Конспект урока для 4 класса "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода"

Урок русского языка в 4 классе

Тема: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода»

Цели: Вывести с учащимися правило написания имён существительных женского рода с шипящими на конце.

Развивать орфографические навыки, расширить знания об имени существительном, обогатить словарный запас.

Воспитывать трудолюбие, стремление узнавать что-то новое ежедневно.

Ход урока:

I. Мотивационно-подготовительный этап:

-Здравствуйте, ребята! Урок русского языка с вами проведу сегодня я. А зовут меня Нина Германовна. Я очень рада познакомиться с вами, мне интересно узнать, что вы знаете, умеете. На улице зима.мороз. Про такую погоду А.С.Пушкин написал: «Мороз и солнце. День чудесный… Там ещё есть такие строчки: «Под голубыми небесами, великолепными коврами, блестя на солнце снег лежит… А современные художники написали вот такие картины (слайды) Красиво?

II. Актуализация знаний:

А здесь у нас тепло, уютно. Предлагаю дружно поработать. Согласны? Начнём урок с минутки чистописания:

Ч чл чг щ щл щу ш шм шт ж жи жм

-Что знаете про эти буквы?

Прочтите слова, где есть эти буквы. Какое слово лишнее? Почему? Какие орфограммы заметили?

Щука, очки, хищный, этаж, гуща, машинист, чудак, колечко, жизнь, счастье, жемчуг.

Я знаю, что вы несколько уроков изучали имена существительные. Вы, наверно, знаете, что имя существительное - самая древнейшая часть речи и самая многочисленная по количеству слов. А что ещё знаете? Мне очень интересно. Давайте мы сейчас разделимся на три команды:

  1. «Теоретики» Расскажите об имени существительном по плану:

Что такое имя существительное?

Что они обозначают?

На какие вопросы отвечают?

Как изменяются?

Чем являются в предложении?

  1. «Практики»

Пользуясь опорными словами, составьте текст о зиме.

3. «Творческая» Пользуясь предложенными картинами, своими наблюдениями, запишите небольшой текст, в котором предложения состоят только из имён существительных, предлогов и союзов.

(после групповой выступают по 1 представителю от группы. Остальные оценивают работу группы).

Я тоже составила предложение:

-В тишине по стволам деревьев постукивает мороз, на снегу видны узоры следов.

-Назовите существительные.

-Сделайте морфологический разбор слов: 1в.- «в тишине»

2в. – «на снегу»;

(самопроверка и самооценка)

III. Постановка учебной задачи.

Молодцы. Вы очень много знаете об имени существительном. Похвалите себя.

Как вы думаете, всё ли знаете об имени существительном? Значит, какая задача урока?

(узнать что-нибудь новое о существительных?) (? на доске)

-Вот вы такие красивые предложения составили. Тут применима пословица:

«Умную речь приятно слушать». Запишем на доске:

-Умную реч- приятно слушать.

С чем не согласны? Почему? Ведь звук «ч» всегда мягкий, поэтому ь не нужен.

-Какой вопрос возник?

(когда ь ставится, а когда не ставится)

-На какой вопрос мы должны ответить?

(дети проговаривают вопрос про себя, в парах, хором)

Прочтите слова:

Пляж Дочь

Кирпич мышь

Ключ рожь

Товарищ ночь

шалаш вещь

-Что общего между этими словами?

-Чем отличаются?

-Сделайте вывод.

(дети проговаривают по одному, в парах, хором)

-Чтобы не забыть, сделаем схему:

м.р. ь

ж.р. ь



Рассмотрите картину «Зима». Составьте предложение про лося. Запишем на доске:

На лесной поляне стоит могучий лос-.

-С чем не согласны? Почему? Ведь «лось» муж. рода!

(дополняется схема)

м.р. шип. ь

ж.р. шип. ь

IV. Закрепление:

-Прочтите правило на с.4

-Расскажите его друг другу.

Игра «Будь внимательным»

(Если есть ь, то хлопаем, если нет-топаем, если есть сомнение, то прыгаем.

Молодёжь, сторож, врач, вещь, ночь, беречь, малыш, горяч, обруч, печь, стеречь, борщ, глушь.

Упр.174.с.5

Самооценка.

Подберите слова-антонимы-имена-существительные с шипящим на конце и запишите:

Родник-(ключ) Засуха-(сушь)

друг-(товарищ) предмет-(вещь)

граница-(рубеж) соревнование-(матч)

здоровяк-(крепыш)

V. Рефлексия

-Какой вопрос возник в начале урока?

-Как мы на него ответили?

(работа по алгоритму)

А вот если кто-то увидит схему и не поймёт, что там сказано, то как вы её объясните?

Выберите то утверждение, которое к вам подходит:

1.Всё понял, могу помочь другим;

2.Всё понял;

3.Могу, но нужна помощь;

4.Ничего не понял.

Я хочу сказать большое спасибо Артёму, …,……,.

-А вы кому-нибудь хотите сказать спасибо?

-Напоследок вставьте буквы в словах предложения:

-Крупные мохнатые снежинки закружились в воздух-.

-Объясните её правописание. Какой частью речи является это слово? Значит, всё ли мы знаем о существительном? Это задача на следующий урок.

VI. Дом. задание по выбору:-упр.5, с.12, или

упр.86, с.45, в «Дид. материалах».





Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ