Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Проверка слов с глухими и звонкими согласными в корне»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8 г.Петровска Саратовской области»











Конспект урока по русскому языку

в 3 классе

«Проверка слов с глухими и звонкими

согласными в корне».





подготовила

учитель начальных классов

Шмакова Оксана Юрьевна.





г. Петровск

2011



Тема: Проверка слов с глухими и звонкими согласными в корне.

Цель: отработать и закрепить на практическом материале написание слов с парными

звонкими и глухими согласными в корне слова, закрепить умение находить основу

предложения, умение определять части речи.

Развивать речь, внимание, память, логическое мышление. Прививать интерес к

предмету.

Оборудование:

1. Перфокарты.

2. Таблички со словами:

БЕОД ОБЕД; ОБЕТ - ОБЕЩАНИЕ

3. Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова.

4. Магнитофон; запись песни « Расскажи, Снегурочка!» (Г. Гладкова – Ю. Энтина.)

Эскиз доски

Д/з. упр. 193





тетра . ь

камы .

мё .

сугро .

Число.

Классная работа.

Проверка слов с глухими и звонкими согласными в корне.

Зи зи Зе зе Зв зв

Зимой снег глубокий, летом хлеб высокий.







лоша . ь

гру .

ду .

са .



















Ход урока

I. Организационный момент. 1 мин.

  • Сейчас я загадаю загадку, а вы попробуйте её отгадать:

Я потрещу,

а ты бей в ладони

да пляши.

(Мороз)

  • Правильно, мороз.

  • Какая знакомая орфограмма встречается в этом слове?

( Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова.)

  • Сегодня мы продолжим изучение этой темы.

  • Открываем тетради, записываем число, на второй строчке пишем классная работа, на

третьей строчке записываем тему урока: «Проверка слов с глухими и звонкими

согласными в корне».

(Семь учащихся получают индивидуальное задание, перфокарты. Учащиеся работают с ними на местах в течение 4 минут. Затем карточки забирает учитель. Текст перфокарт представлен в приложении.)



- Все, у кого нет перфокарт, работают со мной.

II. Минутка чистописания. 4мин.

- На доске записаны две строчки минутки чистописания. На первой строчке даны сочетания заглавной и строчной букв: Зи – верхнее соединение, Зе – среднее соединение, Зя – нижнее соединение, Зв – верхнее соединение. На второй строке записано предложение: Зимой снег глубокий, летом хлеб высокий. Запишем эти строчки в тетрадь.



Зи зи Зе зе Зя зя Зв зв

Зимой снег глубокий, летом хлеб высокий.

  • Какие знакомые орфограммы встретились в словах предложения из минутки

чистописания?

(Зимой – правописание безударной гласной в корне слова; снег, хлеб – правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова.)

  • Как проверить написание парных звонких и глухих согласных в корне?

( Чтобы проверить написание парных звонких и глухих согласных в корне слова,

надо изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором после согласного звука стоит гласный звук.)



III. Словарная работа. 4 мин.

(2 ученика с обратной стороны доски работают по карточкам и выполняют следующее задание: вставьте в словах пропущенные буквы, запишите проверочные слова.)



  • Ребята, поиграем в игру: «Расшифруйте слово».

БЕОД

(На магнитной доске табличка.)



- Какое слово зашифровано? (обед)

- Какая знакомая орфограмма встречается в этом слове?

(Пишется буква д – слышится звук [т]. Правописание звонких и глухих согласных

в корне слова.)

- А какое значение имеет слово «обед»?

(Прием пищи в середине дня.)

  • Правильно, такое же объяснение этого слова дается и в «Толковом словаре русского

Языка» С. И. Ожегова.

  • А если мы на конце этого слова напишем букву т, тогда как изменится смысл этого

слова?

обет

-

обещание

( На магнитной доске таблички. )

- А вот как дает объяснение этого слова «Толковый словарь русского языка» С. И.

Ожегова.

( «Обет – торжественное обещание», - читает один из учеников.)

- А какой обет можем дать мы?

(Обет хорошо учиться! И нарушить его никак нельзя.)

  • А мы возвращаемся к слову обед, которое имеет значение прием пищи в середине дня.

- Какая знакомая орфограмма встречается в этом слове?

( Правописание звонких и глухих согласных в корне слова.)

  • Как проверить написание парных звонких и глухих согласных в корне?

( Чтобы проверить написание парных звонких и глухих согласных в корне слова,

надо изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором после согласного звука стоит гласный звук.)



- Запишем слово « обед» всю строчку, выделяя букву д зеленым цветом.

  • Составьте предложение с этим словом (устно).



IV. Физминутка для глаз. 1 мин.



  • Не поворачивая головы, посмотрите налево, вверх, вправо, вниз и наоборот. (5-6 раз)

Закройте глазки, не дотрагиваясь до них руками. Открываем глазки и продолжаем

урок.

V. Проверка карточек у доски. 1 мин.



- Пока мы работали со словарем, двое детей выполняли задание на доске. Давайте

проверим их работу. Проверять её будут следующие ученики: называю двух

ребят, они проверяют работу.

  • Если обнаружите ошибки, исправляйте их и доказывайте правильное написание.

Карточка № 1 Карточка № 2

тетра . ь - ( тетрадь) лоша . ь - (лошадь)

камы . - (камыши) гру . - (грузы)

мё . - (медок) ду . - (дубы)

сугро . - (сугробы) са . - (сады)



- На какое правило эти слова?

(Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова.)

  • Как проверить написание парных звонких и глухих согласных в корне?

( Чтобы проверить написание парных звонких и глухих согласных в корне слова,

надо изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором после согласного звука стоит гласный звук.)





VI. Закрепление. Работа с учебником. (Коллективно – индивидуальная работа). 15мин.



  • Мы работали со словом «обед». А теперь поработаем с предложениями из упр. 194,

в них говорится об обеде. Мы выпишем только те предложения, в словах которых встречается наше правило.



  1. После уроков ребята спешат на обед. 4 мин (У доски работает один ученик.)



  • Найдите знакомую орфограмму. (Спешат – безударная гласная в корне слова, проверочное слово спешка. На обед – «на» предлог, а предлоги со словами пишутся отдельно; «обед» - правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова, проверочное слово обеды.)

  • Подчеркните основу предложения.



  1. На столах стоят тарелки с супом, чашки с чаем, стаканы с молоком, лежат ложки и

вилки. 6 мин. (У доски работает один ученик.)



  • Найдите знакомую орфограмму.



( На столах - «на» предлог, а предлоги со словами пишутся отдельно, «столах» - безударная гласная в корне слова, проверочное слово стол. Стоят - безударная гласная в корне слова, проверочное слово стоя. С супом –«с» предлог, а предлоги со словами пишутся отдельно. Чашки – ча, ща пиши с буквой а, правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова, проверочное слово чашечка. С чаем – «с» предлог, а предлоги со словами пишутся отдельно, чаем - ча, ща пиши с буквой а. Стаканы – словарное слово. С молоком - «с» предлог, а предлоги со словами пишутся отдельно, молоком – словарное слово. Лежат - безударная гласная в корне слова, проверочное слово лёжа. Ложки - правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова, проверочное слово ложечка.)

Физминутка 1 мин.





сущ. гл. прил. сущ. сущ.

3. Дежурные несут мягкий хлеб и пирожки. . 5 мин. (У доски работает один ученик.)

- Укажите знакомую орфограмму.

ежурные - словарное слово. Несут - безударная гласная в корне слова, проверочное слово нёс. Мягкий - правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова, проверочное слово мягок. Хлеб - правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова, проверочное слово хлеба. Пирожки – написание «и» надо запомнить, «о» безударная гласная в корне слова, проверочное слово пирог, «ж» правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова, проверочное слово пирожок.)

- Определите части речи в словах данного предложения.

- Итак, как же проверить написание парных звонких и глухих согласных в корне

слова?

(Надо подобрать такое слово, в котором после согласного звука стоял бы гласный

звук).

VII. Самостоятельная. Групповая работа по вариантам. 5мин.

(2 ученика работают с обратной стороны доски по заданию упр. 200.) 5 мин.

упр. 200

  • Прочитайте задание. (Спиши словосочетания. Подчеркни согласные буквы, которые нужно проверять.) Работать будем по вариантам. Поднимите руки дети I варианта,

вы выписываете словосочетания 1 строки. Дети II варианта выписывают словосочетания 2 строки.

I вариант II вариант



глубокий овраг скорый поезд

стальной плуг большой гвоздь

крутой берег мелкий дождь



VIII. Коллективная проверка. 3 мин.

  • Проверим работу на доске.

  • Поднимите руку, у кого как на доске?

  • На какое правило все эти слова?

(Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова.)

  • Как проверить написание парных звонких и глухих согласных в корне?

( Чтобы проверить написание парных звонких и глухих согласных в корне слова,

надо изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором после согласного звука стоит гласный звук.)

  • Смысл, какого слова из самостоятельной работы вам непонятен? (плуг)

  • Объясните что такое «плуг»?

  • Посмотрим, как оно трактуется в словаре С. И. Ожегова.

«Плуг - сельскохозяйственное орудие с широким металлическим лемехом и отводом для вспашки земли.» (читает 1 ученик)

IX. Итог. 1 мин.

  • Над какой темой работали сегодня на уроке?

(Правописание слов со звонкими и глухими согласными в корне.)

  • Как проверить написание парных звонких и глухих согласных в корне слова?

( Чтобы проверить написание парных звонких и глухих согласных в корне слова,

надо изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором после согласного звука стоит гласный звук.)


X. Оценки за урок. 1 мин.

7 ребят работали с перфокартами –

2 человека по картам у доски во время слов. раб. –

2 человека проверяли карточки у доски –

3 человека предложения у доски –

2 человека самостоятельная работа (на доске) -

XI. Домашнее задание. 3 мин.

Упр. 193. Прочитайте задание. Выполнять по заданию в учебнике.























Приложение 1

Перфокарты

1

Ша ка, ры ка, зу ки, ду ки, улы ка,

шу ка, тра ка, морко ка, но ки, гри ки.

2

Гру ка, голу ка, про ка, ко ти, гря ка,

горо ки, похо ка, заря ка, ко ка, ло ка.

3

Кни ка, бума ка, клу ки, гла кий, жи кий,

пиро ки, доро ка, теле ка, сла кий, зама ка.

4

Ши ка, ми ка, шу ка, фла ки, поду ка,

ре кий, ло кий, селё ка, пря ки, яго ки,

5

Оши ка, сне , стол , мы ка, бума ка,

тетра ка, подру ка, ска ка, сала ки, ми ка.

6

Стол , ду , ря , ро кий, ло кий,

ще ка, тря ка, гру ка, кру ка, карто ка.

7

Мё , гла кий, мя кий, ле кий, була ка,

дере це, но ки, обе , ю ка, ло ка.









Список используемой литературы.

1.Босая О.И. Русский язык. 3 класс. Поурочные планы по учебнику Т.Г. Рамзаевой (Программа 1-4), Волгоград, 2003.

2.Канакина В.П. Русский язык. Дидактический материал. 3 класс. М.: «Просвещение», 1999.

3.Нефёдова Е.А., Узорова О.В. Правила и упражнения по русскому языку для начальной и средней школы. 1-5 класс, М.: «Аквариум»,1996.

4. Матвеева А.Н. Контрольные работы в начальной школе по русскому языку. 1-3, 1-4 классы. М.: ДРОФА, 2000.

5.Рамзаева Т.Г. Русский язык 3 класс, М.: ДРОФА,2003.

6.Рамзаева Т.Г., Щеголева Г.С. Русский язык. Книга для учителя. 3 класс, М.: ДРОФА, 2002.

7.Узорова О.В. 500 контрольных диктантов по русскому языку. 1-3 класс, «Аквариум», ГИППВ, 1998.





Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ