Конспект урока по русскому языку для 4 класса "Мягкий знак после шипящих в гдаголах"


Муниципальное общеобразовательное учреждение

Каменская средняя общеобразовательная школа № 1

с углублённым изучением отдельных предметов

имени Героя Советского Союза В. П. Захарченко

Каменского района Воронежской области










Конспект урока по русскому языку

в 4 классе

«Мягкий знак после шипящих в глаголах»






подготовила

учитель начальных классов

Никитенко Татьяна Александровна



















п. Каменка

2011 г

Урок русского языка в 4 классе

в форме деловой игры «Заседание редакционного совета классной газеты»

по теме «Мягкий знак после шипящих в глаголах»

(Программа «Начальная школа XXI века»)


Цели урока:1. Расширить знания о правописании Ь после шипящих на конце слов.

2. Познакомить учащихся с правописанием Ь после шипящих в глаголах.

3. Развивать орфографическую зоркость.

4. Формировать коммуникативные умения.


Ход урока.

I. Оргмомент.

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы правильные давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь оценку «пять»!

Я верю, что каждого ждёт свой успех,

Душою болею за вас за всех.

Урок русского языка сегодня мы проводим в форме деловой игры «Заседание редакционного совета классной газеты».

Вы разделились на группы – отделы (отдел писем, отдел информации, отдел новостей). В каждом отделе есть редактор, к которому можно обратиться за помощью. Он отвечает за работу всего отдела.

II. Минутка чистописания.

Люди, занимающиеся составлением материала для газеты, должны быть грамотными и очень внимательными, работать дружно и, конечно же, писать разборчиво.

Прочитайте высказывание.

Ученье, имея горький корень, приносит сладкие плоды.

Кому принадлежат эти слова? (Владимир Мономах) Кто он? Вспомните произведение, вам уже знакомое, в котором Владимир Мономах обращается к детям. («Поучение Владимира Мономаха детям») Чему он учит в данном высказывании? Какое подобное высказывание вы слышали раньше? («Тяжело в учении, легко в бою» А. Суворов) А теперь запишите данное высказывание, соблюдая все каллиграфические нормы.

Пусть эти слова станут для вас напутствием.

III. Сообщение темы и задач урока.

Серьёзные проблемы сегодня мы будем решать –

Наблюдать, анализировать, рассуждать.

На такой вопрос нам предстоит найти ответ:

«Мягкий знак после шипящих в глаголах писать или нет?»

Сегодня мы подготовим специальный выпуск газеты «Мягкий знак после шипящих». Вспомним всё, что уже знаем о правописании мягкого знака после шипящих и познакомимся с новым правилом. (СЛАЙД 1)

IV. Работа над темой.

1.Самостоятельная работа в группах (индивидуально – дифференцированная).

Отделы писем и информации готовят материал в рубрику «Вспомни изученное». (СЛАЙД 2)

Отдел писем.

На ваш отдел пришли письма (карточки с заданиями), их необходимо обработать (выполнить задания), обобщить и сделать вывод (правило), который пойдёт в печать.

1 уровень (базовый).

Спиши. Вставь, где надо ь.

Доч., камыш., реч., врач., луч., ноч., мыш., багаж..

2 уровень (повышенной сложности).

Вставь, где надо ь. Запиши слова в два столбика.

Товарищ., мыш., глуш., пляж., смерч., помощ., багаж., дрож..

3 уровень (творческий).

Исправь, где надо, ошибки. Запиши правильно, письменно объясни.

Красивая брошь, прелестный малышь, золотая рож, ужасный смерчь, лунная ноч.

ВЫВОД: На конце существительных 3-го склонения после шипящих пишется Ь.

Отдел информации.

Вам необходимо выполнить задания и подготовить информацию о правописании Ь после шипящих.

1 уровень.

Спиши 2 столбика слов. Подумай, по какому признаку их объединили?

горяч нет туч

хорош много передач

свеж около луж

2 уровень.

Запиши слова в 2 столбика. Объясни свой выбор.

Много училищ, могуч, нет сокровищ, колюч, хорош, без груш.

3 уровень.

Исправь, где надо, ошибки. Письменно объясни.

Много тучь, без луж, хорошь, горяч, около рощь, свеж.

ВЫВОД: После шипящих у существительных множественного числа родительного падежа и в краткой форме прилагательных НЕ пишется Ь.

В каких случаях пишется Ь?

Отдел новостей.

Отдел новостей собирает новости для номера, готовит рекламу.

1 уровень.

В учебнике с.82 рубрика «Давай подумаем». Списать первое предложение и определить часть речи выделенного слова.

2 уровень.

В учебнике с.82 рубрика «Давай подумаем». Списать первое и последнее предложения, выполнить задание.

3 уровень.

Прочитай правило с. 82. Запиши его в стихотворной форме, используя данные ниже слова и словосочетания.

Чтобы, нельзя забывать, правильно глаголы, писать, после шипящих, мягкий знак.

Один ученик работает с толковым словарём, находит лексическое значение слова реклама.

2. Повторение изученного материала.

Проверка работы отделов писем и информации. (СЛАЙД 3), (СЛАЙД 4)

3. Введение нового материала.

Проверка работы отдела новостей.

Отдел новостей представил рекламу нового материала. (СЛАЙД 5)

Что такое реклама? Какая у вас получилась реклама? (СЛАЙД 6)

Уточняется ли в каких глагольных формах надо писать Ь? Значит, какой вывод можем сделать? (Во всех глагольных формах после шипящих пишется Ь). Можно представить это правило в виде знака. (СЛАЙД 7)

Как называются знаки в виде белых треугольников с красной каймой? О чём предупреждает этот знак? Можем ли мы сейчас ответить на вопрос, поставленный в начале урока: «Ь после шипящих в глаголах писать или нет?»

Рубрика «Тайны языка» (СЛАЙД 8)

Прочитайте правило на с.82 в учебнике. (СЛАЙД 9)

4. Физкультминутка

5. Закрепление изученного.

a) с. 82 упражнение 1 (фронтально)

б) (самостоятельно)

1 уровень – с. 83 упражнение 3

2 уровень – с. 85 упражнение 3

3 уровень – с. 83 упражнение 2

Какое правило вам помогло при выполнении данных упражнений? Посмотрим на нашу газету и сделаем вывод, когда же после шипящих пишется Ь?

6. Проверка усвоения темы.

Соревнование отделов – тест с. 30 упражнение 3 в печатной тетради.

Взаимопроверка.

V. Итог урока.

Какие правила повторили? Что нового узнали? Когда пишется Ь после шипящих?

Для чего мы это изучаем, как вы думаете? В Древнем Риме говорили, что учёный человек никогда не пропадёт.

VI. Домашнее задание.

С. 82 правило;

1 уровень с. 83 упр.5;

2 уровень с. 83 упр.5 (распределить по группам);

3 уровень с. 28 упр. 2 в печатной тетради.


Список используемой литературы

  1. Шулейко В. А. Русский язык в начальных классах. Сочетание традиционных и

нетрадиционных форм обучения. – Санкт-Петербург, СМИО Пресс, 1999

2. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. Справочное пособие по русскому языку.- М.изд. АСТ,

2000.

3. Беседы с учителем (методика обучения): Четвёртый класс четырёхлетней начальной школы/ Под ред. Л. Е. Журовой. – М.: Вентана-Граф, 2001


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ