Конспект урока для 5 класса на тему «Правописание корней с чередованием гласных е,и»
Конспект урока для 5 класса на тему «Правописание корней с чередованием гласных е,и»
Составила: Климова Александра Владимировна.
Класс: 5
Предмет: русский язык
УМК: Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Е.А.Быстрова, Л.В.Кибирева, Ю.Н.Гостева, Е.С.Антонова; под ред. Е.А.Быстровой.- М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. (ФГОС. Инновационная школа).
Тип урока: открытие нового знания
Цели урока: - формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия;
- расширение понятийной базы за счет изучения орфограммы «Чередование гласных е – и в корнях слов»;
- сформировать умение видеть чередования гласных е // и в словах;
- развивать орфографическую зоркость;
- воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
УУД
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне
Организация рабочей обстановки. Приветствие.
Приветствуют учителя, демонстрируют своё настроение.
Самоопределение, смыслообразование (Л)
Целеполагание (П)
Планирование учебного сотрудничества (К)
II. Актуализация знаний.
Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося
1.Организация наблюдения.
На доске записаны пары слов
Замереть – замирать
Соберу – собирать
Стереть – стирать
Отдерёт – отдирать
Отпереть – отпирать
Застелить – застилать
- Спишите пары слов, выделите корни.
- Сравните эти корни.
- Какой можно сделать вывод?
2. Целеполагание. Определение темы и целей урока.
- Как думаете, какова тема урока? (Если детям сложно, можно помочь вопросами: Что объединяет слова, записанные на доске?)
- Какова главная цель урока?
- Какова задача урока?
Списывают пары слов, выполняют задание.
Дают ответ
Выделяют признак.
Рефлексия, вывод.
Формулируют тему урока (Правописание корней с чередованием гласных е // и в корне.)
Формулируют цель (понять, какие чередования гласных происходят в словах)
Научиться видеть чередования гласных е // и в словах.
Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)
Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)
Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)
III. Проблемное объяснение нового знания
Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися правописание корней с чередованием гласных звуков.
1. Организация наблюдения (продолжение).
- С чего же начать «открытие нового знания»?
Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю
открыть учебники на стр. 34 и обратиться к упр. 50 и выполнить задание до конца.
- Подчеркните гласную в корне одной чертой, а гласную после корня – двумя.
- Сравните подчёркнутые буквы в словах.
- Какой можно сделать вывод?
2.Обращение к теоретическому материалу ІІ
§ 6 (стр. 35).
- В каких случаях в корнях с чередованием пишется буква и?
Обратите внимание на таблицу, на ней изображены все корни, в которых происходит чередование И–Е.
3.Посмотрим сценку. «Суффикс-консультант» (*Из книги В. Волиной «Веселая грамматика»).
1-й ученик: Поручили Незнайке написать плакат. Начал он было писать, да задумался: как правильно – собирайте или соберайте? Думал он долго, да так ничего и не придумал. Но тут вспомнил о справочном бюро.
Незнайка. 2-й ученик (по телефону): Скажите, пожалуйста, как надо писать: собирайте или соберайте?
3-й ученик: В таких корнях, где чередуются И и Е, все зависит от меня, Суффикса. Если после корня во мне стоит буква А, то я допускаю в корень только И; если стоит другая буква, пишите Е. Повторяйте за мной и учите это правило:
Если после корня – А,
В корне будет И всегда!
Вот пример, запоминай:
Ноги вытер? Вытирай!
Стихотворение высвечивается на экран. Хоровое проговаривание.
Выполняют оставшуюся часть заданий.
Сравнивают гласные в корнях, делают вывод.
Прочитывают теорию в учебнике, отвечают на вопросы.
Смотрят на экран, на таблицу, на ней изображены все корни, в которых происходит чередование И–Е.
Смотрят сценку, повторяют слова стихотворения хором.
В ролях 1, 2,3 учеников выступают заранее подготовленные ученики.
Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)
Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)
IV. Первичное закрепление
Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию
Тренировочные упражнения.
1.Сопоставление корней с чередованием е // и
- Запишите предложения в два столбика: а) есть слово с чередующейся е; б)есть слово с чередующейся и.
1)А по двору метелица ковром шёлковым стелется… 2)На густых иголках блёстки горят. 3)Блистает речка, льдом одета…4)На многие тысячи километров расстилаются просторы нашей Родины.
- Можно ли однокоренные слова из левого столбика использовать как проверочные слова для слов правого столбика?
Физкультминутка.
Цель: сменить вид деятельности.
Игра «Хлопок». Учитель называет слоава с чередующимися Е и И в корне. Слово с И – хлопок.
Слова для игры:
набирать, замерли, протереть, протирать, расстилать, постелить, запереть, запирать.
2. Распределительный диктант.
- Распределите слова в два столбика: а)с гласной е; б)с гласной и.
Убирать комнату, застелить газетами, вытерем насухо, уберём вместе, застилая аккуратно, тщательно вытирать, упереться в стену, долго упираться, заберёт с собой, блистать чистотой, блестеть на солнце, замирать от восторга.
3.Используя записанные словосочетания, напишите сочинение – миниатюру «Как я помог(ла) маме».
Выполняют задание поочерёдно у доски.
Пишут под диктовку.
Объясняют.
Играют в игру «Хлопок».
Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)
Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)
Оценивание усваемого содержания (Л)
Контроль, коррекция, оценка (Р)
V.Итог урока (рефлексия деятельности)
Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса
- От чего зависит выбор гласных е или и в корнях с чередованием?
- Где можно применить новые знания?
- Оцените свою работу на уроке. Работу класса
- Выберите смайлик своего настроения.
-Изменилось ли оно? Почему?
- Домашнее задание. § 6 (ІІ) упр. 51
Дают ответы на вопросы
Анализируют работу на уроке через самооценку
Записывают домашнее задание
Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)
Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)
Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ