Конспект урока для 2 класса «Правописание слов с разделительным «ъ»
Конспект урока русского языка по теме «Разделительный твёрдый знак» во 2 классе
учителя начальных классов первой квалификационной категории
МОУ «Гимназия г.Вольска Саратовской области»
Пискун Натальи Александровны.
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС» на базе МОУ «Гимназия»
Русский язык, 2 класс. Тема: Правописание слов с разделительным «ъ».
Цель:
развитие умений определять на слух звук [й’] после согласных перед гласными, писать слова с разделительным «ъ» и различать написания с разделительным «ъ» и разделительным «ь».
Задачи:
─ развивать познавательную, эмоциональную и творческую сферу учащихся и логическое мышление (внимание, умение устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать и делать выводы;
─воспитывать коммуникативную культуру общения и умение учащихся работать в группе, в паре.
Тип урока: открытие нового знания.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах.
Планируемые результаты:
предметные:
ученик умеет пользоваться правилом выбора написания «ъ» и «ь» разделительных знаков по алгоритму.
Универсальные учебные действия:
Личностные:
─проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу,
─понимает причины успеха в учебной деятельности.
Регулятивные:
─определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя,
─учится работать по предложенному учителем плану,
─оценивает деятельность одноклассников на уроке и свою работу.
Познавательные:
─использует знако-символические средства при составлении опорной схемы правил написания разделительного «ъ»,
─делает выводы о результате совместной работы класса и учителя,
─составляет алгоритм действий под руководством учителя,
─наблюдает, анализирует, сравнивает и обобщает выводами полученную новую информацию.
Коммуникативные:
─слушает и понимает речь других,
─договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками в том числе в ситуации столкновения интересов.
Педагогические технологии:
─проблемно-диалогическое обучение;
─деятельностно-поисковое обучение;
─здоровьесберегающее обучение (переход от одного вида деятельности к другому, физминутки.)
Оборудование: учебник «Русский язык» 2 класс, Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева; дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» 2 класс, Л.Ю Комиссарова; тетрадь по чистописанию 2 класс, М.А.Яковлева; рабочая тетрадь по русскому языку для 2 класса, Н.А.Исаева; проектор, компьютер, экран, презентация «Разделительный твёрдый знак», карточки с заданиями для групп, карточки с заданиями для работы в парах, карточки для индивидуальной работы.
Технологическая карта урока русского языка « Разделительный ъ»
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Универсальные учебные действия
1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент.
Приветствует гостей.
Мы рады приветствовать вас в классе нашем.
Возможно, есть классы и лучше, и краше.
но пусть в нашем классе вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень тепло!
Проверяет готовность учеников к уроку, эмоционально настраивает их на работу.
Вновь звонок нас всех зовёт.
Что ж, друзья мои, вперёд!
Пенал, учебник и тетрадь
Вас устали ожидать
И рады встрече с вами снова…
А вы к открытиям готовы?
Подготовка к работе.
Включение в деловой ритм.
Личностные УУД:
формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
2.Актуализация знаний.
─Откройте тетрадь. Что надо записать? (Дату)
─Какую запись должны сделать дальше? («Классная работа»).
Активизирует знания учащихся через создание проблемной ситуации.
─Прочитайте слово, записанное в транскрипции.
─Какое значение у слова «подъезд»?
─Чем оно интересно?
─О чём говорит нам звук [ й’] в середине слова?
─Запишите это слово буквами.
─Какое возникло затруднение? (Не знаем, какую букву написать вместо звука [й’] в середине слова.
─Почему результаты получились разные? Чего мы пока не знаем?
─Как вы думаете, какая тема нашего урока?
Комментируют запись числа.
Проговаривают и подчеркивают орфограммы.
Называют слово и объясняют значение.
Наблюдают за звуками в слове, делают выводы.
Пробуют записать слово, встречаются с разногласием, какую букву писать вместо звука [й’].
Возникает проблемная ситуация.
Предлагают разные варианты написания слова.
─Не знаем, в каких случаях пишется разделительный «ъ».
Определяют тему урока.
Познавательные УУД:
развиваем умения извлекать информацию из схем, символов, знаков.
Регулятивные УУД:
развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с ранее изученным материалом.
Коммуникативные УУД:
развиваем умение высказывать свою точку зрения, а так же слушать и понимать других.
Действия постановки и решения проблем:
- формулирование проблемы.
3.Постановка учебной проблемы.
Организует работу в парах.
─Давайте заполним таблицу. Выполните её в парах.
─Отметьте то, что вы уже знаете знаком «+», а то, что мы ещё не изучали, знаком «?».
─Итак, что вы уже знаете?
─А что же вы хотите узнать? Составьте план урока.
─Итак, тема урока ясна: «Разделительный «ъ».
Запишите тему в тетрадь.
Работают в парах.
Отмечают знаком «+», что уже знают и знаком «?», что хотят узнать.
─Разделительный мягкий знак пишется в корне слова после согласных перед гласными е, ё, ю, я, и. В этих словах слышится звук [й’].
─Когда пишется разделительный «ъ», после каких букв и перед какими буквами, в какой части слова.
Ещё раз читают пункты плана.
Записывают в тетради тему урока.
Коммуникативные УУД:
развиваем умение работать в парах.
Регулятивные УУД:
Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно).
Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий).
4.Построение проекта выхода из затруднения. Планирование деятельности.
Организует работу в тетради по чистописанию (стр.50 урок 118).
─Предлагаю потренироваться писать соединения с «ъ», ведь нам сегодня встретятся слова с ним. Каждое соединение записать один раз.
Организует коммуникативное воздействие для построения нового способа действия.
─Сейчас вы будете работать в группах. Значит, в каждой группе нам надо выбрать лидера. Какова его роль?
─У каждой группы есть лист, на котором «зашифровано» правило.
А план работы такой.
1. Прочитать слова.
2. Обратить внимание на выделенные буквы.
3. Посмотреть, где стоит разделительный «ъ».
4. Сформулировать правило написания разделительного «ъ»..
─Что должно получиться у каждой группы в результате своей работы?
─Сколько правил у нас получится?
Учитель помогает группам строить диалог, подводя их к решающей гипотезе.
─Слушаем результаты работы групп.
─На что вы обратили внимание и какой сделали вывод?
Пишут соединения с «ъ».
Исследуют проблемную ситуацию.
Внимательно слушают задания.
Делятся на группы.
Работают по плану, высказывают в группе своё мнение, слушают других.
Коммуникативные УУД:
развиваем умение работать в группах.
Познавательные УУД:
Логические универсальные действия
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятие, выведение следствий;
-установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- доказательство;
Коммуникативные УУД:
развиваем умение высказывать свою точку зрения, а так же слушать и понимать других.
5.Открытие новых знаний.
1. Задание для первой группы - определение местоположения в слове «ъ».
На карточке записаны слова в двух столбиках. Нужно в словах каждого столбика выделить корни. Понаблюдать, в какой части слова пишется разделительный «ь», а где разделительный «ъ». Сделать выводы.
─Назовите корни слов в первом столбике.
─Какой разделительный знак записан в корне?
─Назовите корни слов во втором столбике.
─Что вы можете сказать об этих словах?
─С помощью чего образовались эти однокоренные слова?
─Какой разделительный знак записан между корнем и приставкой?
─Сделайте вывод, после какой части слова пишется разделительный «ъ».
─Заполним соответствующую строчку в таблице (в парах).
Проводит физминутку.
─Вспомним, какие бывают приставки!
С ПРИ - приставкою – присесть,
С ПО - приставкою – подняться,
С ПОД - подпрыгнуть, подмигнуть,
С ПО - приставкой – посмеяться,
С ВЫ – вытягиваем руки,
С О – опустим их опять.
Вот и все настало время
С ЗА – зарядку завершать.
Выделяют в словах корни, наблюдают за местом «ъ» в словах.
Замечают, что во втором столбике однокоренные слова с разными приставками.
Делают вывод, что разделительный «ъ» пишется после приставок и перед корнем.
Озвучивают всем задание и результаты наблюдений.
Заполняют знаком «+» нужную ячейку в таблице.
Выполняют движения по заданию в стихотворении.
Познавательные УУД:
Логические универсальные действия
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятие, выведение следствий;
-установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- доказательство;
Познавательные УУД:
Логические универсальные действия
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятие, выведение следствий;
-установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- доказательство;
2. Задание для второй группы - определение букв, после которых пишется разделительный «ъ».
На карточке записаны слова. Подумайте, чем они интересны? Выделите в словах приставки. Понаблюдайте, после каких букв написан разделительный «ъ». Сделайте вывод об этом.
─Что общего у этих слов? (Корень).как их можно назвать? (Однокоренные).
─Почему слова разделены на две группы? (В одной не пишется «ъ», в другой группе слов он есть.
─Сделайте вывод, на какую букву должна заканчиваться приставка, чтобы после неё писался «ъ».
─Заполните знаком «+» в нашей таблице то, что вы узнали.
Выделяют в словах корни, наблюдают за местом «ъ» в словах.
Замечают, что во втором столбике однокоренные слова с разными приставками.
Озвучивают всем задание и результаты наблюдений.
Делают вывод, что разделительный «ъ» пишется после приставок, оканчивающихся на согласную букву.
Заполняют знаком «+» нужную ячейку в таблице.
3. Задание для третьей группы - определение букв, перед которыми пишется разделительный «ъ».
На карточке записаны слова. В них нужно выделить приставки и понаблюдать, перед какими буквами написан разделительный «ъ».
Сделать вывод об этом.
─Произнесите данные слова.
Ч─то вы заметили общего в них? (Есть звук [ й’].)
─За какими буквами он «скрывается»? (За буквами е, ё, ю, я.)
Сделайте вывод: для чего нужен разделительный «ъ»?
─Заполните знаком «+» в нашей таблице то, что вы узнали.
Выделяют в словах приставки, наблюдают, перед какими буквами написан «ъ».
Делают вывод о том, что разделительный «ъ» пишется перед гласными е, ё, ю, я , с которых начинается корень.
Озвучивают всем задание и результаты наблюдений.
─Отделяет буквы согласных от букв гласных и является сигналом для произношения звука [ й’] после согласного.
Заполняют знаком «+» нужную ячейку в таблице.
6.Развитие применения умений.
─Сколько правил мы открыли?
─Проговорим их ещё раз, пользуясь схемами-моделями.
─Сравним наши правила с правилами учебника (стр.122).
─Всё ли мы сделали правильно?
Повторяют правила написания разделительного «ъ».
Сравнивают свои открытия с правилом в учебнике.
Регулятивные УУД:
Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата).
7. Закрепление способа действий.
1. Фиксирует новое учебное действие во внешней речи.
─Вернёмся к заданию, которое мы не могли выполнить в начале урока. Какое было затруднение?
─Как вы теперь напишите это слово?
2. Выясняет понимание задания.
Выполните упражнение 208, стр.122 в учебнике.
Упражнение в дидактическом пособии по вариантам:
1-ый вариант: 1 и 2 предложения из упр.201 в пособии;
2-ой вариант: 3 и 4 предложения.
3. Организует индивидуальную работу с сильными учащимися.
─На карточках записаны слова с ошибками. Нужно исправить, доказать.
Вспоминают затруднение, возникшее в начале урока.
Рассказывают правила, применяют к
слову «подъезд». Выбирают для написания в слове «ъ».
Выполняют упражнение письменно в тетради, один ученик работает у доски, объясняет выбор букв.
Работают по индивидуальным карточкам.
Познавательные УУД:
развиваем умения применять полученную информацию, анализировать. делать выводы, выявлять сущность, особенности объектов.
8.Рефлексия деятельности.
Чтение учителем стихотворения о разделительном Ъ:
Знак твёрдый, разделительный,
Он – строгий, рассудительный.
Молчаливый твёрдый знак
Не произносится никак!
Но нужен многим он словам,
Хотя и очень скромный сам.
С приставкой на согласную
Он дружит с давних пор,
И перед ним лишь гласные
Стоят, как на подбор.
Вот эти гласные, друзья: е, ё, ю, я.
Организует просмотр видео (стих.о Ъ)
Организует рефлексию.
─Какое открытие мы сегодня сделали?
──Вставьте в правила пропущенные слова.
──Для чего нам понадобились эти правила?
─Как нам удалось открыть правила?
─Как вы думаете, нужно ли нам к этой теме ещё вернуться? Для чего?
─На следующем уроке мы закрепим умения писать слова с разделительным «ъ».
─Оцените себя с помощью таблицы.
Выставляет отметки.
─Кому бы вы сегодня поставили пять за работу на уроке? ─Почему?
Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности.
Отвечают, приводят примеры из упражнений.
Выполняют самооценку по таблице.
─Не смогли выбрать знак и записать слово.
─Мы работали в группах, выполняли задание.
Дают словесную оценку и цветовую.
Помогают учителю выставить отметки за урок тем, кто отвечал и работал, оценивая одноклассников и себя.
Регулятивные УУД:
развиваем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).
Саморегуляция.
9.Альтернативное домашнее задание с комментированием.
Дома по выбору:
упр.200 ,стр. 87 в пособии, или найти и записать две пословицы с разделительными «ь» и «ъ»;
выучить правило на стр.122.
Записывают задания по выбору в дневник.
Личностные УУД:
исходя из социальных и личностных ценностей, делать свой личностный моральный выбор.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ