Конспект урока для 11 класса по теме: «Употребление тире в простом и сложном предложении»



Учебная программа элективного курса по русскому языку

в 11 классе

«Употребление тире в простом и сложном предложении».





















Составитель:



Соболькова Наталья Владимировна,

учитель русского языка и литературы

МКОУ « Могильно-Посельская СОШ»

Большереченского района

Омской области








Содержание


I. Пояснительная записка. Стр. 3


II. Содержание программы. Стр. 5


III. Учебно- тематический план. Стр. 6


IV. Список литературы. Стр.7



















































Программа

Элективного курса по русскому языку ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 11 класса «Употребление тире в простом и сложном предложении»


Пояснительная записка.

Элективный курс по русскому языку «Употребление тире в простом и сложном предложении »  предлагается для учащихся 11 класса общеобразовательной школы. Курс рассчитан на 34 часа.

Согласно концепции профильного обучения в старшей школе элективные курсы предполагают углубление, систематизацию теоретических знаний, расширение возможности социализации учащихся.

У каждого пишущего есть свои "любимые" правила пунктуации. Но по опыту работы известно, что употребление тире относится к наиболее сложным и, если можно так выразиться, ошибкоопасным правилам пунктуации. Связано это, как нам кажется, с ошибочными представлениями большинства школьников о факультативности тире, его практически полной идентичности с запятой. Запомнив, как правило, несколько наиболее хорошо изложенных в школьных учебниках и пособиях для поступающих в вузы правил , не все школьники способны обобщить в сознании случаи возможного употребления тире в русском языке. Учебные пособия редко предлагают сводные главы, посвященные этому вопросу, традиция составления справочных и учебных пособий – по группам правил, а не по знакам.

.

В век компьютерных технологий, в связи с развитием печатной продукции, когда речь стремится к краткости, образности, лаконичности важно научить учащихся строить и употреблять в речи предложения, где ставится тире.


Актуальность данной программы обусловлена тем, что даёт возможность овладеть секретами пунктуационной грамотности и достижения коммуникативного совершенства речевого высказывания.

Цели курса:

  1. Обобщить и систематизировать знания по данной теме.

  2. Научить учащихся использовать в речи предложения различных конструкций.

  3. Развивать у школьников коммуникативную, лингвистическую, культуроведческую компетентность.


Задачи курса:

- Углубить и расширить знания учащихся по пунктуации русского языка.

- Выработать умение опознавать пунктограмму.

- Развить навыки постановки знаков препинания.

- Развивать навыки исследовательской работы с текстом.

- Развить навык работы со справочной литературой.


Исходя из задач курса, программа элективного курса предусматривает формирование следующих умений и навыков :

- соблюдение норм современного русского языка;

- умение обобщать теоретический материал;

- научиться на практике использовать теоретические знания.

Данный элективный курс связан с разделами грамматики:«Морфология», «Синтаксис», «Стилистика», «Культура речи».




Формы, методы работы и виды деятельности учащихся:

-самостоятельные и контрольные работы;

-тренировочные упражнения;

-конспект лекций;

-наблюдения над текстом;

-работа по карточкам;

-работа со справочниками;

-тесты;

-творческие задания;

-пунктуационный разбор;

-создание презентаций.



Ожидаемые результаты изучения курса:


- Утвердиться в готовности и способности к изучению языка на повышенном уровне;

- Проводить исследовательскую деятельность;

- В процессе обучения проявить активную жизненную позицию в вопросах использования учащимися языка в разных областях и ситуациях общения.






























Содержание программы.


ВВЕДЕНИЕ. В первую очередь необходимо вспомнить, что существуют два разных типа тире. Одиночное тире – знак из группы отделяющих .Такое тире употребляется как знак, разделяющий предложение на две части (к примеру, тире может ставиться между подлежащим и сказуемым в простом предложении или между двумя частями сложного), или как знак препинания, аналогичный по своей функции запятой, но привносящий дополнительный смысловой оттенок в предложение. Отделяющее тире в простом предложении, кроме того, употребляется при однородных членах с обобщающим словом. Наряду с этим в правилах, связанных с обособлением членов предложения и вводных слов, употребляется парное тире, как выделяющий знак, который во многом аналогичен двум запятым.

1. ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ

Необходимость постановки тире между подлежащим и сказуемым связана с пропуском вспомогательной части в составных типах сказуемого. В ряде случаев постановка тире связана только с формой главных членов, в других есть дополнительные формальные причины, указывающие на необходимость поставить тире.

2. ТИРЕ В НЕПОЛНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ.

Неполным называется предложение"с лексически не выраженными членами, которые легко восстанавливаются по смыслу из контекста" (Русский язык: Учебное пособие для углубленного изучения в старших классах. Ч.2. Морфология. Синтаксис. Пунктуация. /Багрянцева В.А., Болычева Е.М., Галактионова И.В., Жданова Л.А., Литневская Е.И. – М., МГУ, 2000 – С. 132)". Неполнота часто обусловлена пропуском сказуемого, причем этот пропуск связан либо с названностью сказуемого ранее по контексту, либо с особой структурой предложения, когда сказуемое не нужно (такое предложение называется эллиптическим). Именно такой пропуск сказуемого на письме обозначается постановкой тире.

3. ТИРЕ В ПРОСТОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ.

4. ТИРЕ В ПРОСТОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ КАК ВЫДЕЛЯЮЩИЙ ЗНАК

В предыдущих разделах речь шла об одиночном тире, употребляемом как отделяющий знак. Теперь речь пойдет о правилах постановки парного тире. Мы посмотрим правила на обособление приложений, вводных  и вставных конструкций. В некоторых перечисленных ниже случаях парное тире аналогично по своим функциям двум запятым, но есть случаи, когда парное тире – единственный возможный знак.

5.ТИРЕ В СЛОЖНОСОЧИНЕННОМ И СЛОЖНОПОДЧИНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ


6. ЗАПЯТАЯ И ТИРЕ КАК ЕДИНЫЙ ЗНАК В СЛОЖНОПОДЧИНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ.


7. ТИРЕ В БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ.


8. ТИРЕ МЕЖДУ ЧАСТЯМИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ. ОТДЕЛЕНИЕ ДРУГ ОТ ДРУГА РЕПЛИК В ДИАЛОГЕ.


Учебно – тематический план


Тема урока

Кол-во часов

Виды деятельности

1

Введение. Задачи и цели элективного курса

1

Вводная лекция с элементами беседы.

2

Функции знаков препинания.

1

Лекция с элементами беседы


3-5

Тире между подлежащим и сказуемым

3

Лекция с элементами беседы

Тренировочные упражнения

Самостоятельная работа учащихся

6-8

Тире в неполном предложение

3

Лекция с элементами беседы

Тренировочные упражнения

Самостоятельная работа учащихся

9-11

Тире в простом предложение при однородных членах

3

Лекция с элементами беседы

Тренировочные упражнения

Самостоятельная работа учащихся

12-14

Тире в простом предложение как выделяющий знак

3

Лекция с элементами беседы

Тренировочные упражнения

Самостоятельная работа учащихся

15-18

Тире в сложносочинённом и сложноподчинённом предложение

4

Лекция с элементами беседы

Тренировочные упражнения

Самостоятельная работа учащихся

19-21

Запятая и тире как единый знак в сложноподчинённом предложение

3

Лекция с элементами беседы

Тренировочные упражнения

Самостоятельная работа учащихся

22-25

Тире в бессоюзном сложном предложение

4

Лекция с элементами беседы

Тренировочные упражнения

Самостоятельная работа учащихся

26-28

Тире между частями предложений с прямой речью.Отделение друг от друга реплик в диалоге.

3

Лекция с элементами беседы

Тренировочные упражнения

Самостоятельная работа учащихся

29-30

Практическое занятие


2

Создание презентаций.

31-32

Итоговая контрольная работа

2


33-34

Итоговое занятие

Круглый стол.

2

Анализ контрольной работы, подведение итогов курса, рекомендации учащимся.


Итого :

34 часа




Список литературы:


  1. Валгина Н. С. Трудности современной пунктуации.-М., Дрофа, 2000

  2. Валгина Н. С. Русская пунктуация: принципы и назначения.-М., 1979.

  3. Горшков А. И. Русская словесность. От слова к словесности: сборник задач и упражнений.- М., Дрофа, 2002.

  4. Розенталь Д. Э. Словарь трудностей русского языка. – М. 2003

  5. Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М. 2003

  6. Розенталь Д. Э. Справочник по русскому языку: Справочник по пунктуации: Управление в русском языке. – М.: Эксмо- Пресс, 1998

  7. Шварцкопф Б. С. Современная русская пунктуация: система и её функционирование.- М., 1988.




7



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ