Урок русского языка в 1 классе "Орфограммы русского языка"

Муниципальное общеобразовательное учреждение

« Школа № 167 г. о. Самара»

Самарской области











Конспект урока по русскому языку
в 1 классе

«Орфограммы русского языка»





подготовила

учитель начальных классов

Базитова Оксана Месхутовна















г. Самара

Цель: систематизация знаний учащихся об орфограммах русского языка. Задачи:

Образовательные: 1. Конкретизировать представления учащихся о предложении, формировать умение выделять основу предложения.

2. Систематизировать представления учащихся об имени собственном и правилах их написания.

3. Развивать умение распознавать и правильно писать слова с гласными после шипящих.

4. Закреплять знания учащихся о написании парных согласных, безударных гласных, проверяемых и непроверяемых ударением.

Развивающие: 1. Развивать орфографическую зоркость.

2. Привлечь внимание учащихся к переносному значению устойчивых выражений.

3. Развивать каллиграфические навыки и фонематический слух.

4. Обогащать словарный запас детей.

5. Развивать внимание, наблюдательность, самоконтроль, умение анализировать и обобщать.

Воспитательные: 1. Воспитывать уважение друг к другу и умение работать в сотрудничестве.

Оборудование: ИКТ ( слайды), карточки, индивидуальный и групповой материал, схемы- опоры, сигнальные карточки.

















Ход урока

1. Организационный момент.

( Звучит музыка)

- Сегодня у нас необычный урок. У нас заседание редакционного совета газеты « Орфограммы русского языка». ( слайд 1)

В нашем офисе присутствует три отдела.

Я представляю вам первый отдел. Это « Отдел писем». Второй отдел-« Отдел новостей» и третий - « Отдел спорта».

- А кто же главный редактор газеты? ( Учитель)

- А теперь давайте поприветствуем наших гостей. ( Кивок головой)

- Садитесь. Улыбнитесь друг другу.


2. Техника НЛП.

- Положите голову на парту и повторяйте за мной.

« Я в школе на уроке русского языка. Я радуюсь. Внимание моё растёт. Я как разведчик. Память моя крепка словно камень. Я хочу учиться. Я хочу работать».

- Так работаем, ребята.

3. Минутка чистописания.

- Итак, редакторы, какое сегодня число?

- Запишем его в тетради.

Дети пишут. А учитель во время написания произносит слова:

Я тетрадочку открою

И с наклоном положу

Я от вас, друзья, не скрою

Ручку правильно держу

Сяду прямо, не согнусь

За работу я примусь.

- Кто записал, положили ручки, и пишем носиком число.

- Умнички!

- На доске материал для минутки чистописания.

дв дп дс двер ь доск а деньки

- Записываем. Редакторы должны писать красиво, с наклоном, с правильным соединением, чтобы читающим было понятно.

- А теперь каждый из отделов выполняет звуковой анализ слов. « Отдел писем»- слово « дверь». « Отдел Новостей»- слово « доска». « Отдел спорта»- слово « деньки».

- Используя опору, произведите звуковой анализ вслух. (Опрос слабых учащихся ) Кто согласен с ответом? (хлопок в ладоши)

(Опора на слайде 2)

1. Количество слогов

2. Количество букв

3. Количество звуков

4. Согласный (парный - непарный, звонкий - глухой, твёрдый - мягкий)

5. Гласный (ударный - безударный, верхнего ряда - нижнего ряда)


4. Актуализация и обобщение полученных ранее знаний, умений и навыков.

Задание 1.

- А теперь эстафета для отделов газеты.

- У вас на столе лист № 1. Необходимо по кругу пустить лист, а каждый редактор вставит пропущенную букву крупно фломастером

П..НАЛ

М.ДВЕДЬ

М..РОЗ

ВЕТ..Р

..СИНА

Р..БОТА

С.БАКА

С..РОКА

С..НИЦА

К..РОВА

К..РОВА

М..ШИНА

П..ТУХ

Р..БЯТА

В..РОНА

Л..СИЦА

В..СЕЛО

М..РКОВЬ

Редакторы каждого отдела выходят к доске и прикрепляют лист № 1 (Появляется слайд 3 с правильно написанными словами)

- Как называется орфограмма? Проверьте работу своего отдела. Ваш самоконтроль. Покажите личики (Дети показывают либо улыбку, либо грустное выражение)

- Запишите в тетрадь любые три словарных слова.

Задание 2.

- А теперь разминка ( Слайд4 )

Пришла весна ярко светит солнышко хороши белые берёзки

-Взгляните, прочтите. Всё ли здесь красиво? Чего не хватает? ( Знаков препинания).

- У вас на столах они приготовлены. Уважаемые редакторы, покажите мне тот знак, который соответствует прочитанному стихотворению. (Подготовленные дети читают три стихотворения про . , ! , ?)

Загораживает путь,

Предлагает отдохнуть. (Точка)

Вечно думая над смыслом,

Изогнулся коромыслом. ( Вопросительный знак)

Бурным чувствам нет конца:

Пылкий нрав у молодца! ( Восклицательный знак)

- Ровно одна минутка каждому отделу, чтобы привести текст в порядок.

- Итак, заслушиваем по одному редактору от каждого отдела, а вы, ребятки, поднимаете нужный знак. ( Дети параллельно называют орфограмму. Начало предложения пишется с большой буквы.)

( появляется слайд 5 с правильным текстом)

Пришла весна. Ярко светит солнышко. Хороши белые берёзки!

- Запишите второе предложение и подчеркните главные члены.

Физминутка

Мы капусту режем, режем

Мы морковку трём, трём

Мы капусту солим, солим

Мы капусту жмём, жмём.

Руки вверх я подниму,

Это тоже я могу.

Руки вниз я отпущу,

Это тоже я могу.

А затем я помашу,

Это тоже я могу.

И как птица полечу,

Это тоже я могу.

А затем я посижу,

Это тоже я могу.

Я попрыгаю немножко,

Это тоже я могу.

И похлопаю в ладошки,

Это тоже я могу.


Раз, два - выше голова.

Три, четыре - руки шире.

Пять, шесть - тихо сесть.

Семь, восемь - лень отбросим.

Задание 3

- А теперь будем работать в группе. Выполните задание. Вспомните орфограмму.

Отдел « Писем»

Отдел « Новостей»

Отдел « Спорта»

Верш..на

Свеч..

Щ..ка

Рыж..ий

Обещ..ю

Ч..лан

Тиш..на

Задач..

Ч..до

Ж..раф

Ч..йник

Ч..лок

Реш..л

Пищ..т

Тащ..

Кувш..н

Рощ..

Ч..гун

- Какое правило повторили? Запишите любые три слова. Подчеркните орфограмму.

Задание 4

- Продолжаем работать в группах. Догадайтесь, какая буква убежала?

Отдел « Писем»

Отдел « Новостей»

Отдел « Спорта»

Ду(б,п)

Во дв..ре

(к,К)оза (м,М)ашка

Гла(з,с)

На ст..ле

(б, Б)рат (и, И)лья

Шка(в,ф)

У р..ки

(г,Г)ород (0,о)рск

Зу(б,п)

На п..лях

(с, С)ело ( Д,д)убки

Чи(ж,ш)

На ст..не

(в, В)аня (с,С)мирнов

Рука(в,ф)

У х..лма

(Д,д)ядя (ф, Ф)едя

( Один из представителей отдела выходит к доске и объясняет, а другие отделы показывают сигнальные карточки).


Физминутка для глаз.

( Следим глазами за восьмеркой. А теперь моргаем, закрываем)


5. Работа по развитию речи учащихся.


Задание 5

(На слайде 6 дана пословица, но слова перепутали места. Составьте пословицу и объясните ее смысл)

Без не труда вынешь из рыбку пруда. (Без труда, не вынешь рыбку из пруда)


Задание 6

- О носе очень часто любят вспоминать в разговоре. В словарях можно найти более тридцати выражений со словом нос. Но не все люди понимают их правильно. Вот как поняли русские выражения иностранцы:

(Слайд 7)


- А как понимаете эти выражения вы?

6. Итог.

- Что такое реклама? Сделайте рекламу нашей газете. Пусть гости наши послушают.

7. Контроль за усвоенными знаниями.

- У вас на столах красивые цветы. А мы сделаем их еще краше. Вы раскрасите кружочки на цветке в таком порядке:

Если вы согласны с моим утверждением, т. е. говорите « да», то красим кружок зеленым цветом, если не согласны, т. е. говорите « Нет», то красным цветом. ( Слайд 8)


Тест

1. Начало предложения пишется с большой буквы?

2. Имена, клички животных пишутся с маленькой буквы?

3. В словах: гора, мосты, слоны пишется безударная гласная а?

4. Верно ли, что жи-ши пиши с ы?

5. Верно ли, что в слове чай все согласные мягкие?

6. В слове сугроб на конце парная согласная б?

7. В словах: щука, чудо, чувство орфограмма чу-щу пиши с буквой у?

8. Название городов, деревень, улиц пишется с маленькой буквы?

( взаимопроверка, благодарность за урок детям, подарки гостям)


9. Домашнее задание.

-Подойдите каждый со своим проектом газеты. К следующему уроку подготовьте рекламу газеты.























Список использованной литературы


  1. Бескоровайная Л. С., Перекатьева О. В. Современные открытые уроки русского языка. Ростов н/ Д: Феникс, 2002.

  2. Бетенькова Н. М., Фонин Д. С. Конкурс грамотеев: Дидакт. игры и занимат. упражнения по рус. яз. для учащихся нач. шк. М. : Просвещение, 1995.




Использованные материалы и Интернет-ресурсы



  1. http://nsc.1september.ru/ - Еженедельник издательского дома "Первое сентября" "Начальная школа". Газета выходит каждую неделю, это огромный материал для учителей младших классов.

  2. http://festival.1september.ru - Фестиваль педагогических идей.

  3. http://www.uroki.net/- Методические разработки уроков, внеклассных занятий и презентаций.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ