Конспект урока по русскому языку для 2 класса "Обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами"

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1996









Конспект урока по русскому языку для 2 класса


Тема урока: «Обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами».






Подготовила:

Козина Галина Александровна

учитель начальных классов















Москва, 2011 год


Задачи:

Обучающие: развитие умения различать мягкие и твердые согласные звуки и

правильно произносить их в словах; обобщение знаний об

обозначении на письме мягкости и твердости согласных, обогащение

словарного запаса учащихся.

Развивающие: развивать наглядно-образное мышление, внимание память,

сообразительность, наблюдательность.

Воспитывающие: воспитывать интерес к русскому языку, к звучащему слову; умение

работать в коллективе, слушать учителя и своих товарищей.

Оздоровительные: профилактика нарушения осанки, зрения; создание психологически

комфортных условий для каждого ученика

.
































  1. Мобилизующий этап.

1

Ё

Ы

2





Е

О

И

А




Ю

У

Я

Э



Посмотрите внимательно на игровое поле. У нашего зайчика на этом поле сегодня два маршрута (направления). Напоминаю, что зайчик прыгает наискось через дорожку. Из первого домика зайчик прыгнул в домик с буквой И. Проследите путь зайчика. Старайтесь не повторять слово прыгнул. Заменяйте его другими словами близкими по смыслу (попал, переместился, побывал, перескочил, отправился).

Из второго домика зайчик отправился в домик с буквой О. Проследите этот маршрут.

Таким образом 1путь: и – ю – ё – я – е

2 путь: о – э – ы – у – а

Охарактеризуйте буквы, напечатанные на игровом поле. Какие звуки они обозначают?

  1. Минутка чистописания.

Сегодня на минутке чистописания мы будем писать эти буквы в соединении с заглавной буквой Л и строчной буквой л. Определите порядок следования букв в данном ряду:

Лла Лле Ллё ……………………. (и, о, у, ы, э, ю, я)

  1. Изучение нового материала.

На доске написаны пары слов: нос – нёс

мышка – мишка

лук – люк

рад – ряд

мэтр – метр

  • Прочитайте написанные пары слов. Значение каких слов вам не понятно? (мэтр – учитель, наставник; деятель искусств, науки – почитаемый авторитет среди своих учеников, своего окружения). (Все слова начинаются с согласных букв.)

  • Произнесите и сравните выделенные согласные звуки в каждой паре слов. Чем они отличаются? (В левом столбике твердые согласные, в правом – мягкие.)

  • От чего зависит мягкость и твердость согласных? (Мягкость и твердость согласных зависят от следующих за ними букв.)

  • Какие буквы обозначают мягкость (твердость) согласных? При каком условии? (Буквы е, ё, и, ю, я обозначают мягкость согласных звуков, если стоят после них. Буквы а, о, у, ы, э обозначают твердость согласных звуков, если стоят после них.)

  • Сформулируйте вывод об обозначении мягкости и твердости согласных пользуясь планом или схемой:

  • На какие группы делятся согласные звуки по твердости – мягкости?

  • Какие буквы обозначают мягкость согласных на письме? При каком условии?

  • Какие буквы обозначают твердость согласных на письме? При каком условии?


И


А

Е


О


Ё


У

Ю


Э

Я


Ы

  1. Физкультминутка. Насос

— Давайте представим себе жаркий-жаркий день. Растения хотят пить, головки у них поникли, листочки опустились. Покажите. Спасибо. Напоить их водой можно, если включить насос. Насосом будем мы. Сядьте прямо. Ноги слегка расставьте, ступни прижмите к полу. Руки слегка согните в локтях и ладони положите на ноги внизу живота. Глаза закройте. Насос начал качать воду. Она глубоко под землей. Приготовились. Глубоко вдыхаем через нос. Голова, плечи тянутся вверх, живот втягивается. Набрал насос воду, а теперь выливаем воду — выдыхаем через рот. Делаем медленный выдох. Плечи опускаются, живот выпячивается. Молодцы. Хорошо получается. Снова набираем воду. Медленно вдыхаем через нос. Поднимаем плечи. Тянемся вверх, живот втягиваем. Много воды набрали. А теперь поливаем наши цветочки. Выдыхаем воздух ртом медленно. Опускаются плечи. Выпячивается живот. Молодцы. (Повторяется еще 2-3 раза.)

Обрадовались наши цветочки. Ожили. Потянули свои головки, протянули листочки к солнышку. Покажите, какими стали наши цветочки. Молодцы!

  1. Упражнения для закрепления.


Упражнение 1.

Прочитайте. Распределите слова в два столбика.

Лес, юла, плот, мёд, труд, дело, сила, игра.


Упражнение 2.

Прочитайте вслух словосочетания. Постарайтесь их запомнить. (Словосочетания читаются учащимися дважды, после чего последние слова в них стираются). Ориентируясь на первые слова, напишите в строчку по памяти вторые слова каждой пары. Подчеркните лишнее слово в полученной цепочке. Ответ обоснуйте.

Зеленая осина

Морской берег

Тяжелая работа

Спелая вишня

Далекие звезды

Красная свёкла

Подберите к слову работа родственное слово, которое отвечало бы на вопрос что делать?

В левом столбике написаны обороты, в которых имеется слово работать. Подберите к ним подходящие по смыслу слова или словосочетания из правого столбика.


Работать засучив рукава

Работать спустя рукава

Работать на ветер

Работать не покладая рук


Заниматься чем-либо без пользы

Усердно, не отдыхая

Лениться, делать что-то как попало, плохо


Почему оборотов со словом работать четыре, а их значений три? (Потому что два оборота имеют одно значение.)

Пользуясь одним из этих оборотов, продолжите следующее предложение:

Сегодня на уроке я работал(а) ………………………………………


Итог урока.

  • Над каким правилом мы сегодня работали?

  • Расскажите это правило.









Цель мобилизующего этапа состоит в том, чтобы в самом начале урока обеспечить высокий уровень вовлеченности школьников в учебную деятельность и развитие их важнейших интеллектуальных качеств. Представленное выше упражнение призвано совершенствовать наглядно-образное мышление, развивать память, внимание, наблюдательность, сообразительность и одновременно является хорошей гимнастикой для глаз.

На минутке чистописания учащиеся не только совершенствуют свой графический навык, но и, определяя порядок следования букв в заданном ряду, развивают мышление, внимание, сообразительность, наблюдательность, речевые и аналитико-синтетические способности.

Использование частично-поискового метода при изучении нового материала позволяет ученикам стать активными участниками процесса. Участие в поиске требует от детей максимальной сосредоточенности, напряженной мыслительной деятельности, умения правильно выражать свои мысли, активизирует познавательный процесс, обеспечивает свободное владение аналитико-синтетическими действиями, обучает логике в рассуждениях.

Физкультминутка «Насос» предназначена для профилактики утомления, вызванного интенсивными интеллектуальными нагрузками. Выполняя релаксационную функцию, данное упражнение также способствует профилактике нарушений осанки и зрения, учит правильно использовать возможности своего дыхания.

Самостоятельное составление собственного задания к конкретному материалу (упражнение 1) развивает творческое самостоятельное мышление, совершенствует аналитико-синтетические и речевые способности учащихся, их внимание, наблюдательность.

Запись по памяти вторых слов каждой пары, ориентируясь на первые слова (упражнение 2), развивает мышление, внимание, логическую память, умение быть сосредоточенным. Исключение лишнего слова способствует формированию наблюдательности, аналитико-синтетических способностей, умения осуществлять группировку, классификацию.

Используемая литература

Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 1 класс. – Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 224 с. – (Б-ка учителя начальной школы).

http://dp.17ya.ru/



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ