Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Проверка слов с глухими и звонкими согласными в корне»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8 г.Петровска Саратовской области»
Конспект урока по русскому языку
в 3 классе
«Проверка слов с глухими и звонкими
согласными в корне».
подготовила
учитель начальных классов
Шмакова Оксана Юрьевна.
г. Петровск
2011
Тема: Проверка слов с глухими и звонкими согласными в корне.
Цель: отработать и закрепить на практическом материале написание слов с парными
звонкими и глухими согласными в корне слова, закрепить умение находить основу
предложения, умение определять части речи.
Развивать речь, внимание, память, логическое мышление. Прививать интерес к
предмету.
Оборудование:
1. Перфокарты.
2. Таблички со словами:
БЕОД ОБЕД; ОБЕТ - ОБЕЩАНИЕ
3. Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова.
4. Магнитофон; запись песни « Расскажи, Снегурочка!» (Г. Гладкова – Ю. Энтина.)
Эскиз доски
Д/з. упр. 193
тетра . ь
камы .
мё .
сугро .
Число.
Классная работа.
Проверка слов с глухими и звонкими согласными в корне.
Зи зи Зе зе Зв зв
Зимой снег глубокий, летом хлеб высокий.
лоша . ь
гру .
ду .
са .
Ход урока
I. Организационный момент. 1 мин.
Сейчас я загадаю загадку, а вы попробуйте её отгадать:
Я потрещу,
а ты бей в ладони
да пляши.
(Мороз)
Правильно, мороз.
Какая знакомая орфограмма встречается в этом слове?
( Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова.)
Сегодня мы продолжим изучение этой темы.
Открываем тетради, записываем число, на второй строчке пишем классная работа, на
третьей строчке записываем тему урока: «Проверка слов с глухими и звонкими
согласными в корне».
(Семь учащихся получают индивидуальное задание, перфокарты. Учащиеся работают с ними на местах в течение 4 минут. Затем карточки забирает учитель. Текст перфокарт представлен в приложении.)
- Все, у кого нет перфокарт, работают со мной.
II. Минутка чистописания. 4мин.
- На доске записаны две строчки минутки чистописания. На первой строчке даны сочетания заглавной и строчной букв: Зи – верхнее соединение, Зе – среднее соединение, Зя – нижнее соединение, Зв – верхнее соединение. На второй строке записано предложение: Зимой снег глубокий, летом хлеб высокий. Запишем эти строчки в тетрадь.
Зи зи Зе зе Зя зя Зв зв
Зимой снег глубокий, летом хлеб высокий.
Какие знакомые орфограммы встретились в словах предложения из минутки
чистописания?
(Зимой – правописание безударной гласной в корне слова; снег, хлеб – правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова.)
Как проверить написание парных звонких и глухих согласных в корне?
( Чтобы проверить написание парных звонких и глухих согласных в корне слова,
надо изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором после согласного звука стоит гласный звук.)
III. Словарная работа. 4 мин.
(2 ученика с обратной стороны доски работают по карточкам и выполняют следующее задание: вставьте в словах пропущенные буквы, запишите проверочные слова.)
Ребята, поиграем в игру: «Расшифруйте слово».
БЕОД
(На магнитной доске табличка.)
- Какое слово зашифровано? (обед)
- Какая знакомая орфограмма встречается в этом слове?
(Пишется буква д – слышится звук [т]. Правописание звонких и глухих согласных
в корне слова.)
- А какое значение имеет слово «обед»?
(Прием пищи в середине дня.)
Правильно, такое же объяснение этого слова дается и в «Толковом словаре русского
Языка» С. И. Ожегова.
А если мы на конце этого слова напишем букву т, тогда как изменится смысл этого
слова?
обет
-
обещание
( На магнитной доске таблички. )
- А вот как дает объяснение этого слова «Толковый словарь русского языка» С. И.
Ожегова.
( «Обет – торжественное обещание», - читает один из учеников.)
- А какой обет можем дать мы?
(Обет хорошо учиться! И нарушить его никак нельзя.)
А мы возвращаемся к слову обед, которое имеет значение прием пищи в середине дня.
- Какая знакомая орфограмма встречается в этом слове?
( Правописание звонких и глухих согласных в корне слова.)
Как проверить написание парных звонких и глухих согласных в корне?
( Чтобы проверить написание парных звонких и глухих согласных в корне слова,
надо изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором после согласного звука стоит гласный звук.)
- Запишем слово « обед» всю строчку, выделяя букву д зеленым цветом.
Составьте предложение с этим словом (устно).
IV. Физминутка для глаз. 1 мин.
Не поворачивая головы, посмотрите налево, вверх, вправо, вниз и наоборот. (5-6 раз)
Закройте глазки, не дотрагиваясь до них руками. Открываем глазки и продолжаем
урок.
V. Проверка карточек у доски. 1 мин.
- Пока мы работали со словарем, двое детей выполняли задание на доске. Давайте
проверим их работу. Проверять её будут следующие ученики: называю двух
ребят, они проверяют работу.
Если обнаружите ошибки, исправляйте их и доказывайте правильное написание.
Карточка № 1 Карточка № 2
тетра . ь - ( тетрадь) лоша . ь - (лошадь)
камы . - (камыши) гру . - (грузы)
мё . - (медок) ду . - (дубы)
сугро . - (сугробы) са . - (сады)
- На какое правило эти слова?
(Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова.)
Как проверить написание парных звонких и глухих согласных в корне?
( Чтобы проверить написание парных звонких и глухих согласных в корне слова,
надо изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором после согласного звука стоит гласный звук.)
VI. Закрепление. Работа с учебником. (Коллективно – индивидуальная работа). 15мин.
Мы работали со словом «обед». А теперь поработаем с предложениями из упр. 194,
в них говорится об обеде. Мы выпишем только те предложения, в словах которых встречается наше правило.
После уроков ребята спешат на обед. 4 мин (У доски работает один ученик.)
Найдите знакомую орфограмму. (Спешат – безударная гласная в корне слова, проверочное слово спешка. На обед – «на» предлог, а предлоги со словами пишутся отдельно; «обед» - правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова, проверочное слово обеды.)
Подчеркните основу предложения.
На столах стоят тарелки с супом, чашки с чаем, стаканы с молоком, лежат ложки и
вилки. 6 мин. (У доски работает один ученик.)
Найдите знакомую орфограмму.
( На столах - «на» предлог, а предлоги со словами пишутся отдельно, «столах» - безударная гласная в корне слова, проверочное слово стол. Стоят - безударная гласная в корне слова, проверочное слово стоя. С супом –«с» предлог, а предлоги со словами пишутся отдельно. Чашки – ча, ща пиши с буквой а, правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова, проверочное слово чашечка. С чаем – «с» предлог, а предлоги со словами пишутся отдельно, чаем - ча, ща пиши с буквой а. Стаканы – словарное слово. С молоком - «с» предлог, а предлоги со словами пишутся отдельно, молоком – словарное слово. Лежат - безударная гласная в корне слова, проверочное слово лёжа. Ложки - правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова, проверочное слово ложечка.)
Физминутка 1 мин.
сущ. гл. прил. сущ. сущ.
3. Дежурные несут мягкий хлеб и пирожки. . 5 мин. (У доски работает один ученик.)
- Укажите знакомую орфограмму.
(Дежурные - словарное слово. Несут - безударная гласная в корне слова, проверочное слово нёс. Мягкий - правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова, проверочное слово мягок. Хлеб - правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова, проверочное слово хлеба. Пирожки – написание «и» надо запомнить, «о» безударная гласная в корне слова, проверочное слово пирог, «ж» правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова, проверочное слово пирожок.)
- Определите части речи в словах данного предложения.
- Итак, как же проверить написание парных звонких и глухих согласных в корне
слова?
(Надо подобрать такое слово, в котором после согласного звука стоял бы гласный
звук).
VII. Самостоятельная. Групповая работа по вариантам. 5мин.
(2 ученика работают с обратной стороны доски по заданию упр. 200.) 5 мин.
упр. 200
Прочитайте задание. (Спиши словосочетания. Подчеркни согласные буквы, которые нужно проверять.) Работать будем по вариантам. Поднимите руки дети I варианта,
вы выписываете словосочетания 1 строки. Дети II варианта выписывают словосочетания 2 строки.
I вариант II вариант
глубокий овраг скорый поезд
стальной плуг большой гвоздь
крутой берег мелкий дождь
VIII. Коллективная проверка. 3 мин.
Проверим работу на доске.
Поднимите руку, у кого как на доске?
На какое правило все эти слова?
(Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова.)
Как проверить написание парных звонких и глухих согласных в корне?
( Чтобы проверить написание парных звонких и глухих согласных в корне слова,
надо изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором после согласного звука стоит гласный звук.)
Смысл, какого слова из самостоятельной работы вам непонятен? (плуг)
Объясните что такое «плуг»?
Посмотрим, как оно трактуется в словаре С. И. Ожегова.
«Плуг - сельскохозяйственное орудие с широким металлическим лемехом и отводом для вспашки земли.» (читает 1 ученик)
IX. Итог. 1 мин.
Над какой темой работали сегодня на уроке?
(Правописание слов со звонкими и глухими согласными в корне.)
Как проверить написание парных звонких и глухих согласных в корне слова?
( Чтобы проверить написание парных звонких и глухих согласных в корне слова,
надо изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором после согласного звука стоит гласный звук.)
X. Оценки за урок. 1 мин.
7 ребят работали с перфокартами –
2 человека по картам у доски во время слов. раб. –
2 человека проверяли карточки у доски –
3 человека предложения у доски –
2 человека самостоятельная работа (на доске) -
XI. Домашнее задание. 3 мин.
Упр. 193. Прочитайте задание. Выполнять по заданию в учебнике.
Приложение 1
Перфокарты
№ 1
Ша ка, ры ка, зу ки, ду ки, улы ка,
шу ка, тра ка, морко ка, но ки, гри ки.
№ 2
Гру ка, голу ка, про ка, ко ти, гря ка,
горо ки, похо ка, заря ка, ко ка, ло ка.
№ 3
Кни ка, бума ка, клу ки, гла кий, жи кий,
пиро ки, доро ка, теле ка, сла кий, зама ка.
№ 4
Ши ка, ми ка, шу ка, фла ки, поду ка,
ре кий, ло кий, селё ка, пря ки, яго ки,
№ 5
Оши ка, сне , стол , мы ка, бума ка,
тетра ка, подру ка, ска ка, сала ки, ми ка.
№ 6
Стол , ду , ря , ро кий, ло кий,
ще ка, тря ка, гру ка, кру ка, карто ка.
№ 7
Мё , гла кий, мя кий, ле кий, була ка,
дере це, но ки, обе , ю ка, ло ка.
Список используемой литературы.
1.Босая О.И. Русский язык. 3 класс. Поурочные планы по учебнику Т.Г. Рамзаевой (Программа 1-4), Волгоград, 2003.
2.Канакина В.П. Русский язык. Дидактический материал. 3 класс. М.: «Просвещение», 1999.
3.Нефёдова Е.А., Узорова О.В. Правила и упражнения по русскому языку для начальной и средней школы. 1-5 класс, М.: «Аквариум»,1996.
4. Матвеева А.Н. Контрольные работы в начальной школе по русскому языку. 1-3, 1-4 классы. М.: ДРОФА, 2000.
5.Рамзаева Т.Г. Русский язык 3 класс, М.: ДРОФА,2003.
6.Рамзаева Т.Г., Щеголева Г.С. Русский язык. Книга для учителя. 3 класс, М.: ДРОФА, 2002.
7.Узорова О.В. 500 контрольных диктантов по русскому языку. 1-3 класс, «Аквариум», ГИППВ, 1998.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ