Конспект урока для 4 класса "Выборочное изложение по тексту рассказа В. Астафьева "Зачем я убил коростеля?"
Конспект урока русского языка в 4 классе
Тема: Выборочное изложение по тексту рассказа В. Астафьева "Зачем я убил коростеля?"
Цель: формирование умения писать выборочное изложение.
Задачи: 1) образовательные: продолжать формирование умения и навыка целостного анализа текста (умение вычленить микротемы; основные элементы его построения: начало, основная часть, концовка; умение оформлять их в письменном изложении с помощью абзаца); продолжить формирование умения составления связного текста; учить выбирать необходимый материал при работе с текстом.
2) развивающие: развивать умение отбирать в исходном тексте основное (относительно частей исходного текста) и существенное (внутри каждой основной части); умения правильно и логично излагать свои мысли;
развивать связную речь учащихся с помощью написания изложения, умение анализировать текст, орфографическую зоркость, логическое мышление, умение работать самостоятельно.
3) воспитательные: содействовать воспитанию культуры чувств; реализовать в процессе работы с художественным текстом и создания собственного текста изложения активную духовную потребность ребенка быть добрым, милосердным.
Тип урока: развитие речи
Оборудование: толковый словарь; иллюстрация изображения коростеля; таблицы, памятка “Что такое текст?”; списки опорных слов к отдельным микротемам; план изложения; текст рассказа В. Астафьева “Зачем я убил коростеля?”
Оформление доски
число
тема урока
Ход урока
Этапы урока
Содержание урока
Методические пометки
I этап
Орг. момент
II. этап
Подготовка к написанию изложения
Работа со словарем
III. этап
Выразительное чтение полного текста учителем
.
Беседа
IV. этап
Чтение текста учащимися
V. этап
Беседа по
содержанию
VI. этап
Коллективное составление
пересказа
VII. этап
Устный
пересказ от третьего лица. (открыть на доске таблицу)
Письменное изложение текста.
VIII. этап
Написание
изложения
IX. этап
Самопроверка своего текста
Приветствие.
- Ребята, сегодня мы будем писать выборочное изложение.
- Чем оно отличается от полного изложения? (В выборочном изложении опускаются слова, предложения, не несущие основную мысль, но не за счет полноты текста).
- В жизни нам приходится довольно часто кратко пересказывать текст, как бы сжимая. Но нам важно, чтобы автор не обиделся.
- Что же мы будем делать, как сокращать текст, чтобы этого не произошло? (Исключение, обобщение – вот два основных приема сжатия текста).
- Мы перескажем самое главное, ничего не будем переиначивать, будем пересказывать точно. Нужно передать точно смысл, оставить много авторских слов, выражений.
- Какие вы знаете приемы сжатия текста?
- Изложение будем писать по рассказу В. Астафьева “Зачем я убил коростеля?”
О чем, по вашему мнению, может пойти речь в рассказе под таким заголовком? (О коростеле)
Что обозначает имя существительное в заголовке? (Птицу)
Что вы знаете об этой птице?
Когда я точно не знаю, что обозначает слово, то обращаюсь к словарю. (Коростель – птица с буро-желтым оперением и сильно сжатым с боков туловищем, отличающаяся характерным скрипучим криком)
Но словарь дает не только лексическое значение слова: знающий человек поймет, что такое обозначение коростель, -я-. Это значит, что в родительном падеже ударение падает на я.
Просклоняйте это слово устно. (Коростель, коростеля, коростелю, коростеля, коростелем, о коростеле)
В заглавии есть вопросительное слово “Зачем”. Замените это слово синонимами, то есть словами, близкими по значению. (С какой целью? Для чего?)
Кто у кого спрашивает? (Автор спрашивает себя)
А кто это Я? (Это автор, писатель)
Как вы думаете, если человек не только совершает поступки, а старается их оценить, обдумать, все ли было совершено верно, то о какой черте характера этого этого человека можно говорить? (О совестливости, порядочности).
Автор спрашивает себя о чем?
Какое толкование слова дается в словаре? (Зачем убил?)
В каком значении, по вашему мнению, будет употреблено слово “убил”? (Убить: 1) лишить жизни; 2) привести в полное отчаяние; 3) потратить, израсходовать)
Какой частью речи выражено слово убил? (В первом значении. глаголом. Пр. вр., наст. вр)
Какая разница между словами убил, убить?
- Итак, о чем может пойти речь в рассказе?
Учитель читает текст.
Зачем я убил коростеля?
Это было давно, лет сорок назад. Осенью я возвращался с рыбалки и увидел птицу. Она услышала меня, притаилась в траве и бросилась бежать, неуклюже заваливаясь набок.
Я взял птицу и, слепой от погони, в охотничьей страсти, захлестнул её сырым удилищем.
Я взял птицу. Глаза её были прищемлены бесцветными веками, шейка болталась. Перо на птице было желтоватого цвета, а спина словно бы темноватыми гнилушками посыпана.
Я узнал птицу – это был коростель. Все его друзья – дергачи покинули наши места, отправились в теплые края зимовать. А этот уйти не смог. У него не было одной лапки – в сенокос он попал под литовку. Вот потому-то он бежал от меня так неуклюже.
До того мне сделалось жалко птицу, что я стал выгребать ямку и хоронить так просто, сдуру загубленную живность.
Я вырос в семье охотника, и сам стал охотником, но никогда не стрелял без надобности.
Теперь я знаю, как трудна жизнь коростеля, как далеко ему добраться к нам, чтобы известить Россию о зачавшемся лете.
Зимует коростель в Африке и уже в апреле покидает её, торопится в наш край свить гнездо, вывести потомство и снова улетает от гибельной зимы.
Два раза в год коростель перелетает море. Много коростелей гибнет в пути. Птица коростель во французском старинном городе много веков назад считалась священной. Если бы я жил в те давние годы, меня приговорили бы к смерти.
Но отчего же, почему же, как заслышу я скрип коростеля за речкой, дрогнет моё сердце и навалится на меня мучение: зачем я убил тогда коростеля? Зачем? В. Астафьев
- Понравился вам рассказ? Докажите, что данный отрывок является текстом. (Предложения на одну тему, они связаны между собой, есть законченность темы.)
- Важно понимать, что в тексте всегда есть цельность, связность, завершенность. Ваше изложение тоже должно быть текстом.
- Прочитайте текст вполголоса. О чем этот рассказ? Назовите основную его тему.
- Какова основная мысль текста, каков замысел автора? (О бессмысленном убийстве живности)
- В каждом тексте есть развитие мысли. Основная тема дается в развитии, то есть к одному сказанному добавляется что-то новое, но в целом все подчинено замыслу автора.
- В нашем тексте вы правильно выделили основную тему – бессмысленное убийство птицы.
- А теперь выделим микротемы, с помощью которых формируется общая тема: “Зачем убит коростель?”
Какие будут предложения? (Простые.)
- На сколько микротем можно разделить данный текст? (На три части)
Дайте название каждой части. (1. Бессмысбенное убийство птицы. 2. История трудной жизни коростеля. 3. Весенние муки писателя при крике дергача.)
- Что мы составили для рассказа? Теперь найдем авторские, опорные слова, которые формируют микротемы.
Прочитайте первую часть. Назовите опорные слова, с помощью которых формируется эта микротема. (1) Шел, увидел, захлестнул… 2) Притаилась, бросилась… 3)Мальчик, птица).
- Сколько героев в первой микротеме? (Два: охотник, коростель)
- Прочитайте вторую часть.
Сколько здесь действующих лиц? Найдите опорные слова.
Прочитайте третью часть. (Как назовете героя этой части? (Писатель) Какие здесь будут опорные слова? Зимует в Африке…Услышит крик…) Объясните написание слов с выделенными буквами. Вырос, стал охотником…
- Астафьев писал о себе и употреблял слово “Я”. Это личное местоимение. А вы будете рассказывать об этом человеке. Каким словом вы замените “Я”? Кто перескажет текст?
- Мы закончили работу по подготовке к изложению. Теперь вам предстоит создать текст изложения этого рассказа. Свой текст. Особенностью вашего текста должна стать краткость. В чем состоит задача вашей работы? Кто напомнит о двух приемах сжатия текста? (Написать краткое изложение. 1. Изъятие из текста слов или предложений, которые, на ваш взгляд не несут основную мысль.
2. Обобщение, когда можно главное выделить из ряда второстепенных и передать это главное своими словами).
- Мы с вами говорили о необходимости в жизни умения говорить кратко. Вот сейчас покажите свое умение.
- Напишите первый вариант своего краткого изложения.
- Кто закончил писать изложение, начинайте проверку написанного.
- Спасибо за работу на уроке.
Настрой на работу
Фронтальный опрос
Учащиеся все отвечают о приемах сжатия текста, об отличии краткого изложения от полного.
Оформление записи в тетради (число, изложение…)
Дети слушают с огромным вниманием.
Читают текст в сокращенном виде.
Делят текст на части по основным событиям
Вспоминают правила, подбирают проверочные слова.
Пересказывают текст вслух, используя опорные слова.
Самостоятельная работа
Проверяют свою работу.
Карандашом изымают слова, предложения.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ