Конспект урока для 3 класса "Непроизносимые согасные звуки в корне слова"
Муниципальное образовательное учреждение
«Майская средняя общеобразовательная школа»
Черепановского района Новосибирской области
Конспект урока по русскому языку
в 3 классе
«Правописание непроизносимых
согласных звуков в корне слова»
подготовила
учитель начальных классов
Хорева Вера Владимировна
п. Майский
2011
Тема: «Правописание непроизносимых согласных звуков в корне слова»
Цели урока:
Учебные: ознакомление с непроизносимыми согласными в корне слова;
Развивающие: развитие речи учащихся; активизация словесно-логического мышления; формирование устойчивости внимания; интеллектуальное развитие за счет нового уровня инициативы и самостоятельности школьников в организации учебного процесса.
Воспитательные: воспитание товарищества, взаимопомощи, любви к русскому языку.
Задачи: развивать умения подбирать проверочные слова; формировать орфографические навыки; заложить информационные навыки: работы со словарем, ИКТ; учить высказывать свою мысль и понимать позицию собеседника.
Формы работы: индивидуальная, работа в группах, самостоятельный диалог учащихся между собой по поводу решения учебной задачи.
Компетенции:
Учащиеся должны знать:
– правила правописания слов с изученными орфограммами;
Учащиеся должны уметь:
– видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам, правильно писать слова с непроизносимыми согласными,
владеть способами проверки согласных в корне; писать слова с непроверяемыми написаниями по программе;
владеть способом проверки орфограмм путём использования разных информационных источников; находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
– правильно списывать слова, предложения, проверять написанное;
- заменять слова синонимами;
- работать в группах;
- вести самостоятельный диалог учащихся между собой по поводу решения учебной задачи.
I.Самоопределение к деятельности.
Прозвенел звонок весёлый
Вы начать урок готовы?
Подарите друг другу свои улыбки. Садитесь.
Эпиграф нашего урока:
Слайд 2
Ум и сердце в работу вложи, каждой секундой в труде дорожи.
- Объясните смысл этой пословицы.
- Сегодня на уроке мы откроем маленькую тайну русского языка. Но чтобы подобраться к этой тайне, надо выполнить несколько заданий.
Разминка. Слайд 3
Минутка чистописания
Найди слова в «Водопаде букв» Слайд 4
- Прочитайте и найдите слова.
(ратарелкакнипомидормизосинадокартофельдолазвулицаовзавтракдго)
(слайд 2)
- Какие слова получились?
- Где можно проверить правильность написания?
Проверим зрительную память. (Дети читают 30 сек. словарные слова, затем учитель закрывает запись)
- Народная мудрость гласит
«Не пером пишут, а умом». Запись с комментированием.
- Назовите слово из двух слогов.
- Остальные слова разделите на слоги.
- Назовите слово, в котором букв больше, чем звуков.
III. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Орфограммы веселились Слайд 5
В салки бегали, резвились
Вы порядок наведите
Слова на группы разделите (безударные гласные, парные согласные)
Столовая, вершина, травка, звёздный, шубка
- Почему слово звёздный оказалось лишним?
- Как вы думаете это орфограмма?
Встречались с этой орфограммой?
Произнесем слово звёздный.
- Как будем называть эту орфограмму?
- Сформулируйте тему нашего урока? Слайд 6
- Как вы думаете в русском языке много таких слов?
- Какую задачу поставим перед собой?
IV. Постановка учебной задачи.
Вопрос мы перед собой поставили,
«А кто думает – тот всегда додумается»
Предлагаю провести исследование. Объектом исследования будут слова, записанные на карточке вместе с алгоритмом. Работа в группах.
Грустный
(у каждой группы своё слово)
Алгоритм
Прочитайте слово …
Произнесите слово …
Сравните, как пишется
и как произносится слово.
Сделайте вывод.
V. Построение проекта выхода из затруднения.
-Давайте заслушаем ваши наблюдения по исследованию.
Благодаря вашей пытливости мы открыли еще одну тайну русского языка. Какую? Слайд 7
- Какой вопрос поставим перед собой?
Попробуйте начать вопрос со слова почему.
Скоро, скоро новый год,
Он торопится, идет.
Постучится в двери к нам:
- Дети, здравствуйте! Я к вам! Слайд 8
Дед Мороз слова из мешка высыпал.
Грусть, сердечный, звезда, честь, солнечный.
Каждая группа выберите однокоренное слово к своему слову. Выделим корень. Как пишутся корни в однокоренных словах? Выбираем, какое слово проверочное, какое проверяемое. Дети объясняют свой выбор.
Давайте проверим наши предположения? с. 125
Прочитайте!
Физкультминутка
На доске написаны слова: цвет, овраг, сердце, туча, дубы, грустный, победа, праздник, тополь, счастливый, луг, рукав, устный, шалаш. Слово с непроизносимой - хлопок, парная согласная - топаем.
VI.Первичное закрепление во внешней речи.
Молодцы! Вы довольны своей работой?
Тогда предлагаю потренироваться
«Красна птица опереньем, а человек - уменьем »
1)Упр. 295 с комментированием у доски (на доске слова записаны, дети проверочные)
2) Как вы понимаете слово доблестный? Слайд 9
- Где можно найти значение слова?
Индивидуальное задание (1 ученик работает с толковым словарём, 2 - в электронном, 3 - в Интернете)
VI. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
Сегодня на уроке мы смогли ответить на вопрос.
Почему звук не произносится, а букву надо писать?
Потренировались, а теперь я предлагаю показать свои умения
«Чему учился, тому и пригодился»
- Прочитайте, как надо выполнить упражнение. (Выполняют по заданию)
Взаимопроверка. Поменялись тетрадями. Проверяют по эталону. (Объясняют, доказывают, благодарят за помощь)
VII.Творческое задание Слайд 10
- А сейчас, творческое задание. Замените выделенные слова подходящими по смыслу синонимами с непроизносимыми согласными.
В тетради записать предложения. (Объясняют правописание слов с непроизносимой согласной в корне слова).
Позади весёлое лето. Прошла красивая золотая осень. Стоят дождливые дни глухой осени. Порывистый ветер срывает с деревьев последние листья.
ненастные
поздней
яростный
радостное
чудесная
VIII. Включение в систему знаний и повторение.
«Начиная дело, о конце размышляй».
Подходит к концу наш урок. Благодаря вашей пытливости, наблюдательности мы открыли еще одну маленькую тайну русского языка. Какую?
- Выделите ключевые слова, которые отражают тему урока. (Учитель пишет на доске)
- Давайте вспомним эпиграф урока. Слайд 11
Прочитайте.
- Как эпиграф связан с темой нашего урока?
Назови орфограмму в слове, подбери проверочное слово
IX. Рефлексия деятельности.
- Может кто-то хочет сказать доброе слово о работе своего товарища?
- Оцените вашу работу на уроке.
Слайд 12
прекрасно
хорошо
могу лучше
надо стараться
Спасибо! Молодцы! Вы были настоящими помощниками.
Тарелка, помидор, осина, картофель, улица, завтрак
Словарные слова
В словаре
Завтрак
Картофель
Оно не подходит ни к одной группе.
Да
Нет
Звук [д] выпадает, не произносится.
Предположение детей.
Слова с непроизносимой согласной в корне слова.
Да
Научиться писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова.
Ответы детей по результатам наблюдения.
В некоторых словах звук [в], [т], [л], [д] не произносится, а буква пишется.
Почему звук не произносится, а букву надо писать?
Одинаково
Выслушиваются предположения детей
В словаре, интернете
-Звук, буква, не произносимая согласная, четко произносится, корень, орфограмма.
- В эпиграфе есть слово «сердце», непроизносимая согласная.
Список использованной литературы
1. Босая О. И. Русский язык – В.: «Учитель - АСТ» 2002.
2. Сборник. Большой подарок Деда Мороза – М.: ЗАО «РОСМЕН - ПРЕСС», 2009.
3. Узорова О.В. Нефедова Е.А. Правила и упражнения. Непроизносимые согласные – М.:
«АСТ», 2004.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1. http://lib.deport.ru/slovar/ojegov/d/doblest.html
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ