Разработка урока для 3 класса по теме "Сказуемое"
Обособленное подразделение Филиал муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа
№ 1 р. п. Татищево» в с. Слепцовка Татищевского района Саратовской области
Конспект урока по русскому языку
в 3 классе
«Сказуемое»
подготовила
учитель начальных классов
Климова Светлана Александровна
с.Слепцовка
2011
Тема: Сказуемое
Цели: учить находить сказуемое в предложении и видеть, что сказуемое не всегда выражено глаголом; развивать умение находить подлежащее и сказуемое; отработка умения находить в предложении подлежащее и сказуемое; формирование орфографической зоркости и каллиграфических навыков.
Ход урока
1.Эмоциональный настрой
На уроке нам предстоит большая работа. Пожелаем мысленно друг другу хорошего настроения и успехов.
2.Организационный момент
Учащиеся проверяют готовность к уроку.
Я тетрадь свою открою и наклонно положу,
Я друзья от вас не скрою: ручку я, вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь.
Запись числа, классная работа
3. Минутка чистописания
Итак, воробушки урок по расписанию – чистописание. Сегодня прописываем…Какой звук заблудился?
От бобра (добра) бобра не ищут. Работа над пословицей
Дд дд
Учащиеся дают характеристику звука (д)
Др_ва, д_рога, д_бро, д_ла, д_ма
Найдите лишнее слово. (Дела - безударная гласная – е, а в остальных – о)
Дифференцированный подход.
Выберите по желанию и по цвету предложения: синий - слабый уровень; зеленый - средний; красный - сильный
Деревья нарядились в яркую листву. Дорога привела нас в осенний лес. Осенние листья шуршат под ногами. Мы вошли в осенний лес. Они нашли много разных грибов. Мы попрощались с теплым летом. Дима и Даша пошли искать грибы. Дедушка и бабушка приехали в гости. Травы и деревья сменили окраску.
Записать предложения, выделить грамматическую основу и разобрать предложения (по цели высказывания и по интонации).
Вывод: Предложения в синем цвете: подлежащее выражено существительным. В зеленом – словом он, она, мы, они, которое замещает имена существительные. В красном - сочетанием двух имён существительных с предлогом.
4. Словарная работа. Ребусы.
(Ученик, учитель, дорога, горох, картина, корова, петух, машина, дерево)
5. Актуализация знаний
Вспомним, что такое подлежащее и что такое сказуемое.
Подлежащее – это главный член предложения, который называет то, о ком или о чём говорится в предложении. Подлежащее отвечает на вопросы кто? что? Подлежащее подчёркивается одной чертой.
Сказуемое – это главный член предложения, который связан с подлежащим и называет то, что совершает предмет, его состояние, его чувства. Сказуемое отвечает на вопросы что делает? Что делал? Что будет делать? Каков? Сказуемое подчёркивается двумя чертами.
6. Постановка У.З.
Тема: Сказуемое. Мы изучаем главные члены предложения. На прошлом уроке мы говорили о подлежащем, а сегодня будем говорить более подробно о сказуемом.
Со словарным словом ученик и учитель составим предложения.
Учитель обучает учащихся. Ученик аккуратен.
Найдем главные члены предложения
Проблема – не можем найти сказуемое во втором предложении.
7. Планирование
- Что тебе поможет в достижении цели?
Мы должны спланировать свою деятельность.
-Задайте вопросы:
- О чем вы хотите спросить сказуемое?
1. Какой член предложения называют сказуемым и как его найти?
2. Какими частями речи может быть выражено сказуемое?
3. Какую работу (роль) выполняет в предложении?
8. Реализация плана
Найдите подлежащее в каждом предложении. Подчеркните. Прежде чем найти сказуемое, вспомните все, что вы о нем знаете.
– На какие вопросы отвечает сказуемое? Как подчеркивается?
В данных предложениях найдите сказуемое.
Сказуемое – это то, что сказано о подлежащем.
– Почему в этих предложениях трудно определить сказуемое?
Прочитайте правило в учебнике с. 62. Правило вам поможет.
– Теперь можете найти сказуемое?
– В каком предложении сказуемое выражено глаголом?
– В каких предложениях сказуемое выражено другими частями речи?
(Ученик аккуратен, говорится о том, что ученик был, есть и будет аккуратен).
Выпишите предложение, где сказуемое выражено другой частью речи. Подчеркните грамматическую основу предложения.
Вывод:
- Какую роль сказуемое выполняет в предложении? (главную, поясняет подлежащее, строит предложение).
Вспомните, пожалуйста, как о подлежащем и сказуемом сказал М.Ц.Ломоносов:
«Подлежащее, лежащее в основе предложения. Сказуемое называет то, что сказано о подлежащем, оно содержит в себя всякого рода информацию о подлежащем.
Мы ответили на вопросы, какой член предложения называют сказуемым.
- Как найти сказуемое? (Если ты хочешь проверить себя, правильно ли найдено сказуемое, измени предложение так, как будто то, о чем говорится, уже было или только будет). Например: В этом году зима холодная. В предложении говориться о зиме: что? зима (подлежащее). О зиме говорится, что она (будет, была) холодная; холодная (сказуемое).
Физкультминутка
9. Применение полученных знаний
Задания:
Коллективный разбор предложений в упражнении 3 с.63 (учебник) (фронтальная проверка)
- Какую роль сказуемое выполняет в предложении? (главную, поясняет подлежащее, строит предложение).2. Исправление ошибок в упражнении 4 с.63 (учебник).
Учащиеся сравнивают выполненные задания Даши и Валеры, находят ошибки, исправляют и дают совет, как их избежать (формулируют правило, рассказывают алгоритм).
10 Контроль
Работа по вариантам:
1.Мой брат летчик.
2.День сегодня солнечный.
3.Рады дети подаркам Деда Мороза.
4.Вода в колодце холодна.
1.Москва - столица России.
2.Воскресенье - выходной день.
3. Собака – верный друг человека.
4.Небо сегодня безоблачно.
Учащиеся по очереди выходят к доске и подчеркивают главные члены предложений.
11. Итог
- Какая же перед нами стояла У.З.? Помогут ответить ребята.
Когда перед вами задача – найти
Главные члены предложения.
Прежде всего, отыщите глагол.
Глагол в любом наклонении.
Когда обнаружится этот глагол
Между другими словами
То подчеркните его поскорей
Сразу двумя чертами.
– Что интересного и нового мы узнали о сказуемом?
Резерв. С.60. Т.инд. с.37 упр.86,87.
Домашнее задание: составьте и запишите 4–5 предложений, в которых сказуемое выражено разными частями речи; выделите главные члены.
12.Рефлексия
- Понравился ли тебе урок?
- Что особенного запомнилось?
- Что для тебя было трудно на уроке?
Список использованной литературы
Иванов С. В. Русский язык : 3 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений : в 2 ч. /– М. : Вентана-Граф, 2010.
Иванов С. В. Электронное пособие. Компакт-диск. Русский язык поурочные планы 3-4 классы – М. : Вентана-Граф, 2010.
Иванов С. В.. Русский язык Методическое пособие -.– М. : Вентана-Граф, 2011.
Кузнецова, М. И. Пишем грамотно : 3 класс : рабочая тетрадь № 1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений / М. И. Кузнецова. – М. : Вентана-Граф, 2010.
Кузнецова, М. И. Учусь писать без ошибок : 3 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / М. И. Кузнецова. – М. : Вентана-Граф, 2010.
Бетенькова Н. М. Фомин Д. С. Конкурс грамотеев –М.:Просвещение 1995
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ