Конспект урока для 4 класса «Проверяем знания, совершенствуем умения (Глагол)»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 9

п. Чульман Нерюнгринский район






Открытый урок по русскому языку
в 4 классе

«Проверяем знания,

совершенствуем умения (Глагол)»




подготовила

учитель начальных классов

Вдовина Нина Валентиновна






пгт. Чульман

2011

Цель урока:

  1. Закрепить и обобщить знания о глаголе как части речи, неопределенной форме глагола, временах глагола, спряжении, правописании безударных личных окончаний глагола.

  2. Развивать устную и письменную речь.

  3. Воспитывать любовь к русскому языку с помощью сказок А.С.Пушкина; занимательных упражнений.


Оборудование: Таблица спряжений (опорные схемы), памятка, карточка «График» (индивидуально).


Ход урока.

  1. Организационный момент.

Эмоциональное вхождение в урок.

Ребята, какой сегодня прекрасный зимний день. Я рада вас всех видеть. Давайте подарим друг другу хорошее настроение.

Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне. Улыбка может согреть других своим теплом, показать наше дружелюбие. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь нашим гостям – учителям.

  1. Оформление в тетради (Правильно сижу, правильно пишу).

Правильно писать – это не допускать описок и ошибок.

Чтобы писать без описок, надо быть внимательным.

А чтобы писать без ошибок, нужно знать правила.

(Памятка на плакате)

  1. Каллиграфическая минутка утют атят

Почему в узоре сочетания данных букв? (Могут быть окончания глаголов).

О чем рассказывают глагольные окончания? (3 л. мн. ч. I и II спряжения).

  1. Словарная работа.

Прочитайте слова из словаря.

(Завтр _к, праз _ник, чу_ ство, ж_ лтый, св_бода, п_беда, уж_н)

Какое слово лишнее? (жёлтый)

По какому признаку определили? (часть речи)

Усложняю задание: решить орфографическую задачу в слове и превратить в неопределенную форму глагола.

Запись: завтракать, праздновать, чувствовать, желтеть, освободить, победить, ужинать.

Какой частью слова является гласная, стоящая перед – ть ?

  1. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня будем повторять все, что знаем о глаголе; будем закреплять освоенный способ решения орфографических задач в личных окончаниях глагола.

Мы снова в стране Глаголии.

Какими будут следующие шаги? (Приложение №1)

1-й шаг – ПЗ – применяем знания.

2-й шаг – СУ – совершенствуем умения.

3-й шаг – ПИ (О) – подводим итог (оценка).

  1. Три дорожки ко дворцу (времена глагола).

Ребята, как вы думаете, почему на пути во дворец три дорожки?

(Это три группы глаголов: настоящее, прошедшее, будущее время)

Как определить время глагола? (по вопросам)

В чем различие глаголов настоящего и будущего времени от глаголов прошедшего времени? (Глаголы настоящего и будущего времени изменяются по числам и лицам и имеют личные окончания. А глаголы прошедшего времени изменяются по числам, родам (в ед. ч.) и имеют родовые окончания).

  1. Самостоятельная работа ( «Графики»). (Приложение №2)

Ваша задача: показать насколько вы уверенно можете пройти по каждой дорожке.

Проверь себя! (открывается интерактивная доска)

  1. Физминутка (тихая, спокойная музыка).

Предлагаю отдохнуть и поиграть в игру «Дотянись до звезды».

Встаньте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха.

Представьте, что над вами ночное небо, усыпанное звездами. Посмотрите на какую-нибудь звезду, которая ассоциируется с мечтой – желанием что – то иметь или кем – то стать.

Теперь откройте глаза и протяните руки к небу, чтобы дотянуться до своей звезды. Старайтесь изо всех сил. И вы обязательно сможете достать рукой свою звезду. Снимите ее с неба и бережно положите перед собой в красивую шкатулку.

Закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха. Откройте глаза.

Итог: ребята, вы все способны достичь нужной цели. Главное, будьте в этом уверены.

  1. Решение орфографических задач в безударном личном окончании глагола (спряжение).

А мы продолжаем работу для осуществления целей нашего урока.

Вопросы: – имена склоняются, а глаголы… (спрягаются)

склонений – три, а спряжений? (два)

– что значит, проспрягать? (изменить глагол по лицам и числам)

– зачем узнавать спряжение глагола? (для решения орфографической задачи в безударном личном окончании глагола).

Задание: дума_шь, рису_т, вид_м, нос_т, дремл_шь, постара_мся, держ_т, леп_м.

Для каких глаголов мы откроем I дверь, а для каких II-ю в наш дворец? (Правильные действия – правильная буква (памятка). (Приложение №3)

Вывод. Способ решения орфографических задач в личных окончаниях глагола? (по неопределенной форме).

  1. Отрывок из сказки.

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет … (Автор?)

С помощью каких слов А. Пушкин показал, что происходит с ветром?

(гуляет, подгоняет)

Какой частью речи являются эти слова?

Что обозначают? На какой вопрос отвечают?

  1. Самостоятельная работа.

Задание: – записать отрывок, решая орфографические задачи;

– указать формы глагола;

– подчеркнуть основу предложения (проверка).

(За аккуратность и правильность выполнения классной работы оцените себя. А потом сравните свою оценку с оценкой, поставленной учителем.)

  1. Итог урока. Рефлексия.

Отрывок из сказки А.С. Пушкина

Ель в лесу, под елью белка…

Белка песенки поёт

И орешки все грызёт

Да орешки не простые … (Орех рисунок с блиц вопросами).

  1. Глагол – это …

  2. Спряжение – это …

  3. К I спряжению относятся …

  4. Ко II спряжению относятся …

  5. Глаголы – исключения называют так потому что …

  6. Можно ли обойтись в речи без глаголов?

(Много нового, интересного о глаголе вы узнаете в старших классах).

  1. Оценивание работ

  2. Домашнее задание. Составить словарный диктант из глаголов неопределенной формы (7 – 8 слов)



А я хочу вам сказать – спасибо за урок.

Вы старались, молодцы!















приложение 1.

приложение 2.


I шаг – применяем знания

II шаг – совершенствуем умения

III шаг – подводим итог (оценка)



ПИ(О) СУ

ПЗ

ПРИЛОЖЕНИЕ 3



ПАМЯТКА

Глагол (безударные личные окончания глагола)

Нужно:

  1. Поставить глагол в неопределенную форму (что делать? что сделать?)

  2. Определить спряжение (1 или 2) – на - ить? (и)

  3. Проверить спряжение по форме 3-го лица мн. числа.

  4. Определить окончание данного глагола

3-е лицо мн. число

Если окончание – ут (- ют), то пишу – Е

Если окончание – ат ( -ят), то пишу - И

  1. Помнить о глаголах – исключения (Гнать, дышать, держать, обидеть, видеть, слышать, ненавидеть. И еще: терпеть, вертеть, и зависеть, и смотреть).




























Список использованной литературы

  1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Русский язык. 4 класс. Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2009.

  2. Фефилова Е.П., Дмитриева О.И. Поурочные разработки по русскому языку. 4 класс.- М.: БАКО, 2009.

  3. Гараева Я.Ш. Поурочные разработки по русскому языку (в помощь школьному учителю).- М.: Вако, 2008.

  4. Бакулина Г.А. «Интеллектуальное развитие школьников». – М.: ООО «Владос», 2009.

  5. Климанова Л.Ф., Батушкина Т.В. Уроки русского языка. 4 класс. – М.: Просвещение, 2008.

  6. Журнал «Начальная школа», 2010.

  7. Газета «Первое сентября», 2010.






Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ