Конспект урока для 6 класса "Морфология. Глагол"

Иоцус С.В.,

учитель русского языка, КГУ «Школа-гимназия №1 г.Сатпаев»


Урок

русского языка

в 6 «А» классе

Раздел:

Морфология. Глагол.

Интересно жить на свете,

если знаешь междометья.

Тема урока № 4

Наклонения глаголов.

Цель

Создать условия по ознакомлению учащихся с наклонениями глагола и умения различать наклонения.

Задачи

  • Образовательные: создать условия для изучения учащимися наклонения глаголов; совершенствования навыков правописания; расширения сведений о глаголе.

  • Развивающие: Развивать умение логически излагать свои мысли, аргументировать, доказывать; развивать умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях; развивать умение выделять главное, обобщать, правильно употреблять их в речи..

  • Воспитательные: Воспитывать культуру поведения и речи, уважения к родному русскому языку, формировать навыки контроля и самоконтроля.

Результаты обучения

Данная тема поможет учащимся:

  • К концу урока учащиеся будут иметь представление о наклонении глаголов

  • Уметь применять полученные знания о наклонении на практике

  • Получат сведения о культуре поведения и речи в различных ситуациях

Ключевые понятия

  1. Наклоне́ние — грамматическая категория глагола, выражающая его модальность (действительность, желательность, долженствование).

2) Изъявительное наклонение – действие как реальный факт ( посадили)

3)Повелительное наклонение – как выражение побуждения к действию

4) Условное наклонение (сослагательное) – действие как возможное или желательное

Оборудование

Оборудование: учебник, ватманы, маркеры, раздаточный материал, эпиграф, портрет А.Н. Толстого, макет дерева, оценочные таблицы.

Ход урока

I.Организационный этап. Эмоциональный настрой на урок

Бодрячок. Запись даты, классной работы в тетрадях. Приветствие учителя в стихотворной форме.


II. Подготовка к восприятию новой темы

Актуализация знаний. Оформление Дерева признаков в группах. Защита.


III. Этап изучения нового материала

1. Определение лексического значения понятия «наклонение» по словарям

2.Самостоятельное знакомство с видами наклонения по группам.

3. Передача знаний от группы к группе по методу «Автобусной остановки»

4. Задание на отработку материала (индивидуальная работа)

5. Заполнение таблицы критериев объяснения нового материала.

Физкультминутка.

IV. Тренировочные упражнения

Задания

1. Самостоятельная работа по карточкам.


2.Творческое задание по составлению шестистишия


Индивидуально. Самопроверка

Групповая работа. Защита

V. Размышление над обучением


1. Подведение итогов урока. Рефлексия.

2. Выставление оценок по оценочному листу.

VI. Домашнее задание

  1. Тема **

  2. Упр. **

Урок 1. Что должен делать учитель и что должны делать ученики?

  1. Организационный этап. Эмоциональный настрой на урок.

2.Бодрячок «Науки! Объединяйтесь!» выйти и встать справа тем, кто любит точные науки и вытянуть руки вверх.

Выйти и вытянуть руки вперед тем, кот любит точные науки.

А теперь, обняться, не опуская рук.

Ребята, ваше отношение к точным или гуманитарным наукам – это основной признак в выборе профессии, и вы уже сейчас должны задуматься о будущем выборе специальности.

Думаю, что у всех хорошее настроение, потому что оно нам очень понадобиться для урока. Плохое настроение не способствует усвоению знаний.


Учитель: приветствует учащихся в стихотворной форме:

Учитесь с улыбкой,

Шутите, учась!

Любая ошибка исчезнет, боясь.

Веселой науки и радостных глаз.

Учитесь без скуки! И всем в добрый час!

Учащиеся: записывают число, классная работа в тетрадях.

II. Подготовка к восприятию новой темы.

Целеполагание: Ребята, я жду от урока вашей отдачи в виде качественных знаний по теме урока, а чего ждете Вы? (лидеры групп записывают высказывания своих групп)

Эпиграфом сегодняшнего урока мною взяты слова Алексея Толстого, Кто это? ( русский писатель, чрезвычайно разносторонний и плодовитый литератор, писавший во всех родах и жанрах, самые знаменитые его произведения «Гиперболоид инженера Гарина», « Петр I»


Движение и его выражение – глагол –

являются основой языка.

Найти верный глагол для фразы –

это значит дать движение фразе.

А.Н.Толстой


1. Постановка учителем проблемного вопроса: ваши предположения: над какой частью речи будем работать на уроке?

Учитель: Актуализация знаний:

На уроке мы будем взаимодействовать друг с другом. Как культурно и вежливо попросить одноклассника о выполнении действия, используя междометия этикета? (Слова вежливости: будьте добры, пожалуйста, будьте любезны)

Начинаем с решения лингвистической задачи. Пришла весна, природа оживает мы должны пробудить дерево под названием «Глагол», правильно использовав его признаки.

Учащиеся: Выбрать листочки с признаками глагола. Работа в группах на время. Группа, выполнившая задание первой- получает 2 балла, второй- 1 балл, третьей – 0 баллов

«ДЕРЕВО ПРИЗНАКОВ».

Спряжение Вид Переходность Возвратность Наклонение Время Лицо Число Род падеж склонение


Учащиеся: защищают работу в группах

Новая тема.


III. Этап изучения нового материала.

1.Работа на знание: определение и отбор информации.

Учитель: объявляет тему, ставит задачу, направляет, просит сделать вывод.

Учащиеся: воспринимают, запоминают, добывают знания, делают вывод.

Тема урока: «Наклонение глаголов» (пишется на доске)

Задание: Работа со словарем. Дать лексическое значение слову наклонение. Зачитывают.

(По Википедии- свободная энциклопедия ) Наклоне́ние — грамматическая категория глагола, выражающая его модальность (действительность, желательность, долженствование). Соответственно различают следующие наклонения:


Учитель: подытоживает работу. Дает задание на самостоятельное получение знаний и составление концептуальной карты.

Ученик: Эксперт контролирует правильность усвоения темы.

Учитель: дает задание.

Мы будем изучать 3 наклонения: Изъявительное, условное, повелительное методом самостоятельного добывания знаний и составления концептуальной карты.

(Концептуальная карта - система взаимосвязанных по определенным правилам понятий.)

Не забываем применить Мозговой штурм понятий и знаков, который отразит тему в карте для последующего объяснения другим группам, так как каждая группа будет работать лишь по одной теме.

Учащиеся: Работают в группах и в картах оценивания объяснения новой темы по критериям выставляют положительный или отрицательный результат спикерам.

Таблица оценивания объяснения нового материала

группы, объясняющей новый материал


оценивающей группы


Доступность

Наличие примеров

Полезность и грамотное составление концептуальной карты

1

2

+

-

-

2

3

-

+

+

3

1

+

+

+


Учитель: обобщает тему.

Три наклонения глагола

Изъявительное наклонение – действие как реальный факт ( посадили)

Повелительное наклонение – как выражение побуждения к действию (посадите)

Условное наклонение (сослагательное) – действие как возможное или желательное

(посадили бы)

Первичное закрепление.

2.Задание на применение:

Учитель: наблюдает, помогает, критикует.

Учащиеся: решают проблемы, демонстрируют знания.


Задание: Индивидуальная работа в тетради. Измените глаголы участвовать, написать, тренироваться по наклонениям.

Провести взаимопроверку. Проверим по эталону на доске

Лингвистическая минутка: ребята, поставьте глаголы ЛЕЧЬ (ЛЯГ, ЛЯГТЕ) КЛАСТЬ (КЛАДИ, КЛАДИТЕ) ПОЛОЖИТЬ (ПОЛОЖИ, ПОЛОЖИТЕ) в повелительном наклонении.

Физкультминутка : танцевальный микст.

(под музыкальное сопровождение)

Действия учителя:

Выбор ведущего

Действия учащихся: повтор за учеником ведущим

IV. Тренировочные упражнения.

1. Работа на применение: Индивидуальная.

Учитель: раздает задания на карточках

Учащиеся: составляют критерии, выполняют задания.

Задание: вставить пропущенные буквы, определить наклонение глагола и его синтаксическую роль.

Работа с текстом по критериям.

Определить наклонение глаголов, определить синтаксическую роль глаголов.

Критерии:

1. Правильно вставить пропущенные буквы,

2. Подобрать проверочные слова.

3. Верно определить наклонение всех глаголов.

4. Грамотно определить, каким членом предложения является глагол в тексте.

5. Уложиться во времени.

Предложения:

1. В гостях в…ди(...) себя культурно, сдержанно. 2. Воспитанный гость об…зательно спросит (...), куда ему сесть. 3.Мальчики сначала усаживают (...) девочек.4.Было бы (...) неприлично вых…дить из-за ст…ла во время еды. 5.Сиди (...) за ст…лом спокойно.6 Не ра…махивай (....)руками. 7.Хороший гость, уходя, обязательно побл…годарит (....) хозяев за г…степриимство и радушный прием.

Самопроверка по эталону.

1. В гостях веди(пов.накл..) себя культурно, сдержанно. 2. Воспитанный гость обязательно спросит (изъяв. накл..), куда ему сесть. 3.Мальчики сначала усаживают (изъяв.накл.) девочек.4.Было бы (сослаг.накл.) неприлично выходить из-за стола во время еды. 5.Сиди (повел.накл.) за столом спокойно.6 Не размахивай (повел.накл.)руками. 7.Хороший гость, уходя, обязательно поблагодарит (изъяв.накл.) хозяев за гостеприимство и радушный прием.

V.Творческая работа по составлению стихотворения с употреблением разных наклонений по группам.

Учитель: дает задние.

Ученики: воспринимают, действуют, защищают

V. Размышление над обучением.

1. Подведение итогов урока. Рефлексия устная

- Что нового вы узнали, чему научились?

- Каковы причины вашего успеха ли неуспеха?

- Как вы оцениваете свое участие в занятии?

Затем некоторые участники поочередно по желанию высказываются в соответствии с заданным алгоритмом.

2. Выставление оценок.

Последующее задание

VI. Домашнее задание

    1. Упр. ***

Анализ занятия

В уроке прослеживались следующие модули: критическое мышление, критериальное оценивание, обучение одаренных, возрастные особенности и обучение тому, как учиться.

Урок проводился в 6а классе, в котором 19 человек. Класс гимназический, но дети имеют разный образовательный уровень, поэтому для работы над новым материалом учитель самостоятельно поделил учащихся на группы с наличием А В С группы обучающихся. Этот способ деления был оправдан положительным результатом усвоения новой темы, только 3 учеников не справились с первичным закреплением новой темы.

Бодрячок использовался с целью поднятия настроения для плодотворной работы.

Целеполагание понадобилось для восприятия новой темы. Актуализация знаний по составлению дерева признаков, помогла увидеть учителю качество усвоение пройденного материала.

Метод «Автобусной остановки» и составление концептуальной карты помогли ученикам усвоить объемный материал в рамках урока. К концу урока по итогам закрепляющих заданий по карточкам, лишь один ученик получил отметку «3».

Затруднение у учащихся вызвало в очередной раз составление критериев по заданию.

Творческое задание помогло учащимся использовать новый материал в речевых ситуациях без замечаний.

Учитель не уложился во времени, рефлексия проходила после звонка, поэтому была неглубокой.

Рефлексия помогла получить учителю обратную связь.

Учитываю все недочеты для дальнейшего планирования уроков

Изменения к занятиям

Рекомендации:

  1. Продолжить работу по изучению и применению на уроке стратегий по технологии критического мышления.

  2. Совершенствовать работу по составлению критериев.

  3. Продумать задания, учитывая хронометраж.
































Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ