конспект урока по русскому языку во 2 классе "Связь слов в предложении"


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №5»

города Мурманска











Конспект урока по русскому языку

во 2 классе

«Связь слов в предложении»





подготовила

учитель начальной школы

Гамаюнова Марина Клавдиевна





















г. Мурманск

2011



Урок русского языка во 2 классе.

«Связь слов в предложении.»

Цели:

- сформировать у учащихся теоретическое понятие о предложении, раскрывая его существенные признаки: законченность мысли; интонационная законченность; главные члены, связь слов в предложении;

- учить строить предложения, вырабатывая навык грамотного письма;

- провести исследовательскую работу с целью установления связи слов в предложении по смыслу, форме, интонации;

- подвести учащихся к выводу после проверки гипотезы;

- сделать обобщение по щели исследования.

Объект исследования: предложение.

Цель исследования: установление связи слов в предложении.

Вывод, обобщение: слова в предложении связаны между собой по смыслу, форме, интонации.

Методы исследования: наблюдение работе в парах; выдвижение гипотезы; проверка гипотезы.


  1. Чистописание.

- Что растёт вниз головой? (сосулька)

- Запишите первую букву этого слова (строчную). С

- Запишите последнюю букву в слове МЕДВЕДЬ. Ь

- С какой буквы начинается второй день недели? В

- Как зовут полосатую лошадку? ЗЕБРА.

- Запишите букву, с которой начинается это слово. З

- Напишите последнюю букву русского алфавита. Я


- Проверьте записанные буквы. СЛАЙД 1

С Ь В З Я


- Посоветовавшись с соседом составьте из них слово.


- Проверьте. СЛАЙД 2


- Запишите справа от букв слово СВЯЗЬ.

- Что обозначает это слово? (взаимную зависимость кого-то с кем-то, с чем-то, какие-то отношения)

- В словаре русского языка С.Ожегова значение слова «связь» трактуется так:

СЛАЙД 3

Связь – отношение взаимной зависимости.

- Какая связь существует у нас с вами? (учитель – ученик; одноклассники, все обучаемся в гимназии №5 г. Мурманска)

- Приведите примеры взаимосвязи в природе (цветок – мотылёк, весна – капель,

лиса – заяц, мать – дитя).

- Живые и неживые объекты природы зависят друг от друга.

СЛАЙД 4

- Прочитайте слова.

связной

связь

связать

скрепить

связист


- Какое слово можно исключить из этой группы? (СКРЕПИТЬ)

- Почему? (другой корень)


СЛАЙД 5

- Спишите слова в столбик, выделите корень, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную в корне слова.

- Проверяем. Корень связь, связ; безударная гласная в корне О, проверяемая ударением.

- Решите в парах, какое слово является проверочным (связь).

- Почему? (Мы считаем, что в слове «связь» гласная Я стоит с сильной позиции, на неё падает ударение)

- Слово «связь» - проверочное, ключевое.


Физминутка.

  1. Словарная работа.

- Возьмите маленькие конверты. В них задания каждому в паре. Прочитайте слова про себя.

СЛАЙД 6.

- Прочитайте слова с экрана.

в . р . бей

в . рона

с . бака

с . рока

гор . д

- Какие слова можно связать, объединить в одну группу? (птиц)

- А ещё? ( всех животных; одушевлённые – неодушевлённые; все слова, кроме СОБАКИ, т.к. нет буквосочетания –ОРО- )

- Но что связывает все эти слова? (безударная гласная О)

- А теперь обратите внимание на второй столбик слов. (клик мышью)

злая

оранжевое

родной

белобока

сладкий

маленький

серая

- К какой части речи относятся они? (имена прилагательные)

- Подберите к каждому существительному подходящее по смыслу имя прилагательное и соедините их стрелками. Обсуждайте с товарищем по парте.


- Проверяем. СЛАЙД 7.

- Есть ошибки?

- Какие слова не использовали? (сладкий, оранжевое)

- Почему не пригодились они? ( не подходят по смыслу)


  1. Работа над предложением.

- Внимание на доску. (на доске карточки со словами)

у городском парке громко расчирикались тихо воробья


- Можно ли данную группу слов назвать предложением? (нет)

- Почему? (слова не связаны по смыслу, нет заглавной буквы, точки)

- Составьте из этих слов предложение.

В городском парке громко расчирикались воробьи.

- Запишите это предложение в тетрадь.

- Что содержит это предложение? (вопрос, призыв, сообщение)

- Значит, оно по цели высказывания повествовательное. По интонации – невосклицательное.

- Наша цель: установить, как связаны слова в предложении между собой.

- Вы можете ответить на этот вопрос? ( по смыслу)

- Ваши предположения или гипотезы мы проверим в ходе наблюдения. Мы узнаем, верны ли ваши предположения.

- Что вы первоначально исправили, чтобы из слов получилось предложение? (заменили предлог, убрали лишнее слово, исправили окончание слова)

- Вывод: слова в предложении связаны по форме, СЛАЙД 8

- Выделите грамматическую основу в предложении. (В предложении говорится о….)

- Воробьи расчирикались – это взаимозаменяемые главные члены предложения.

- Можно ли установить связь между главными и второстепенными членами предложения?

- С помощью чего? (вопроса)

- Поставим вопросы от главного члена предложения – сказуемого.

расчирикались (как?) громко

- Стрелкой установите связь.

расчирикались (где? в чём?) в парке

- Установите связь между самими второстепенными членами предложениями.

в парке (каком?) городском

- Связь устанавливали между словами в предложении с помощью вопросов. Это смысловая связь.

СЛАЙД 8

- Слова в предложении связаны по смыслу.

- С помощью значка // (логическое ударение) попробуйте по разному прочитать предложение. ( При чтении значок ставится над каждым словом.)

- Состав предложения менялся? (нет)

- А что менялось? (интонация)

СЛАЙД 8.

- Слова в предложении связаны по интонации.

- Подтвердились ли ваши предположения (гипотезы)?

- Значит, вы на верном пути.

- Проверим, верны ли ваши предположения о связи слов в предложении.

- Обратимся к учебнику – источнику знаний. Страница 96. Прочитайте вывод.

СЛАЙД 8

- Слова в предложении связаны по:

- ФОРМЕ

- СМЫСЛУ

- ИНТОНАЦИИ

  1. Работа с текстом.


СЛАЙД 9

- Возьмите большие конверты, там для вас задания.

- Прочитайте.

- Можно ли эти предложения назвать текстом? (да)

- Почему? (Предложения связаны по смыслу.)

- Какие задания могут быть предложены к тексту? Обсудите в паре.

- Текст можно озаглавить, продолжить, списать, подчеркнуть главные члены предложения, установить связь между словами предложения, определить вид текста.

- Подберите заголовок к тексту. (Весна в парке. Весна.) Обсудите в паре.

- Напишите сверху над текстом.

- Во всех предложениях есть связь по форме между словами? Не надо исправлять форму слов? (нет)

- Установите связь слов в предложениях:

1 вариант – во 2 предложении;

2 вариант – в 3 предложении.

- Подчеркните в них главные члены предложения.

- Установите связь между второстепенными членами предложения.

- Проверяем.


  1. Домашнее задание.

- Закончить работу с этим текстом. (продолжить текст)


  1. На доске шарики.

- Представьте, что это слова. Как их связать в предложение? С помощью каких узелков? (форма, смысл, интонация)

- Шарики с секретом.

- Урок подходит к концу. Мне понравилось как вы работали, ведь ….

СЛАЙД 10.(Вы работали замечательно)






























Список использованной литературы


1. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 2 класс. - Гуманитарный издательский центр. Москва. «Владос»,2003.

2. Жиренко О.Е., Обухова Л.А. Поурочные разработки по русскому языку для 2 класса по русскому языку к учебному комплекту Зелениной Л.М. – Москва: «Вако», 2007.












Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ