Внеклассное занятие по русскому языку в 4 классе по теме "Фразеологизмы"

Управление образования Петровского муниципального района

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 8 г. Петровска Саратовской области»








Внеклассное занятие по русскому языку в 4 классе по теме

Фразеологизмы.



подготовила

учитель начальных классов

Кирючёк Ольга Петровна





г.Петровск

2011 г.

Цель:1.Познакомить с символом фразеологизма(Ф), историей некоторых фразеологизмов

2.Расширять кругозор, обогащение литературного словаря,

3.Прививать любовь к русскому языку.

Оборудование: картинки с фразеологизмами, задание для работы в парах, предметы: калоша, решето, палка, шляпа, лапша.

Ход.

1.Сообщение темы урока.

-Здравствуйте.

-Сумка!? Интересно, что в ней лежит? Давайте заглянем.

Решето-воду что ли носить?

Палка-в колеса, наверное, вставлять?

Лапша-на уши что ли вешать?

А это что? Шляпа,- а... это в которой дело?

Даже калоша, наверное, в нее садится придется.

([) -а это какие-то детали, попробуем их соединить вместе: Ф-получилась буква Ф.

-Как вы думаете, чтобы это значило?(фразеологизмы)

-Да, действительно, припоминаю, это и есть символ фразеологизмов.

Если мы заглянем в жизнь слов, то увидим, что живут слова-детали, ими пользуются по отдельности или в виде сочетаний, но в какой-то момент, когда возникает необходимость, слова сливаются в устойчивые неделимые сочетания-фразеологизмы.

Представьте, что если бы эти слова никогда не встретились, каких бы интересных выражений лишился бы русский язык!

В нашей речи мы так часто используем фразеологизмы, что уже и забыли, что они когда-то были отдельными словами деталями.

2.Повторение.

Давайте вспомним некоторые из них и объясним их смысл.

Показ картинок.(Слайды 1-8 )

3.Работа по новой теме.

А)3амени фразеологизм одним словом.

  • Хуже горькой редьки (надоедливый)

  • Спускать Полкана (ругать)

  • Пальчики оближешь (вкусно)

  • Рванул на полусогнутых (быстро убежал)

  • Гусь лапчатый (пройдоха, проходимец)

  • Родиться в сорочке (счастливый)

  • Тертый калач (опытный)

  • Потемкинские деревни (очковтирательство)

  • Калиф на час(временщик-власть на короткое время)

  • Карманная чахотка (безденежье)

Б)Продолжите устойчивые сочетания.

А ларчик..(просто открывался)

Свинья ..( под дубом)

А воз..(и ныне там)

Услужливый дурак...(опаснее врага)

Медвежья...(услуга)

Сильнее кошки...(зверя нет)

-Из каких произведений фразеологизмы и кто автор?

о Вернуться к разбитому...(корыту)-Пушкин.Сказко озолотой рыбке

о Человек в...(футляре) А.Чехов

о Демьянова...(уха)

о В тридевятом царстве...( в тридесятом государстве) Наро.сказка

о Сказка ложь-да...( в ней намек)

о Встань передо мной...( как лист перед травой)

о За горами...( за лесами)

о Ни в сказке сказать...(ни пером описать)

о Сказка про белого...(бычка)

о Пир на весь...(мир)

о Вытянули...(репку)

о По щучьему...( велению)

В)История некоторых фразеологизмов.

Каждый фразеологизм имеет свою историю. Как пить дать.

По обычаю древних славян, никто не имел права отказать человеку в воде. С тех пор и пошло выражение «как пить дать» в значении: точно, несомненно.

Где раки зимуют.

Оказывается, выражение тесно связано с историей нашего народа.Многие помещики любили полакомиться свежими раками, а зимой их ловить очень трудно: раки прячутся под коряги, выкапывают норы в берегах озера или реки и там зимуют.На ловлю раков зимой посылала провинившихся крестьян, которые должны были доставать раков из ледяной воды. Много времени проходило, прежде чем наловит крестьянин раков.Промерзнет в ветхой одежонке, застудит руки. И часто после этого человек тяжело болел. Отсюда и пошло, если хотят кого-то серьезно наказать, говорят: «Я покажу тебе, где раки зимуют»

Попробуйте объяснить историю фразеологизмов:

Спустя рукава и засучив рукава.

Рукавицы и перчатки появились на Руси довольно поздно. Раньше были распространены длинные рукава, которые засучивались перед работой. Отсюда засучив рукава - значит, усердно принявшись за дело. Посте работы зимой рукава опускались, чтобы согреть руки. Со спущенными рукавами человек работает плохо, так как они мешают ему. Отсюда и возникло выражение спустя рукава - значит небрежно, кое~как)

Во всю Ивановскую

(Слайды 9-12 )

Через пень —колоду ? (работы непочатый край)



Д)Игра « Найди лишний фразеологизм»

(вытягивают билетики)

1.Как сквозь землю провалился.

Как в воду канул )

Как гром средь ясного неба.

2.Не моргнув глазом

В мгновении ока

И года не прошло

3.Спустя рукава

Работать не покладая рук

Тяп-ляп

Через пень-колоду

4. Ни тпру ни ну

Ни холодно ни жарко

Ни шатко ни валко Галопом по Европам

5.Ни стать ни сесть

По пальцам пересчитать

Яблоку негде упасть

Видимо-невидимо

Е) Назови фразеологизм по его значению.

  • Согласиться (дать добро)

  • Тревожиться (душа не на месте)

  • Бездельничать (бить баклуши)

  • Тесно ( Яблоку негде упасть)

  • Преувеличить (делать из мухи слона)

  • Надоедать (липнуть как муха)

  • Эксплуатировать другого ( ездить верхом)

  • Опытный человек (тертый калач)

  • Удивление при неприятной неожиданности) ( вот так клюква)

  • Проучить, наказать (прописать ижицу)

5. Творческая работа.

1 группа: Сделать схематические рисунки к фразеологизмам:

-Бери руки в ноги

-Биться как рыба об лед

-Заблудиться в трех соснах.

2 группа: Составить пропорцию.

Згруппа::Подобрать фразеологизмы для игры «Третий лишний»

6.Рефлексия.

-Какое сделали для себя открытие?

-Что узнали нового?

_Что было интересного?

Русский язык, как и русская душа, настолько уникален и неповторим, что многие ИНО теряются, когда им дословно переводят такие фразеологизмы:

Видеть на три аршина под землю; (Слайд 13 )

* Глаза на лоб лезут;

  • Валять Ваньку;

  • Вбивать себе в голову;

* Вернемся к нашим баранам.

Фразеологизмы украшают наш язык, делают его самобытным, образным и неповторимым.



























Список использованной литературы

1.Большой фразеологический словарь для детей, Т.Розе, Издательство ОлмаМедиаГрупп, 2011

2.Школьный фразеологический словарь, М.И. Степанова, Издательство Феникс, 2011 г.

3. Фразеологический словарь русского языка, М.И. Степанова, Издательство Виктория – плюс,2008 г.









Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ