Дидактическое пособие для 3 класса "Безударные гласные в корне"
Муниципальное образовательное учреждение «Средняя школа №1 имени А.М.Горького» городского округа город Фролово Волгоградской области
Безударные гласные
Авторское дидактическое пособие
учителя начальных классов
Кисловой Людмилы Борисовны
ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
"БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ"
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
В обучении и в общем развитии младших школьников важная роль принадлежит предмету "Русский язык". Одним из главных разделов курса русского языка в начальной школе является орфография. Работа по развитию орфографического навыка проводится с применением разнообразных методов и средств обучения, одним из которых является дидактическая игра.
Данное дидактическое пособие разработано в целях лучшего усвоения учащимися темы "Правописание безударных гласных в корне, проверяемых ударением". Эта орфограмма наиболее часто встречается в словах русского языка, и учащиеся начальных классов допускают много ошибок в правописании слов с безударными гласными в корне. На примере данного пособия аналогичную работу можно проводить при изучении других орфограмм.
Дидактическое пособие "Безударные гласные" состоит из 2 частей: "Лото" и "Домино". Его можно использовать на уроках русского языка и во внеклассной работе, начиная со 2 класса.
"Лото" представлено в двух вариантах. Играть могут до 30 человек.
Вариант 1
У учащихся - по 6 картонных фишек (можно использовать пуговицы) и карточка. На каждой карточке написаны 6 слов с безударными гласными в корне. На месте безударных гласных - варианты: а или е
о и
я
Учащиеся должны выбрать верный вариант буквы. У учителя - фишки с написанными буквами о, а, е, и, я (всего 15 фишек, по 3 раза каждая буква), "золотые" фишки-жетоны.
Учитель показывает букву. Если у учащихся есть на карточке слово с данной пропущенной буквой, он закрывает данное слово фишкой (за один раз - только одно слово). Как только он закрыл все слова в своей карточке, учащийся говорит: "Все!" Далее учитель проверяет, верно ли данный ученик закрыл свои слова. Для удобства проверки учителю рекомендуется выкладывать фишки с буквами в ряд в порядке их произнесения. Выигравший ученик получает "золотой" жетон, который он в дальнейшем может использовать как фишку. Набравший 3 "золотых" жетона получает отметку "5". После окончания игры можно обменяться карточкой с соседом по парте и сыграть еще раз. Ученик, сказавший слово "Все!", но неверно закрывший слова, выбывает из данного этапа игры. Это приучает детей быть более внимательными и не спешить в определении нужной буквы.
Вариант 2
Этот вариант отличается от первого тем, что теперь у учителя карточки со словами, в которых есть безударные гласные в корне, а у учеников - карточки с буквами о, а, е, и, я. Учитель называет слово, а учащиеся на слух определяют безударную гласную в корне и закрывают фишкой соответствующую букву в своей карточке.
"Домино"
В эту игру могут играть 2-4 человека. В игру входят 28 карточек, на которых написаны слова с безударными гласными в корне и буквы о, а, е, и, я. Необходимо соотнести нужную букву с данным словом. В начале игры все карточки в перевернутом виде лежат "на кону". Игроки берут по 1 карточке и выкладывают линию домино. Если у игрока нет нужной карточки, он пропускает ход. В течение игры дети внимательно следят, чтобы другие игроки не допустили ошибку. Ученик допустивший ошибку, должен забрать все карточки, которые уже были выставлены, себе. Выигрывает тот, у кого кончились все карточки или оказалось в конце игры карточек меньше, чем у остальных.
Использования данного пособия способствует развитию орфографической зоркости, усвоению знаний не по необходимости, а по желанию самих учащихся; повышает интерес к учебному предмету; развивает умение сотрудничать, признавать свои ошибки и исправлять их; активизирует мыслительную деятельность учащихся.
Лото «Безударные гласные».Вариант 1.
1
о
тр…па
а
о
гл…за
а
е
зв и…зда
я
и
п..сьмо
е
и
ч е…сок
я
о
запл…тил
а
2
о
сл…ны
а
о
г…ворить
а
е
гр и…знуля
я
и
л..ства
е
е
кр …стины
и
о
п…хать
а
3.
о
н…чной
а
о
стровок
а
е
п … нёк
и
и
кл..новый
е
и
шм …ли
е
о
уг…стил
а
4.
о
пл…ды
а
о
схв…тил
а
е
р …чной
и
и
ч..сло
е
и
изм …нить
е
о
уг…щение
а
5
о
н…га
а
о
гл…за
а
е
Зв и…зда
я
и
з..лёный
е
и
м е…сной
я
о
ш…лун
а
6.
о
бр…тишка
а
о
к…за
а
е
прив и…зать
я
и
приб…жал
е
и
выт е…нул
я
о
гр…чи
а
7
о
м…лчит
а
о
м лютка
а
е
загр и знение
я
и
т шина
е
и
п лил
е
о
н чевать
а
8.
о
р…дной
а
о
к лючка
а
е
св и… той
я
и
в шнёвый
е
и
св е…сток
я
о
опр вдать
а
9.
о
д…жди
а
о
ст ит
а
е
пр и мой
я
и
ч нил
е
и
кр е…кун
я
о
пл тить
а
10.
о
в…лчата
а
о
см трел
а
е
ст и…нул
я
и
п щал
е
и
в е…сели
я
о
пол са
а
11.
о
в…йна
а
о
ср внил
а
е
взгл и…нул
я
и
ц ркач
е
и
л е нивый
я
о
зат щил
а
12.
о
к…лючий
а
о
ув жает
а
е
ст и кло
я
и
с лач
е
и
в е…сло
я
о
п лезный
а
13.
о
вр…чи
а
о
ст рик
а
е
тр и…скотня
я
и
ш тьё
е
и
кл е…вать
я
о
к ренья
а
14
о
н…ра
а
о
р дной
а
е
тр и…сина
я
и
т грёнок
е
и
д е…сяток
я
о
в ренье
а
15
о
в…лна
а
о
н чной
а
е
п и…тёрка
я
и
зв рюшка
е
и
в е…дущий
я
о
м сток
а
16
о
см…трел
а
о
гл зеть
а
е
скр и пач
я
и
в сёлый
е
и
п е тно
я
о
к сьба
а
17
о
пр…сил
а
о
к пать
а
е
св и…зать
я
и
б глец
е
и
з е…лёный
я
о
р кушка
а
18
о
бр…нил
а
о
б льшой
а
е
р и…бина
я
и
д карь
е
и
п е…рог
я
о
тр ва
а
19
о
ск…зала
а
о
с сна
а
е
св и стел
я
и
ж лток
е
и
п е…так
я
о
пок зать
а
20
о
св…рила
а
о
х лодок
а
е
сл и…пил
я
и
ст хи
е
и
цв е…ток
я
о
ус дить
а
21
о
скв…рец
а
о
г стили
а
е
пр и…мой
я
и
гр бок
е
и
сл е…док
я
о
упл…тить
а
22
о
тр…па
а
о
в здушный
а
е
см и…гчать
я
и
л нейка
е
и
ч е…сы
я
о
в йна
а
23
о
… гни
а
о
б нкир
а
е
ст и…нул
я
и
л сты
е
и
н е…сти
я
о
м рской
а
24
о
к тята
а
о
ш рфы
а
е
з и…млянка
я
и
л сной
е
и
в е…зти
я
о
сл говой
а
25
о
… кно
а
о
кр…савец
а
е
сл и…тел
я
и
ч рвяк
е
и
сл е…пой
я
о
сл бак
а
Лото «Безударные гласные».Вариант 2.
1.
а
о
е
о
е
и
и
а
я
2.
а
е
е
и
е
я
и
о
я
3.
я
о
а
и
е
и
и
е
о
4.
о
и
е
е
е
о
и
а
я
5.
о
о
е
о
е
о
е
я
а
6.
а
и
о
о
а
а
и
а
и
7.
я
и
е
о
и
и
и
а
е
8.
и
я
е
е
е
а
и
е
я
9.
и
я
е
а
и
е
и
а
я
10.
а
а
е
о
и
и
и
а
я
11.
а
о
и
о
а
и
е
а
а
12.
а
и
е
я
о
е
и
а
я
13.
а
е
е
о
е
а
и
а
и
14.
е
о
е
о
я
и
о
а
и
15.
а
о
е
о
е
о
а
а
я
16.
о
я
и
о
е
и
и
а
е
17.
а
о
е
о
е
и
е
а
я
18.
а
а
о
о
и
и
и
а
я
19.
а
а
а
о
е
е
и
а
я
20.
и
о
е
и
е
о
и
а
я
21.
а
е
е
а
е
и
и
а
е
22.
о
о
е
о
и
я
и
а
я
23.
а
я
е
о
е
и
а
а
о
24.
о
а
е
и
я
о
и
а
я
25.
а
е
и
я
е
и
и
а
а
У учителя карточки со словами:
весна, больной, сшивают, тяжёлый, летит, пчела, каток,блины,
листва, писал, схватил, волновала, трава, смягчает, рябая,
линейный, вредители, линяет, лесник, листопад, зверек,
ночной, ходил, белеет, лежит, скворцы, жалеет, дощечка,
пятерка, нищета, сосна, отцвели, число, парнишка, врачи,
родной, роскошный, грачи, появилась, колючка, стрела,
старик, полотно, пятно, цветная, поливают, держал, украшает,
гостили, масленка, удивительные, волна, малыш, проходил,
плясать, рядок, прицепили, шалить, свистит, трепещут,
умножать, земля, кричит, снегирь, коротышка, поглядел,
вершинами, взяла, зеркальный, земелька, смотрел, скрипит,
дремучий, линейка, мастера, далекий, холодные.
Домино «Безударные гласные» (1 вариант)
а
в….йна
а
тр…па
а
в….йна
и
т….жёлый
е
д….щечка
а
л….сник
е
г….ра
и
схв…тил
е
л….ства
о
гр….чи
и
к….вёр
о
б….да
е
с….сна
е
к….тать
е
м….чи
я
п….сьмо
о
вр….ги
я
б….глец
е
в….лна
о
ч….рвяк
о
п….нёк
а
л….нивый
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ