Конкурс по русскому языку для учащихся 4 класса "Знатоки Русской словесности"
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Рождественская средняя общеобразовательная школа»
Калининского района Тверской области
Конкурс по русскому языку
«Знатоки Русской словесности»
для учащихся 4 класса
)
Работу подготовила: Конькова Елена Федоровна
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
МОУ «Рождественская СОШ»
Конкурс по русскому языку
«Знатоки Русской словесности»
Участники: ученики 4 класса
Цель:
1.Создать условия для выявления, развития и поддержки одаренных детей и обеспечения их личностной самореализации в командной игре.
2. Выявление специалистов номинации «Грамотей» через специальные задания.
Задачи: 1) Формирование устойчивого интереса к урокам русского языка, самосовершенствования учащихся;
2)применение социо – культурных коммуникаций в групповой работе.
3) развитие речи, творчества, внимания.
Оборудование: жетоны двух цветов для организации групп; карточки с заданиями; бумага и ручки; карта «Академгородка»; значки «Грамотей» 1, 2, 3 степени для награждения специалистов.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2. Сообщение цели и темы конкурса.
Сегодня в Академгородке будут работать две группы младших научных сотрудников, которым Ученый Совет Академгородка прислал пакет с заданиями. Академгородок состоит из восьми научно - исследовательских центров: «Каллиграфия», «Орфография», «Фонетика», «Словообразование», «Морфология», «Лексика», «Пунктуация», «Синтаксис». Каждый из этих центров прислал вам задания с целью выявить специалистов, овладевших знаниями при изучении различных разделов русского языка. Значит, всего восемь пакетов с заданиями. Если участники групп выполнят правильно все задания, им будут присвоены специальности 1, 2, 3 степени номинации «Грамотей».
3. Распределение игроков команд. Выбор капитанов.
1) «КАЛЛИГРАФИЯ»
Задание.
Разгадайте ребусы и запишите отгадку каллиграфически.
Подчеркните в слове – отгадке орфограмму слабой позиции, объясните её написание.
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Оценивается:
быстрота выполнения задания – 2б,
правильность - по 2 б за слово = 4б.
Всего: 6 б.
Регламент: 3 мин.
,,,
+
2) «ОРФОГРАФИЯ»
Ученик написал диктант и допустил в нём ошибки. Проверьте диктант и исправьте ошибки.
Наступил актябрь. Диревья давно скинули кросивый нарят. Пусто стало в лесу. Лества кавром лежыт под нагами. Ягодные кустики стоят без листьев и пладов. Но до земы ещё далеко.
Оценивается:
быстрота выполнения задания – 2б,
правильность - по 0,5 б за исправленную ошибку = 5б.
Всего: 7 б.
Регламент: 3 мин.
3) «ФОНЕТИКА»
Задание.
Прочитайте слово «тир» - [т’ и р] . Определите, сколько раз каждый звук этого слова встречается в следующей фразе:
Жили – были старик со старухой.
[т’] - _______раз
[ и] - _______ раз
[ р] - _______ раз.
Оценивается:
быстрота выполнения задания – 2б,
правильность - по 1 б за каждый звук = 3б.
Всего: 5 б.
Регламент: 3 мин.
4) «СЛОВООБРАЗОВАНИЕ»
Задание.
В каждой группе однокоренных слов - «родственников» есть одно «чужое» слово. Это сорняк, но он внешне похож на остальные слова! Ваша задача – отыскать и «вырвать сорняк с корнем», т.е. выделить корень во всех словах, а сорняк подчеркнуть.
Морской, море, мореплаватель, уморился, заморский.
Кривой, окриветь, креветка, скривиться.
Помешал, мешать, помехи, помещение.
Головной, головка, уголок, изголовье, подголовник.
Водник, водяной, водитель, водолечебница.
Оценивается:
быстрота выполнения задания – 4 б,
правильность - ( по 0, 5б.за каждое слово = 11 б.)
Всего: 15 б.
Регламент: 4 мин.
5) «МОРФОЛОГИЯ»
Вы, ребята, знаете, что у каждого слова есть своя работа. Одни слова обозначают предметы, другие – действие предмета или процесс, третьи – признаки предмета. Но все они объединяются в одну большую группу, которая называется Части речи.
А теперь задание. Распределите данные ниже слова по частям речи. Какие части речи вы ещё обнаружили? Запишите эти слова и укажите в пустом столбике, к какой части речи они относятся.
Поёт, под, мелкий, зима, улыбаются, лес, на, зайцы, мохнатый, яркое, аукает, солнце, баюкает, жалеет, из, пёстрый.
-
имя
существительное
имя
прилагательное
глагол
Прочитайте ещё раз слова и самые внимательные смогут прочесть спрятанную поэтическую строчку из стихотворения С.Есенина о зиме. Если вам это удалось, запишите её:
____________________________________________________________
____________________________________________________________
Оценивается:
быстрота выполнения задания – 2б,
правильность - по 1 б за слово = 8 б.
Всего: 12 б.
Регламент: 4 мин.
6) «ЛЕКСИКА»
Заполните кроссворд, подобрав синонимы, и вы прочитаете центральное слово кроссворда:
глядеть - …; 2) буря на море - …; 3) азбука - …; 4) умолять - …; 5) отчизна - …; 6) наседка - …; 7) ненастный (день) - …
-
7
6
2
4
5
1
3
Оценивается:
быстрота выполнения задания – 2б,
правильность - 7б.
Всего: 9 б.
Регламент: 2мин.
7) «ПУНКТУАЦИЯ»
Наверняка вы слышали о литературном герое, которому предстояло поставить знаки препинания в высказывании: «Казнить нельзя помиловать».
Как же правильно поставить запятую, ведь от этого зависит жизнь человека. О чём это говорит? Знаки препинания усиливают значение сказанного и помогут вам правильно выразить то, о чём вы хотите сообщить. Попробуйте сами поставить знаки препинания в высказывании:
Казнить нельзя помиловать
Получилось? А теперь расставьте знаки препинания в следующем высказывании:
Овражки ползут во все стороны прорезают поля подступают к селениям размывают улицы уничтожают дороги.
Оценивается:
быстрота выполнения задания – 1 б
правильность - по 0,5б.за пунктуацию = 3 б.
Всего: 4 б.
Регламент: 2мин.
8) «СИНТАКСИС»
«Собери пословицы».
У каждой команды конверт, в котором находится комплект карточек со словами. Задача участников собрать из слов три пословицы. Кто соберет раньше, считается победителем и получит дополнительные баллы.
А) Маленькое дело лучше большого безделья.
Б) Любишь кататься, люби и саночки возить.
В) Незнайка лежит, а знайка далеко бежит.
Оценивается:
быстрота выполнения задания – 1 б,
правильность - по 1 б за пословицу = 3 б.
Всего: 4 б.
Регламент: 2мин.
Таблица командного зачета.
-
Научно – исследовательский центр
1 команда
2 команда
I. КАЛЛИГРАФИЯ
II. ФОНЕТИКА
III. ОРФОГРАФИЯ
IV. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
V. МОРФОЛОГИЯ
VI. ЛЕКСИКА
VII. ПУНКТУАЦИЯ
VIII. СИНТАКСИС
ИТОГО:
Подведение итогов конкурса и заполнение Листа самооценки
-
Лист самооценки ученика_________________________
Моё участие
Оценка
Моя оценка
Я активно участвовал в командной игре
5 баллов
Я старался помочь своей команде, но у меня не все получалось
4 балла
Я хотел, но не смог помочь своей команде
3 балла
Награждение специалистов значками «Грамотей» 1, 2, 3 степени.
Список используемой литературы.
1.В помощь учителю начальных классов. Занимательные материалы к урокам обучения грамоте и русского языка в начальной школе. Изд. «Учитель», В., 2009
2. Мастер – класс учителя русского языка. Изд. «Глобус», М., 2009
3.Творческая мастерская учителя. Русский язык. Словарная работа на уроках. Изд. «Учитель», В., 2009
Список использованных Интернет - ресурсов
1.www.webpark.ru/commeht/62008
2.www.phpushkinskoe.ru
3. http://images.yandex.ru/yandsearch
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ