Конспект урока для 2 класса "Буквы Ж (ж), обозначающие согласный звук [ж]. С.Махотин. Жук"
Муниципальное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа №7 г. Белгород
Конспект урока по литературному чтению
во 2 классе
Буквы Ж (ж), обозначающие согласный звук [ж].
С.Махотин. Жук.
Подготовили
учитель начальных классов
высшей категории
Пухкан Светлана Степановна,
учитель-логопед
1 категории
Брянцева Татьяна Ивановна
Белгород, 2011
Цели. Продолжить разговор о гуманном отношении человека к животному миру. Развивать навыки выразительной речи и чтения; познавательной активности, внимания, наблюдательности, ответственности. Воспитывать нравственные качества через анализ содержания художественного произведения.
Коррекционно-образовательные цели. Закрепить знания о звуке ж, букве Ж.
Коррекционно-развивающие цели. Активизировать речевую деятельность. Развивать слуховое внимание, фонематический анализ, тонкую и общую моторику, память, мышление.
Коррекционно-воспитательные цели. Формировать положительную установку на участие в занятии, доброжелательность, самостоятельность.
Оборудование. Учебное пособие «Мир родного языка». Кукла-мальчик, игрушка Жук, предметные картинки, в названии которых присутствуют звуки «ж», «о», «р», «а»; буквы Ж, У, К, пособие «Звук», светофоры для определения места звука в слове. Цветные фишки для выкладывания звуковой схемы, «волшебная» фасоль, «волшебные» пуговицы.
Ход урока.
1. Самоопределение к деятельности.
Учитель-логопед.
– Добрый день, ребята! Я пришла на занятие с другом. Но чтобы узнать, как его зовут, нужно составить его имя из первых звуков названия картинок (выставляются картинки: жук ослик рак арбуз - ЖОРА).
– Да, это… ЖОРА.
– Он очень весёлый, говорит звонким голосом.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
а) Характеристика звука «ж»
Учитель-логопед.
– Кто скажет, с какого звука начинается имя Жора?
Дети. Со звука «ж».
Акустико-артикуляционный образ звука:
- губы вытянуты рупором (цветочком)
- кончик языка поднят за верхние зубы, к альвеолам
- боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам
- горлышко дрожит, вибрирует.
Учитель-логопед.
– Что мы знаем о звуке «ж»?
Дети. Согласный, твердый, всегда звонкий, парный.
(Выставляются символы звука)
б). Развитие фонематического слуха.
Игра «Хлопай, не зевай»
Учитель-логопед.
– Жора предлагает поиграть в эту игру. (Учитель-логопед произносит ряд звуков, слогов, слов, в которых присутствует звук «ж», услышав, его дети хлопают в ладоши)
- среди звуков – с, ш, ж, щ, з, ж
- в слогах – жа, ши, жу, за
- в словах – кожа, подушка, лужа
в). Развитие мелкой моторики. Связь буквы и звука.
Учитель-логопед.
– Какой буквой обозначаем звук «ж»?
Дети. Буквой ж.
(Выставляется изображение буквы)
Учитель-логопед.
– Чем отличается звук от буквы?
Дети. Звуки произносим и слышим, буквы — видим и пишем.
Учитель-логопед.
– Жора предлагает написать «волшебной» фасолью и «волшебными» пуговицами букву ж.
– Посмотри-ка: буква ж
На жука похожа,
Потому что у нее
Шесть жучиных ножек.
В.Кожевников.
(Выкладывается слово ЖУК. Дети выкладывают звуковую схему)
Учитель-логопед передает игрушку Жука учителю.
3. Постановка учебной задачи (исследование возможной проблемы).
Учитель.
– Возможна ли дружба человека с животными?
Дети. Только при условии, если люди будут главными и ответственными за эту дружбу, ибо они умнее своих братьев меньших.
Учитель.
– Поэт Сергей Александрович Махотин написал прекрасное стихотворение, в котором он подтверждает правильность этой мысли.
Читает учитель (см. Приложение)
Учитель.
– Каким должен быть человек, чтобы по праву считать себя другом природы.
Дети. Человек должен с уважением относиться к природе и ее обитателям, даже если это маленькое, крохотное насекомое. Герой стихотворения не тронул жука, он даже дорогу ему уступил. Люди должны наблюдать и изучать природу, как это сделал герой стихотворения.
Учитель.
– Как вы думаете, зачем поэт написал это стихотворение о жуке?
Дети. Наверное, чтобы защитить это беспомощное существо.
- К сожалению, бывает немало случаев, когда дети жестоко обходятся с насекомыми, убивают их, считая вредными.
- Автор хотел высказать мысль, что в природе все взаимосвязано и любое насекомое это частица природы, которую надо беречь.
Физ. минутка
На лужайке жук проснулся,
Потянулся и встряхнулся.
Брюхо, нос, глаза, усы
Вымыл капелькой росы.
Я веселый добрый жук
Всех людей люблю вокруг.
На лужайке я сижу
И жу-жу, жу-жу, жу-жу. (жжж…)
(Звучит музыка. Дети вместе с учителем выполняют движения)
4. Первичное закрепление во внешней речи (коммуникативное решение новой задачи).
Учитель.
– Главный герой заинтересовался жуком и собирается узнать о нем как можно больше. Как вы думаете, какую книгу будет смотреть мальчик в библиотеке: научную или художественную?
Дети. Конечно, научную, ведь мальчик хочет из нее узнать, где водится такой жук, зачем ему крылья и чем он питается.
Учитель.
– Найдите в тексте слова, которые помогают нам воспринимать чувства героя этого произведения.
Дети. Он говорит: «Какого жука я в лесу повстречал!» и «Как славно, что я не обидел его!» – с чувством радости и восхищения.
Учитель.
– Какой же человек герой стихотворения? Составьте словарь характеристики этого мальчика.
Дети. Добрый! Умный! Благородный! Человечный! Наблюдательный! Любознательный! Любопытный! Сердечный!
Учитель.
– А я добавлю – «красивый». Обоснуйте.
Дети. Важна не только красота внешняя, но и внутренняя. Он наблюдал, захотел узнать, т.е. поступил красиво. Красив тот, кто красиво поступает.
5. Включение в систему знаний и повторение.
Учитель.
– Сколько героев в данном стихотворении?
– Скажите, можно ли на основании того, что в стихотворении два героя, сделать вывод, что оно написано в форме диалога?
Дети. Нет, это монолог, мальчик рассказывает, а жук молчит. МОНОЛОГ служит для передачи мыслей и чувств персонажа. Монолог воспроизводит речь какого-то персонажа, обращенную к молчаливому слушателю.
Учитель.
– А сейчас попробуйте представить себя на месте героя стихотворения и прочитать текст выразительно, передав чувства и состояние героя так, как вы их поняли.
(Дети читают)
Учитель передает игрушку Жука учителю-логопеду с «волшебным» мешочком, в котором находятся предметные картинки для игры «Светофорчик»
Определение места звука в словах, в названии которых встречается звук «ж».
Лыжи, журавли, ножницы, жаба, ежи, жуки, журнал. (Дети фишкой на светофорчике указывают место звука)
Учитель-логопед.
– Найдите в стихотворении слова с буквой ж, определите позицию звука.
Учитель-логопед передает игрушку Жука учителю.
Учитель.
– Найдите в стихотворении сравнения. Попробуйте объяснить, зачем автор их придумал и почему именно такие?
Дети. Автор сравнивает жука с грозным рогатым быком:
Он топал, как бык, и рогами качал...
- Поэт показывает, что маленький жук так пытался себя защитить. Каждое живое существо наделено защитным свойством, спасаясь от врагов.
- В последнем четверостишии тоже есть сравнения:
И будут страницы, как травы, шуметь,
И будут, как птицы, трамваи звенеть.
– Наверное, автор так хотел выразить чувства своего героя, мальчика, который был счастлив оттого, что так много узнал о жуке из страниц умных книг, счастлив оттого, что не обидел жука. Поэтому в шелесте страниц он слышал шум трав, и даже звон трамваев для него был похож на неких птиц.
Учитель.
– Действительно, как славно, что жук остался жив! Но не всем животным на пути встречаются такие мальчики.
– Задание от ЖОРИКА. По четверостишию надо определить проблему, которая возникла в данной ситуации. Как её избежать, или сделать так, чтобы подобная проблема не возникла вообще?
Попал жук на суше
Ко мне в коробок.
И долго я слушал,
Как трется жучок.
Ответы детей
Дети. Природа много даёт, но взамен просит внимания, любви и заботы.
Учитель.
– Необходимо оберегать Землю. Будем думать о каждом шаге, о каждом поступке, чтобы не причинить вреда ни нашему общему Дому, ни его обитателям.
6. Рефлексия деятельности (итог урока).
Учитель.
– Интересно ли вам было на уроке?
– Что дал вам этот урок?
– Что вам показалось важным?
Ответы детей
Учитель.
– Напишите дома рассказ на тему: «Я и жук»
– Сегодня мне было приятно работать с вами на уроке. Я увидела умных, заинтересованных детей.
–
В каком настроении вы работали на уроке? Определите состояние своей души, ваши достижения на уроке.
Приложение
Жук
С. Махотин
Какого жука я в лесу повстречал!
Он топал, как бык, и рогами качал,
И очень серьёзным и грозным он был —
Я даже дорогу ему уступил.
Мне имя его неизвестно пока,
Но я не забуду лесного жука.
Я в городе в библиотеку пойду,
Жука моего по рисунку найду,
Узнаю, где водится, как он живёт,
Зачем ему крылья и что он жуёт.
И будут страницы, как травы, шуметь,
И будут, как птицы, трамваи звенеть.
Я всем расскажу про жука моего
Как славно, что я не обидел его!
Литература
1. Барылкина Л.П., Обухова Л.А., Попова О.А. Русский язык. Мир родного языка: Учебное пособие по интегрированному курсу «Русская словесность» для 2 класса. – Москва., 2010.
2. Барылкина Л.П., Обухова Л.А. Дружим с русским языком. Дидактический материал к интегрированному курсу. 2 класс – М., 2008.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ