ВЕСЕЛО ЯВЛЯЕТСЯ КАТЕГОРИЕЙ СОСТОЯНИЯ
Обе щёки её румяны, её лицо спокойно, ясно, весело.(кр.прилаг.)
Весело гляжу на гумно, на скирды.
Развитие умения отличать наречия от с к с.
Выполнение упр-я №346 (устно)
Физминутка для поднятия настроения, слайды с изображением природы.
Выполнение упр.№347 письменно у доски и в тетрадях.
Работа в паре. Определить часть речи выделенных слов.
1.Вэтот тихий вечер море грустно.
2.В печке грустно насвистывал свою песню сверчок.
3. Сердце грустно от холода зимнего.
1.Где-то близко у калитки тихо звякнуло кольцо.
2. Утро тихо, радостно и молодо.
3 На улице тихо после дождя.
Видно, выспался он худо.
За морем житьё не худо.
Тут и вовсе ему худо.
Игра на внимательность.
Если согласны с высказыванием, то хлопаете, если нет-топаете.
1.СКС не изменяются.
2. СКС отвечают на вопрос что.
3. СКС является в предложении обстоятельством.
4. СКС употребляется в безличном предложении.
5.СКС обозначает предмет.
6.СКС является сказуемым.
Рефлексия.
- Что нового узнали на уроке?
Домашнее задание. Правило параграф 43, упр. 348
Объявление оценок.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ