Конспект урока обучения грамоте для 1 класса по теме "Буква е"
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа №8
г. Белорецк Республики Башкортостан
Урок обучения грамоте
в 1-ом классе
«Буква е»
Подготовила:
Демихова Елена Анатольевна,
учитель начальных классов
МОБУ СОШ №8 г. Белорецк РБ
г. Белорецк
2011
Урок обучения грамоте в 1 классе
Тема: Буква е.
Цели:
познакомить с буквой е и её ролью в слове;
упражняться в чтении слов, предложений и текстов с буквой е;
закрепить понятия: ударение, слоги, гласные и согласные звуки, глухие и звонкие согласные, многозначность слов;
обогащать словарный запас, знакомить с фразеологизмами, развивать логическое мышление, наблюдательность, внимание.
воспитывать интерес к чтению.
Ход урока
Постановка темы.
У нас сегодня необычный урок. Мы сегодня отправляемся в сказочное путешествие. Нас ждут много интересных открытий. Готовы?
А на чем же мы отправимся в наше путешествие? Нам нужен сказочный транспорт. Полетим на ковре-самолете. Ковер у нас тоже сказочный. Пока летим, будем разгадывать его секреты.
К
Р
Г
П
Т
Н
С
Л
М
Ш
Д
В
Назовите буквы.
Какие звуки они обозначают? Что общего у этих звуков?
Какая буква обозначает согласный всегда твердый звук? (Ш)
Какие буквы обозначают глухие согласные звуки?( к, п, т, с, ш )
Какие звуки парные по глухости- звонкости? (к-г, д-т)
Итак, мы разгадали все секреты ковра-самолета и вот наша первая остановка.
Изучение нового.
1.Куда мы попали? ( в лес) Сколько звуков в слове лес?
Какой первый? Какой второй? Какой третий?
Звук э на письме обозначается буквой е и смягчает согласный л.
Что это за дерево? ( ель)
Сколько звуков в этом слове? Составление схемы.
Первые два звука на письме обозначаются буквой е.
Вот такая интересная буква, которая может обозначать один или два звука.
Вывод:
Если встречается в начале слова, то обозначает 2 звука.
Если после согласного, то обозначает 1 звук э и смягчает согласный.
Посмотрите как пишется буква Е.
А на что она похожа?
(Дети рассказывают стихи.)
***
Ева гребнем причесалась
В нем три зубчика осталось.
***
Е на грядке пригодилась-
Вместо грабель потрудилась.
***
На дворе такая жалость
Наша лесенка сломалась.
Наша лесенка сломалась,
Буква е зато осталась.
- На что же похожа буква е? Запомните эту букву.
2.В нашем волшебном лесу каждое дерево спрятало свой секрет. (Елочки переворачиваются, на обратной стороне слоги и слова для чтения)
Чтение слогов и слов (хоровое , по одному)
ед ле лев песни
ем ме лес ветви
ес пе пел сетка
ев де мел ветер
ер ве свет герои
Какая роль у буквы е в слогах ?
Найдите слово, которое отвечает на вопрос: что делал?
-Какое слово непонятно по значению?
Продолжаем наше путешествие.
2.Посмотрите, кто нас встречает? Послушайте загадку и хором ответите.
Немытое в рот
Ни за что не возьмет.
И ты будь таким,
Как чистюля…(енот)
-Почему именно енот? Что вы знаете про енота?
Они живут около водоемов.
-Чем питаются?
Еноты любят: раков, улиток, рыб, лягушек, насекомых, а также растительную пищу фрукты, орехи, желуди.
Енот предлагает почитать нам скороговорку.
Мы ели, ели ершей у ели…
Их еле-еле у ели доели.
-Какие слова повторяются несколько раз? Одинаковое или разное у них значение?
Кто расскажет быстро? Молодцы!
Енот предлагает нам почитать рассказ в «Азбуке». (с.103 Авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева) Заголовок «Мои сны о лете».
Читаем по одному предложению. Приготовьтесь отвечать на вопросы.
Беседа:
В какой деревне есть пруд? (Сосновка)
Что автор говорит нам о воде в пруду?
Что растет у пруда?
Что растет в пруду?
Какие чувства испытывает автор? (на душе светло и легко)
Физкультминутка
По дороге мы идем,
Путь далек, далек наш дом
Жаркий день,
Сядем в тень.
Мы под дубом посидим,
Мы под дубом полежим,
Полежим, отдохнем,
А потом опять пойдем.
3 В сказочном лесу пошел волшебный дождь. Давайте из его капелек составим слова..
- Что хорошо растет в лесу после дождя?
В нашем лесу выросли необычные грибы. Раскроем их секрет: составьте из слов предложение. (Есть терпенье, будет и уменье)
Прочитайте предложение. Что это за предложение? ( пословица)
Как вы ее понимаете? Кто начертит схему предложения?
Собирая грибы, мы не заметили, как оказались в самой глубине леса. Вот перед нами избушка. Как вы думаете, кто здесь живет? ( Баба- Яга). Она приготовила нам задание: печатание слова на доске, деление на слоги, постановка ударения.
Отгадайте сказочного героя:
Вымолвил словечко,
Покатилась печка.
Прямо из деревни
К царю и царевне.
И за что не знаю,
Повезло лентяю. (Емеля)
- Почему написали с большой буквы?
Знакомство с книгой «По щучьему веленью», советую почитать!!!
3.ИТОГ.
Пора заканчивать наше путешествие. Вы смогли правильно выполнить все задания, вот мы и дома.
-С какой буквой познакомились?
-Чем интересна эта буква?
-Что понравилось?
Вот и путешествию конец.
А кто активным был,
Тот - молодец!
Награждение.
Литература
Бетенькова Н.М., Фонин Д.С.Конкурс грамотеев: Дидактические игры и занимательные упражнения по русскому языку для учащихся начальной школы: Кн. для учителя- М.: Просвещение: АО «Учебная литература», 1995.
В.Волина Учимся играя.- М.: Новая школа, 1994.
Занимательная грамматика. -М., Омега,1995.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ