Урок русского языка в 6 классе на тему «Морфемный и словообразовательный разбор слова»

Урок русского языка в 6 классе на тему «Морфемный и словообразовательный разбор слова»


УМК: Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Е.А.Быстрова, Л.В.Кибирева, Ю.Н.Гостева, Е.С.Антонова; под ред. Е.А.Быстровой.- М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. (ФГОС. Инновационная школа).

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Цели:

  1. повторить темы «Состав слова» и «Словообразование»

  2. воспитывать у учеников интерес к процессу словообразования, воспитать умение грамотно и логично составлять новые слова и применять их в устной и письменной речи

  3. развивать практические навыки словообразовательного анализа и анализа состава слова; научить практически использовать полученные в результате анализа знания.

Формируемые ключевые компетентности: готовность делать осознанный и ответственный выбор, аспекты информационной, социальной и коммуникативной компетентностей.

Универсальные учебные действия (УУД):

Личностные: оценивают важность различения «красивого» и «некрасивого», потребности в «прекрасном» и отрицания «безобразного».

Регулятивные: соотносят результат своей деятельности с целью и оценивают его.

Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи.

Коммуникативные: учатся критично относиться к собственному мнению.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивация к учебной деятельности. (3 мин.)

Цель:

  • мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;

  • осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке.

1.Приветствие учащихся.

Проверка готовности к уроку. Психологический настрой.

Вступительное слово учителя, задающего эмоциональный настрой:

Друзья мои! Я очень рада

Войти в приветливый ваш класс

И для меня уже награда

Внимание ваших умных глаз.

- Здравствуйте, дорогие ребята! Я желаю вам хорошего настроения. Тема нашего урока: «Морфемный и словообразовательный разбор слова». Сегодня мы с вами повторим различные способы образования слов, и вы должны будете принять активное участие в нашей исследовательской работе и научиться определять способ образования слова, а также строить словообразовательные цепочки. Запишите в тетрадях сегодняшнее число, тему урока и слова классная работа.

(Запись на доске числа и названия темы урока)





Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.















Самоопределение (Л1, осуществление гражданской идентификации личности)

Целеполагание (Р1, принятие учебной задачи)

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К1, общение и взаимодействие, планирование учебного сотрудничества (К2, ориентировка на позицию партнера, К5, формулировка)

2.Актуализация знаний и пробное учебное действие. (10 мин.)

Цель:

  • актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;

  • актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;

  • зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия

2.Проверка домашнего задания.

- Назовите сложные слова (1 ряд)

- Какие из них являются сложносокращенными (2 р), что они обозначают (1 р.)?

- Запишите на доске, как образовано выделенное слово ( 1 р.)

- Постройте схему сложного предложения (2 р.)

3.Актуализация знаний.

- На прошлых уроках мы изучили темы «Морфемика» и «Словообразование». Сегодня мы повторим эти темы, закрепим умение выполнять разные виды разбора слова.

Давайте вспомним этапы анализа слова:

Морфемный:

  1. окончание

  2. основа

  3. суффикс(ы)

  4. приставка

  5. корень


Забайкальский


Словообразовательный:

  1. Дать толкование лексического значения слова

  2. сравнить состав данного слова с однокоренным, выявить ту часть, с помощью которой оно образовалось

  3. определить, от чего образовано слово

  4. назвать способ образования

заснеженные ← снег


- Наш урок мы проведем в форме путешествия. Каждый ученик получает рабочий лист, в котором 5 заданий. Вы будете выполнять их в течение урока самостоятельно. В конце урока каждый заработает определённое количество баллов, которые мы переведём в оценку. Дополнительные баллы вы сможете получить, отвечая на устные вопросы.

Выполняют работу у доски














Выполняют анализ слов.


















Отвечают на вопросы.














Л4, формирование картины мира культуры как порождения предметно-преобразующей деятельности человека, Л7, формирование позитивной самооценки, Р2, планирование своих дйствий, Р5, адекватное восприятие оценки учителя Р7, оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, К5, формулирование собственного мнения, К6, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, П3, построение речевого высказывания в устной форме.

Динамическая пауза (2 мин.)

Цель: сменить вид деятельности.

Комплекс упражнений для глаз.

Выполняют упражнения.

Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.

3. Включение изученного в систему знаний.(25 мин.)

Цель:

  • мотивировать учащихся к деятельности;



  • координировать деятельность учащихся;



  • контролировать

выполнения заданий

Мотивация и координация деятельности учащихся, контроль выполнения задания

I этап – Морфемика.

- Расскажите, из каких значимых частей состоят слова (1 р) и охарактеризуйте каждую из них (2 р).

Задание 1. Выполните морфемный разбор слов

Кукольный (театр)

  • Тонкосуконный (комбинат)

  • Октябрьский (район)

  • Этнографический (музей)

  • Железнодорожный (вокзал)

Универмаг «Юбилейный»


Выберите слова, соответствующие схемам:

    • Кукольный (театр)

  • Тонкосуконный (комбинат) Октябрьский (район) Этнографический (музей)

  • Железнодорожный (вокзал) Универмаг «Юбилейный»



II этап – Способы образования слов.

- О каком городе шла речь? Бывали ли вы в Улан-Удэ? Прежде чем отправиться в путешествие, вспомните, Какие способы образования слов вы знаете?


- Мы с вами отправляемся в небольшое путешествие. По названиям улиц, районов, городов можно узнать его историю, узнать, чем живет город. Ваша задача - указать, от каких слов образовались некоторые из них.

Раньше Улан-Удэ назывался Верхнеудинском, так как город находится в верховье р.Уды. Позже был переименован. Улан-Удэнцы и все жители Бурятии стараются сохранять культурное наследие своих предков. Поэтому в городе много архитектурных памятников, музеев. У-У – студенческий город. Здесь 4 крупных вуза: БГУ, БГСХА, ВСГТУ, ВСГАКИ. Также У-У – крупный промышленный центр. В городе имеотся крупные промышленные предприятия: судостроительный, авиационный, ЗММК, ЛВРЗ. У-У – культурный центр Бурятии. Здесь есть разные театры: Оперы и балета, русской и бурятской драмы, театр кукол «Ульгэр», кинотеатры, библиотеки.

- Какое значение имеет изучение словообразования?


Задание 2. Выполните словообразовательный разбор слов(Обе группы)


  • Гостиные

  • Транспортный

  • Ул. Пионерская



  • Кяхтинка

  • ГДО

  • Погранотряд


III этап. Корни с чередующимися гласными.

- Расскажите о правилах выбора гласной в корнях с чередованием, приведите примеры.


Задание 3. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму.

  1. З…ря ярко осветила звёзды на водную гладь Байкала.

2Мы возл…жили цветы к памятнику погибшим воинам.

3 Всем хотелось прик…снуться к экспонатам в Этнографическом музее.

4 В кабинете биологии выр…с удивительный цветок.

5 Между ребятами разг…релся спор, в каком музее было интереснее.

6 Мы побывали в Улан-Удэ в самый разг…р лета.

7 Ребята не предпол…гали, что там будет так красиво.

8 В разговоре с экскурсоводом мы к…сались разных тем.

9 Цветы, которые мы привезли домой, были выр…щены в музее природы.


Задание 3. Составьте предложения из словосочетаний.

1. Утренняя з…ря

2. возл…жить цветы

3. прик…снуться к чему-то

4. выр…с в саду

5. разг…релся между ребятами


3 уровень – взаимопроверка

IV этап. Правописание приставок пре- и при-

- Расскажите о правилах выбора гласной в приставках пре- и при-. Приведите примеры.

Задание 4. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму (2 ряд)


  • Пр…школьный

  • Пр…образовать

  • Пр…луниться

  • Пр…красный

  • Пр…остановить

  • Пр…рвать



  • Пр…выкать

  • Пр…мудрая

  • Пр…брежный

  • Пр…вет

  • Пр…творить (дверь)

  • Пр…творить (мечту в жизнь)


Задание 4. Подберите слова на правило: «Правописание приставок пре- и при-.(1 ряд)


Приставка при-

Приставка пре-

1

2

3

4

Словарные слова

1

2

Словарные слова










3 уровень – взаимопроверка


V этап – Гласные ы-и после приставок. Соединительные гласные О и Е.


Расскажите о правописании гласных ы-и после приставок и о правописании соединительных гласных о-е. Приведите примеры.


Задание 5 -1 р. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму

  • Лед…кол

  • Везд…ход

  • Птиц…лов

  • Верт…лёт



  • С…грать

  • Сверх…нтересный

  • Контр…гра

Меж…нститутский


Задание 5- 2р Составьте словосочетания со словами, вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму


  • Лед…кол ________________________

  • Везд…ход________________________

  • Птиц…лов_______________________

  • С…грать_______________________

  • Сверх…нтересный _______________

  • Меж…нститутский _____________


IV этап – заключение, подведение итогов.

- Чем мы занимались на уроке, что нового узнали?

- Для чего нужно знать словообразовательный и морфемный разборы?

- Подсчитайте заработанные баллы каждого ученика.

«5» - 25 баллов

«4» - 20-24 балла

«3» - 10-19 баллов

«2» - до 9 баллов


Учащиеся выполняют упражнение по заданию. При проверке

оценивают себя.




Выполняют задания в группах






















Отвечают на вопросы учителя.



























Выполняют словообразовательный разбор в группах.
















Работают с орфограммой «корни с чередованием» в парах.








































Работа с приставками.






Работают с правописанием приставок в парах.






















Работают по рядам.










Рассказывают правило.









Работают с орфограммой, объясняют.

















Работают в парах.















Делают вывод, обобщают.

Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р4, осуществление итогового и пошагового контроля по результату, Р5, адекватное восприятие оценки учителя, Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок)

Самоопределение (Л6, самооценка личности, Л7, формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия)


4.Рефлексия. (5 мин.)

Цель:

  • оценить результаты собственной деятельности

  • повторить способ нового знания



Рефлексия



- Удалось решить поставленную задачу?

- Каким способом?

- Какие получили результаты?

- Что нужно сделать ещё?

- Где можно применить новые знания?

- Оцените свою работу на уроке. Работу класса


Домашнее задание:

  1. § 24 упр. 195



Отвечают на вопросы учителя.






Учащиеся высказывают свое впечатление от урока. Каким сегодня был урок?


Записывают домашнее задание.



Умение выражать свои мысли (К1, понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, К3,4, учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве)

Рефлексия (П5, структурирование знаний, П16, 17,выдвижение гипотез и их обоснование)

Смыслообразование (Л7, формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия)









Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ