Дидактическое пособие для 3 класса "Безударные гласные в корне"


Муниципальное образовательное учреждение «Средняя школа №1 имени А.М.Горького» городского округа город Фролово Волгоградской области











Безударные гласные






















Авторское дидактическое пособие

учителя начальных классов

Кисловой Людмилы Борисовны


ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

"БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ"

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ


В обучении и в общем развитии младших школьников важная роль принадлежит предмету "Русский язык". Одним из главных разделов курса русского языка в начальной школе является орфография. Работа по развитию орфографического навыка проводится с применением разнообразных методов и средств обучения, одним из которых является дидактическая игра.

Данное дидактическое пособие разработано в целях лучшего усвоения учащимися темы "Правописание безударных гласных в корне, проверяемых ударением". Эта орфограмма наиболее часто встречается в словах русского языка, и учащиеся начальных классов допускают много ошибок в правописании слов с безударными гласными в корне. На примере данного пособия аналогичную работу можно проводить при изучении других орфограмм.

Дидактическое пособие "Безударные гласные" состоит из 2 частей: "Лото" и "Домино". Его можно использовать на уроках русского языка и во внеклассной работе, начиная со 2 класса.

"Лото" представлено в двух вариантах. Играть могут до 30 человек.

Вариант 1

У учащихся - по 6 картонных фишек (можно использовать пуговицы) и карточка. На каждой карточке написаны 6 слов с безударными гласными в корне. На месте безударных гласных - варианты: а или е

о и

я

Учащиеся должны выбрать верный вариант буквы. У учителя - фишки с написанными буквами о, а, е, и, я (всего 15 фишек, по 3 раза каждая буква), "золотые" фишки-жетоны.

Учитель показывает букву. Если у учащихся есть на карточке слово с данной пропущенной буквой, он закрывает данное слово фишкой (за один раз - только одно слово). Как только он закрыл все слова в своей карточке, учащийся говорит: "Все!" Далее учитель проверяет, верно ли данный ученик закрыл свои слова. Для удобства проверки учителю рекомендуется выкладывать фишки с буквами в ряд в порядке их произнесения. Выигравший ученик получает "золотой" жетон, который он в дальнейшем может использовать как фишку. Набравший 3 "золотых" жетона получает отметку "5". После окончания игры можно обменяться карточкой с соседом по парте и сыграть еще раз. Ученик, сказавший слово "Все!", но неверно закрывший слова, выбывает из данного этапа игры. Это приучает детей быть более внимательными и не спешить в определении нужной буквы.


Вариант 2

Этот вариант отличается от первого тем, что теперь у учителя карточки со словами, в которых есть безударные гласные в корне, а у учеников - карточки с буквами о, а, е, и, я. Учитель называет слово, а учащиеся на слух определяют безударную гласную в корне и закрывают фишкой соответствующую букву в своей карточке.


"Домино"

В эту игру могут играть 2-4 человека. В игру входят 28 карточек, на которых написаны слова с безударными гласными в корне и буквы о, а, е, и, я. Необходимо соотнести нужную букву с данным словом. В начале игры все карточки в перевернутом виде лежат "на кону". Игроки берут по 1 карточке и выкладывают линию домино. Если у игрока нет нужной карточки, он пропускает ход. В течение игры дети внимательно следят, чтобы другие игроки не допустили ошибку. Ученик допустивший ошибку, должен забрать все карточки, которые уже были выставлены, себе. Выигрывает тот, у кого кончились все карточки или оказалось в конце игры карточек меньше, чем у остальных.

Использования данного пособия способствует развитию орфографической зоркости, усвоению знаний не по необходимости, а по желанию самих учащихся; повышает интерес к учебному предмету; развивает умение сотрудничать, признавать свои ошибки и исправлять их; активизирует мыслительную деятельность учащихся.


Лото «Безударные гласные».Вариант 1.


1

о

тр…па

а

о

гл…за

а

е

зв и…зда

я

и

п..сьмо

е

и

ч е…сок

я

о

запл…тил

а

2

о

сл…ны

а

о

г…ворить

а

е

гр и…знуля

я

и

л..ства

е

е

кр …стины

и

о

п…хать

а

3.

о

н…чной

а

о

стровок

а

е

п … нёк

и

и

кл..новый

е

и

шм …ли

е

о

уг…стил

а


4.

о

пл…ды

а

о

схв…тил

а

е

р …чной

и

и

ч..сло

е

и

изм …нить

е

о

уг…щение

а



5

о

н…га

а

о

гл…за

а

е

Зв и…зда

я

и

з..лёный

е

и

м е…сной

я

о

ш…лун

а




6.

о

бр…тишка

а

о

к…за

а

е

прив и…зать

я

и

приб…жал

е

и

выт е…нул

я

о

гр…чи

а



7

о

м…лчит

а

о

м лютка

а

е

загр и знение

я

и

т шина

е

и

п лил

е

о

н чевать

а


8.

о

р…дной

а

о

к лючка

а

е

св и… той

я

и

в шнёвый

е

и

св е…сток

я

о

опр вдать

а



9.


о

д…жди

а

о

ст ит

а

е

пр и мой

я

и

ч нил

е

и

кр е…кун

я

о

пл тить

а


10.


о

в…лчата

а

о

см трел

а

е

ст и…нул

я

и

п щал

е

и

в е…сели

я

о

пол са

а




11.


о

в…йна

а

о

ср внил

а

е

взгл и…нул

я

и

ц ркач

е

и

л е нивый

я

о

зат щил

а


12.


о

к…лючий

а

о

ув жает

а

е

ст и кло

я

и

с лач

е

и

в е…сло

я

о

п лезный

а



13.


о

вр…чи

а

о

ст рик

а

е

тр и…скотня

я

и

ш тьё

е

и

кл е…вать

я

о

к ренья

а



14

о

н…ра

а

о

р дной

а

е

тр и…сина

я

и

т грёнок

е

и

д е…сяток

я

о

в ренье

а


15

о

в…лна

а

о

н чной

а

е

п и…тёрка

я

и

зв рюшка

е

и

в е…дущий

я

о

м сток

а


16


о

см…трел

а

о

гл зеть

а

е

скр и пач

я

и

в сёлый

е

и

п е тно

я

о

к сьба

а





17

о

пр…сил

а

о

к пать

а

е

св и…зать

я

и

б глец

е

и

з е…лёный

я

о

р кушка

а


18

о

бр…нил

а

о

б льшой

а

е

р и…бина

я

и

д карь

е

и

п е…рог

я

о

тр ва

а



19

о

ск…зала

а

о

с сна

а

е

св и стел

я

и

ж лток

е

и

п е…так

я

о

пок зать

а


20


о

св…рила

а

о

х лодок

а

е

сл и…пил

я

и

ст хи

е

и

цв е…ток

я

о

ус дить

а






21

о

скв…рец

а

о

г стили

а

е

пр и…мой

я

и

гр бок

е

и

сл е…док

я

о

упл…тить

а



22

о

тр…па

а

о

в здушный

а

е

см и…гчать

я

и

л нейка

е

и

ч е…сы

я

о

в йна

а


23

о

гни

а

о

б нкир

а

е

ст и…нул

я

и

л сты

е

и

н е…сти

я

о

м рской

а


24

о

к тята

а

о

ш рфы

а

е

з и…млянка

я

и

л сной

е

и

в е…зти

я

о

сл говой

а



25

о

кно

а

о

кр…савец

а

е

сл и…тел

я

и

ч рвяк

е

и

сл е…пой

я

о

сл бак

а




Лото «Безударные гласные».Вариант 2.

1.

а


о


е

о


е


и

и


а


я

2.

а


е


е

и


е


я

и


о


я


3.

я


о


а

и


е


и

и


е


о


4.

о


и


е

е

е

о

и


а


я

5.

о


о


е

о


е


о

е


я


а

6.

а


и


о

о


а


а

и


а


и


7.

я


и


е

о


и


и

и


а


е


8.

и


я


е

е


е


а

и


е


я

9.

и


я


е

а


и


е

и


а


я

10.

а


а


е

о


и


и

и


а


я


11.

а


о


и

о


а

и

е


а


а

12.

а


и


е

я


о


е

и


а


я


13.

а


е


е

о


е


а

и


а


и

14.

е


о


е

о


я


и

о


а


и

15.

а


о


е

о


е


о

а


а


я


16.

о


я


и

о


е


и

и


а


е

17.

а


о


е

о


е


и

е

а


я

18.

а


а


о

о


и


и

и


а


я

19.

а


а


а

о


е


е

и


а


я

20.

и


о


е

и


е


о

и


а


я

21.

а


е


е

а


е


и

и


а


е


22.

о


о


е

о


и


я

и


а


я

23.

а


я


е

о


е


и

а


а


о

24.

о


а


е

и


я


о

и


а


я


25.

а


е


и

я


е


и

и


а


а


У учителя карточки со словами:

весна, больной, сшивают, тяжёлый, летит, пчела, каток,блины,

листва, писал, схватил, волновала, трава, смягчает, рябая,

линейный, вредители, линяет, лесник, листопад, зверек,

ночной, ходил, белеет, лежит, скворцы, жалеет, дощечка,

пятерка, нищета, сосна, отцвели, число, парнишка, врачи,

родной, роскошный, грачи, появилась, колючка, стрела,

старик, полотно, пятно, цветная, поливают, держал, украшает,

гостили, масленка, удивительные, волна, малыш, проходил,

плясать, рядок, прицепили, шалить, свистит, трепещут,

умножать, земля, кричит, снегирь, коротышка, поглядел,

вершинами, взяла, зеркальный, земелька, смотрел, скрипит,

дремучий, линейка, мастера, далекий, холодные.



Домино «Безударные гласные» (1 вариант)


а



в….йна



а



тр…па



а



в….йна



и



т….жёлый



е



д….щечка




а



л….сник




е



г….ра



и



схв…тил



е



л….ства



о



гр….чи


и


к….вёр



о



б….да



е



с….сна



е



к….тать



е



м….чи



я



п….сьмо



о



вр….ги



я



б….глец



е



в….лна



о



ч….рвяк




о



п….нёк




а



л….нивый


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ