Конспект урока русского языка для 3 класса по теме "Части речи"

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа №8

г. Белорецк Республики Башкортостан






Урок русского языка

по теме: «Части речи»

( 3 класс, УМК «Школа 2100»)
















Подготовила:

Демихова Елена Анатольевна,

учитель начальных классов

МОБУ СОШ №8 г. Белорецк РБ








г. Белорецк

2011

Тема: Части речи

Цели: обобщение знаний о частях речи, проверка умения распознавать части речи, развивать орфографическую зоркость, развитие речи, логического мышления, творческих способностей; воспитание бережного отношения к родной природе.

Ход урока

Организационный момент

Начинаем урок.

- Какое сегодня число? (12 декабря)

Сегодня по народному календарю Парамонов день. И существует народная примета: если на Парамонов день снег - быть частым метелям этой зимой, если на Парамона утро красное - быть и всему декабрю ясным.

Запишите число в тетрадь.

Декабрь - зимний месяц, сегодня у нас необычный урок в нашем классе идет снег, и снежинки рассыпались по нашей доске. (слайд №2) На каждой снежинке для нас задание, которое мы будем выполнять на уроке.

  1. Чистописание

Итак, первое задание - чистописание. (слайд №3)

Посмотрите, какую букву мы будем повторять? (слайд №4)

Вспомните, как пишется эта буква. (слайд №4)

Размяли свои пальчики. Сели правильно, выпрямили спинку.

Запишите. Молодцы! (слайд №5)

  1. Словарная работа

Задание второе

Выполним в 2 счета,

Ведь это всего то -

Словарная работа.

Разгадайте ребусы со словарными словами и запишем их с комментированием. (слайды №7-15) Комната, малина, корова, огород, язык, вагон, шарада, ворона, дельфин.

Хорошо молодцы! (слайды №16)

Какая орфограмма в словарных словах? (непроверяемые безударные гласные).

Как проверить безударные гласные? (правило).

В следующем задании посмотрим, как вы умеете проверять безударные гласные в корне слова.

3. Орфографическая пятиминутка

Третье задание совсем не шутка,

Орфографическая пятиминутка.

(слайд № 17)

Приготовили сигналы с гласными буквами, устно называйте проверочные слова.

м…рской

осв…жить

р…нение

фр…нтовик

ос…нь

л…дяной

отг…дать

гл…зной

изв…стить

довитый

Молодцы! (слайд №18)

  1. Новая тема

Задание четвертое-

Решаем проблему

И изучаем новую тему.

(слайд №19)

В русском языке много слов и изучать каждое слово отдельно, очень сложно и неудобно, потребуется много времени. Как быть? ( разделить слова по группам)

- На какие группы можно разделить слова из орфографической пятиминутки? ( существительные, прилагательные, глаголы)

- А что это за слова имена существительные?

- А имена прилагательные?

- А глагол?

- А как мы их вместе называем? (части речи)

- Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока? ( Части речи)

Сегодня на уроке будем учиться определять части речи.

- Как вы отличаете части речи друг от друга? (по вопросам)

- Составьте слово из первых букв? (морфология)

- Что такое морфология? Морфология - наука о частях речи.

Посмотрите сказку, которую приготовили для вас ребята, а потом скажите, какой вывод можно сделать из этой сказки? (слайды №20-31)

Сказка «Как Морфология порядок навела»

(слайд №21)Было это давным-давно в королевстве, которым правил могущественный Русский Язык и королева Грамматика. Прислуживала им свита принцев и принцесс.

(слайд №22) В словах была настоящая неразбериха - никакого порядка. Попытались как-то слова построиться. Становились и так и сяк - всё плохо получается. «Без командира нам не обойтись» - решили слова.

(слайд №23 ) – Позовем-ка мы на помощь из королевства Грамматики принцессу Морфологию.

(слайд №24) Пришла к словам на помощь строгая, любящая порядок Морфология.

- Кто из вас обозначает предмет и отвечает на вопросы кто и что? Становитесь под знамя «Имена существительные». (слайд №25, 26)

- Кто из вас обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой, какая, какое, какие? Становитесь под знамя «Имена прилагательные». (слайд №27, 28)

- Кто из вас обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? Что сделать? и другие? Становитесь под знамя «Глаголы». (слайд №29,30)

Потом она собрала и объединила оставшиеся слова.

(слайд №31) Так с помощью Морфологии тысячи слов объединились в группы – части речи.

- Как навела порядок Морфология?

- Какой вывод можете сделать?

Вывод: В русском языке слова делятся на группы- части речи, в зависимости от того, что они обозначают и на какие вопросы отвечают.

(слайд № 32)

Чтобы ещё лучше запомнить прочитаем правило в учебнике стр.5.

(слайд №33) Повторим.

- На какие группы делятся все слова русского языка? (части речи)

- На какие три большие группы разделили все части речи?

(самостоятельные, служебные, междометия) (слайд № 34)

- К самостоятельным какие относятся части речи? (слайд № 35)

- А к служебным? (слайд №36) Молодцы! (слайд №37)

Двигаемся дальше.

5. Физкультминутка

Задание пятое.

Глубоко вздыхаем,

Из - за парт встаем,

Немного отдыхаем. ( слайд № 38)

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает ложится.

6. Закрепление

Задание шестое

Не спим, не зеваем

Работаем дружно

Тему закрепляем.

(слайд № 39)

А) Прочитайте стихотворение. О чем оно?

Существительное- «школа»,

«Просыпается»- глагол.

С прилагательным «весёлый»

Новый школьный день пришел.

Повсюду части речи

Их надо повторять.

При этом не лениться

Минуты не терять!

- О чем стихотворение? (про части речи)

Выпишем выделенные слова по частям речи в три столбика с комментированием.

Разберите самостоятельно слово школьный по составу.

Самопроверка. Молодцы! ( слайд №41, 42)

***

Б) Что такое корень, основа, окончание? (части слова)

Нельзя путать части слова и части речи!

Зимний ветерок со снегом подул и перепутал все карточки. Помогите разобраться. Что не так?

ЧАСТИ РЕЧИ ЧАСТИ СЛОВА

имя прилагательное имя существительное

глагол предлог

приставка суффикс

корень основа

окончание

Прочитаем ещё раз. Молодцы!

***

В) Отгадайте загадки про части речи.

3 человека к доске: индивидуальное задание по карточкам.

Давно живу я в мире этом,

Даю названия предметам. ( имя существительное)

(Имя ученика) пойдет к доске и будет выписывать только имена существительные. (карточка)

У существительных подчас

Не жизнь, а просто скука.

Ни цвета нет у них без нас,

Ни запаха, ни звука!

Но если нас к ним приложить,

Им веселее станет жить. ( имена прилагательные)

(Имя ученика) пойдет к доске и будет выписывать только имена прилагательные.

Что без меня предметы?

Лишь названия.

А я приду-

Все в действие придет.

Летит ракета.

Люди строят здания.

Цветут сады,

И хлеб в полях растёт. (глаголы)

(Имя ученика) пойдет к доске и будет выписывать только глаголы.

***

Г) Из слов разных частей речи составьте предложение.

СНЕЖНОЕ, ПОКРЫВАЛО, ПОКРЫВАЛО, ПОЛЕ.

Снежное покрывало поле покрывало.

Найдите ошибкоопасные места? Запишите по памяти. Взаимопроверка. (слайд №43)

Обозначим части речи. (слайд №43) Найдите синонимы к слову покрывало (сущ) - накидка, покрывало (гл.) - укрывать, застилать.

Прочитайте предложение. (слайд №44) Дайте характеристику предложению.

Кто без кисти и белил крыши города белил?

Спишите. Найдите орфограммы. (слайд №44) Обозначим части речи.

***

Д) Проверим ребят у доски:

сугробы

снежинки

вьюга

мороз

хлопья

иней

серебристый

пушистый

колючий

белый

блестящий

сказочный

искрится

блестит

сковал

запорошил

закружились

переливается

***

е) - О чем эти слова? (о зиме)

Зима - прекрасное время года, очень красивое, загадочное волшебное. Как красива наша башкирская зима. Многие люди искусства поэты, художники, фотографы восхищались красотой природы в это время года. Послушайте музыку Антонио Вивальди из альбома «Времена года. Зима», посмотрите опорные слова и составить предложение о зиме. А иллюстрации и музыка пусть вам помогут. (слайды №45-50 - о зиме)

Прочитайте свои предложения.

***

Ж) - Как мы должны относиться к родной природе? Ответите мне после стихотворения.

Милая Родина! Ты год от года

Должна становиться краше.

Охрана природы - дело народа,

Моё, твоё, наше!

- Как мы должны относиться к родной природе? (Мы должны беречь природу, охранять ее.) Зимний месяц декабрь всегда напоминает нам про то, что совсем скоро новый год. (слайд №51) Именно в это время в лесу срубают много елочек, тем самым наносят огромный вред родной природе. Это неправильно. Давайте будем охранять природу и беречь. ( Беру с доски снежинку, читаю)

7. Итог

Задание последнее,

Доволен педагог.

Урок завершаем,

Подводим итог.

(слайд №52)

А) Продолжите предложения: (слайд №53)

Сегодня на уроке я учился…

Сегодня было интересно…

Сегодня на уроке мне понравилось…

Б) Запишите домашнее задание (слайд № 54)

Д/з: упр.210, с.5- правило.





Литература

  1. Бетенькова Н.М., Фонин Д.С.Конкурс грамотеев: Дидактические игры и занимательные упражнения по русскому языку для учащихся начальной школы: Кн. для учителя- М.: Просвещение: АО «Учебная литература», 1995.

  2. В.Волина Учимся играя.- М.: Новая школа, 1994.

  3. Журжина Ш.В., Костромина Н.В. Дидактический материал по русскому языку. 4 класс- М.: Просвещение, 1989.

  4. Жиренко О.Е., Гайдина Л.И., Кочергина А.В. Учим русский с увлечением.- М.:5 за издание, 2007.

  5. Занимательная грамматика. -М., Омега,1995.

  6. Моршнева Л.Г. Занимательные упражнения по русскому языку. Начальная школа.- Саратов: Лицей, 2004.









Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ