Конспект урока для 5 класса на тему "Правописание корней с чередованием согласных и гласных звуков"

Тема урока: Правописание корней с чередованием согласных и гласных звуков.

Составила: Климова Александра Владимировна.

Класс: 5

Предмет: русский язык

УМК: Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Е.А.Быстрова, Л.В.Кибирева, Ю.Н.Гостева, Е.С.Антонова; под ред. Е.А.Быстровой.- М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. (ФГОС. Инновационная школа).

Тип урока: открытие нового знания

Цели урока: - дать понятие о чередовании гласных и согласных в словах;

- сформировать умение видеть чередования гласных и согласных в словах;

- развивать орфографическую зоркость;

- воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.

Технологическая карта урока.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне


Приветствует учащихся.

Организует рабочую обстановку.

Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение.

Самоопределение, смыслообразование (Л)

Целеполагание (П)

Планирование учебного сотрудничества (К)

II. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося


1.Организация наблюдения.


На доске слова: друг, снег, медведь


- Образуйте от слов однокоренные слова с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов.


- Выделите корни.

- Чем они отличаются?


- Как называется это явление?


2. Целеполагание. Определение темы и целей урока.


- Как думаете, какова тема урока? (Если детям сложно, можно помочь вопросами: Что объединяет слова, записанные на доске? Какой термин есть для определения смысла этих слов?)


- Какова главная цель урока?


- Какова задача урока?




Подбирают к данным словам однокоренные.

Дают ответ



Выделяют признак


Составляют схему



Рефлексия, вывод.


Формулируют тему урока (Правописание корней с чередованием согласных и гласных звуков)






Формулируют цель (понять, какие чередования гласных и согласных происходят в словах)

Научиться видеть чередования гласных и согласных в словах.

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

III. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися правописание корней с чередованием согласных и гласных звуков.


- С чего же начать «открытие нового знания»? Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю обратиться к теоретическому материалу І, ІV

§ 6 (стр. 33, 40).

- Что такое фонетическая позиция?

- Что такое позиционное чередование звуков? Влияет ли позиционное чередование звуков на написание слов?

- При каких условиях происходит чередование гласных с нулём звука?

- Какие гласные называются беглыми?


- упр. 46. Докажите, что в данных словах происходят позиционные чередования звуков, которые не влияют на написание слов. Назовите эти звуки.


Вода – воды, снега- снег, стена- стены, плясать -пляска, осень – осенний, круг – круги, город – города.



- Оцените свою работу?


- Какие трудности возникли?

- Что нужно сделать, чтобы добиться успеха?

Прочитывают теорию в учебнике, отвечают на вопросы.










Работа в группах по 2 человека









Анализ работ и вывод внутри групп.

Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)

IV. Первичное закрепление

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию


1. Тренировочные упражнения.

- упр. 47, 48 (анализ таблицы).

2. 1 вариант – упр. 63, 2 вариант – упр. 64 (первые 9 пар слов).

3. Диктант.

- Озаглавьте текст.

Серенькая мышка сидела на чернильнице, носик у неё двигался из стороны в сторону, усики шевелились. Мышка смотрела на меня круглыми блестящими глазками и иногда почёсывала себе животик маленькой лапкой.

Я писал, а мышка смотрела и слушала, как пёрышко посвистывает.

(Е. Чарушин).

- Выделите уменьшительно – ласкательные суффиксы.

- К словам из текста подберите однокоренные слова или формы слов с чередованием согласных в корне. (сидела – сижу, двигался – движение и т.д.)

- Измените форму слов мышка, глазками, так, чтобы в их суффиксах появились беглые гласные. (мышка – мышек, глазками – глазок, лапкой – лапок).

Выполняют задание в парах





Пишут под диктовку.









Краткий ответ



Работают индивидуально с проговариванием в громкой речи





Оценивают свою работу

Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Оценивание усваемого содержания (Л)

Контроль, коррекция, оценка (Р)

V.Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса


- Какие буквы и в каких морфемах могут чередоваться? Приведите примеры.

- Где можно применить новые знания?

- Оцените свою работу на уроке. Работу класса

- Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему?


- Домашнее задание. § 6 (І, ІV) упр. 49

Дают ответы на вопросы







Анализируют работу на уроке через самооценку

Записывают домашнее задание

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)



Приложение к уроку

  1. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) I этап урока

«Покажи своё лицо»

  1. Проблемное объяснение нового знания III этап урока

Ведётся бортовой журнал. Учащиеся фиксируют самооценку по каждому записанному в нём заданию.

Кроссворд



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ