Конспект урока для 3 класса "Непроизносимые согласные в корне слова"
Разработка урока по русскому языку
УМК «Школа России»
Тема. Непроизносимые согласные в корне слова 3 класс
Автор разработки:
учитель начальных классов высшей
квалификационной категории
Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1 п. Кировский» Кировского района Приморского края
Ананко Татьяна Александровна
2013
Тема урока: «Непроизносимые согласные в корне слова»
Этап обучения по данной теме: начальный
Цель урока:
Формировать понятие «Непроизносимые согласные в корне слова» для правильного использования в письменной речи.
Задачи урока:
Способствовать развитию грамотной устной и письменной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
Способствовать развитию умения определять и формулировать тему и цель на уроке, проговаривать последовательность действий, работать по коллективно составленному плану, оценивать правильность выполнения действия.
Способствовать развитию умения оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в парах, группе.
Способствовать развитию умения ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Тип урока: урок изучения новых знаний (технология деятельностного метода)
Используемые приёмы, методы, технологии обучения: системно-деятельностный подход, проблемно-диалоговое обучение, индивидуальная, групповая работа, использование ИКТ (презентация упражнений, используемых на уроке)
Формы организации познавательной деятельности учащихся: побуждающий от проблемной ситуации диалог, презентация к уроку, групповая работа, использование ЭОР.
Оборудование и основные источники информации мультимедийный проектор, презентация Microsoft Power Point, учебник для 3 класса по русскому языку Т.Г.Рамзаева, методические рекомендации к уроку.
Прогнозируемый результат: самостоятельное формулирование выводов по теме «Непроизносимые согласные в корне», самостоятельное составление алгоритма действий по правильному написанию непроизносимых согласных.
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Организационный момент.
Мотивация к учебной деятельности.
Создание условий для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Запись числа, Классная работа.
Слайд 1.
Урок русского языка начнём со слов русского писателя К.Г. Паустовского.
Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.
(Формулирование темы урока)
На доске записаны слова.
тропинка
узкий
мясной
солнце
лесной
книжка
гараж
- Прочитайте.
- На какие орфограммы встретились слова?
Задание: дети 1 варианта выписывают слова с безударным гласным в корне, дети 2 варианта выписывают слова с парным согласным в корне. Подберите проверочные слова.
Проверка.
учитель стирает слова с безударными гласными и парными согласными в корне. Остаётся слово на неизученную орфограмму.
- Прочитайте это слово орфографически (как пишется). Читает один ученик.
-Прочитайте это слово орфоэпически (как произносится). Произносит другой ученик.
- Что вас удивило, что интересного заметили? Сравните произношение этого слова.
- Как вы думаете, как называется орфограмма, которая не произносится, но пишется?
- Сформулируйте тему урока.
Слайд 2.
Учитель открывает тему:
«Непроизносимые согласные в корне слова».
- Какую цель вы ставите для себя на уроке?
Видят слова.
Читают.
- Безударный гласный, парный согласный в корне.
Выполняют поставленную задачу.
Проверяют.
Читают, испытывают удивление (возникновение проблемной ситуации)
- Буква в середине слова пишется, но не произносится (осознание противоречия)
- Почему в данных словах буква не произносится (учебная проблема как вопрос).
- Непроизносимая согласная
-Тема урока: «Непроизносимые согласные».
- Научиться правильно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова. Слайд 3.
Поиск решения, совместное открытие знаний.
Построение алгоритма действий при возникновении затруднения.
- Попробуем составить план (алгоритм) проверки непроизносимой согласной в корне. Какие будут предложения?
- Как проверяли безударную гласную, парную согласную?
Попробуем сделать то же и для непроизносимой согласной: подобрать однокоренные слова и сравнить их написание.
Запись: Солнечный (солнышко)– солнце
- Будет ли данное слово проверочным?
- Почему?
- К какому же выводу вы пришли?
- Сверьте ваше предположение с учебником на странице 125, прочитав текст в рамке.
- Подтвердился ваш вывод?
Итак, составим алгоритм действий.
Произнеси слово
Непроизносимый согласный …
Однокоренное проверочное слово …
Звук … произносится
Предлагают способы проверки непроизносимых согласных.
Читают вывод в учебнике.
- Чтобы проверить слово с непроизносимым согласным звуком, нужно подобрать однокоренное слово, в котором этот звук произносится.
Этапы вразброс, дети составляют порядок выполнения действий.
Хором произнесли алгоритм.
Использование алгоритма действий.
1. Задание: выбрать из предложения слово с непроизносимой согласной и проверить его.
Запись на доске и в тетради.
Кролик грыз капустный лист.
Мальчик смотрел на звездное небо.
Я честный человек.
У моей бабушки доброе сердце.
Петя громко свистнул щенку.
Дети слушали грустную песенку. (Самостоятельно)
2.Задание: составить из данных слов пословицы. Объясни их смысл. Назови слово на изучаемую орфограмму, проверь её. (Работа в парах)
Слайд 4.
Счастливым делает человека труд.
Поздно встанешь – мало сделаешь.
Работаешь добросовестно, в глаза людям смотреть не совестно.
Запишите пословицу в тетрадь, подчеркните букву, обозначающую непроизносимый согласный в слове.
Ответ: капустный
Непроизносимый согласный т
Проверочное слово капуста
Звук т произносится
Аналогично
Проверка
Из слов составляют пословицу и объясняют её смысл. Называют орфограмму.
Слайд 5.
Физминутка
Самостоятельное использование алгоритма
(применение новых знаний)
групповая работа
Класс разбивается на 3 группы (3 ряда). Каждая группа выполняет задание:
в текстах пропущены слова с непроизносимыми согласными. Вставить подходящие по смыслу слова, пользуясь предложенными. Написание данных слов объяснить.
Напомним правила работы в группе:
Работают все дети.
Выбрать командира, который будет читать готовый текст.
Каждая группа оценит свой ответ и ответ другой группы.
- Сделайте вывод, как проверить слова с непроизносимыми согласными в корне слова.
Первая группа работает с текстом:
Был _____ вечер. По улицам бегал ______ щенок. Он скулил и метался. Миша заметил _____ щенка. Мальчик взял собачку домой. Щенок _____ вилял хвостом.
Слова для справок: поздний, солнечный, несчастный, грустного, прелестный, радостно.
Вторая группа работает с текстом:
_______ Серёжка быстро шёл домой. У мальчика _______ настроение. Он нёс маме _______ розу. У мамы сегодня день рождения. _______, мама! – сказал сын и протянул цветок.
Слова для справок: счастливый, капустный, радостное, звёздный, прелестную, здравствуй.
Третья группа работает с текстом:
Наступила _______ осень. Совсем скоро её сменит зима. Тускло светит ______. Ночью ______ небо закрывают тучи. _______ картина.
Слова для справок: поздняя, местный, солнце, звёздное, свистнул, грустная.
Рефлексия учебной деятельности, самооценка.
Подведение итога.
«Новогодняя ёлка».
- Какой праздник у нас впереди?
У нас в классе новогодняя ёлочка, но украшена она особенными шарами.
На ёлке шары с непроизносимыми согласными (7 штук: т, т, л, в, д, д,т).
Задание: назовите слова на данные непроизносимые согласные. Подбор проверочных слов.
Шары переворачиваются. На обратной стороне: молодцы.
Слайд 6. Сегодня на уроке
научился…
понял…
было интересно….
было трудно…
Называют слова с непроизносимыми согласными, подбирают проверочные слова.
Высказываются, делятся мнением.
Объяснение домашнего задания.
Список литературы
УМК «Школа России»
Т.Г. Рамзаева Русский язык – М.: Дрофа, 2012.
Н.М. Бетенькова Орфография и грамматика. Москва: Аст. Астрель, 2004
Т.В. Потемкин, Н.С. Кравченко Справочник начальной школы. Москва: Айрис-Пресс, 2005
Интернет - ресурсы
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ