Конспект урока по развитию речи в 4 классе «Сезонные изменения в природе зимой. Звери и птицы зимой»
Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, общеобразовательная школа – интернат VIII вида с. Ванновского Краснодарского края
Конспект урока по развитию речи
в 4 классе
«Сезонные изменения в природе зимой.
Звери и птицы зимой.»
подготовила
учитель начальных классов
Маслова Галина Александровна
с. Ванновское
2011
Развитие речи.
ТЕМА: Сезонные изменения в природе зимой. Звери и птицы зимой.
Цель: 1. Учить учащихся наблюдать за изменениями в природе, делать выводы.
обобщать, уточнять и систематизировать результаты наблюдений:
2. Развивать связную речь, логическое мышление, память, внимание,
наблюдательность;
3. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, животным.
ОБОРУДОВАНИЕ: иллюстрации, предметные картинки, загадки, игрушки животных,
грамм. запись, презентация.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Вступительная беседа.
-Ребята, усаживайтесь поудобней, я расскажу вам сказку. (Звучит тихая музыка.) Слайд 2.
Сошлись как-то вместе четыре волшебника-живописца: Зима, Весна, Лето и Осень. Сошлись да и заспорили: кто из них лучше рисует? И начали художники друг за другом разрисовывать землю, одевать в нарядные уборы леса, луга, поля.
А кто первый взялся за свою кисть вы узнаете, разгадав загадку:
Дел у меня немало:
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
Белю поля, дома,
Зовут меня… (Зима.) Слайд 3.
(На доске открывается плакат с изображением лесной поляны зимой.)
III. Объявление темы урока.
-Правильно ребята, эта художница Зима. И сегодня тема нашего урока: «Сезонные изменения в природе зимой. Звери и птицы зимой». Слайд 4.
IV. Работа по теме урока. Обобщение изучаемого материала.
1. Беседа.
-Ребята, а сколько месяцев хозяйничает зима?
-Назовите их.
(Ответы детей.)
-Декабрь – год кончает, зиму начинает. Слайд 5.
Январь – году начало, зиме середина.
Февраль – зима с весной встречается.
-Какой сейчас месяц?
-Как изменилась погода с наступлением зимы?
2. Стихотворение о зиме. Слайд 5.
Учащиеся:
1.Белый снег, пушистый,
В воздухе кружится.
И на землю тихо
Падает, ложится.
2.И на утро снегом
Поле побелело,
Точно пеленою
Все его одело.
3. Темный лес, что шапкой
принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно.
4. Стали дни коротки,
Солнце светит мало.
Вот пришли морозы
И зима настала.
3. Беседа о зимующих птицах.
-Белым, ровным слоем покрывает снег землю. Поля и лесные полянки стали гладкими и чистыми. И кто не пройдет по ним, всяк распишется.
-Чьи же это следы вы видите на снегу? Слайд 6 (Следы птиц.)
-Как называются птицы, которые остаются у нас на зиму?
-Чем они питаются, где находят корм?
-Что птицам страшнее: холод или голод?
-Как мы с вами можем помочь птицам? (Сделать кормушки.)
(Вывешивается картинка с изображением кормушки.)
Ученик:
Покормите птиц зимой! Слайд 6.
Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна,
Горсть одна –
И не страшна будет им зима.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Учитель: Расскажите, какие птицы прилетают к вам на кормушку?
(Рассказы детей.)
-Отгадайте загадки и узнаете, какие птицы прилетели к нам на кормушку.
4. Загадки.
Далеко мой стук
Слышится вокруг,
Червякам я враг,
А деревьям друг. (Дятел.) Слайд 7.
Ученик:
-Дятел древесину долбит, деревья лечит: насекомых и их личинок из-под коры достает. У него очень длинный и липкий язык, им дятел и достает насекомых. Поэтому и называют его лесным доктором в красной шапочке.
(Птица прикрепляется к кормушке.)
Загадка.
Спиною зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка,
И полоска шарфика. (Синица.) Слайд 8.
Ученик: Синица летом питается жучками, червячками, а зимой ест все: и зернышки, и крошки хлеба, и вареные овощи. Но больше всего она любит свежее сало. (Птица прикрепляется к кормушке.)
Загадка:
В теплый край я не летаю,
Здесь, под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый … (воробей.) Слайд 9.
Ученик: Эту птицу знают все. Воробей любит семечки, ягоды. Воробьиные стаи часто воруют выращенные зерна.
-«Вора бей! Вора бей!»- кричали люди, отгоняя непрошенных гостей. Отсюда и название – воробей. (Птица прикрепляется к кормушке.)
Учитель: Послушайте стихотворения и скажите, какие еще птицы прилетели к нам на кормушку.
Ученик:
Голодно, холодно
Галки, воробьи!
Голодно, голуби,
Гуленьки мои!
Прилетайте в гости,
Полны мои горсти,
Клюйте, гостюйте,
Не пугайтесь, клюйте! Слайд 10.
(Птицы прикрепляются к кормушке.)
Ученик:
Красногрудки – снегири
Словно яркие угли,
По дорожке скачут
От зимы не плачут. Слайд 10.
-Чуть раньше первого снега появляются снегири. И народ заметил: Снегири прилетели – значит, завтра – снег пойдет. (Птица прикрепляется к кормушке.)
Учитель: А следующих птиц вы узнаете, отгадав кроссворд.
о
о
а
-Спрятались две птицы здесь,
Как же нам слова прочесть?
Одна непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Это … (сорока.) Слайд 11.
Другая - тоже не проста,
Громко каркает она.
Это … (ворона.) Слайд 11.
-Ребята, как много птиц собралось на нашей кормушке. С такими заботливыми ребятами ни одна птичка не погибнет.
Физ. минутка. (Звучит музыка.)
Вечер зимний в небе синем
Звезды синие зажег.
Ветви сыплют синий иней
На подсиненный снежок.
На лугу стоит лесок,
Он ни низок, ни высок.
Удивительная птица
Подает нам голосок.
5.Беседа о жизни животных зимой.
Учитель: Кому в зимнем лесу так же трудно, как и птицам? Слайд 12.
А почему зверям трудно зимой?
(Стало холодно. Выпал снег, под снегом спрятались плоды и семена. Нет сочной травы, листьев на деревьях.)
-Вспомните, как еще осенью звери начали готовиться к будущим холодам и снегу.
(Уже с октября у всех животных вместо редкой шерсти отрастает новая – густая и пушистая, а у некоторых изменилась и ее окраска. Такие изменения называются линькой.) Словарная работа со словом – линька.
Учитель: Отгадайте, кто из зверей пришел к нам в гости?
6. Загадки о животных.
Почему грибы на елке
На сучках висят верхом?
Не в корзине, не на полке,
Не во мху, не под кустом-
У ствола и среди веток
На сучки они надеты.
Кто устроил их так ловко?
Кто с грибов очистил сор? (Белка.) Слайд 13.
(Выходит ученик, в руках у него игрушка белки.)
Ученик:
Это белкина кладовка,
Это белкин летний сбор!
Вот она по веткам скачет,
Промелькнула под кустом,
Точно бойкий рыжий мячик
С пышной шерсткой и хвостом.
(Ученик прячется за ширму, показывается белка.)
Белка: - Гнездо у меня в дупле или прямо на веточках, ближе к стволу. Внутри сой домик я выстилаю мхом, сухими травинками, шерстью.
Учитель: - Чтобы узнать следующего животного отгадайте ребус.
Для вас открыты «а» и «я»,
Сидит здесь маленький зверек,
Трусливый с длинными ушами. (Заяц.) Слайд 14.
а
я
(Ученик прячется за ширму, показывается заяц.)
Заяц: - Молодцы, угадали. Кто из вас знает, чем я питаюсь зимой?
(Ответы детей.) Зайцы питаются веточками осины, березы, а так же клена, дуба. С веток потолще сгрызают кору. Едят сухую траву, сено. В сильные морозы роют в снегу глубокие норы. Спят, не закрывая глаз. От хищников зайца спасают быстрые ноги.
Учитель: - К нам в гости пришла целая заячья семейка. Давайте с ними сделаем зарядку.
(Ребята одевают маски. Звучит музыка. Учитель читает стихотворение, дети выполняют любые движения.)
Физ. минутка.
Раз, два, четыре, пять…
По снежочку погулять
Вышла заячья семейка:
Папа, мама и зайчатки,
В белых валенках, в перчатках.
Шапки белые на всех,
Как наряден белый мех!
Раз, два, три, четыре, пять…
Зайцы вышли погулять,
Ходят тихо, осторожно:
На лису наткнуться можно.
Учитель: - Ребята, мне показалось, что по нашему классу кто-то крадется, ступает еле слышно, да еще и хвостом заметает свои следы. Отгадайте ребус, и узнаете кто это.
Две буквы «и» и «ц» одна,
Очень любит кур она.
Что за слово здесь таится.
Угадали вы? (Лисица.) Слайд 15.
и
и
а
(Ученик прячется за ширму, показывается лиса.)
Лиса: - Кто знает, чем я питаюсь зимой?
Верно, зайцы меня считают злейшим врагом. Я действительно ловлю зайцев. Но главная моя пища – мелкие грызуны: мыши полевки. От непогоды и от врагов я прячусь в норе, которую устраиваю на склоне оврагов и холмов.
Учитель: - Итак, ребята, прыгает по веткам белка, бегает по следу мышей лиса, где же сейчас медведь? Слайд 16.
(Ответы детей.)
(Из-за ширмы появляется медведь.)
Медведь: - Кто здесь говорит обо мне, спать не дает? Многие считают, что я в берлоге сосу лапу. Но это не так, я ее облизываю. Зимой у медведей на подошве отслаивается старая кожа, а молодая чешется и мерзнет. Вот мы и облизываем подошву языком. Я много кушаю летом и осенью и поэтому зимой впадаю в спячку.
Учитель:- Мишка, а наши ребята знают о тебе стихотворение.
Ученики:
Замело снежком дорогу,
Ни травинки не видать…
Мишка топает в берлогу:
Кто куда, а мишка спать.
Ляжет спать он в декабре,
А когда проснется-
Будет март уж на дворе,
Оттепель начнется…
Учитель: - Проходи мишка к нам в класс.
Сколько в класс пришло зверей,
Не узнать моих детей!
Кто бельчонок, кто зайчишка,
Кто лисичка, кто медведь.
Веселее в пляс пускайтесь,
Все танцуйте, не стесняйтесь!
Физ. минутка. Дети танцуют танец маленьких утят.
V. Закрепление материала.
Учитель: - Давайте ребята вспомним, как же изменилась погода зимой и жизнь птиц и животных.
(После ответов детей появляется таблица.) Слайд 17.
ЗИМА
ПУШИСТАЯ
ШЕРСТЬ
МОРОЗЫ
СНЕГ
ИЗМЕНЕНИЕ
ОКРАСКИ
НЕТ КОРМА
ИСПОЛЬЗУЮТ
ЗАПАСЫ
ИЩУТ КОРМ
СПЯТ
Учитель: - Ребята, белая и холодная пришла на землю зима. Утонул в снегу лес. Трудно кормится и птицам и животным. В такую погоду они часто погибают от холода и голода. Поэтому зверей, как и птиц нужно подкармливать. Для этого в лесу развешивают ветки лиственных растений, приготовленные еще осенью, раскладывают капусту, морковь, сено.
- Посмотрите, сколько животных и птиц собралось на лесной поляне. Слайд 18. И никто никого не боится. Так давайте возьмемся за руки: человек и природа и не будем обижать друг друга.
VI. Итог урока. Слайд 19.
- Понравился вам урок? Что нового узнали?
- Разрешите вам за хорошую работу вручить медали «Друзья природы».
Список использованной литературы.
Худенко Е. Д. , Терехова И. А. Знакомство с окружающим миром. Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида. 4 класс. Москва 2004 г.
Аксенова А. К., Якубовская Э. В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы.
Костина Е. П., Морозова С. А., Азарян Д. А. Развитие речи учащихся начальных классов. Учебно-методическое пособие. Краснодар 2001 г.
Юдина И. Г. Природоведение. Нестандартные уроки и творческие задания. 1-4 класс. Волгоград 2002 г.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ