Конспект логопедического занятия по теме "Твёрдые и мягкие согласные"
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №18» города Абакана
Конспект логопедического занятия
«Твёрдые и мягкие согласные».
подготовила
учитель-логопед
Дубок Дина Владимировна
Абакан 2010
Цель: закрепление умения правильно обозначать мягкость согласных на письме при помощи гласных второго ряда.
Задачи:
Закреплять умения детей подбирать различные варианты лишнего слова, ориентируясь на звуковое, слоговое и смысловое значение.
Развивать зрительную память, временные представления, воображение.
Формировать умение составлять связное предложение.
Развивать фонематический слух и звуковой анализ слова.
Обогащать словарь по теме птицы.
Воспитывать бережное отношение к птицам.
Ход занятия:
Орг. момент.
Посмотрите на картины. Догадайтесь, что за художник их нарисовал? (зима, весна, лето, осень). Сколько всего художников?
Правильно ли я развесила картины. Почему? (перед осенью лето). Осень, это грустно или весело? Почему?
Основная часть урока.
Сейчас мы с вами превратимся в осенние листочки.
( речь+ движение).
Осенние листочки
на веточках висят,
Осенние листочки
детям говорят
Осиновый-а-а-а,
Рябиновый ы-ы-ы,
Берёзовый у-у-у,
Дубовый о-о-о.
Попрощаемся с листочками, до весны и вместе с ними скажем
А-о-у-ы-э.
Что пели нам листочки? Что за звуки?
Гласные, какого ряда?
Есть ли у гласных первого ряда пары? Какие? Для чего нужны гласные второго ряда?
А чтобы не ошибиться, нужно уметь определить мягкие согласные звуки в слове.
Игра с мячом.
Я называю слово, а вы сделайте первый звук в слове мягким и услышим, что получится.
Лук-люк
Мышка-мишка
Нос - нёс
Тапки-тяпки
Мыла-Мила
Что произошло? (Получились совершенно другие слова).
Рассмотреть и сделать вывод при помощи картинок.
Загадка.
Сегодня к нам в гости пожаловали наши пернатые друзья. Кто же это?
Кто два раза родится
Один раз гладкий,
а второй раз мягкий.
(птица). Как догадались? Почему птиц называют пернатыми?
Игра «Теремок»
В нашем Теремке живут звуки слова птицы.
Пригласим звуки в «Теремок». Дети по очереди выходят к доске и по аналогии со сказкой «Теремок» называют звуки в порядке его следования в слове и дают их характеристику.
1 звук - Тук, тук. Терем-теремок, кто в нём живёт? (никто не отвечает).
-Я звук п-согласный, глухой, твёрдый, здесь буду жить.
2 звук-Тук, тук, терем теремок, кто в теремочке живёт?
1 звук я звук п-согласный, глухой, твёрдый, а ты кто?
2 звук-А я звук т - согласный, глухой, мягкий. Можно я с тобой буду жить?
1 звук - Заходи.
3 звук - Терем-теремок, кто в нём живёт?
1 и 2 звуки по очереди говорят характеристику своих звуков и спрашивают гостя: а ты кто?
3 звук Я звук и гласный, можно и я с вами буду жить?
1 и 2 звуки - Заходи!
4 звук - тук, тук Терем-теремок, кто в теремочке живёт?
1,2,3 звуки говорят характеристику своих звуков и спрашивают гостя: а ты кто?
4 звук - я звук ц согласный, глухой, твёрдый - можно с вами в теремке поселиться?
1,2,3 звук - заходи!
5 звук - Терем-терем, кто в нём живёт?
1,2,3,4 звуки говорят свою характеристику и спрашивают гостя: А ты кто?
5 звук - я звук ы, гласный можно и я с вами буду жить?
1,2,3,4 звуки – Заходи!
По ходу игры дети выбирают себе условные обозначения: фишки зелёного, красного или синего цвета.
В итоге в «теремке» живет задуманное слово.
А сейчас из слова улетят гласные. Затем твёрдые согласные. Какой звук остался?
Какой буквой на письме мы обозначим его мягкость? (буквой и).
Поиск.
Теперь птицы в нашем классе. Но они замаскировались. Найдите их и отгадайте.
Дети ходят по классу и находят геометрические фигуры, определяют, что это может быть за птица. (Синица-жёлто-черноватый овал, снегирь - красный круг, лебедь-цифра 2, клёст – прямоугольник с чёрным крестиком).
Что помогло вам отгадать?
Затем логопед показывает настоящих птиц.
Работа у доски.
Клёст
Зяблики
Синицы
Снегири
Лебеди
Прочитайте. Назовите мягкие согласные в словах. Какими буквами на письме обозначим мягкость?
Игра «Лишнее слово».
1 вариант: клёст, так как 1 слог, а в остальных словах 3 слога.
2 вариант: клёст, так как он один, а других птиц много.
3 вариант: лебеди, так как все согласные мягкие.
4 вариант: лебеди, так как водоплавающие и т.д.
С какими птицами нам придётся расстаться до весны? Как называются эти птицы? (перелётные лебеди, зяблики)
Какие птицы останутся с нами зимовать?
А сейчас прочитайте эти слова (орфографическое чтение с установкой на запоминание).
Работа в тетради.
Пусть эти птицы прилетят к вам в тетрадь. Записать слова названия птиц. Подчеркните мягкие согласные.
Физминутка.
Того, кого заденет волшебное птичье пёрышко, тот превратиться в птичку. Птички по полянке ходят. Прыгают. Летают. А теперь они почистили пёрышки, поклевали зёрнышки. А сейчас пёрышко превратит вас опять в детей (логопед дотрагивается до детей пёрышком).
Составление предложений.
Прочитайте слова. Можно ли их назвать предложением? Почему нет? (не складно).
Составьте правильное предложение.
Перелётные осенью птицы улетают юг на.
Вспомните три закона предложения. Запишите правильное предложение в тетрадь, соблюдая все законы предложения.
Что мы скажем перелётным птицам на прощание? Что мы можем сделать для наших зимующих гостей? Что мы можем им подарить?
Итог занятия.
Чем занимались на занятии? Что повторяли? Оценка деятельности детей.
Литература:
Садовникова. И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие – М.: Владос,1995.
Ястребова А.В, Бессонова. Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма.- М.:АРКТИ.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ