Урок русского языка 3 класс "Редакция газеты"



Урок русского языка

3 класс




Тема:

« Правописание слов с безударными гласными в корне.

Редакция газеты»































Тема: « Правописание слов с безударными гласными в корне. Редакция газеты»

Цель: отработать умения находить и проверять безударную гласную в корне

Задачи:

Образовательные:

  • Формировать:

    • умение подбирать проверочные слова,

    • умение выделять слабые позиции безударных гласных в корне и умение их проверять;

    • орфографическую зоркость;

  • закрепить навык работы со словарными словами;

  • познакомить с лексическими значениями новых слов;

  • расширить кругозор;

  • обогатить словарный запас детей;

  • научить выполнять правила безопасного поведения во время новогодних праздников;


Развивающие:

  • Развивать орфографическую зоркость;

  • творческое мышление;

  • познавательную активность;

  • внимание и наблюдательность;

  • речь учащихся;


Воспитательные:

  • воспитывать вдумчивое отношение к родному языку;

  • обогащать и развивать жизненный опыт детей;

  • воспитывать бережное отношение к безопасности жизнедеятельности;



Ожидаемый результат:

  • знать правило проверки безударных гласных в корне;

  • уметь применять знания на практике;

  • знать название профессий, связанных с изданием газеты.



Оборудование:

  • Интерактивная доска

  • Таблицы с новыми словами

  1. Организационный момент.

-Сегодня у нас необычный урок русского языка. Он пройдет в форме деловой игры. Мы будем работать не в классе, а в редакции газеты.

- Причем, у нас в классе уже есть главный специалист по выпуску газет – Василенко Женя, который уже издал 6 выпуск своей газеты для котов.

-Давайте теперь все вместе поработаем в редакции?

- Как вы думаете, что такое редакция газеты? (на доску табличка «Редакция») (ответы детей)

-Посмотрим, как это слово объясняется в словаре. (Показ текста на экране - Редакция)

(Редакция - учреждение, занимающееся подготовкой и выпуском какого-нибудь издания)

-Чем занимаются люди, работающие в редакции газеты? (готовят информацию к печати: собирают материал, проверяют и исправляют текст).

-Итак, в нашей редакции – три отдела: (поставить таблички с названием отделов на первый стол каждого ряда)

  • «Отдел новостей» - первый ряд;

-Как вы понимаете значение слова «Новости»? (новая весть)

  • «Отдел информации» - второй ряд;

-Подберите синонимы к слову «информация» (сообщение, сведения)

  • «Отдел писем» - третий ряд.

-Уважаемые коллеги! Откройте свои деловые блокноты, запишите число, классная работа. Познакомьтесь с планом заседания нашего редакционного совета.

На доске:

(Познакомить с пунктами плана)

Тема: «Слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением»

План.

  1. Орфографическая минутка.

  2. Письмо.

  3. Редактирование текста.

  4. Физминутка.

  5. «Исправь ошибки».

  6. Итог урока

  7. Домашнее задание.

  1. Работа по теме.

  1. Орфографическая минутка.

- Проведем разминку-повторение. Запишите слова, выделите орфограммы. Работает «Отдел новостей» у доски.

-Нам надо осветить следующие новости:

=политическая новость: Встреча в Кремле,

=новость экономики: поездка на завод,

=новость спорта: спортивная ходьба,

=прогноз погоды: завтра вьюга,



-Разберите по составу слово «поездка», «спортивная»

- Найдите слово, в котором букв больше, чем звуков. (ходьба) Почему? (ь знак звука не обозначает)

- Тогда почему вы не назвали слово «вьюга»? Там тоже есть мягкий знак? (Нет, в слове «вьюга» ь знак разделительный, а после него гласная буква «ю» дает два звука [йу], поэтому в этом слове будет одинаковое количество букв и звуков)

- Дайте характеристику первому звуку в слове «вьюга». ([в`] – согласный, звонкий парный, мягкий парный, на письме обозначается буквой «вэ»).

  1. Письмо.

-К нам в редакцию пришло письмо. Я передаю его сотруднику отдела писем, чтобы он нам его зачитал.

«Уважаемая редакция газеты, пишет вам ученик 3 класса Алёша Иванов. Со мной недавно на уроке произошла неприятная история:

Вызвал внезапно учитель к доске,

Вот и стою у доски я в тоске,

Все что слегка подучил я вчера,

Все, как назло, позабыл до утра.

Громко учитель диктует «окно».

Мелом пишу на доске я «акно».

Слышу, как шум поднимается в классе,

Надо писать через о, через о.

Мел я в смущеньи крошу,

Правила вспомнить помочь вас прошу.



-Ребята, давайте поможем мальчику. Какое правило он не знает?

«Чтобы правильно написать безударную гласную в корне, необходимо изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы безударная гласная стояла под ударением»

- Приведите примеры, его подтверждающие. (примеры детей)

3.Редактирование текста.

-Приступаем к следующему вопросу нашего заседания - редактирование текста. (показ текста - Редактировать)

«Редактировать – исправлять ошибки в построении предложений и текстов».



-Эта работа редактора. (На доску табличка «Редактор»)

- Сейчас вы будете редакторами. Прочитайте предложения на интерактивной доске.

Показ текста №1

Хлынул проливной дождь.

Над полями нависла тяжёлая грозовая туча.

Сердито загромыхал гром.

Засверкала ослепительная молния.

-Все ли в порядке в этом тексте?

-Отредактируйте его, расположите предложения в нужном порядке. Запишите самостоятельно.

Самостоятельная работа детей, запись.

-Проверьте, верно, ли вы записали.



Показ текста №2

4. Хлынул проливной дождь.

1. Над полями нависла тяжёлая грозовая туча.

3.Сердито загромыхал гром.

2.Засверкала ослепительная молния.

-Обратите внимание, что должно происходить вначале: гром или молния? (Сначала молния, затем гром, потому что скорость света больше, чем скорость звука.)

-Прочитайте получившийся текст.

-Теперь можно ли данные предложения назвать текстом?

- Докажите, что это текст.

- Определите тему текста, основную мысль?

- Озаглавьте его (устно).

-Вспомните тему нашего урока. Найдите слова с безударной гласной в корне. Выделите орфограмму.

-Выделите грамматическую основу 1 и 2 предложения.

(Пустой текста)



4. Физкультминутка.

-Сейчас сотрудник отдела информации сделает нам сообщение. (На доску табличку с надписью «газета»)

Слово «газета» пришло к нам из итальянского языка, где оно имело значение «мелкая монета». Появившиеся в 1563 году в итальянском городе Венеция газеты были рукописные и продавались только для прочтения. За прочитанные газеты платили продавцу мелкую монету, а потом газету возвращали продавцу.

-Прошу всех сотрудников подняться. Настало время производственной гимнастики. Давайте изобразим, как человек использует газету.

=Просматривает (ведем глазами по периметру,

Сверху вниз,

По диагонали)

=Читает ( ведем глазами слева направо по доске)

=Использует как веер

=Сворачивает газету в трубочку и смотрит, как в подзорную трубу

=Скрученной газетой бьет мух



5. «Исправь ошибки».

-Впереди новогодние праздники, нам надо напомнить нашим читателям не только о предстоящем веселье, но и о правилах безопасности.

-Прочитайте текст, который набрал работник типографии.



Показ текста №3

В комноте, где стаит навогодняя ёлка, нельзя зажигать бенгальские огни, играть хлапушками. Для освищения ёлки не пользуйся свичами.( 6 ошибок)

-Кто что-нибудь заметил?

-Чтобы исправлять орфографические ошибки, в каждой редакции есть корректор.

(На доску табличка «Корректор»)

-Поработайте корректорами и исправьте ошибки.

(Работа детей у доски)

- Не забывайте, к каким печальным последствиям может привести необдуманное обращение с огнем. Все мы помним трагические события в Перми, где в пожаре погибло уже 119 человек.

-Списать текст самостоятельно.

(Кто быстро выполнит – сделать фонетический разбор слова «ёлка»)



  1. Итог урока.

-Подведем итог нашего заседания. Назовите тему нашего заседания?

-Озвучьте это правило.

-Всегда ли можно проверить безударную гласную в корне? А что тогда делать? (заглянуть в словарь, запомнить написание словарных слов)

- С какими профессиями мы сегодня познакомились? (редактор, корректор)

  1. Домашнее задание.

-Но ни одна газета не может существовать без журналистов. (Показ таблички с надписью «Журналист»). Именно они пишут очерки, статьи, берут интервью, которые уже потом набирают наборщики, исправляют корректоры.

- И вы дома будете журналистами. Напишите заметку о нашем классе, используя как можно больше слов с безударными гласными в корне.

- Большое спасибо всем членам нашего издательства за работу. Заседание закончено. До свидания.




Список литературы:

С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка. Москва, 1992.

В. Лукс. Вызвал внезапно учитель к доске…







































Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ