Конспект урока для 2 класса "Написание слов типа орёл и Орёл"
Русский язык во 2-ом классе по ОС «Школа 2100»
Тема: Написание слов типа орёл и Орёл.
Тип урока: освоение новых знаний и способов действий.
Планируемые предметные результаты: развитие умений писать большую букву в кличках животных, различать и объяснять написания сходных в звучании слов типа Шарик и шарик, Орёл и орёл.
Планируемы метапредметные результаты:
ПУУД: 1)развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; 2) представлять информацию в виде схемы; 3) выявлять сущность, особенности объектов; 4) на основе анализа объектов делать выводы; 5) обобщать и классифицировать по признакам; 6) находить ответы на вопросы в иллюстрации.
РУУД: 1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
КУУД: 1) развиваем умение слушать и понимать других; 2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) оформлять свои мысли в устной форме; 4) умение работать в группе.
Планируемые личностные результаты: 1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; 2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; 3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Оборудование: учебник, тетрадь, презентация, карточки.
Ход урока
Структурные
компоненты урока
Деятельность учителя и формулировка заданий
Деятельность обучающихся, направленная на формирование УУД
Планируемые способы и критерии оценивания
1.Орг.момент
2.Актуализация знаний.
-Добрый день!
Пусть этот день принесёт нам только хорошее, новые знания, новый опыт.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать?
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
1. Мини-опрос.
– Какие вы знаете имена собственные?
– Как они пишутся?
2. Словарная работа.
– Вставьте подходящие слова. Для этого вспомните эти поговорки.
Запишите.(слайд)
Стреляный _____________, считать ___________, ____________ на хвосте принесла, как ____________ на сене.
(Воробей, ворон, сорока, собака.)
– Что означают эти выражения? (Стреляный воробей - очень опытный человек, которого трудно провести, обмануть или удивить; бывалый человек. Считать ворон: отвлекаться, не обращать внимания, думать о своём. Сорока на хвосте принесла Народн. Шутл. О неизвестном источнике сообщения, новости (уклончивый ответ на вопрос о чем-н. неожиданно услышанном или полученном). Как собака на сене: характеристика человека, который и сам не пользуется и другим не дает.)
– С какой буквы написали эти слова?
– Что они называют? (Животных.)
3. Написание большой буквы в кличках животных.
– Представьте, что все эти животные ручные. Человек даёт им клички. Какую вы бы дали воробью? А вороне? Сороке? Собаке?
– Что такое кличка для животного? Зачем она нужна? (Это как «имя» для человека, по нему отличают животное, зовут его, разговаривают с ним.)
– Как же нужно их писать? Запишите придуманные клички животных.
– А теперь сравните их с названиями животных. Что вы заметили? (Названия животных пишутся с маленькой буквы.)
Сделайте вывод: клички животных – это тоже имена собственные. Они пишутся с большой буквы. Названия животных пишутся со строчной буквы.
– Как выбрать кличку животному?
Учитель читает стихотворение (слайд):
Жили-были
Дед да баба
С маленькою внучкой.
Кошку рыжую свою
Называли Жучкой.
А Хохлаткою они
Звали жеребёнка.
А ещё была у них
Курица Бурёнка.
А ещё у них была
Собачка Мурка,
А ещё – два козла –
Сивка да Бурка!
(Ю.Черных)
– Правильно ли даны клички животным? Запишите, кого как надо назвать. (Кошка Мурка, курица Хохлатка, собака Жучка...)
– Любую ли корову можно назвать Бурёнкой? Подберите однокоренные слова и тогда ответите правильно. (Бурёнка, бурая, т.е. серовато-рыжая окраска.)
Вывод: кличка животного должна соответствовать цвету, внешним особенностям.
– Есть ли у животных имена, фамилии, отчества? (Нет. Это у людей, а у животных – клички.)
– А как же кот Матроскин? Это же, как он утверждает, фамилия? (Это сказка, а в сказках животные могут иметь имена, отчества и фамилии.)
Приветствуют учителя, настраиваются на урок.
Записывают в тетради число, классная работа.
Вспоминают ранее изученное.
Работают в карточках, записывают фразеологизмы, раскрывают их значение.
Участвуют в беседе, высказывают свое мнение.
Обобщают, делают вывод.
Слушают стихотворение, соотносят клички с животным.
Делают вывод.
Проверка по образцу.
3. Формулиро-вание проблемы, планирование деятельности. Открытие нового знания.
Проблемная ситуация.
– Запишите предложение.
У меня есть шарик.
– Все ли одинаково написали? (Возможные ответы: да или нет.)
– А о чём вы подумали? (О воздушном шарике/о собаке по кличке Шарик.)
Если в классе только один вариант ответа – все подумали о воздушном или каком-то другом шарике, то учитель может подсказать: о ком ещё можно сказать Шарик? (О собаке.)
– Перестройте предложение так, чтобы стало понятно, о каком шарике идёт речь.
У меня есть воздушный шарик.
У меня есть собака Шарик.
– Как же можно написать одинаковые по звучанию слова? (С большой и маленькой буквы.)
– Составим план урока.
План (примерный)(слайд)
Почему слова звучат одинаково, а пишутся по-разному?
Составление предложений с этими словами.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
ВИДИО ФИЗМИНУТКА.
Открытие нового знания.
Упр. 158 – наблюдение над словами, которые звучат одинаково, а пишутся по-разному. Работа проводится в группах.
Задание 1.
Даны слова:
Орёл и орёл Лев и лев
Земля и земля Лилия и лилия
Тигр и тигр Шарик и шарик
Уголёк и уголёк Мишка и мишка
Пушок и пушок Роза и роза
– Почему одинаковые по звучанию слова написаны по-разному? Предложите свои версии.
– Если слова называют имя (Лилия, Роза, Мишка и др.), кличку животного (Шарик, Рыжик, Уголёк, Пушок), город (Орёл, Клин), планету (Земля), то это имена собственные, они пишутся с большой буквы.
– А если слова называют животное, предмет, цветок, гриб, то они пишутся с маленькой (строчной) буквы.
Задание 2.
– Составьте в группах по два предложения так, чтобы было понятно, в каком значении употреблено любое из данных слов.
А из других групп назовут нужную букву в каждом случае. Возможные комментарии для отдельных слов.
Орёл и орёл.
Орёл – это название (имя) города, а орёл – название птицы. Одно слово обозначает два разных предмета (понятия), одно из названий (название города) – имя собственное, оно пишется с большой буквы.
– Город Орёл так назвали, наверное, потому, что там было много орлов.
Составим предложения.
В Орле у меня живёт бабушка. Своё гнездо орёл свил высоко в горах.
– Сравните свои выводы с авторским в конце упр. 158.
Записывают предложение и выходят на проблемную ситуацию.
Составляют план урока.
Работают в группах.
Дети делают предположения от групп. Все версии выслушиваются (можно не повторять все, а только добавлять, если есть отличия). Затем делается вывод (обобщение).
Составляют предложения.
4. Развитие умений – применение знания.
1. Задание. Узнайте сказочных героев и правильно запишите их имена. (слайд )
Доктор Айболит, Карлсон, Буратино, Золушка, Незнайка, Дюймовочка, Красная Шапочка, Кощей Бессмертный, Мальвина, Карабас Барабас.
2. Задание. Подберите слова к рисункам. (Слайд ) работа в группе.
Рисунки: роза, мальчик, груша, девочка, рыба, лилия.
Слова: Роза, карп, лилия, роза, Карп, груша, Груша, Лилия.
-Почему к некоторым картинкам можно отнести несколько слов?
-Почему одни слова пишутся с маленькой буквы, а другие с большой?
3.№159
Записывают в тетрадь имена сказочных героев.
Работаю в группе. Соотносят картинке слова.
Проверка по образцу.
Проверка по образцу.
5. Итог урока.
Рефлексия.
– Что нового узнали?
– Что поможет правильно написать одинаково звучащие слова? (Предложение, из которого будет понятно значение слова).
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
Самооценка. Отметка учителя.
Подводят итог урока, делают рефлексию своей деятельности, оценивают свою деятельность.
6. Домашнее задание.
С110, №161
Записывают домашнее задание.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ