Конспект урока для 3 класса "Непроизносимые согласные в корне слова"

Разработка урока по русскому языку

УМК «Школа России»





Тема. Непроизносимые согласные в корне слова 3 класс









Автор разработки:

учитель начальных классов высшей

квалификационной категории

Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1 п. Кировский» Кировского района Приморского края

Ананко Татьяна Александровна












2013


Тема урока: «Непроизносимые согласные в корне слова»

Этап обучения по данной теме: начальный

Цель урока:

Формировать понятие «Непроизносимые согласные в корне слова» для правильного использования в письменной речи.

Задачи урока:

Способствовать развитию грамотной устной и письменной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

Способствовать развитию умения определять и формулировать тему и цель на уроке, проговаривать последовательность действий, работать по коллективно составленному плану, оценивать правильность выполнения действия.

Способствовать развитию умения оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в парах, группе.

Способствовать развитию умения ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Тип урока: урок изучения новых знаний (технология деятельностного метода)

Используемые приёмы, методы, технологии обучения: системно-деятельностный подход, проблемно-диалоговое обучение, индивидуальная, групповая работа, использование ИКТ (презентация упражнений, используемых на уроке)

Формы организации познавательной деятельности учащихся: побуждающий от проблемной ситуации диалог, презентация к уроку, групповая работа, использование ЭОР.

Оборудование и основные источники информации мультимедийный проектор, презентация Microsoft Power Point, учебник для 3 класса по русскому языку Т.Г.Рамзаева, методические рекомендации к уроку.

Прогнозируемый результат: самостоятельное формулирование выводов по теме «Непроизносимые согласные в корне», самостоятельное составление алгоритма действий по правильному написанию непроизносимых согласных.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент.

Мотивация к учебной деятельности.

Создание условий для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Запись числа, Классная работа.

Слайд 1.

Урок русского языка начнём со слов русского писателя К.Г. Паустовского.





Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

(Формулирование темы урока)

На доске записаны слова.

тропинка

узкий

мясной

солнце

лесной

книжка

гараж


- Прочитайте.

- На какие орфограммы встретились слова?

Задание: дети 1 варианта выписывают слова с безударным гласным в корне, дети 2 варианта выписывают слова с парным согласным в корне. Подберите проверочные слова.

Проверка.

учитель стирает слова с безударными гласными и парными согласными в корне. Остаётся слово на неизученную орфограмму.


- Прочитайте это слово орфографически (как пишется). Читает один ученик.

-Прочитайте это слово орфоэпически (как произносится). Произносит другой ученик.

- Что вас удивило, что интересного заметили? Сравните произношение этого слова.

- Как вы думаете, как называется орфограмма, которая не произносится, но пишется?

- Сформулируйте тему урока.

Слайд 2.

Учитель открывает тему:

«Непроизносимые согласные в корне слова».

- Какую цель вы ставите для себя на уроке?

Видят слова.

Читают.









- Безударный гласный, парный согласный в корне.

Выполняют поставленную задачу.




Проверяют.






Читают, испытывают удивление (возникновение проблемной ситуации)

- Буква в середине слова пишется, но не произносится (осознание противоречия)

- Почему в данных словах буква не произносится (учебная проблема как вопрос).


- Непроизносимая согласная


-Тема урока: «Непроизносимые согласные».





- Научиться правильно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова. Слайд 3.

Поиск решения, совместное открытие знаний.

Построение алгоритма действий при возникновении затруднения.


- Попробуем составить план (алгоритм) проверки непроизносимой согласной в корне. Какие будут предложения?

- Как проверяли безударную гласную, парную согласную?

Попробуем сделать то же и для непроизносимой согласной: подобрать однокоренные слова и сравнить их написание.

Запись: Солнечный (солнышко)– солнце

- Будет ли данное слово проверочным?

- Почему?

- К какому же выводу вы пришли?

- Сверьте ваше предположение с учебником на странице 125, прочитав текст в рамке.

- Подтвердился ваш вывод?







Итак, составим алгоритм действий.

  1. Произнеси слово

  2. Непроизносимый согласный …

  3. Однокоренное проверочное слово …

  4. Звук … произносится




Предлагают способы проверки непроизносимых согласных.













Читают вывод в учебнике.

- Чтобы проверить слово с непроизносимым согласным звуком, нужно подобрать однокоренное слово, в котором этот звук произносится.





Этапы вразброс, дети составляют порядок выполнения действий.

Хором произнесли алгоритм.


Использование алгоритма действий.

1. Задание: выбрать из предложения слово с непроизносимой согласной и проверить его.

Запись на доске и в тетради.

Кролик грыз капустный лист.

Мальчик смотрел на звездное небо.

Я честный человек.

У моей бабушки доброе сердце.

Петя громко свистнул щенку.

Дети слушали грустную песенку. (Самостоятельно)

2.Задание: составить из данных слов пословицы. Объясни их смысл. Назови слово на изучаемую орфограмму, проверь её. (Работа в парах)

Слайд 4.

Счастливым делает человека труд.

Поздно встанешь – мало сделаешь.

Работаешь добросовестно, в глаза людям смотреть не совестно.

Запишите пословицу в тетрадь, подчеркните букву, обозначающую непроизносимый согласный в слове.





Ответ: капустный

Непроизносимый согласный т

Проверочное слово капуста

Звук т произносится


Аналогично


Проверка






Из слов составляют пословицу и объясняют её смысл. Называют орфограмму.





Слайд 5.

Физминутка

Самостоятельное использование алгоритма

(применение новых знаний)

групповая работа

Класс разбивается на 3 группы (3 ряда). Каждая группа выполняет задание:

в текстах пропущены слова с непроизносимыми согласными. Вставить подходящие по смыслу слова, пользуясь предложенными. Написание данных слов объяснить.

Напомним правила работы в группе:

  • Работают все дети.

  • Выбрать командира, который будет читать готовый текст.

  • Каждая группа оценит свой ответ и ответ другой группы.

- Сделайте вывод, как проверить слова с непроизносимыми согласными в корне слова.

Первая группа работает с текстом:

Был _____ вечер. По улицам бегал ______ щенок. Он скулил и метался. Миша заметил _____ щенка. Мальчик взял собачку домой. Щенок _____ вилял хвостом.

Слова для справок: поздний, солнечный, несчастный, грустного, прелестный, радостно.

Вторая группа работает с текстом:

_______ Серёжка быстро шёл домой. У мальчика _______ настроение. Он нёс маме _______ розу. У мамы сегодня день рождения. _______, мама! – сказал сын и протянул цветок.

Слова для справок: счастливый, капустный, радостное, звёздный, прелестную, здравствуй.

Третья группа работает с текстом:

Наступила _______ осень. Совсем скоро её сменит зима. Тускло светит ______. Ночью ______ небо закрывают тучи. _______ картина.

Слова для справок: поздняя, местный, солнце, звёздное, свистнул, грустная.

Рефлексия учебной деятельности, самооценка.

Подведение итога.

«Новогодняя ёлка».

- Какой праздник у нас впереди?

У нас в классе новогодняя ёлочка, но украшена она особенными шарами.

На ёлке шары с непроизносимыми согласными (7 штук: т, т, л, в, д, д,т).


Задание: назовите слова на данные непроизносимые согласные. Подбор проверочных слов.

Шары переворачиваются. На обратной стороне: молодцы.



Слайд 6. Сегодня на уроке

научился…

понял…

было интересно….

было трудно…










Называют слова с непроизносимыми согласными, подбирают проверочные слова.







Высказываются, делятся мнением.

Объяснение домашнего задания.



Список литературы


  1. УМК «Школа России»


  1. Т.Г. Рамзаева Русский язык – М.: Дрофа, 2012.



  1. Н.М. Бетенькова Орфография и грамматика. Москва: Аст. Астрель, 2004


  1. Т.В. Потемкин, Н.С. Кравченко Справочник начальной школы. Москва: Айрис-Пресс, 2005

Интернет - ресурсы

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f8d3f5c7-9043-446d-8a3d-d1def4587596/%5BNS-RUS_1-03%5D_%5BTQ_016%5D.html

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/cbcee1c8-5110-43fd-b0b1-a4f71b99843d/%5BNS-RUS_1-03%5D_%5BQS_015%5D.html

























Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ