Конспект урока для 2 класса "Буквы Ж (ж), обозначающие согласный звук [ж]. С.Махотин. Жук"

Муниципальное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа №7 г. Белгород













Конспект урока по литературному чтению

во 2 классе


Буквы Ж (ж), обозначающие согласный звук [ж].

С.Махотин. Жук.







Подготовили

учитель начальных классов

высшей категории

Пухкан Светлана Степановна,

учитель-логопед

1 категории

Брянцева Татьяна Ивановна










Белгород, 2011

Цели. Продолжить разговор о гуманном отношении человека к животному миру. Развивать навыки выразительной речи и чтения; познавательной активности, внимания, наблюдательности, ответственности. Воспитывать нравственные качества через анализ содержания художественного произведения.

Коррекционно-образовательные цели. Закрепить знания о звуке ж, букве Ж.

Коррекционно-развивающие цели. Активизировать речевую деятельность. Развивать слуховое внимание, фонематический анализ, тонкую и общую моторику, память, мышление.

Коррекционно-воспитательные цели. Формировать положительную установку на участие в занятии, доброжелательность, самостоятельность.

Оборудование. Учебное пособие «Мир родного языка». Кукла-мальчик, игрушка Жук, предметные картинки, в названии которых присутствуют звуки «ж», «о», «р», «а»; буквы Ж, У, К, пособие «Звук», светофоры для определения места звука в слове. Цветные фишки для выкладывания звуковой схемы, «волшебная» фасоль, «волшебные» пуговицы.

Ход урока.

1. Самоопределение к деятельности.

Учитель-логопед.

Добрый день, ребята! Я пришла на занятие с другом. Но чтобы узнать, как его зовут, нужно составить его имя из первых звуков названия картинок (выставляются картинки: жук ослик рак арбуз - ЖОРА).

Да, это… ЖОРА.

Он очень весёлый, говорит звонким голосом.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

а) Характеристика звука «ж»

Учитель-логопед.

Кто скажет, с какого звука начинается имя Жора?

Дети. Со звука «ж».

Акустико-артикуляционный образ звука:

- губы вытянуты рупором (цветочком)

- кончик языка поднят за верхние зубы, к альвеолам

- боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам

- горлышко дрожит, вибрирует.

Учитель-логопед.

Что мы знаем о звуке «ж»?

Дети. Согласный, твердый, всегда звонкий, парный.

(Выставляются символы звука)

б). Развитие фонематического слуха.

Игра «Хлопай, не зевай»

Учитель-логопед.

Жора предлагает поиграть в эту игру. (Учитель-логопед произносит ряд звуков, слогов, слов, в которых присутствует звук «ж», услышав, его дети хлопают в ладоши)

- среди звуков – с, ш, ж, щ, з, ж

- в слогах – жа, ши, жу, за

- в словах – кожа, подушка, лужа

в). Развитие мелкой моторики. Связь буквы и звука.

Учитель-логопед.

Какой буквой обозначаем звук «ж»?

Дети. Буквой ж.

(Выставляется изображение буквы)

Учитель-логопед.

Чем отличается звук от буквы?

Дети. Звуки произносим и слышим, буквы — видим и пишем.

Учитель-логопед.

Жора предлагает написать «волшебной» фасолью и «волшебными» пуговицами букву ж.


Посмотри-ка: буква ж

На жука похожа,

Потому что у нее

Шесть жучиных ножек.

В.Кожевников.

(Выкладывается слово ЖУК. Дети выкладывают звуковую схему)

Учитель-логопед передает игрушку Жука учителю.

3. Постановка учебной задачи (исследование возможной проблемы).

Учитель.

Возможна ли дружба человека с животными?

Дети. Только при условии, если люди будут главными и ответственными за эту дружбу, ибо они умнее своих братьев меньших.

Учитель.

Поэт Сергей Александрович Махотин написал прекрасное стихотворение, в котором он подтверждает правильность этой мысли.

Читает учитель (см. Приложение)

Учитель.

Каким должен быть человек, чтобы по праву считать себя другом природы.

Дети. Человек должен с уважением относиться к природе и ее обитателям, даже если это маленькое, крохотное насекомое. Герой стихотворения не тронул жука, он даже дорогу ему уступил. Люди должны наблюдать и изучать природу, как это сделал герой стихотворения.

Учитель.

Как вы думаете, зачем поэт написал это стихотворение о жуке?

Дети. Наверное, чтобы защитить это беспомощное существо.

- К сожалению, бывает немало случаев, когда дети жестоко обходятся с насекомыми, убивают их, считая вредными.

- Автор хотел высказать мысль, что в природе все взаимосвязано и любое насекомое это частица природы, которую надо беречь.

Физ. минутка

На лужайке жук проснулся,

Потянулся и встряхнулся.

Брюхо, нос, глаза, усы

Вымыл капелькой росы.

Я веселый добрый жук

Всех людей люблю вокруг.

На лужайке я сижу

И жу-жу, жу-жу, жу-жу. (жжж…)

(Звучит музыка. Дети вместе с учителем выполняют движения)

4. Первичное закрепление во внешней речи (коммуникативное решение новой задачи).

Учитель.

Главный герой заинтересовался жуком и собирается узнать о нем как можно больше. Как вы думаете, какую книгу будет смотреть мальчик в библиотеке: научную или художественную?

Дети. Конечно, научную, ведь мальчик хочет из нее узнать, где водится такой жук, зачем ему крылья и чем он питается.

Учитель.

Найдите в тексте слова, которые помогают нам воспринимать чувства героя этого произведения.

Дети. Он говорит: «Какого жука я в лесу повстречал!» и «Как славно, что я не обидел его!» – с чувством радости и восхищения.

Учитель.

Какой же человек герой стихотворения? Составьте словарь характеристики этого мальчика.

Дети. Добрый! Умный! Благородный! Человечный! Наблюдательный! Любознательный! Любопытный! Сердечный!

Учитель.

А я добавлю – «красивый». Обоснуйте.

Дети. Важна не только красота внешняя, но и внутренняя. Он наблюдал, захотел узнать, т.е. поступил красиво. Красив тот, кто красиво поступает.

5. Включение в систему знаний и повторение.

Учитель.

Сколько героев в данном стихотворении?

Скажите, можно ли на основании того, что в стихотворении два героя, сделать вывод, что оно написано в форме диалога?

Дети. Нет, это монолог, мальчик рассказывает, а жук молчит. МОНОЛОГ служит для передачи мыслей и чувств персонажа. Монолог воспроизводит речь какого-то персонажа, обращенную к молчаливому слушателю.

Учитель.

А сейчас попробуйте представить себя на месте героя стихотворения и прочитать текст выразительно, передав чувства и состояние героя так, как вы их поняли.

(Дети читают)

Учитель передает игрушку Жука учителю-логопеду с «волшебным» мешочком, в котором находятся предметные картинки для игры «Светофорчик»

Определение места звука в словах, в названии которых встречается звук «ж».

Лыжи, журавли, ножницы, жаба, ежи, жуки, журнал. (Дети фишкой на светофорчике указывают место звука)

Учитель-логопед.

Найдите в стихотворении слова с буквой ж, определите позицию звука.

Учитель-логопед передает игрушку Жука учителю.

Учитель.

Найдите в стихотворении сравнения. Попробуйте объяснить, зачем автор их придумал и почему именно такие?

Дети. Автор сравнивает жука с грозным рогатым быком:

Он топал, как бык, и рогами качал...

- Поэт показывает, что маленький жук так пытался себя защитить. Каждое живое существо наделено защитным свойством, спасаясь от врагов.

- В последнем четверостишии тоже есть сравнения:

И будут страницы, как травы, шуметь,

И будут, как птицы, трамваи звенеть.

Наверное, автор так хотел выразить чувства своего героя, мальчика, который был счастлив оттого, что так много узнал о жуке из страниц умных книг, счастлив оттого, что не обидел жука. Поэтому в шелесте страниц он слышал шум трав, и даже звон трамваев для него был похож на неких птиц.

Учитель.

Действительно, как славно, что жук остался жив! Но не всем животным на пути встречаются такие мальчики.

Задание от ЖОРИКА. По четверостишию надо определить проблему, которая возникла в данной ситуации. Как её избежать, или сделать так, чтобы подобная проблема не возникла вообще?

Попал жук на суше
Ко мне в коробок.
И долго я слушал,
Как трется жучок.

Ответы детей

Дети. Природа много даёт, но взамен просит внимания, любви и заботы.

Учитель.

Необходимо оберегать Землю. Будем думать о каждом шаге, о каждом поступке, чтобы не причинить вреда ни нашему общему Дому, ни его обитателям.

6. Рефлексия деятельности (итог урока).

Учитель.

Интересно ли вам было на уроке?

Что дал вам этот урок?

Что вам показалось важным?

Ответы детей

Учитель.

Напишите дома рассказ на тему: «Я и жук»

Сегодня мне было приятно работать с вами на уроке. Я увидела умных, заинтересованных детей.


В каком настроении вы работали на уроке? Определите состояние своей души, ваши достижения на уроке.



















Приложение

Жук

С. Махотин

Какого жука я в лесу повстречал!

Он топал, как бык, и рогами качал,

И очень серьёзным и грозным он был —

Я даже дорогу ему уступил.

Мне имя его неизвестно пока,

Но я не забуду лесного жука.

Я в городе в библиотеку пойду,

Жука моего по рисунку найду,

Узнаю, где водится, как он живёт,

Зачем ему крылья и что он жуёт.

И будут страницы, как травы, шуметь,

И будут, как птицы, трамваи звенеть.

Я всем расскажу про жука моего

Как славно, что я не обидел его!













Литература

1. Барылкина Л.П., Обухова Л.А., Попова О.А. Русский язык. Мир родного языка: Учебное пособие по интегрированному курсу «Русская словесность» для 2 класса. – Москва., 2010.

2. Барылкина Л.П., Обухова Л.А. Дружим с русским языком. Дидактический материал к интегрированному курсу. 2 класс – М., 2008.




Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ