Конспект урока для 4 класса на тему "Система работы по развитию речи"


Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя (полная) общеобразовательная школа №2»
города Волжска Республики Марий Эл

Система работы по развитию речи
в начальных классах

(авторская комбинаторная разработка)

Выполнила:

Цветнова Р.Х.,

учитель начальных классов
МОУ СОШ №2



2009 год

Cодержание

Пояснительная записка

Стр.3

Глава 1. Исследования проблемы развития речи в педагогической литературе

Стр.5

Глава 2. Работа по разработке системы занятий по развитию речи

Стр.8

Список используемой литературы

Стр.14

Приложение 1. Тестовая методика экспресс - диагностики устной речи младших школьников. Т. А. Фотековой (2000г.)

Стр.16

Приложение 2 . Уроки развития речи

Стр. 30

Приложение 3. «Творческая работа по картине М.Врубеля «Пан» (2 класс).

Стр.55

Приложение 4. Работа над предложением

Стр.58

Приложение 5. Штриховка и развитие речи

Стр.62

Приложение 6. Проведение урока развития речи на тему «Весна».

Стр.76

Приложение 7. Речевые десятиминутки

Стр.79

Приложение 8. Сочиняем сказку

Стр.91

Приложение 9. Конспект урока по обучению грамоте в 1-м классе (чтение)

Стр.94

Приложение 10. Урок обучения грамоте в 1 классе По программе «Школа 2100».

Стр.97

Приложение 11. Игры на развитие фонематического слуха, коррекцию звукопроизношения, обучение чтению и письму « Песочная грамота»

Стр.103


Пояснительная записка

Воспитание всесторонне развитой личности невозможно без совершенствования такого важнейшего инструмента познания и мышления, как речь. Развитие речи учащихся в настоящее время является одной из приоритетных задач школы. Без систематического обогащения устной и письменной речи учащихся невозможно эффективное повышение культуры речи детей, их общего литературного развития. Развитие речи – важная задача обучения родному языку. Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умение ученика сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируется в процессе овладения знаниями через речь и проявляется так же в речевой деятельности. Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика - показатель его умственного развития.

В основе исследования поставлена гипотеза о том, что систематическая работа по развитию речи способствует общему развитию мышления учащихся.

Таким образом, главной целью работы является создание системы занятий по развитию речи, позволяющей исправить нарушения речи, обогатить речь.

Задачи:

  1. Изучение передового педагогического опыта по работе над развитием речи.

  2. Разработка серии занятий по развитию речи в начальных классах.

  3. Создание дидактических материалов, направленных на развитие речи учащихся

Работа проводилась на базе 1 класса МОУ СОШ №4 с сентября 2008 по май 2009 года. Данная работа является комбинаторной, то есть связанной с сочетанием известных способов, форм и средств решения задачи развития речи и авторских разработок.

В соответствии с поставленными задачами в работе выделяются следующие главы.

В первой главе дается литературный обзор по развитию речи.

Во второй главе проводится исследование состояния связной речи детей начальных классов, намечаются цели и план экспериментальной работы. Далее раскрывается ход самой экспериментальной работы по обучению детей связной речи. В конце второй главы подводится итог экспериментальной работы и делаются соответствующие выводы.


Глава 1. Исследования проблемы развития речи в педагогической литературе

Проблеме становления речевой деятельности учащихся всегда уделялось большое внимание. В настоящее время установлены общие тенденции речевого развития школьников, обоснована идея развития речи на межпредметном уровне, вскрыты проблемы речевого общения, определены возможные пути формирования языковой компетенции школьников, представлен анализ монологической и диалогической форм речевого высказывания, выявлены психологические особенности формирования связной устной и письменной речи младших школьников.

Проблемы речевой деятельности привлекают внимание учёных. Об этом говорит поток научных исследований. Работы Б.Г. Ананьева, Л.А. Венгера, Б.Ф. Ломова, В.В. Богословского, Л.С. Выготского, В.А. Крутецкого, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейна и др. позволяют создавать научно-обоснованные предпосылки для выявления условий индивидуализации деятельности в развитии речевой деятельности у детей. Большой вклад в разработку проблемы внесли Ф.И. Буслаев, В.Я. Стоюнин, В.П. Острогорский, Л.И. Поливанов, В.П. Шереметевский, В.В. Голубков, А.Д. Алферов, М.А. Рыбникова, К.Б. Бархин, Н.М. Соколов, Л.С. Троицкий, С.А. Смирнов, Н.В. Колокольцев, А.А. Липаев, современные ученые К.В. Мальцева, М.Р. Львов, Т.А. Ладыженская, В.Я. Коровина, О.Ю. Богданова, Н.А. Демидова, Л.М. Зельманова, Т.Ф. Курдюмова, Н.И. Кудряшев, М.В. Черкезова и др.

Устная речь протекает в условиях непосредственного общения, поэтому она быстрее по темпу и менее полная. В процессе речи используются нелингвистические средства выражения смысла – мимика и жесты. Эти средства, дающие дополнительную информацию в устном сообщении, отсутствуют в письменной речи. К первому классу ребёнок достаточно овладевает устной речью, свободно произносит слова и в процессе общения не задумывается над расстановкой слов внутри фразы. Письменная форма монологической речи наиболее трудная. Она самая развёрнутая и нормативная. Построение каждой фразы в письменной речи является предметом специального обдумывания, а на начальной стадии овладение письменной речью осознаётся так же процесс написания каждого слова. Обучение письменной речи как нормативной, чем устной, связано с высокими требованиями, предъявляемыми к ней: чёткость структуры высказывания, обоснованность мысли, выражение отношения к предмету мысли (к объекту), точность в употреблении средств языка.

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено прежде всего ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др.). Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе.

Из всех знаний и умений самым важным, самым необходимым для жизненной деятельности является умение ясно, понятно, красиво говорить на своем языке. Всю свою жизнь человек совершенствует речь, овладевает богатством языка. Чем полнее усваивается богатство языка, чем свободнее человек пользуется им, тем успешнее он познает сложные связи в природе и обществе. Для ребенка достаточный уровень речевого развития – залог успешного обучения. Содержание образования на современном этапе характеризуется усилением внимания к проблеме развития связной устной и письменной речи школьников. Речь учеников отличается ограниченным запасом слов, трудностью связного высказывания и общения. Эти школьники испытывают трудности по всем учебным предметам с самых первых дней обучения. Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др. Все исследователи отмечают сложную организацию связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания (А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба).

Обучение связной речи детей в отечественной методике имеет богатые традиции, заложенные в трудах К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого.

Однако, как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень речевого развития детей младшего школьного возраста недостаточен. В связи с этим большое значение приобретает современная и методически грамотно организованная работа по развитию речи.

Глава 2. Работа по разработке системы занятий по развитию речи

Данная работа проводилась в 4 этапа:

  1. Изучение литературы по исследуемому вопросу

  2. Диагностика развития речи учащихся 1-го класса.

  3. Разработка дидактических и методических материалов, использование их на уроках.

  4. Итоговая диагностика уровня развития речи учащихся

В начале учебного года в 1 классе были проведены исследования развития речи по Тестовой методике экспресс - диагностики устной речи младших школьников. Т. А. Фотековой (2000г.) В методике использованы речевые пробы, предложенные Р.И.Лалаевой (1988г.) и Е.В. Мальцевой (1991г.). (Приложение 1). Суммируя все полученные данные, получен вывод, что у данной группы детей не сформированы фонематическое восприятие, звуко-слоговая структура слова, словарный запас, навыки словообразования и связанная речь, страдает лексико-грамматический строй речи и звукопроизношение. Все нарушения речи имеют разную степень выраженности: у троих детей – ОНР III уровня, у одного – ФФН, у троих имеются нарушения речи по некоторым компонентам. Общим невысоким показателем обладает развитие связанной речи.

Обобщив полученные результаты, учащиеся распределяются на следующие уровни:

1. Низкий уровень - в речи отсутствует точность. В рассказе ребенка логичность, ясность, коммуникативная целесообразность, языковая правильность речи, выразительность, ясность не прослеживается. А также в своей речи ребенок употребляет простые не сложные предложения.

2. Средний уровень - в речи ребенка прослеживается коммуникативная целесообразность, ясность, но отсутствует содержательность, логичность, последовательность.

3. Высший уровень - в речи ребенка прослеживается содержательность, свои предложения в речи учащийся выстраивает последовательно, логично, точно, а также употребляет в своей речи выразительные слова, словосочетания, отвечая на вопросы целесообразно и ясно.

Результаты диагностики отражены в таблице 1

Таблица 1

Сравнительный анализ уровня развития связной речи на констатирующем этапе

уровни

высокий


средний


низкий


%

чел

%

чел

%

чел

1 класс

18

5

34

9

48

13


Большинство учащихся класса находятся на низком уровне развития связной речи.

Задача учителя начальных классов состоит в том, чтобы развивать у детей потребность в написании увиденного, услышанного, прочитанного, учить без бояз­ни делиться своими переживаниями, развивать потребность описывать красоту ок­ружающей природы, красоты человека, приобщать его к миру прекрасного.

Основные цели урока развития речи:

- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучение нормам языка и их использованию в речи;

- формирование коммуникативной компетенции и развитие языковой лично­сти, совершенствование коммуникативных умений;

- обучение навыкам культуры речи и речевого общения;

- развитие основных видов речевой деятельности: говорения, письма, слуша­ния и чтения;

- развитие мышления и формирование процессов мыслительной деятельно­сти (анализа и синтеза, абстракции и обобщения) средствами языка, ис­пользуемыми в речи;

- знакомство с основными речеведческими понятиями, как теоретической ос­новой обучения языку и развития речи.

Структура урока развития речи диктуется целями и содержанием учебных задач и речевых ситуаций.

Задачу добиться творческого подъёма в классе и тем самым способствовать прочному усвоению родного языка необходимо с помощью разнообразных видов работ. Все эти виды работ проводятся в определённой системе, начиная с таких, кото­рые требуют от учащихся меньшей самостоятельности.

В ходе работы были изучены, разработаны и использованы следующие виды и формы работы по развитию речи:

  • Составление речевого словарика

  • Творческое списывание

  • Составление сказки по картинкам

  • Составление рассказа по вопросам

  • Творческий диктант

  • Свободный диктант

  • Выборочное изложение

  • Сочинение и т.д.

В своей работе «О первоначальном преподавании русского языка» К.Д.Ушинский развитие «дара слова» поставил на первое место вместе с сознательным обладанием сокровищами языка (что сегодня также относится к области развития речи) и с изучением грамматики.

Что же нужно делать, чтобы развить эту врожденную языковую способность?

«Дар слова» развивается не иначе как от упражнений. Это – первое правило.

Они должны быть по возможности самостоятельными: своими усилиями выразить свою мысль, сначала простую, далее – все более сложную, сначала устно, а затем и письменно. Начинать работу над созданием простейших сочинений необходимо с первых уроков в школе и вести до последних, непрерывно усложняя. Главное – они должны быть самостоятельным усилием выражения мысли, «а не сшивкой чужих фраз». Пути к этому - наглядность, выделение признаков предмета, сравнение предметов.

Второе правило – систематичность, т.е. постепенное нарастание трудности, разнообразие тематики и типов, преемственность и перспективность, постепенное уменьшение помощи учителя.

Третье правило: «упражнения должны быть логические: содержать переход от конкретных представлений к общим понятиям, выделение признаков предмета, объединение предметов в одно общее суждение».

Развитие связной речи ведется на основе системы постепенно усложняющихся устных и письменных сочинений, требующих от учащихся все большей самостоятельности. Успех работы над развитием речи зависит от взаимосвязанности сочинений, от целенаправленности упражнений, от соблюдения четкой последовательности в применении различных видов сочинений, от систематической последующей работы над речевыми и стилистическими ошибками, допущенные в творческих работах детей.

Помогают в развитии речи учащихся наблюдения, полученные детьми на прогулках, экскурсиях, в походах. Стараемся как можно чаще ходить с ребятами на экскурсии и в лес, на речку. Прогулки – это короткие уроки воспитания чувств. Например, в теплый солнечный сентябрьский день идем с детьми первого класса на реку на экскурсию. Перед нами река. Темная вода не манит своей прохладой. По речке плывут желтые осенние листья. Дети сравнивают их с корабликами, лодочками, а листья ивы – с золотыми рыбками. Ребята с большим интересом рассматривают местность. Здесь же составляются предложения. Подбираются интересные, образные словосочетания. Например, желтый сарафан у берёзы, листва золотистая, пурпурная (темно – красная), коричневая; красавица рябина и другие. А когда возвращаются, в классе рассматривают картину И. Островского «Золотая Осень» и И.Левитана «Золотая Осень». Перед нами снова осень, но увиденная и  изображенная художниками. Затем составляется небольшой рассказ о первоначальном периоде осени. В первом классе большинство рассказов составляются устно. Но к концу года уже пробуют писать небольшие сочинения. Конечно, они еще не совершенны, дети испытывают трудности в подборе слов. Организуя работу малышей по развитию речи, последовательно ставятся перед ними все новые задачи, расширяя круг их наблюдений и познаний. Важно определять посильные для них задачи, создавать трудовую атмосферу, вызывать соответствующие эмоции – все это способствует прочному усвоению материала, развитию логического мышления, внимания, воспитанию воли, привычки к умственному труду.

В обучении детей связной речи необходимо использовать материал разных источников: собственный опыт жизни школьников, их наблюдения, материал, почерпнутый из книг, рассказов учителя, различные картины, кинофильмы и др.; разные жанры – повествование, описание и рассуждение.

В результате проведенной работы были разработаны уроки развития речи, а также упражнения, которые учитель может использовать на уроках окружающего мира, литературного чтения, музыки, русского языка и других (см. Приложения).

В конце 1 класса была проведена повторная диагностика уровня развития речи учащихся, в которой использовались задания, аналогичные заданиям из констатирующей диагностики. Были получены следующие результаты:

Таблица 2

Сравнительный анализ уровня развития связной речи на 2 этапе

уровни

высокий


средний


низкий


%

чел

%

чел

%

чел

Конец 1 класса

22

6

52

14

26

7


Сравнительная диаграмма (в %):

К концу первого года обучения в школе, благодаря систематической работе по развитию речи, увеличилось количество детей, которых уровень речевого развития достиг средних показателей. Количество учащихся с высоким уровнем развития речи увеличилось незначительно, что неудивительно, ведь эта работа только начата и будет продолжаться в течение всего обучения.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что систематическая работа, направленная на развитие речи, в значительной мере влияет на уровень речевой культуры учащихся, позволяет расширить словарный запас, развивает связную речь и мышление.

Список используемой литературы


  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания - М.: Просвещение, 1986. -284с.

  2. Архипова Е.В. Об уроке развития речи в начальной школе // Начальная школа, 2000,№4. -С.35-39.

  3. Бобровская Г.В. Активизация словаря младшего школьника. // Начальная школа, 2003,№4. -С.47-51.

  4. Бронникова Ю.О. Формирование культуры речи младших школьников // Начальная школа, 2003,№10. -С.41-44.

  1. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Педагогика, 1996. -115с.

  2. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: Просвещение, 1961. -218с.

  3. Ефросинина Л.А. Литературное чтение. - М.: Вентана-Граф, 2004. -224с.

  4. Жинкин Н.И. Коммуникативная система человека и развитие речи в школе. - М.: Знание, 1969. -204с.

  5. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. - М.: Просвещение, 1982. -198с.

  6. Запорожец И.В. Культура речи // Начальная школа, 2003,№5. -С.38-39.

  7. Ладыженская Т.А. Характеристика связной речи детей. - М.: Педагогика, 1980. -210с.

  8. Львов М.Р. Основы теории речи. - М.: Педагогика, 2000. -218с.

  9. Шахнарович А.М. Психолингвистические исследования и задачи развития речи учащихся // Актуальные проблемы развития речи учащихся: Сб. статей / Под ред.А.П. Еремеевой. – М.: Просвещение, 1980. – С.16 18.

  10. Ладыженская Т.А. Обучение связной речи в школе Методы обучения в современной школе: Сб. статей / Под ред.Н.И. Кудряшова. – М.: Просвещение, 1983. – С.8–25.

  11. Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности. - М., 1965.

  12. Негневицкая Е.И., Шахнарович А.М. Язык и дети. - М., 1981.

  13. Рамзаева Т.Г. Структура и содержание современного начального языкового образования // Начальная школа, 2003,№11. -С.14-23.

  14. Речевое развитие младших школьников / Сб. статей под ред.Н.С. Рождественского. - М., 1970.

  15. Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика. - М., 1976



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ