Конспект урока для 5 класса на тему «Сложение и вычитание десятичных дробей»
Математика, 5 класс
Учебник: Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов и др. Математика 5 класс, Мнемозина, 2013.
Тема «Сложение и вычитание десятичных дробей»
Составила учитель МБОУ СОШ №61 г. Иваново Орлова Т.Г.
Цель: организация деятельности учащихся на осмысление, получение, восприятие, и первичное усвоение правил сложения и вычитания десятичных дробей, создание условий для формирования новой учебной информации.
Задачи:
Образовательные (формирование познавательных УУД): формирование навыков записи и умений складывать и вычитать десятичные дроби по разрядам через решение упражнений и задач, создания фундамента для математического развития.
Развивающие (формирование регулятивных и коммуникативных УУД): учить формулировать цель деятельности, выражать мысли и содержание совершаемых действий в устной речи, делать выводы, подводить итог, находить и читать данные по информационным источникам, формировать навыки самоконтроля.
Воспитательные (формирование личностных УУД): учить слушать и принимать точку зрения других, воспитывать чувство патриотизма, прививать любовь к предмету.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: урок-экскурсия по Ивановскому краю.
Оборудование:
1. Административная карта Ивановской области.
2. Математическое лото.
3. Кодированные упражнения.
4. Пазлы.
5. Рыбки- карточки.
6.Волшебный круг.
Методы обучения: частично-поисковый метод, репродуктивный.
Формы работы: фронтальный опрос, общеклассная работа, индивидуальная работа, работа в парах, работа в группах, самопроверка, взаимопроверка.
План урока.
Конспект урока рассчитан на 1 учебный час (45 мин.).
Организационный этап(1 мин)
Целеполагание (1 мин)
Устная работа (10 мин)
Проверка знаний (3 мин)
Актуализация опорных знаний (5 мин)
Получение новых знаний (5 мин)
Закрепление знаний (8 мин)
Релаксация (2 мин.)
Закрепление, решение задач (7 мин)
Итог урока, рефлексия. (3 мин)
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Организационный этап (1мин)
Здравствуйте, ребята!
Давайте поприветствуем друг друга. Положите ладони на плечи и поприветствуйте друг друга локотками: правый с правым, левый с левым. А теперь пожелайте себе удачи на уроке: соедините свои локоточки – 3 раза.
Сегодня мы отправимся на экскурсию по родному Ивановскому краю, узнаем много нового и интересного, а для этого вы должны быть внимательны и активны на уроке.
В путешествие мы отправимся под девизом:
Учащиеся выполняют упражнение в парах
Отвечают хором:
«Знания имей отличные по теме «Дроби десятичные»
Целеполагание (1 мин)
Учение о дробях всегда считалось трудным. Немецкая пословица «Попасть в дробь» означает: попасть в трудное положение. Давайте покажем, что дроби не смогут нас поставить в трудное положение.
Что мы уже умеем делать с десятичными дробями? Какие еще действия вы хотели бы научиться выполнять с десятичными дробями? Какой будет тема этого урока?
Запишите ее в тетради.
Какой будет цель урока?
Отвечают фронтально
Записывают тему урока в тетрадях.
Определяют цель урока.
Проверка знаний(3 мин)
Сначала проверим знания
1 ученик получает карточку с математическим лото.
Лото состоит из большой карты с заданиями и карточек с ответами, которых больше, чем заданий на большой карте. Учащийся выполняет упражнение и накрывает карточкой с ответом соответствующее задание на большой карте. Числа на оставшихся карточках надо расположить в порядке возрастания. Если примеры решены правильно, то буквы на обратных сторонах карточек составляют слова.
Большая карта с заданиями:
Карточки с ответами:
6
П р и в о л ж с к
Ш у я
После проверки задания учитель сообщает учащимся, что
Города Приволжск и Шуя – районные центры в Ивановской области.
Приволжск славится производством ювелирных изделий, Шуя –изготовлением гармоней.
2 и 3 ученики получают карточки с кодированными упражнениями.
Ответ-код
1872 г. –село Иваново и Вознесенский посад объединились в г.Иваново-Вознесенск
1932 г.-г.Иваново-Вознесенск переименован в г.Иваново.
4 ученик: Решите уравнение:
1) х-2
Ответ: 1)х=21 –количество административных районов.
Посчитайте на карте.
5 ученик:
Представьте в виде десятичной дроби. Запишите по возрастанию.
А) =1,3; Б) =25,92; В)=0,71; Г)=5,038
Прочитайте полученные числа и выпишите цифры, стоящие в разряде:
А) единиц (1), Б) десятых (9), В) сотых (1)
Г) тысячных (8). Какое число получилось?
20 июня 1918 г –день рождения Иваново-Вознесенской губернии, в которую вошла северная часть Владимирской и южная часть Костромской областей.
1 ученик работает с математическим лото
Учащиеся находят эти города на карте.
2 и 3 ученики работают с кодированными упражнениями
4 ученик решает уравнение на доске
В парах считают количество районов.
5 ученик:
Выполняет задание на боковой доске
Устная деятельность(10 мин)
Задание №1 на доске
Вычислите устно самостоятельно, записывая только ответы в тетрадях.
Проверьте, есть ли полученные результаты на карточках.
5
6
Ф
Р
У
Н
З
Е
Расположите ответы в порядке возрастания.
Какой знак неравенства будете использовать?
Проверим, перевернем карточки.
Какое слово получилось?
Фрунзе Михаил Васильевич – первый губернатор.
Посмотрите на оставшиеся карточки.
М
Е
Н
Ь
Что в них общее?
У каждой группы есть набор пазл. Среди них выберите соответствующие им десятичные дроби и расположите их по убыванию.
Сформулируйте правило сравнения десятичных дробей.
Переверните пазлы. Какое слово получилось?
Мень Михаил Александрович – последний губернатор, ушедший в отставку в 2013 году.
Прочитайте лишние числа. Поднимите соответствующие карточки.
Подведем итоги индивидуальной работы чащихся
Вычисляют самостоятельно, записывают ответы в тетрадях, осуществляют самопроверку.
1 учащийся на доске, остальные в тетради.
Ответ: Эти дроби можно представить в виде десятичной записи.
Работают в группах.
Отвечают правило сравнения десятичных дробей.
Один учащийся из группы читает число. Ребята других групп поднимают соответствующую карточку.
Актуализация опорных знаний (5 мин)
Посмотрите на карту Ивановской области. Какие крупные реки протекают по ее территории? Найдем их общую протяженность, выполнив следующее задание.
Задание 1.Составим пример на сложение двух многозначных чисел:
1 слагаемое- учащиеся 1-го ряда называют по одной цифре,
2 слагаемое – учащиеся второго ряда называют по одной цифре.
Вычислите самостоятельно. Проверьте друг у друга.
Назовите и выпишите цифры, стоящие в разряде…
3930 км – общая протяженность рек Ивановской области.
Задание 2. Запишите число миллион. Вычтите из него любое пятизначное число, состоящее из одинаковых цифр.
Какие числа складывали и вычитали? Как выполняли сложение и вычитание?
Задание 3.Посмотрите на карту Ивановской области. Назовите крупные города нашей области. Найдем количество городов Ивановской области. Для этого выполните сложение смешанных чисел:
=
Целая часть- 17 городов
Выполните вычитание этих чисел.
Какой результат получился?
По какому правилу складывали и вычитали смешанные числа?
Находят на карте реки и называют их.
Называют по очереди цифры, составляют пример на сложение и самостоятельно выполняют действие.
Выполняют взаимопроверку.
Выполняют самостоятельно.
Отвечают фронтально.
Называют города.
Решают самостоятельно с последующей проверкой.
Получение новых знаний(5 мин)
Запишите эти числа в виде десятичной дроби и выполните сложение и вычитание. Подумайте, как сложить (вычесть) две десятичные дроби.
Вернемся к заданию на боковой доске.
Найдем сумму первых двух чисел. Одинаковое ли количество знаков после запятой у слагаемых? Как уравнять их количество?
Найдем разность последних двух чисел. Как это сделать?
Найдем правило в учебнике.
Расскажите друг другу это правило.
Записывают в тетрадях, один учащийся на доске. Размышляют, дают варианты правила сложения и вычитания десятичных дробей.
Находят правило в учебнике, читают.
Рассказывают правило друг другу.
Закрепление материала (8 мин)
№1213(а,б,в,г,д)
Выполним вместе а),б)
Остальное самостоятельно и помогите товарищу.
На синих листочках волшебный круг. Пользуясь, полученными результатами, найдите выигрышные секторы и определите шифр. Какое слово получилось?
Увать-древнее название реки Уводь, на которой расположен областной центр г. Иваново. Найдите на карте.
№1214(а,б,в) выполните самостоятельно, проверьте себя с помощью волшебного круга и помогите товарищу. Какое слово получилось?
Лух –еще одна река в Ивановской области.
Найдите на карте.ь- 17 гордовдробей. ятичных дробей. Для этого выполним сложение смешанных чисел.
На доске:
1 ученик –а)
2 ученик –б)
в,г,д) самостоятельно
Осуществляют самопроверку по волшебному кругу. Определяют шифр.
Релаксация (2 мин)
Посмотрите на карту и найдите Горьковское водохранилище. Это любимое место отдыха настоящих рыбаков. Отправимся и мы на рыбалку.
Рыба считается пойманной, если на ней изображено «волшебное» (верное) равенство.
«да» «нет»
С Щ
У У
Д К
А А
К
Из открывшихся букв составьте название хищных рыб, которые водятся в реках нашей области.
Если равенство верное учащиеся поднимают руки вверх, если нет, то убирают руки за голову.
Закрепление материала (7 мин)
Какая самая крупная река, протекающая по нашей области? Чтобы отправиться в путешествие по Волге на катере надо решить задачу:
№1220
Как найти скорость катера по течению реки? Против течения реки?
Решите задачу самостоятельно. Помогите товарищу, проверьте друг у друга.
Путешествовать по нашему краю можно и на других видах транспорта. Например, на велосипедах.
№1223 выполните сами.
Отвечают
Решают самостоятельно
Осуществляют взаимопроверку.
Итог урока. Рефлексия. (3 мин)
Запишите домашнее задание.
П.32 (выучить правило), №1255(а,б,в),1256(а-г),1261
Найдите эти упражнения в учебнике. Посмотрите, справитесь ли вы с домашним заданием.
Что мы сегодня повторяли?
Что нового узнали?
Как выполнить сложение (вычитание)десятичных дробей?
Закончите предложение:
Мы хотим, чтобы наша область была….
Записывают в дневник.
Отвечают.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ