конспект урока по русскому языку во 2 классе "Связь слов в предложении"
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №5»
города Мурманска
Конспект урока по русскому языку
во 2 классе
«Связь слов в предложении»
подготовила
учитель начальной школы
Гамаюнова Марина Клавдиевна
г. Мурманск
2011
Урок русского языка во 2 классе.
«Связь слов в предложении.»
Цели:
- сформировать у учащихся теоретическое понятие о предложении, раскрывая его существенные признаки: законченность мысли; интонационная законченность; главные члены, связь слов в предложении;
- учить строить предложения, вырабатывая навык грамотного письма;
- провести исследовательскую работу с целью установления связи слов в предложении по смыслу, форме, интонации;
- подвести учащихся к выводу после проверки гипотезы;
- сделать обобщение по щели исследования.
Объект исследования: предложение.
Цель исследования: установление связи слов в предложении.
Вывод, обобщение: слова в предложении связаны между собой по смыслу, форме, интонации.
Методы исследования: наблюдение работе в парах; выдвижение гипотезы; проверка гипотезы.
Чистописание.
- Что растёт вниз головой? (сосулька)
- Запишите первую букву этого слова (строчную). С
- Запишите последнюю букву в слове МЕДВЕДЬ. Ь
- С какой буквы начинается второй день недели? В
- Как зовут полосатую лошадку? ЗЕБРА.
- Запишите букву, с которой начинается это слово. З
- Напишите последнюю букву русского алфавита. Я
- Проверьте записанные буквы. СЛАЙД 1
С Ь В З Я
- Посоветовавшись с соседом составьте из них слово.
- Проверьте. СЛАЙД 2
- Запишите справа от букв слово СВЯЗЬ.
- Что обозначает это слово? (взаимную зависимость кого-то с кем-то, с чем-то, какие-то отношения)
- В словаре русского языка С.Ожегова значение слова «связь» трактуется так:
СЛАЙД 3
Связь – отношение взаимной зависимости.
- Какая связь существует у нас с вами? (учитель – ученик; одноклассники, все обучаемся в гимназии №5 г. Мурманска)
- Приведите примеры взаимосвязи в природе (цветок – мотылёк, весна – капель,
лиса – заяц, мать – дитя).
- Живые и неживые объекты природы зависят друг от друга.
СЛАЙД 4
- Прочитайте слова.
связной
связь
связать
скрепить
связист
- Какое слово можно исключить из этой группы? (СКРЕПИТЬ)
- Почему? (другой корень)
СЛАЙД 5
- Спишите слова в столбик, выделите корень, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную в корне слова.
- Проверяем. Корень связь, связ; безударная гласная в корне О, проверяемая ударением.
- Решите в парах, какое слово является проверочным (связь).
- Почему? (Мы считаем, что в слове «связь» гласная Я стоит с сильной позиции, на неё падает ударение)
- Слово «связь» - проверочное, ключевое.
Физминутка.
Словарная работа.
- Возьмите маленькие конверты. В них задания каждому в паре. Прочитайте слова про себя.
СЛАЙД 6.
- Прочитайте слова с экрана.
в . р . бей
в . рона
с . бака
с . рока
гор . д
- Какие слова можно связать, объединить в одну группу? (птиц)
- А ещё? ( всех животных; одушевлённые – неодушевлённые; все слова, кроме СОБАКИ, т.к. нет буквосочетания –ОРО- )
- Но что связывает все эти слова? (безударная гласная О)
- А теперь обратите внимание на второй столбик слов. (клик мышью)
злая
оранжевое
родной
белобока
сладкий
маленький
серая
- К какой части речи относятся они? (имена прилагательные)
- Подберите к каждому существительному подходящее по смыслу имя прилагательное и соедините их стрелками. Обсуждайте с товарищем по парте.
- Проверяем. СЛАЙД 7.
- Есть ошибки?
- Какие слова не использовали? (сладкий, оранжевое)
- Почему не пригодились они? ( не подходят по смыслу)
Работа над предложением.
- Внимание на доску. (на доске карточки со словами)
у городском парке громко расчирикались тихо воробья
- Можно ли данную группу слов назвать предложением? (нет)
- Почему? (слова не связаны по смыслу, нет заглавной буквы, точки)
- Составьте из этих слов предложение.
В городском парке громко расчирикались воробьи.
- Запишите это предложение в тетрадь.
- Что содержит это предложение? (вопрос, призыв, сообщение)
- Значит, оно по цели высказывания повествовательное. По интонации – невосклицательное.
- Наша цель: установить, как связаны слова в предложении между собой.
- Вы можете ответить на этот вопрос? ( по смыслу)
- Ваши предположения или гипотезы мы проверим в ходе наблюдения. Мы узнаем, верны ли ваши предположения.
- Что вы первоначально исправили, чтобы из слов получилось предложение? (заменили предлог, убрали лишнее слово, исправили окончание слова)
- Вывод: слова в предложении связаны по форме, СЛАЙД 8
- Выделите грамматическую основу в предложении. (В предложении говорится о….)
- Воробьи расчирикались – это взаимозаменяемые главные члены предложения.
- Можно ли установить связь между главными и второстепенными членами предложения?
- С помощью чего? (вопроса)
- Поставим вопросы от главного члена предложения – сказуемого.
расчирикались (как?) громко
- Стрелкой установите связь.
расчирикались (где? в чём?) в парке
- Установите связь между самими второстепенными членами предложениями.
в парке (каком?) городском
- Связь устанавливали между словами в предложении с помощью вопросов. Это смысловая связь.
СЛАЙД 8
- Слова в предложении связаны по смыслу.
- С помощью значка // (логическое ударение) попробуйте по разному прочитать предложение. ( При чтении значок ставится над каждым словом.)
- Состав предложения менялся? (нет)
- А что менялось? (интонация)
СЛАЙД 8.
- Слова в предложении связаны по интонации.
- Подтвердились ли ваши предположения (гипотезы)?
- Значит, вы на верном пути.
- Проверим, верны ли ваши предположения о связи слов в предложении.
- Обратимся к учебнику – источнику знаний. Страница 96. Прочитайте вывод.
СЛАЙД 8
- Слова в предложении связаны по:
- ФОРМЕ
- СМЫСЛУ
- ИНТОНАЦИИ
Работа с текстом.
СЛАЙД 9
- Возьмите большие конверты, там для вас задания.
- Прочитайте.
- Можно ли эти предложения назвать текстом? (да)
- Почему? (Предложения связаны по смыслу.)
- Какие задания могут быть предложены к тексту? Обсудите в паре.
- Текст можно озаглавить, продолжить, списать, подчеркнуть главные члены предложения, установить связь между словами предложения, определить вид текста.
- Подберите заголовок к тексту. (Весна в парке. Весна.) Обсудите в паре.
- Напишите сверху над текстом.
- Во всех предложениях есть связь по форме между словами? Не надо исправлять форму слов? (нет)
- Установите связь слов в предложениях:
1 вариант – во 2 предложении;
2 вариант – в 3 предложении.
- Подчеркните в них главные члены предложения.
- Установите связь между второстепенными членами предложения.
- Проверяем.
Домашнее задание.
- Закончить работу с этим текстом. (продолжить текст)
На доске шарики.
- Представьте, что это слова. Как их связать в предложение? С помощью каких узелков? (форма, смысл, интонация)
- Шарики с секретом.
- Урок подходит к концу. Мне понравилось как вы работали, ведь ….
СЛАЙД 10.(Вы работали замечательно)
Список использованной литературы
1. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 2 класс. - Гуманитарный издательский центр. Москва. «Владос»,2003.
2. Жиренко О.Е., Обухова Л.А. Поурочные разработки по русскому языку для 2 класса по русскому языку к учебному комплекту Зелениной Л.М. – Москва: «Вако», 2007.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ