Конспект логопедического занятия для детей 2 класса «Слова – синонимы»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №18» города Абакана
Конспект логопедического занятия
для детей 2 класса
«Слова – синонимы»
подготовила
учитель-логопед
Дубок Дина Владимировна
Абакан 2011 г.
Тема: «Слова-синонимы»
Цель: формирование умения подбирать слова- синонимы.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
а) познакомить с понятием « слова-синонимы»,
б) развивать умение распознавать и подбирать слова -синонимы;
в) закреплять умения проводить фонетический и слоговой анализ слова.
Коррекционно-развивающие:
а) активизировать и расширять словарный запас;
б) развивать логическое мышление, временные представления.
в) стимулировать слуховую память, внимание, зрительное и слуховое восприятие.
Воспитательные:
а) прививать любовь к природе;
б) воспитывать чувство ответственности.
Оборудование: картинки животных, ёлки, карточки с заданиями, слайды с изображением зимнего леса, мячик снежок.
Ход занятия.
Организационный момент.
Загадка:
Снег на полях
Лёд на реках
Иней сверкает
Когда это бывает?
-Какие признаки зимы подсказала вам загадка?
Сколько всего зимних месяцев?
-Какой первый? Второй? Третий?
Какой скоро наступит праздник?
-Без чего и без кого не бывает этого праздника?
Без игрушек, без подарков, без улыбок, без ёлки.
-А вы бы хотели доставить радость лесным жителям, пойти в лес и украсить для них ёлочку?
На прогулку мы пойдём
Чудо ёлочку найдём
Мы её нарядим дружно
К братьям меньшим проявлять заботу нужно
-А как мы попадём в лес? Здесь без волшебства не обойтись. А оказаться в лесу нам поможет волшебная снежинка. Как только она коснётся каждого из нас, мы окажемся в лесу.
Нас встречает зимний лес
Он стоит, как белый терем
Полон сказок и чудес
Основная часть.
Чем же встречает нас зимний лес?
Звуки разлетелись. А что мы можем собрать из звуков? (слово). Собираем звуки в звуковую чашечку.
Стужа
А что такое стужа? (сильный мороз или холод)
Покажите как холодно в зимнюю стужу.
Когда я печатала слова, то задумалась, какие буквы написать в конце. Помогите разобраться.
Разные слова получились? А обозначают одно и тоже, имеют близкое значение. Это слова друзья или синонимы.
А сейчас прочитаем эти слова хором громко, шёпотом, запишем по памяти. Писать мы будем на снежинках. Пишите очень аккуратно, потому что ваши снежинки потом украсят наш кабинет.
Динамическая пауза.
Посмотрите дети, что это вокруг из снега? (Сугробы). Как они появились? Нам придётся пробираться по сугробам. Но идти нужно след в след.
Мы шагаем по сугробам
По сугробам крутолобым
Поднимай повыше ногу
Проложи другим дорогу
Отгадай слово.
Музыка вьюги. Дети, чей это голос слышен в лесу? Это вой вьюги.
Так это вьюга намела сугробы в лесу.
Как мы, по другому можем назвать вьюгу? Отгадайте слово, мысленно убрав одинаковые буквы.
Амаеатаеалаь
-Дети есть ещё одно слово, которое будет иметь тоже значение, что и эти слова.
Отгадайте его, записав по буквам. Не забудьте буквы в слове соединять.
Работа с карточками. Ребята, а сейчас вам необходимо расшифровать слово.
Каждой букве соответствует цифра. Соберите буквы в правильной последовательности и вы получите слово Запишите его в тетрадь.
-Какое слово получилось? А что такое пурга? Это сильная вьюга, снежная буря.
Посмотрите дети, здесь кто-то до нас побывал. Чьи это следы? (птичьи) А каких птиц можно встретить зимой в лесу? (снегиря, дятла, воробья, синицу)
Кто же эти следы оставил? Посмотрите, здесь какой то свёрток лежит. Что же здесь написано?
Непоседа пёстрая
Птица длиннохвостая
Птица говорливая
Самая болтливая.
Кто это? (сорока) Вот эта птица и прилетела. Чем она необычна? (сделана из букв) А какие буквы вы видите? Составьте из этих букв слово.
Какие синонимы встретились в загадке? (говорливая -болтливая)
Так теперь все в лесу знают, что мы пришли. Сорока эту весть всем проболтала.
-Звери знают, что мы идём, но прячутся. Давайте их отгадаем. Посмотрите тут какое-то слово написано, но я не могу его отгадать. Обведите точки. Какая буква не написана? Как проверим?
Позовём словечко лиса. Куда падает ударение? на а. Измените слово так, чтобы ударение падало на букву, которая вызывает сомнение (лисы). Значит какую букву напишем?
(выставляется картинка лисы)
-А чтобы отгадать следующее животное нужно решить пример
(белый-ый)+(горка-гор)=
-А это животное я вам покажу их пальцев. Кто это. А как догадались. А почему у него ушки дрожат?
Подбор слов синонимов.
На доске слова:
Прочитайте слова.
Это слова обозначают признаки или действия?
Про кого мы можем сказать трусливый?
Про кого хитрая?
Про кого шустрая?
-Дети, по классу развешаны слова. Нужно найти слова, близкие по значению к каждому слову.
-Белка шустрая, а как скажем по другому? (Быстрая, проворная)
-Лиса хитрая. А как скажем по другому? (лукавая, плутоватая)
-Заяц трусливый. А какие слова близкие по значению можем подобрать? (робкий, боязливый).
-А сейчас давайте эти слова запомним. Анжела, что мы можем сказать про зайца? Какие синонимы мы подобрали. Про лису. Про белку.
А сейчас поиграем в снежки, а заодно и слова вспомним.
«Игра- закрепление»:
Снежок бросай,
Синоним называй.
Заяц какой? Лиса какая? Белка какая?
Работа с текстом.
Вот мы почти и добрались до ёлочки. Однако на пути нашем ещё одно препятствие. Нужно взобраться на гору. А как же это сделать? Ребята, мы с вами сегодня познакомились с разными словами синонимами.
Сейчас я вам раздам карточки. На каждой из них предложение. Вам нужно подчёркнутое слово в предложении заменить на близкое по значению.
Дети читают и меняют слова.
Пришла зима. На улице холод. Закружила вьюга. В поисках добычи бродит по лесу хитрая лиса. Трусливый заяц спрятался под кустом. С ветки на ветку прыгает быстрая белка.
Ну вот мы и добрались до ёлочки. А чем же мы её украсим?
Чтобы каждому зверю досталось угощение. И тут нам поможет волшебная снежинка.
Но украсить ёлочку сможет только тот, кто правильно сможет вставить букву в слова. А слова эти словарные. А это значит, что как они пишутся, вы должны знать наизусть.
-Дети выходят к доске, читают слово, говорят, какую букву вставили и вешают на ёлку картинку.
(м_рковь, яг_да, к_пуста, _рехи).
Итог.
Какие слова мы с вами сегодня учили? Для чего они нужны?
Список использованной литературы:
1. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов : Пособие для логопеда / Л.Н. Ефименкова. - М. : ВЛАДОС, 2001. - 336 с. : ил. - (Коррекционная педагогика)
2. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников : Учеб. пособ. / Р.И. Лалаева. - СПб. : СОЮЗ, 1998. - 221 с.
3.Коррекция письменной речи : Логопедия: Пособие для начальной шк. / Е.В. Юрова. - М. : Аквариум, 1998. - 208 с. : ил.
4.Учителю о детях с недостатками речи : [Для учит. нач. кл.] / А.В. Ястребова, Л.Ф. Спирова, Т.П. Бессонова. - М. : АРКТИ, 1996. - 159 с. : 8 л. прилож. - (Б-ка практикующего логопеда).
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ