Конспект урока для 5 класса на тему "Правописание корней с чередованием согласных и гласных звуков"
Тема урока: Правописание корней с чередованием согласных и гласных звуков.
Составила: Климова Александра Владимировна.
Класс: 5
Предмет: русский язык
УМК: Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Е.А.Быстрова, Л.В.Кибирева, Ю.Н.Гостева, Е.С.Антонова; под ред. Е.А.Быстровой.- М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. (ФГОС. Инновационная школа).
Тип урока: открытие нового знания
Цели урока: - дать понятие о чередовании гласных и согласных в словах;
- сформировать умение видеть чередования гласных и согласных в словах;
- развивать орфографическую зоркость;
- воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.
Технологическая карта урока.
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
УУД
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне
Приветствует учащихся.
Организует рабочую обстановку.
Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение.
Самоопределение, смыслообразование (Л)
Целеполагание (П)
Планирование учебного сотрудничества (К)
II. Актуализация знаний
Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося
1.Организация наблюдения.
На доске слова: друг, снег, медведь
- Образуйте от слов однокоренные слова с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов.
- Выделите корни.
- Чем они отличаются?
- Как называется это явление?
2. Целеполагание. Определение темы и целей урока.
- Как думаете, какова тема урока? (Если детям сложно, можно помочь вопросами: Что объединяет слова, записанные на доске? Какой термин есть для определения смысла этих слов?)
- Какова главная цель урока?
- Какова задача урока?
Подбирают к данным словам однокоренные.
Дают ответ
Выделяют признак
Составляют схему
Рефлексия, вывод.
Формулируют тему урока (Правописание корней с чередованием согласных и гласных звуков)
Формулируют цель (понять, какие чередования гласных и согласных происходят в словах)
Научиться видеть чередования гласных и согласных в словах.
Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)
Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)
Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)
III. Проблемное объяснение нового знания
Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися правописание корней с чередованием согласных и гласных звуков.
- С чего же начать «открытие нового знания»? Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю обратиться к теоретическому материалу І, ІV
§ 6 (стр. 33, 40).
- Что такое фонетическая позиция?
- Что такое позиционное чередование звуков? Влияет ли позиционное чередование звуков на написание слов?
- При каких условиях происходит чередование гласных с нулём звука?
- Какие гласные называются беглыми?
- упр. 46. Докажите, что в данных словах происходят позиционные чередования звуков, которые не влияют на написание слов. Назовите эти звуки.
Вода – воды, снега- снег, стена- стены, плясать -пляска, осень – осенний, круг – круги, город – города.
- Оцените свою работу?
- Какие трудности возникли?
- Что нужно сделать, чтобы добиться успеха?
Прочитывают теорию в учебнике, отвечают на вопросы.
Работа в группах по 2 человека
Анализ работ и вывод внутри групп.
Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)
Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)
IV. Первичное закрепление
Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию
1. Тренировочные упражнения.
- упр. 47, 48 (анализ таблицы).
2. 1 вариант – упр. 63, 2 вариант – упр. 64 (первые 9 пар слов).
3. Диктант.
- Озаглавьте текст.
Серенькая мышка сидела на чернильнице, носик у неё двигался из стороны в сторону, усики шевелились. Мышка смотрела на меня круглыми блестящими глазками и иногда почёсывала себе животик маленькой лапкой.
Я писал, а мышка смотрела и слушала, как пёрышко посвистывает.
(Е. Чарушин).
- Выделите уменьшительно – ласкательные суффиксы.
- К словам из текста подберите однокоренные слова или формы слов с чередованием согласных в корне. (сидела – сижу, двигался – движение и т.д.)
- Измените форму слов мышка, глазками, так, чтобы в их суффиксах появились беглые гласные. (мышка – мышек, глазками – глазок, лапкой – лапок).
Выполняют задание в парах
Пишут под диктовку.
Краткий ответ
Работают индивидуально с проговариванием в громкой речи
Оценивают свою работу
Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)
Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)
Оценивание усваемого содержания (Л)
Контроль, коррекция, оценка (Р)
V.Итог урока (рефлексия деятельности)
Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса
- Какие буквы и в каких морфемах могут чередоваться? Приведите примеры.
- Где можно применить новые знания?
- Оцените свою работу на уроке. Работу класса
- Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему?
- Домашнее задание. § 6 (І, ІV) упр. 49
Дают ответы на вопросы
Анализируют работу на уроке через самооценку
Записывают домашнее задание
Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)
Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)
Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)
Приложение к уроку
Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) I этап урока
«Покажи своё лицо»
Проблемное объяснение нового знания III этап урока
Ведётся бортовой журнал. Учащиеся фиксируют самооценку по каждому записанному в нём заданию.
Кроссворд
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ