Конспект урока русского языка в 9 классе по теме: «Сложноподчиненные предложения»
Конспект урока русского языка в 9 классе по теме: «Сложноподчиненные предложения»
Автор учитель русского языка и литературы МОУ СОШ с. Родничок Емельянова Наталья Анатольевна.
Цель урока:
Обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения.
Задачи урока:
Обучающие задачи:
- закрепить полученные знания о СПП;
- тренировать учащихся в расстановке знаков препинания в сложноподчиненном предложении;
- обучать школьников лингвистическому анализу текста.
Развивающие задачи: - формировать умения выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы;
- развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность;
- развивать навыки исследовательской деятельности.
Воспитательные задачи: - воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка;
- воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей;
- воспитывать такие нравственные качества, как преданность, патриотизм, доброта, человеколюбие.
Тип урока - комбинированный (обобщение и систематизация, творческое применение знаний, контроль знаний).
Форма проведения урока – урок-практикум ( с элементами лабораторной работы исследовательского характера)
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Постановка темы и цели урока:
Слово учителя:
Сегодня мы должны повторить всё, что знаем о сложноподчинённом предложении. Задача сегодняшнего урока: «Сравнивать, углублять, закреплять». Мы с вами поработаем со сложноподчиненными предложениями и проведем исследовательскую работу, которая позволит не только получить хорошие оценки, но и проверить, насколько прочно вы усвоили материал последних уроков.
А поможет нам повторить эту тему творчество В. Высоцкого. Почему именно Высоцкого. Потому что, ребята 25 января, этому замечательному барду исполнилось бы 71 год
3. Повторение изученного:
а) Теоретическое: Определение сложноподчиненного предложения, привести пример.
Сложноподчинённым предложением называется такое сложное предложение, части которого связаны между собой подчинительными союзами (или союзными словами) и находятся в отношениях формального неравноправия.
Пример: 1.Человек должен быть наделен фантазией, 2.чтобы творить.
Первая часть – главная, а вторая – зависимая (называемая придаточной частью). Зависимость второй от первой части формально обнаруживается в самой возможности логического вопроса отглавной к зависимой. Связаны части с помощью подчинительного союза чтобы. (слайд)
б) Практическое:
Задание 1. Цифровой диктант
Дается установка: "Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны со сказанным, ставьте цифру "1" в буклете, если нет - "0". Затем проверьте свои ответы и разберитесь в ошибках".
Верно ли утверждение, что:
1. Союзы что, если, где – подчинительные?
2. Определение не отвечает на вопрос чей?
3. Предложение – это синтаксическая единица?
4. Местоимение себя не имеет именительного падежа?
5. Союз однако – подчинительный?
6. Двусоставное предложение может быть неопределенно-личным?
7. Придаточные изъяснительные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей?
8. В предложении Сделано все, чтобы я мог жить спокойно первая часть – придаточное предложение?
9. [ ], (который...). – схема сложноподчиненного предложения.
После выполнения задания у учеников должен получиться следующий ответ:
«101 100 101».
Задание 2. Заполните "слепую" схему.
Определительные
?
обстоятельственные
?
Падежные вопросы
?
Помня о необходимости развития монологической речи детей, можно дополнить задание: "Прочтите слепую схему. Расскажите о строении сложных предложений".
Задание 3.
Соедините стрелками придаточные предложения сглавными. Определите вид придаточных.
Запишите в тетради только СПП с придаточными определительными и составьте их схемы:.
Каждая песня Высоцкого-это моноспектакль, в котором Высоцкий был и драматургом, и режиссером, и исполнителем.
Я не люблю любое время года, когда веселых песен не пою.
В песне «Я не люблю» чувствуется необычайная искренность поэта, его ненависть к лживой лести, непримиримость к бездарности, нечестности, желание быть с людьми, невозможность компромисса со злом, ложью, насилием, которое так глубоко коренится в окружающей действительности.
Давайте назовем основные виды СПП по значению и союзам? Для этого мы с вами отгадаем кроссворд. (Даны примеры предложений для анализа, учащиеся должны определить вид придаточного, а термин записать в кроссворд).
Примеры предложений:
• Вчера мы до того были утомлены, что даже не осмотрелись как следует.
• Когда рассвело, море окрасилось в фиолетово-розовый цвет.
• В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, вокруг которой переливался жёлтый круг.
• Петухи дерутся, так что перья летят.
• Там, где растут розы, растут и шипы.
• Трудно было понять, чем это огонь так привлекал лягушку.
• Пушки были ещё очень далеко, разрывы звучали глухо, словно картошку кто-то сыпал в подпол по деревянному лотку.
• Мне грустно, потому что я тебя люблю.
• Сова кричала, словно плакал маленький ребёнок.
• Ох, лето красное, любил бы я тебя, когда б не пыль, да зной, да комары, да мухи!
• Чтобы утром не проспать, ему приходилось заводить будильник.
6. Исследовательская работа по группам.
• Класс делится на 2 группы.
• Каждая группа анализирует текст на карточке.
• Нужно определить тип речи, найти СПП, определить их вид, сделать вывод о том, в текстах каких стилей речи чаще всего используются СПП с придаточными определительными, изъяснительными, обстоятельственными, каких видов СПП больше и почему, составить схемы СПП.
• (Даются тексты публицистического, художественного, научного, разговорного, официально-делового стилей).
Разговорный стиль
На лугу кто – то надрывно кричал, будто раздирали на части туго натянутую материю.
- Кто это? – спросил я.
- Коростель, его ещё дергачём зовут, - ответил Пётр Иванович…
- А какой же он с виду? – спросил я.
- Да так, рыженький, бесхвостый. Ноги длинные. На цыпленка похож, когда тот из пуха в перо выходит… (Г.Скребицкий «От первых проталин до первой грозы»).
Примерный ответ детей:
• Перед нами отрывок из повести Г. Скребицкого «От первых проталин до первой грозы». Писатель оформил речь в виде диалога. Тип речи – описание предмета, в данном случае – описание птицы. Мы можем представить, какой коростель, потому что в тексте перечислены его внешние признаки. Он рыженький, бесхвостый, ноги длинные, на цыплёнка похож. Писатель использует прилагательные с конкретным значением, сравнение ( на цыплёнка похож ), слова в переносном значении ( из пуха в перо выходит – растёт ). Характерные особенности синтаксиса: неполные предложения, вопросительные, сложноподчиненное предложение с придаточным сравнения, сложноподчинённое предложение с придаточным времени.
• СПП: На лугу кто – то надрывно кричал, будто раздирали на части туго натянутую материю (с придаточным сравнения).
• Схема: […глаг…], (будто…).
• СПП: На цыплёнка похож, когда тот из пуха в перо выходит. (СПП с придаточнымвремени).
• Схема: […кр.прил…], (когда…).
Официально-деловой стиль
Директору управления
Информационных
технологий Иванову А. И.
программиста Петрова В.В.
докладная записка.
Довожу до Вашего сведения, что отдел программирования нуждается в приобретении современного оборудования для расширения возможностей использования новейших компьютерных программ, позволяющих оформлять документацию в соответствии с последними нормативами.
Прошу разрешить приобретение лазерного принтера, сканера,мультимедийногокомпьютера.
6 октября 1998 г. Петров.
Научный стиль
Физика – основа естественных наук. Проникновение физики в химию, астрономию, биологию, геологию столь велико, что невозможно установить во многих случаях границу между этими науками и физикой. На стыке этих наук возникли в последние годы новые самостоятельные разделы: физическая химия и химическая физика, астрофизика, биофизика, геофизика. Уже сами эти названия свидетельствуют о том, что физика является основным инструментом многих химических, астрономических, биологических и геологических исследований.
( Б. Б. Буховцев и др. Физика.).
Художественный стиль
Когда в солнечное утро летом пойдёшь в лес, то на полях, в траве видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами – и жёлтым, и красным, и синим. Когда подойдёшь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце. Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли катаются по листку и не мочат его…
(Л. Н. Толстой)
Публицистический стиль
«Нужны ли современному человеку стихи?»
(1)Один раз я стала спорить с человеком, который старше меня на двадцать лет.(2) Спор был такой: нужны человеку стихи или нет? (3) Он говорил, что современному человеку не нужна поэзия, сейчас век техники, а всё остальное сентиментальщина.(4) Я очень стесняюсь читать стихи вслух, хотя знаю много на память.(5) А тут переборола себя.(6)Тем более рядом были подружки и пересмеивались: вот, мол, взялась раздоказывать взрослому человеку. (7) Но я решила, что не отступлюсь.(8) И стала читать стихи, которые люблю.(9) Я стала говорить, что, если бы стихов не было, люди были бы бедней душой.
7. Комплексный анализ текста.
Текст на карточках у каждого учащегося.
(1)Так кем же он все-таки был?
(2) Владимир Высоцкий? (3) Кем он был больше всего? (4) Актером? (5) Поэтом? (6) Певцом? (7) Я не знаю.
(8) Знаю только, что он был личностью. (9) Явлением.
(10) Вместе с нашими кораблями песни Высоцкого уходят в плавания по морям и океанам нашей планеты. (11) Вместе с самолетами взмывают в небо. (12) А однажды даже из космоса донеслось:
Если друг оказался вдруг
И не друг и не враг, а так…
(13) Эту песню пел звездный дуэт космонавтов в составе В. Коваленкова и А. Иванченкова. (14) И надо сказать, что все здесь было на высоте. (15) И песня, и исполнение!
Р. Рождественский.
Слайд.
Задания:
• 1. Прочитайте отрывок из воспоминаний о В. Высоцком.
• 2.Составьте схему 8 предложения.
• 3.Объясните значение слова бард.
• 4. Выпишите частицы из предложения №12.
• 5. Из предложения №13 выпишите все словосочетания со связью согласование.
• 6. Составьте словарный диктант по тексту, выбирая слова и словосочетания, правописание которых вы считаете для себя полезным повторить.
8. Домашнее задание.
• Написать сочинение – миниатюру на тему: «Сложноподчиненное предложение вокруг нас».
• Решение кроссворда ( см. буклет)
9. Рефлексия.
«Давайте пошушукаемся».
Прошепчите соседу о том, как вы себя чувствуете.
Запишите ваши отзывы на карточке:
Я сегодня узнал(а), научился(ась)__________________________________
______________________________________________
· Что понравилось на уроке?______________
___________________________________________
· Что не понравилось ?____________________
___________________________________________
8. Итог урока.
1. В чём же своеобразие СПП?
2. Какие трудности испытывали при изучении этой темы?
Оценки учащимся за урок.
Дополнительные задания к уроку:
Задание №1
Вставьте подчинительные союзы и союзные слова. Расставьте недостающие знаки препинания
1. Человек должен быть наделен фантазией ________ творить. (В. Высоцкий. Монологи)
___________________________________________________________________________________
2. Я наблюдал свысока _______ волны головы ломают. (В. Высоцкий)
___________________________________________________________________________________
3. Живешь в заколдованном диком лесу __________ уйти невозможно. (В. Высоцкий)
___________________________________________________________________________________
4. Все равно я отсюда тебя заберу во дворец __________ играютсвирели. (В. Высоцкий, 1970г)
___________________________________________________________________________________
5. Соглашайся хотя бы на рай в шалаше _________ терем с дворцом кто-то занял. (В. Высоцкий, 1970г)
___________________________________________________________________________________
6. Мне теперь не понять_________же прав был из нас в наших спорах без сна и покоя (В. Высоцкий «Он не вернулся из боя»
___________________________________________________________________________________
Верно ли утверждение, что:
1. Союзы что, если, где – подчинительные?
2. Определение не отвечает на вопрос чей?
3. Предложение – это синтаксическая единица?
4. Местоимение себя не имеет именительного падежа?
5. Союз однако – подчинительный?
6. Двусоставное предложение может быть неопределенно-личным?
7. Придаточные изъяснительные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей?
8. В предложении Сделано все, чтобы я мог жить спокойно первая часть – придаточное предложение?
9. [ ], (который...). – схема сложноподчиненного предложения.
Верно ли утверждение, что:
1. Союзы что, если, где – подчинительные?
2. Определение не отвечает на вопрос чей?
3. Предложение – это синтаксическая единица?
4. Местоимение себя не имеет именительного падежа?
5. Союз однако – подчинительный?
6. Двусоставное предложение может быть неопределенно-личным?
7. Придаточные изъяснительные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей?
8. В предложении Сделано все, чтобы я мог жить спокойно первая часть – придаточное предложение?
9. [ ], (который...). – схема сложноподчиненного предложения.
Верно ли утверждение, что:
1. Союзы что, если, где – подчинительные?
2. Определение не отвечает на вопрос чей?
3. Предложение – это синтаксическая единица?
4. Местоимение себя не имеет именительного падежа?
5. Союз однако – подчинительный?
6. Двусоставное предложение может быть неопределенно-личным?
7. Придаточные изъяснительные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей?
8. В предложении Сделано все, чтобы я мог жить спокойно первая часть – придаточное предложение?
9. [ ], (который...). – схема сложноподчиненного предложения.
Верно ли утверждение, что:
1. Союзы что, если, где – подчинительные?
2. Определение не отвечает на вопрос чей?
3. Предложение – это синтаксическая единица?
4. Местоимение себя не имеет именительного падежа?
5. Союз однако – подчинительный?
6. Двусоставное предложение может быть неопределенно-личным?
7. Придаточные изъяснительные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей?
8. В предложении Сделано все, чтобы я мог жить спокойно первая часть – придаточное предложение?
9. [ ], (который...). – схема сложноподчиненного предложения.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ