Урок русского языка в 3 классе "Обобщение знаний о предложении"
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 94»
г. Кемерово Кемеровской области
Конспект урока по русскому языку в 3 классе
Обобщение знаний о предложении.
(программа Л.М. Зелениной «Школа России»)
Подготовила:
учитель начальных классов
Кучина Елена Борисовна
г. Кемерово
2011
Тема: Обобщение знаний о предложении.
Цели: 1. Закреплять умение различать предложения по цели высказывания, определять в предложение главные и второстепенные члены предложения, находить границы предложения в тексте.
2. Повышать уровень самоконтроля и взаимоконтроля учеников.
3. Воспитывать у школьников интерес к родному языку.
Оборудование: мультимедийный проектор (Приложение)
Ход урока.
1. Сообщение темы и цели урока.
- Откройте тетради. Пропишите соединения букв, затем число, классная работа.
- Сегодня на уроке мы продолжим работать над предложением, находить грамматическую основу предложения, словосочетания.
- Дайте определение предложению. (Ответ: Предложение – это единица речи, которая выражает законченную мысль.)
2. Графический диктант.
- Запишите первые буквы, с которых начинается предложения.
- Как будем записывать буквы, через точку или запятую? Почему?
(Ответ: Через точку, т.к. точка и заглавные буквы в начале предложения обозначают границу предложения.)
Алёнка бежала через полянку. Лесная трава стояла по пояс. Вдруг закачалась еловая ветка. Девочка подняла глаза. На дереве сидела чудесная птичка.
- Обведите в кружок буквы, обозначающие непарные звонкие согласные звуки.
3. Повторение теоретического материала.
- Дайте определение предложению. Предложение – это единица речи, которая выражает законченную мысль.)
- На какие группы можно разделить предложения? (По интонации - на восклицательные, невосклицательные, вопросительные. По цели высказывания – на повествовательные, вопросительные, побудительные.)
- Давайте посмотрим на слайд.
- Какие бывают предложения по цели высказывания? (Повествовательные, вопросительные, побудительные.)
- Дайте определение повествовательному предложению? (Предложение, которое содержит сообщение о ком-нибудь или о чём-нибудь.)
- Дайте определение вопросительному предложению? (Предложение, которое содержит вопрос, называется вопросительным).
- Дайте определение побудительному предложению. (Предложение, которое содержит побуждение к действию, приказ, просьбу или правило.)
- Как различаются предложения по интонации? (Предложения по интонации различаются на восклицательные, невосклицательные, вопросительные).
4. Различие предложений по цели высказывания.
- Прочитайте стихотворение.
- Из какого произведения эти строчки? (Ответ: К.И. Чуковский «Телефон»)
- Выпишите побудительное предложение.
- Дайте характеристику побудительного предложения. (Ответ: Предложение, которое содержит побуждение к действию, приказ, просьбу или правило.)
5. Работа над постановкой ударения в одинаково написанных словах, над умением находить грамматическую основу предложения.
- Прочитайте эти предложения.
- Есть ли одинаково написанные слова?
- Как они различаются. Читая предложения, подумайте о ударении.
- Назовите ударные слоги в выделенных словах.
- Какие это предложения по интонации, цели высказывания? (Ответ: По интонации – невосклицательное, по цели высказывания – повествовательное.)
- Спишите предложения, поставьте ударение в выделенных словах.
- Дайте определение грамматической основе предложения. (Ответ: Грамматическая основа предложения – это главные члены предложения. Подлежащее – это главный член предложения, который указывает, о ком или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопрос КТО? Или ЧТО? Подлежащее подчёркивается одной чертой. Чаще всего оно выражено именем существительным. Сказуемое – это главный член предложения, который указывает, что говорится о подлежащем, и отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ?ЧТО СДЕЛАЕТ?. Сказуемое подчёркивается двумя чертами. Чаще всего оно выражено глаголом.)
- Подчеркните в этих словах главные члены предложения и укажите, какими частями речи выражены главные члены.
- Давайте проверим.
6. Синтаксический разбор предложения.
- Можно ли данную группу слов назвать предложением? Почему? (Ответ: Это просто набор слов, т.к слова друг с другом по смыслу не связаны и не выражают законченную мысль)
- Составьте предложение. (Варианты ответов)
Один ученик записывает предложение: (Лист в осеннем лесу опал.), для синтаксического разбора на доске.
сущ. п прил. сущ. гл.
(Лист в осеннем лесу опал. (Невоскл., повеств., распр.)
7. Работа с текстом.
- Что вы можете сказать об этой записи? (Это текст, но в нём нет границ предложения)
- Дайте определение тексту. (Текст – это группа предложений, объединённых в одно целое темой и основной мыслью. Предложения в тексте связаны по смыслу.)
- Спишите текст, расставляя знаки препинания. Подчеркните грамматическую основу в предложении.
Проверка:
8. Итог.
- Дайте определение предложению. (Предложение – это единица речи, которая выражает законченную мысль.)
- На какие группы делятся предложения? (По интонации - на восклицательные, невосклицательные, вопросительные. По цели высказывания – на повествовательные, вопросительные, побудительные.)
- Назовите главные члены предложения. Дайте им определение. (Грамматическая основа предложения – это главные члены предложения. Подлежащее – это главный член предложения, который указывает, о ком или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопрос КТО? Или ЧТО? Подлежащее подчёркивается одной чертой. Чаще всего оно выражено именем существительным. Сказуемое – это главный член предложения, который указывает, что говорится о подлежащем, и отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ?ЧТО СДЕЛАЕТ?. Сказуемое подчёркивается двумя чертами. Чаще всего оно выражено глаголом.)
Литература
Жиренко О.Е., Обухова Л.А., Псарева Л.А. Поурочные разработки по русскому языку к учебнику Зелениной Л.М., Хохловой Т.Е. – М: ВАКО, 2005 г.
Зеленина Л.М. Русский язык. Учебник для 3 класса начальной школы. В 2 ч. М: Просвещение, 2008 г.
Узхорова О.В., Нефедова Е.А. Полный курс русского языка: все типы заданий, все виды упражнений, все правила, все контрольные работы, все виды тестов: 3 класс. М: АСТ: Атрель; Владимир: ВКТ, 2008 г.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ