Конспект урока для 4 класса "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода"
Урок русского языка в 4 классе
Тема: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода»
Цели: Вывести с учащимися правило написания имён существительных женского рода с шипящими на конце.
Развивать орфографические навыки, расширить знания об имени существительном, обогатить словарный запас.
Воспитывать трудолюбие, стремление узнавать что-то новое ежедневно.
Ход урока:
I. Мотивационно-подготовительный этап:
-Здравствуйте, ребята! Урок русского языка с вами проведу сегодня я. А зовут меня Нина Германовна. Я очень рада познакомиться с вами, мне интересно узнать, что вы знаете, умеете. На улице зима.мороз. Про такую погоду А.С.Пушкин написал: «Мороз и солнце. День чудесный… Там ещё есть такие строчки: «Под голубыми небесами, великолепными коврами, блестя на солнце снег лежит… А современные художники написали вот такие картины (слайды) Красиво?
II. Актуализация знаний:
А здесь у нас тепло, уютно. Предлагаю дружно поработать. Согласны? Начнём урок с минутки чистописания:
Ч чл чг щ щл щу ш шм шт ж жи жм
-Что знаете про эти буквы?
Прочтите слова, где есть эти буквы. Какое слово лишнее? Почему? Какие орфограммы заметили?
Щука, очки, хищный, этаж, гуща, машинист, чудак, колечко, жизнь, счастье, жемчуг.
Я знаю, что вы несколько уроков изучали имена существительные. Вы, наверно, знаете, что имя существительное - самая древнейшая часть речи и самая многочисленная по количеству слов. А что ещё знаете? Мне очень интересно. Давайте мы сейчас разделимся на три команды:
«Теоретики» Расскажите об имени существительном по плану:
Что такое имя существительное?
Что они обозначают?
На какие вопросы отвечают?
Как изменяются?
Чем являются в предложении?
«Практики»
Пользуясь опорными словами, составьте текст о зиме.
3. «Творческая» Пользуясь предложенными картинами, своими наблюдениями, запишите небольшой текст, в котором предложения состоят только из имён существительных, предлогов и союзов.
(после групповой выступают по 1 представителю от группы. Остальные оценивают работу группы).
Я тоже составила предложение:
-В тишине по стволам деревьев постукивает мороз, на снегу видны узоры следов.
-Назовите существительные.
-Сделайте морфологический разбор слов: 1в.- «в тишине»
2в. – «на снегу»;
(самопроверка и самооценка)
III. Постановка учебной задачи.
Молодцы. Вы очень много знаете об имени существительном. Похвалите себя.
Как вы думаете, всё ли знаете об имени существительном? Значит, какая задача урока?
(узнать что-нибудь новое о существительных?) (? на доске)
-Вот вы такие красивые предложения составили. Тут применима пословица:
«Умную речь приятно слушать». Запишем на доске:
-Умную реч- приятно слушать.
С чем не согласны? Почему? Ведь звук «ч» всегда мягкий, поэтому ь не нужен.
-Какой вопрос возник?
(когда ь ставится, а когда не ставится)
-На какой вопрос мы должны ответить?
(дети проговаривают вопрос про себя, в парах, хором)
Прочтите слова:
Пляж Дочь
Кирпич мышь
Ключ рожь
Товарищ ночь
шалаш вещь
-Что общего между этими словами?
-Чем отличаются?
-Сделайте вывод.
(дети проговаривают по одному, в парах, хором)
-Чтобы не забыть, сделаем схему:
м.р. ь
ж.р. ь
Рассмотрите картину «Зима». Составьте предложение про лося. Запишем на доске:
На лесной поляне стоит могучий лос-.
-С чем не согласны? Почему? Ведь «лось» муж. рода!
(дополняется схема)
м.р. шип. ь
ж.р. шип. ь
IV. Закрепление:
-Прочтите правило на с.4
-Расскажите его друг другу.
Игра «Будь внимательным»
(Если есть ь, то хлопаем, если нет-топаем, если есть сомнение, то прыгаем.
Молодёжь, сторож, врач, вещь, ночь, беречь, малыш, горяч, обруч, печь, стеречь, борщ, глушь.
Упр.174.с.5
Самооценка.
Подберите слова-антонимы-имена-существительные с шипящим на конце и запишите:
Родник-(ключ) Засуха-(сушь)
друг-(товарищ) предмет-(вещь)
граница-(рубеж) соревнование-(матч)
здоровяк-(крепыш)
V. Рефлексия
-Какой вопрос возник в начале урока?
-Как мы на него ответили?
(работа по алгоритму)
А вот если кто-то увидит схему и не поймёт, что там сказано, то как вы её объясните?
Выберите то утверждение, которое к вам подходит:
1.Всё понял, могу помочь другим;
2.Всё понял;
3.Могу, но нужна помощь;
4.Ничего не понял.
Я хочу сказать большое спасибо Артёму, …,……,.
-А вы кому-нибудь хотите сказать спасибо?
-Напоследок вставьте буквы в словах предложения:
-Крупные мохнатые снежинки закружились в воздух-.
-Объясните её правописание. Какой частью речи является это слово? Значит, всё ли мы знаем о существительном? Это задача на следующий урок.
VI. Дом. задание по выбору:-упр.5, с.12, или
упр.86, с.45, в «Дид. материалах».
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ