Конспект урока для 1 класса на тему «Чтение и письмо слов с буквой «Ш»

Предмет: Обучение грамоте, письмо.
Класс:
1 класс.
Программа:
“Школа России”

Учитель: Исаева Анжелика Владимировна

Тема: «Чтение и письмо слов с буквой «Ш»
Тип урока:
урок комплексного применения знаний и способов действий.

Место урока в теме: 2-й урок

Цели урока:

  1. образовательные: формирование навыка правильного, плавного, сознательного, выразительного чтения слов с изученными буквами; обогащение и активизация словарного запаса; совершенствование навыков чтения и письма; закрепить у учащихся знание о сочетании ШИ в словах;

  2. развивающие: создание условий для развития фонематического слуха, орфографической зоркости; логического мышления, внимания, связной речи, познавательной активности;

  3. воспитательные: воспитание интереса к родному языку, уважения к старшим, к чтению детской художественной литературы;

Задачи:

  1. формировать у детей интерес к чтению, привлекая внимание детей к «живому» слову;

  2. формировать умение анализировать текст;

  3. создать условия для применения знаний и умений по данной теме в знакомой и новых учебных ситуациях;

  4. формировать умение начертания письменных букв, слов;

  5. формировать умение писать предложения;

  6. способствовать формированию навыков сотрудничества.

Технологии: 

  1. проблемно-диалогического обучения;

  2. коллективного взаимодействия (парная работа);

  3. информационно-коммуникационные (слайдовая презентация);

  4. игровая (введение в урок сказочных героев).

  5. здоровьесберегающие (проведение во время урока зрительной гимнастики и физминутки, смена динамических поз во время групповой работы).

Обучение УУД: умение работать в паре, классифицировать слова, умение выделять в тексте ключевые слова.

Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, презентация, карточки для парной работы.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Цели:

Создание положительной мотивации на включение в учебную деятельность. Активизировать познавательную деятельность.


- Добрый день, ребята!

Придумано кем – то просто и мудро

При встрече здороваться:

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам (поворачиваясь к гостям)

И каждый становится

Добрым, доверчивым

И доброе утро длится до вечера!


- Сегодня у нас очередной урок обучения грамоте и письма, на котором вы продолжите раскрывать секреты русского языка.

Проверьте, как организовано ваше "рабочее место", как расположены на парте "Азбука", "Пропись", пенал.

- Почему это важно?

Выскажите свои мысли.
















Обучающиеся проверяют правильность расположения учебников и школьных принадлежностей.


Обучающиеся высказывают свои предположения о необходимости правильной организации своего «рабочего места»

Метапредметные (УУД)


регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;


коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.


2. Актуализация опорных знаний учащихся

Цель: подготовка к мыслительной деятельности с помощью мыслительной гимнастики, фиксации затруднения в деятельности

Работа по ленте букв.

- Можете ли вы назвать буквы, изображенные на ленте букв? (учебник с.23)

- Почему на данный момент вы уже можете их назвать?

Назовите буквы.

Учителем обращается внимание на правильность названия буквы.


- Как вы думаете, возможно ли их разделить на две группы? По какому признаку?

- Назовите группу гласных букв.

- Возможно ли гласные буквы разделить на две группы? По какому признаку?



- На какие две группы можно разделить согласные буквы?


Игра – беседа.

- Ребята, а можно задать вам четыре вопроса?

- Не боитесь?

- Вот я задала уже два вопроса, и вы на них ответили. Поняли, на какие вопросы отвечали?

- А это вы ответили на третий вопрос.

- А теперь ещё один вопрос совсем о другом: - Как вы думаете, на Северном полюсе сейчас жарко?

- Вы уверены? А-а-а, я поняла, вы часто бываете на Северном полюсе?

- Откуда же вы знаете, что там всегда холодно?

- Понятно, вы об этом узнали, потому что умеете слушать и понимать русскую речь.


(составление схемы на магнитной доске)

- Какая бывает речь?

- Из чего состоит наша речь? Из чего состоит предложение? Слово? Слог?

- Какими бывают звуки речи?


Фонетическая разминка.

- Как жужжит пчела, шмель?

- Как звенит комарик?

- «Надуйте» воздушный шарик

- Как шарик выпускает воздух

- Как шипит змея?


Работа со скороговоркой

Шесть мышат в шалаше шуршат.

- Прочитайте про себя. Что это?

- Какой звук повторяется несколько раз? Дайте характеристику этому звуку. Какой буквой записываем звук?

- Прочитайте «по секрету» (шёпотом), а теперь громко.

- Прочитайте, прохлопывая ритм.

- Прочитайте с вопросительной интонацией, выделяя голосом слова по порядку.


Игра «Собери словечко».

- На шариках записаны слоги. Помогите собрать из этих слогов слова. Соединяем карандашом. Работаем в паре на листочках.

- Что общего во всех этих словах?

- Какое слово лишнее? Почему?


-Да.


- Потому что мы их уже изучили.


Обучающиеся называют буквы алфавита.



Обучающиеся классифицируют предложенные учителем буквы на:

- гласные/согласные;

- гласные - смягчающие согласный звук/не смягчающие;

- гласные - обозначающие один звук/обозначающие два звука;

- согласные - глухие/звонкие




- Да.

- Нет.


- Да.



- Нет, там всегда холодно.


- Нет.

- Нам читали, рассказывали.





(Приложение 1)






( Ж-ж-ж…)

( З-з-з…)

(Ф-ф-ф…)

(С-с-с…)

(Ш-ш-ш…)




(скороговорка)

Звук [ш].

Он согласный, глухой, всегда твёрдый, парный. Буква «ш».









ШАПКА, ШОРТЫ, ШУБА, ШТАНЫ, ШАШКИ

Приложение 2

(шашки, т. к. всё остальное – одежда, а это - игра)

Предметные:

- правильно называть буквы русского алфавита;

- правильно выделять буквы, обозначающие гласные и согласные звуки;

- составлять слова из слогов.


Метапредметные (УУД)


познавательные:

- выполнять классификацию;

- обосновывать основание для классификации;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- находить ответы на вопросы, используя информацию схем, плакатов;


регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;


коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.


личностные:

- определять правила работы в парах.


3. Формулирование темы и задач урока. Планирование деятельности.

Цели:

- организовать формулировку темы урока детьми;

- организовать постановку цели урока детьми.



На слайде высвечиваются изображения: шуба, шапка, шарф.

- Назовите предметы.

- Как можно эти предметы назвать одним словом?

- Что еще общего в произношении этих слов?

- Какое слово может быть лишним?



- Попробуйте сформулировать тему урока.


- Какова цель урока?


Зачем мы это делаем?


Поставим задачи.





одежда

Звук [ш].

Шарф – в этом слове 1 слог.



Чтение и письмо слов с буквой «ш».


Научиться писать и читать слова и предложение с буквой «ш».

Чтобы уметь писать и читать буквы, быть грамотными.

-Будем учиться писать букву «ш».

-Будем писать и читать слоги с этой буквой.

-Будем писать и читать слова и предложения.

-Выделять общий элемент в буквах.

Метапредметные (УУД)


познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);


регулятивные:

-определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;

- определять последовательность

действий на уроке.


коммуникативные:

- точно и полно выражать свои мысли.


личностные:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?).

4. Работа по теме урока.

Цель:

- организовать работу по формированию знаний по проблеме урока; умений оценивать поступки людей.


Работа с текстом.

- Прочитайте текст на с.18 «Петушки».

- Найдите слова с сочетанием ШИ.

- Найдите слова с Ь. Какую роль он играет в словах?

- Когда о детях говорят «Они распетушились»?

- Как таких детей можно назвать одним словом?

- Как относятся к драчунам?


Работа со словами.

- Прочитайте слова со слайда.

МАШИНА МЫШИ ШИПЕТЬ КАРАНДАШИ

СПЕШИТЬ МАЛЫШИ ТИШИНА ШИТЬ

- Какое правило их объединяет?

- На какие две группы можно разделить все слова?


Работа с текстом.

- Прочитайте рассказ Л.Н. Толстого.

- Что можно сказать о возрасте дедушки?

- Почему он не мог залезть на печку?

- Почему мальчику стало смешно?

- Почему автор считает, что стыдно смеяться над старостью?

- Как можно озаглавить этот текст?

- Как в ваших семьях относятся к старым людям?

Работа в прописи.

1) обведение элементов букв

2) написание букв Ш,ш.

3) Написание предложения – правила.

4) Написание слов с сочетанием ШИ.

Личностные УУД:

- определять общие для всех правила поведения;

- оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей).


Тест.

Буква Ш обозначает гласный звук.

Звук Ш глухой.

Звук Ш всегда мягкий.

Звук Ш согласный.

Звук Ш всегда твердый.




Смягчает согласные звуки.


Драчуны.







Сочетание ШИ.

Слова – предметы, слова – действия.














Образец написания на слайде.









-

+

-

+

+

Предметные:

- уметь определять функцию буквы ь в словах русского языка;

- учиться выяснять значение новых слов;

- видеть в слове орфограмму ("опасное место"), уметь ее объяснить;

- уметь правильно произносить сочетания букв, слова с учетом фонематических норм русского языка;

- овладевать умением правильного написания буквы ш, соединением данной буквы с другими;

- правильно записывать слова, предложения;

- проверять написанное, сравнивая с образцом.


Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;

- осуществлять самоконтроль.


познавательные:

- ориентироваться в учебнике;

- уметь находить и выделять необходимую информацию;

- уметь сравнивать, называя критерий для сравнения;

- работа с текстом и иллюстрациями: оценка смысла всего текста, отработка выразительного чтения.


коммуникативные:

- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем,

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.


личностные:

- смыслообразование и нравственно-этическая ориентация – текст, в котором обсуждаются проблемы любви, уважения и взаимоотношений взрослых и детей.

- оценивание усваиваемого содержания обеспечивающего

личностный социальный выбор.

5.Рефлексия

Цель:

учить оценивать свою работу на уроке.

- Какую цель ставили? Достигли цели?

- Какая тема урока была?


- Расскажите по схеме, чему научились на уроке.

знаю

Я запомнил

смог



Обучающиеся фиксируют учебные задачи, поставленные ими в начале урока


По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.




Метапредметные (УУД)

личностные:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности


регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;


коммуникативные:

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


VIII. Физкультминутка

Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь.
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте,
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка вприсядку.
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните,
Все в порядок приведем
И читать, друзья, начнем.

- Пальчиковая гимнастика:

Кулачки мы вместе сложим,
Нашим пальчикам поможем,
Разогнуться и подняться.
Пальчик к пальчику прижмём
Снова в кулачки сожмём.
Разгибаем, загибаем,
Снова в кулачки сжимаем.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ