Внеклассное занятие по русскому языку для 4 класса "Путешествие в Царство Грамматики"
Муниципальное общеобразовательное учреждение
МОУ «Никифоровская средняя общеобразовательная школа№1»
Никифоровского района Тамбовской области
Внеклассное занятие по русскому языку:
«Путешествие в Царство Грамматики»
подготовила
учитель начальных классов
Андреева Татьяна Петровна
Р.п. Дмитриевка
2011 год
«Путешествие в Царство Грамматики»
Цели: воспитывать потребность в изучении русского языка, расширять кругозор детей
Ход занятия
I.Вступительное слово
Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие в Царство Грамматики. Грамматика - грамота-это умение читать и писать. Всему этому мы учимся на уроках русского языка и чтения. Но путь в царство будет трудным. Нам предстоит преодолеть много препятствий, чтобы добраться до Царицы Грамматики. Путешествие далёкое и опасно, поэтому с собой берём самых смелых, дружных, сообразительных. Но прежде чем отправиться в путь, мы должны заслужить право называться юнгами т. е младшими матросами. Для этого необходимо выполнить задания.
Отгадать загадки.
Великан стоит в пору
Освещая темноту.
И сигналит кораблям
Заходите в гости к нам. (Маяк)
Паровоз без колёс
Вот так чудо паровоз
Не с ума ли он сошёл.
Прямо по морю пошёл. (Пароход)
Если он на дне лежит
Судно вдаль не побежит (якорь).
Ведущий: Ну что же, корабль готов к отправлению. Да вот беда! Многие из вас никогда не были на корабле и не знают морских слов. (Чтение с доски слов)
Камбуз – корабельная кухня
Кок- повар на судне
Капитан-командир судна
Кубрик – жилое помещение для матросов
Штурман- специалист по вождению судов
Якорь - металлический стержень для опускания на дно.
У нас на корабле 3 команды юнгов.В каждой команде будет свой командир. Ну, а теперь всё готово. Слушай команду. Полный вперёд.
Штурман »Есть полный вперёд!» Поднять якоря! Группы по кубрикам. Плыви, плыви, кораблик
На запад и восток
Канаты-паутинки,
А парус- лепесток.
Чтобы нам было интереснее плыть, давайте поиграем. Отправим всем ребятам телеграмму с борта судна.
ИГРА» Телефонисты»
Боцман получает текст телеграммы, читает и отдаёт командиру. Сам шёпотом передаёт текст рядом сидящему члену команды. Последний говорит громко.
1 команде. Кто много читает, тот много знает.
2 команде. Книга- ступенька к знаниям.
3 команде. Чтение- лучшее учение.
-Внимание, внимание! Впереди по курсу земля.
Мы подплываем к острову. Путь преграждает морской царь Нептун.
Причалим к острову. Корабль дальше плыть не может, пока мы не выполним задания.
Отгадать ребусы. Какие слова зашифрованы?
Найти лишнее слово
Жёлтый, желток, железо
Носильщик, нос, носатый
Часовщик, час, часть
3.К какой части речи относятся выделенные слова.
На то и печь, чтоб в ней хлеб печь.
Снежное покрывало всю землю покрывало.
Стою на нашем берегу,
Покой границы берегу.
4.Продолжи стихотворение. Правильно поставь ударение. Определи род.
Кран открой - пойдёт вода
Как она пришла сюда?
В дом, сад, огород
Провели ( водопровод)
Хоть я сахарной зовусь
Но от дождя я не размокла.
Крупна, кругла, сладка на вкус
Узнали вы? Я (свёкла)
Цапля важная, носатая.
Целый день стоит, как (статуя
В спорте я не выступаю
Но в воде мне равных нет
Потому что я ныряю
В глубину на километр.
Кургузая злая гиена,
Акула и волк живодёр
Тайком заключили
Военно-торговый морской (договор.)
Был бы друг, будет и (досуг)
И так, все задания выполнены, можем плыть дальше.
Мы много сейчас говорили о словах, и пока мы будем плыть дальше, ребята прочитают стихи о словах.
. 1.Есть слова словно раны,
Есть слова - словно суд.
С ними в плен не сдаются
И в плен не берут.
Словом можно убить,
Словом можно спасти.
Словом можно полки
За собой повести.
Словом можно предать, и продать и купить.
Словом можно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам в языке у нас есть,
Слава, Родина, Верность и Честь.
Повторять их не смею на каждом шагу
Как знамёна в чехле их в душе берегу.
Игра «Рассыпные буквы». Составить слова. На столе разложены буквы. Задание «Кто быстрее составит слово»
М а б у г а (бумага)
Б е н и к у н г (учебник)
Т р а д е т ь (тетрадь)
Внимание! Впереди по курсу земля. Мы подплываем к острову «Склонение». И здесь морской царь нам преградил путь. Он приготовил нам несколько заданий. На острове много цветов. Царь Нептун просит нас собрать три букета и расставить их в вазы.
Игра «СОБЕРИ БУКЕТ» Даны слова. Распределить по типу склонения.
1 КОМАНДА - СЛОВА 1 СКЛОНЕНИЯ
2 КОМАНДА – СЛОВА 2 СКЛОНЕНИЯ
.3 КОМАНДА – СЛОВА 3 СКЛОНЕНИЯ.
Какого рода слова записаны на доске? Определить род. Составить слово.
1.команда: с----о
2.команда: р----а
3.команда: б---ь
Придумать ещё слова. Кто больше?
5 .Три картинки. Назовите на каждой картинке 3 слова разных склонений.
(на слайде три картинки)
Задания выполнены. Можно плыть дальше.
Играем в игру: «Да, нет не говорить. Отвечать быстро и коротко.
Учитель задаёт вопросы. Дети отвечают «Да, нет»
Вы учитесь в третьем классе?
Вам нравится играть?
Вы были вчера в школе?
Вам нравится наше занятие?
Мы подплываем к пристани падеж. Прежде чем сойти на берег, нужно немножко постараться, иначе наш корабль не причалит к берегу.
Учитель читает стихотворение про кота. Дети определяют падеж выделенных существительных.
У норы добычи ждёт, притаился рыжий кот.
Мышь осталась без хвоста, удирая от кота
А теперь и за версту не приблизится к коту.
Крыса старая ,и та, видя грозного кота
Удерет в нору под дом, чтоб не видеться с котом.
Там дрожит ,и в темноте, вспоминает о коте.
6.Определить падеж имён существительных.
1 команде. Мягко светятся иголки хвойный дух идёт от ёлки.
2.команде. Двери настежь , словно в сказке хоровод несётся в пляске.
3. команде. Серый волк в густом лесу встретил рыжую лису.
7.Просклонять слова. (Дети должны ответить, что данные слова не склоняются)
1) метро
2)радио
3)пальто
Все задания выполнены. Спустить якорь. Выходим на берег и по улице «Занимательной» идём к дворцу. Эта улица называется так потому, что на каждом шагу нас ждет что-то необычное.
1.Составь слово.
а) Корень в слове писать
Приставка в слове рассказать
Суффикс, в слове книжка,
Окончание в слове вода (расписка).
б) Корень в слове вязать
Приставка в слове замолчать
Суффикс, в слове сказка
Окончание в слове рыба (завязка)
в) Его корень в слове кидать
Приставка в слове написать
Суффикс, в слове рыбка
Окончание в слове книжка (накидка)
8.На улице какая-то афиша. Что здесь написано. Помогите прочитать. Исправить ошибки.
а) Язык (до) Киева (д о) ведёт.
б) (С) горы (с) бежал поток проворный.
г) Хорошее слово (до) сердца (до) йдёт.
9.Игра « Столбики слов» Записать пять слов, начинающих с каждой буквы, входящей в данное слово.
-морячка, корабль, лодочка.
10.Игра «Бывает - не бывает»
Наше путешествие заканчивается. А вот и дворец. Нас встречает царица Грамматика.
Грамматика: «А вот и я ребята. Я очень рада за вас. Вы показали хорошие знания и поэтому смогли преодолеть много препятствий. В народе говорят: «Грамота- второй язык». Глубокая мудрость, ясный ум и тонкая наблюдательность народа заключены в этой пословице. Какие ещё пословицы вы знаете? Для вас открыты все пути для того, чтобы стать грамотными. А для этого надо хорошо выучить русский язык.
Если ты хочешь судьбу перестроить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твёрдой опоре.
Выучи русский язык.
Дети читают стихи про русский язык
1. Грамматика, грамматика
Наука очень строгая.
Учебник по грамматике
Всегда беру с тревогой я.
2.Она трудна, но без неё
Плохое было бы житье.
Не составить телеграмму,
И открытку не отправить,
Даже собственную маму
С днём рожденья не поздравить
3.Отправляя поздравленья
Помни правила склоненья.
Род, число и падежи
Крепко в памяти держи.
4.Люблю тебя, грамматика
Ты умная и строгая.
Тебя моя грамматика
Осилим понемногу.
Литература:
1.Волин В.В. Весёлая грамматика. М,1994.
2.Даль В Пословицы русского народа. М. ,1957
3.Бетенькова Н.М.Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка. 1-4кл.
М.,2003.
4.Канакина В.П. Радость познания в слове. М. ,1996
5.Ушаков Н.Н.Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. М.,1978.
6.Шаинский Н.М. В мире слов. М, 1978.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ