Конспект урока для 4 класса "Правописание суффиксов наречий"
«НАЗВАНИЕ КОНКУРСА «Лучший современный урок»1 полугодия2014-2015 учебного года.
ФИО
Клепалова Наталья Александровна
Место работы
МАОУ «Мысовская СОШ № 56» РБ Бурятии
Должность
Учитель начальных классов
Предмет
Русский язык
Класс
4
Тема
“Правописание суффиксов наречий»
УМК
система Занкова
В разделе «Наречие» урок является третьим по изучению.
Методическая информация
Тип урока
Открытие нового знания
Цель урока
Научить обучающихся правильно выбирать букву в суффиксе наречий после шипящих на конце.
Задачи урока
- образовательная:
научить обучающихся правильно выбирать букву в суффиксе наречий после шипящих на конце;
- развивающие:
развивать логическое мышление через задачи повышенной сложности;
развивать речь;
развивать орфографическую зоркость детей;
овладевать приемами умственных действий (анализ, синтез, сравнение);
развивать умения проводить умозаключения.
- воспитательная:
воспитывать культуру поведения на уроке;
воспитывать сохранение традиций русского народа;
формировать познавательный интерес к предмету
Планируемые результаты:
Личностные:
1. Создание условий для развития интереса к изучаемой теме;
2. Развитие самостоятельности, доброжелательного отношения, эмоциональной отзывчивости.
3. Формирование умения слушать и слышать собеседника.
4. Формировать умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Метапредметные:
1. Развитие умственных действий: анализ и синтез, сравнение, классификация, обобщение;
2. Формировать умение принимать и сохранять учебную цель и задачи.
3. Планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, прогнозировать предстоящую работу.
4. Учить контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении.
5. Формировать орфографическую зоркость, развивать фонематический слух.
Предметные:
1. Актуализировать знания о наречии
2. Сформировать умение выбирать букву в суффиксе наречий.
3. Овладение умением обосновывать выбор буквы в суффиксе.
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируются, приобретаются, закрепляются обучающимися в ходе занятия
Формы и виды работы на уроке содействуют формированию ключевых компетенций: ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных, информационных, коммуникативных, личностного самосовершенствования.
Актуализация:
словарная работа;
основные понятия (части речи, способы образования наречий, часть слова-суффикс);
обобщение актуализированных способов действий;
мотивация к выполнению индивидуального задания;
формирование приемов умственной деятельности (анализ, синтез).
Приобретение:
формирование действия выбирать букву в суффиксе наречий после шипящих;
Закрепление:
понятия «наречие», «суффикс о – е после шипящих»
применение новых знаний на практике;
развитие орфографической грамотности учащихся;
навыков самостоятельной работы;
навыков самооценки;
навыков рефлексивной деятельности;
коммуникативных способностей детей.
Необходимое оборудование и материалы
Презентация к методическому занятию
Компьютер (стационарный или ноутбук)
Мультимедиа-проектор
Экран
Электронная указка
Приложения к уроку: снежинки, новогодние шары с заданиями, конструктор на доску «Снеговик», тесты, оценочный лист.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность
обучающихся
УУД
Л- личностные
П- познавательные
Р- регулятивные
К- коммуникативные
I этап
Организационный момент.
Мотивация обучающихся.
Задачи:
- создать положительную мотивацию;
- организовать деятельность обучающихся по установке тематических рамок;
- создать условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность;
- формировать орфографичес-кую зоркость:
- развивать речь обучающихся;
- дать установку на самооценку.
Звучит музыка.
- Девизом сегодняшнего урока пусть станут слова: «Кто думает- тот всегда додумается». Почему так говорят?
Слайд 1
- В нашем городе Иркутске царствует зима. Крыши домов украсила пуховыми платками, расстелила белые одеяла на дорогах и тротуарах.
Слайд 2
- Все дети рады зиме. Почему? Какие зимние забавы? Вот и мы на уроке «слепим» Снеговика.
_ Если мы правильно выполним все задания, на доске появится наш гость. - Перед вами лежат оценочные листы, после каждого задания вам нужно будет оценить свою работу, а в конце урока мы подведём итоги, и вы поставите себе оценку.
Слайд 3
- Сейчас откройте тетради, запишите число, классная работа.
- Тринадцатое января. (Проговариваем число хором.) Обратите внимание на орфограммы.
Дети высказывают своё мнение.
Записывают и подчёркивают орфограммы.
Самоопроеделение к деятельности – (Л);
-смыслообразование (Л);
- целеполагание - (Р);
− выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
− адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К);
− формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);
-нравственно-этическая ориентация (Л);
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками(К).
II этап: Актуализация знаний.
Подготовить мышление учащихся и организовать осознание ими внутренних потребностей к построению нового способа действий
Задачи:
- повторить навыки каллиграфии;
- организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового знания: повторить части речи; повторить словарные слова, изучить новые; повторить образование наречий от им.прилагаьельного;
- актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания;
- мотивировать к выполнению индивидуального задания.
Минутка чистописания.
- Сейчас мы напишем красиво и аккуратно две буквы О-Е и оденем на них шапочки. Они в новой теме будут нашими помощницами.
(Показываю на доске).
- Молодцы, первый ком готов. (На доске появляется первый ком гостя)
- Если вы написали красиво, аккуратно, поставьте себе в оценочный лист 1 балл напротив графы «Минутка чистописания».
Словарная работа.
Внимание, следующее задание.
- Прочитайте слова.
Деликатный, около, решительный, аккуратный
- Какое слово лишнее?
- Почему?
- Что вы знаете о наречии?
- Выпишите наречие, вставьте пропущенные буквы.
(устно придумайте предложение с наречием «около»)
- Как образуются наречия?
- Слушаем задание.
- Первый ряд выписывает прилагательное деликатный, второй ряд – «решительный», третий ряд – «аккуратный» и через тире от данных прилагательных образуйте и запишите наречия. Вставьте пропущенные буквы, подчеркните их и выделите суффиксы.
-Проверим, какие буквы вы вставили, и какие наречия у вас получились.
Проверяем. Я бросаю снежок, а вы называете сначала наречие, которое у вас образовалось от им.прилагательного, затем орфограмму, которую вы вставили в корне слова и суффикс, с помощью которого образовалось наречие.
Слайд 5
Игра «Снежки». (Бросаю снежок, ребёнок объясняет выбор буквы)
- Молодцы, если вы, верно, образовали наречие от имени прилагательного, правильно вставили букву в корне слова и выделили правильно суффикс, поставьте в оценочный лист 1 балл.
Второй ком готов.
Воспроизводят и фиксирует ЗУНы, достаточные для построения нового способа действий.
Оценивание работы.
(Около) (Наречие, а остальные слова им.прилагательные) (Это неизменяемая часть слова, которая отвечает на вопросы где? Куда? Откуда?) (От им.прилагательных с помощью суффиксов о-е; от косвенных падежей им.существительных с предлогами и без)
Оценивание работы.
-Мыслительные операции (обобщение, анализ, синтез, сравнение)-П;
-извлечение необходимой информации из текста – П;
- выполнение пробного задания – Р;
-фиксирование инд.затруднений в пробном учебном действии - Р;
-волевая саморегуляция в затруднении – Р;
-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью – К;
-аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации- К .
III этап
Постановка учебной задачи
Поставить цель учебной деятельности и на этой основе выбрать способ и средства её реализации.
Задачи:
- организовать подводящий диалог по проблемному введению нового знания
- организовать фиксацию нового способа действия в речи;
- соотнести новое знание с правилом в учебнике;
- организовать фиксацию преодоления затруднений;
Напишите наречия свежо, неуклюже.
Почему возникли затруднения?
- Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему и используя опорные слова на доске:
1.Познакомиться с …
2. Научиться…..
Определите тему урока. «Правописание наречий»
Затруднения фиксируют в громкой речи при выполнении пробного действия.
Фиксируют преодоление возникшего ранее затруднения.
( Не знаем в каких случаях пишем о, е)
(Научиться правильно выбирать букву в суффиксе наречий после шипящих на конце.)
Формулируют конкретную цель своих будущих, учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (чему учиться)
Предлагают и согласовывают тему, цели урока.
− осознание и произвольное построение речевого высказывания (П);
− волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);
− выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
− аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);
− учёт разных мнений (К);
− использование критериев для обоснования своего суждения (К);
− смыслообразование (Л);
− анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);
− волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);
− познавательная инициатива (Р);
− выдвижение гипотез и их обоснование (П);
− самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П);
− использование знаково−символических средств (П);
− моделирование и преобразование моделей разных типов (предметы, схемы, знаки и т.д.) (П);
− установление причинно−следственных связей (П);
− самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации (П);
4 этап
Открытие нового знания
Построить новый способ действия и сформировать умение применять его как при решении задачи, которая вызвала затруднение, так и при решении задания такого же типа.
- Вернёмся к проблемной ситуации. Давайте поразмышляем отчего зависит правописание буквы?
- Когда пишется суффикс О?
- Когда пишется суффикс Е?
Теперь кто может доказать правописание суффиксов?
- Какое открытие мы с вами сделали?
- Сравним наш вывод с правилом в учебнике, с.9.
- Читаем.
- Молодцы. Оцените свою работу.
- Если вы правильно в словах расставили ударения – поставьте напротив графы «Ударение» - 4 балла, если верно выделили суффиксы в наречиях – тоже 4 балла. Бонус учителя (1 балл) ребёнку, сделавшему открытие.
А наш гость надел головной убор.
Усвоить учащимися новый способ действия
.(под ударением)
(без ударения)
(На конце наречий после шипящих под ударением пишем суффикс О, без ударения – Е)
Оценивание работы.
− выбор наиболее эффективных способов решения задач (П);
− планирование (Р);
− прогнозирование (Р);
− структурирование знаний (П);
− осознание и произвольное построение речевого высказывания (П);
− построение логической цепи рассуждений, доказательство (П);
− следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л);
− выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
− адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К);
− формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);
− учёт разных мнений, координирование разных позиций (К);
− достижение договорённостей и согласование общего решения (К);
V этап
Первичное закрепление во внешней речи.
Задачи:
- организовать усвоение детьми нового способа действия при решении задач с их проговариванием;
- предупреждение перезагрузки (физминутка);
- организовать проведение самооценки обучающимися.
Первичное закрепление. Физминутка
- Сейчас мы с вами потренируемся в выборе буквы в суффиксах в наречиях после шипящих.
- Зима-это пора вьюг и метелей. А давайте устроим метель из снежинок. Для этого возьмите в руки снежинки с буквами о-е.
Я буду называть слова, ваша задача определить суффикс и показать ту букву, которую нужно вставить в суффикс.
Слайд 9
Больш*
Хорош*
Угрожающ*
Ближ*
Свеж*
Горяч*
Слайд 9
Работа в парах. Объясните правописание наречий по- очереди.
- Молодцы, если вы верно определили суффикс во всех шести словах, поставьте напротив графы «Метель» - 6 баллов.
И с этим заданием справились. Мы потренировались в выборе буквы в суффиксе наречий после шипящих.
Актуализируют новое пробное учебное действие
Выполняют самостоятельно задания на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке.
При этом проговаривают вслух выполненные шаги алгоритма.
Решают в группах типовое задание на новый способ действий.
анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);
− извлечение из текстов необходимой информации (П);
− использование знаково−символических средств (П);
− подведение под понятие (П);
− выполнение действий по алгоритму (П);
− доказательство (П);
− контроль (Р);
− коррекция (Р);
− оценка (Р);
− волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);
− осознание и произвольное построение речевого высказывания (П);
− выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
− использование критериев для обоснования своего суждения (К).
-формирование бережного отношения к своему здоровью (Л);
анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);
V этап
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Пропустить через себя и отдать как собственный опыт учащимися новый способ действия и провести рефлексию индивидуально достижения цели пробного учебного действия.
Задачи:
- Организовать самостоятельное выполнение обучающимися типовых заданий на новый способ действия;
-организовать соотнесение работы с эталоном для самопроверки;
- создать ситуацию успеха;
- организовать проведение самооценки обучающимися.
Самостоятельная работа.
–Сейчас вам нужно поработать самостоятельно.
Перед вами открытки, внутри которых напечатан мини-тест разный по уровни сложности. На белой бумаге- тест базового уровня, на синей- повышенного уровня
Ваша задача, внимательно прочитать задания, выбрать уровень сложности и выполнить их.
Мини-тест по теме
«Буквы О, Е на конце наречий после шипящих»
1 уровень
1. Вставьте нужную букву, выделите суффикс, подчеркните лишнее слово.
Убаюкивающ… , ужасающ… , горяч…
Хорош… , заискивающ… , тягуч…
2 уровень
От слова в скобках образуйте наречие, запишите получившееся словосочетание.
Посмотреть (угрожающий)________________________________________
С данным словосочетанием устно составьте предложение.
(дети работают самостоятельно)
Проверка самостоятельной работы
- Внимание, проверяем. Игра в «Снежки».
Слайд 10
- И с этим заданием вы справились. Вы закрепили умения в выборе суффикса после шипящих на конце наречий.
- Найдите в оценочном листе графу «Мини-тест». Если вы правильно выполнили задание №1 поставьте напротив него 3 балла, если вы справились с заданием №2 – 1 балл, если вы сумели устно придумать предложение – ещё 1 балл напротив задания под №3.
Учащиеся пошагово проверяют свои действия самостоятельного задания. Уч-ся фиксируют положительные результаты своих действий (знаково: +/-). Оценивают свои результаты в освоении нового способа действия.
Оценивание работы.
− анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);
− установление причинно−следственных связей (П);
− выведение следствий (П);
− выполнение действий по алгоритму (П);
− контроль, коррекция, оценка (Р);
− подведение под понятие (П);
− структурирование знаний (П);
− осознание и произвольное построение речевого высказывания (П);
− волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);
− выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
− аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);
VI этап
Включение нового знания в систему знаний и повторений.
Включить новый способ действий в систему знаний при этом повторить и закрепить ранее изученные способы подготовки к изучению следующих разделов.
Задачи:
- Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечивания содержательной непрерывности;
- организовать проведение самооценки обучающимися.
Работа по карточкам.
- А в завершении нам нужно подвести итог. Поможет нам в этом игра «Согласен, не согласен».
- На партах лежат ёлочные шары с заданиями. Вы читаете вопросы, если вы согласны - ставите в квадрате «+», если не согласны – «-«
№2
Согласны ли, что в наречии «горячо» суффикс О, потому что не под ударением?
№1
Согласны ли, что в наречии «блестяще» суффикс Е, потому что без ударения?
- Проверяем
Свой ответ вам нужно начинать со слов «Я согласен, потому что…
Я не согласен, потому что…»
Слайд 11
- Как вы ответили на первый вопрос? Докажи.
- Как вы ответили на второй вопрос? Докажи.
- Если вы правильно ответили на вопрос – поставьте в графе напротив игры «Согласен – не согласен» - 1 балл.
- А у снеговика появился второй валенок.
Посмотрите, какого снеговика мы с вами слепили.
Выявляют и фиксируют границы применимости новых знаний. Выполняют предложенные учителем задания.
Оценивание.
− анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);
− понимание текстов, извлечение необходимой информации (П);
− подведение под понятие (П);
− моделирование, преобразование модели (П);
− использование знаково−символических средств (П);
− установление причинно−следственных связей (П);
− выведение следствий (П);
− самостоятельное создание алгоритмов действий;
− выполнение действий по алгоритму (П);
− построение логической цепи рассуждений, доказательство (П);
− осознание и произвольное построение речевого высказывания (П);
− контроль, коррекция, оценка (Р);
− выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
− формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);
− учёт разных мнений, координирование разных позиций (К);
− использование критериев для обоснования своего суждения (К);
− постановка вопросов (К);
− адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К);
− следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).
VII этап
Итог.
Рефлексия Подведение итогов, краткое повторение нового содержания.
Задачи:
- подвести итог;
- разъяснить домашнее задание;
- организовать проведение самооценки обучающимися работы на уроке.
Какова была цель урока? Достигли мы с вами этой цели? Что нового узнали? В чем у вас было затруднение?
Что помогло на уроке?
За что бы вы себя похвалили?
Почему были ошибки? Какое правило нужно повторить?
- Молодцы.
- А ещё мы работали над развитием речи, учились формулировать мысли, доказывали.
. Оцените свою работу
Посчитайте, сколько баллов вы заработали и количество напишите в графе напротив «Итого».
Слайд 12.
Итак,
- если вы получили от 0 до 6 баллов поставьте себе «2» - вы плохо усвоили эту тему, вам нужно ещё усиленно поработать;
- если у вас от 7 до 11 баллов- «3»- вам тоже есть над чем поработать;
- если от 12-17 баллов – «4» - вы хорошо потрудились, но можете и лучше;
- если от 18 и больше – «5» - молодцы, вы отлично усвоили тему.
Домашнее задание
1 уровень для тех, кто оценил свою работу на «3»:
пользуясь алгоритмом, выполнить упражнение из распечатки
2 уровень для тех, кто оценил свою работу на «4»:
подобрать из художественной литературы 10 примеров, иллюстрирующих орфограмму «правописание о и е на конце наречий.».
3 уровень для тех, кто оценил свою работу на «5»:
написать сочинение-миниатюру на тему «В зимнем лесу» с использованием орфограммы «правописание букв на конце наречий.».
Рефлексия
Что было важным?
Чей ответ вас покорил?
- Выйдите, пожалуйста, из-за парт. Вы видите на партах снежинки. Если вам урок не понравился, пусть они так и останутся лежать на парте, растают и утекут ручьями, а если вам урок понравился, возьмите их в руке и на счёт 3, подкинем их вверх, чтобы у нас получился снегопад.
Считаю.
Слайд 14
- Спасибо за урок, до свидания.
Проводят самооценку и рефлексию, сдают тетради на проверку.
(Мы научились выбирать букву в суффиксе наречий после шипящих)
Выставление оценок
Рефлексия способов и условий действий – П;
-контроль и оценка способов своей деятельности -Р;
-самооценка на основе критерий успешности-Л;
- адекватное понимание успешности или неуспешности;
-- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью –К;
- планирование успешного сострудничества - К
- следование моральным нормам и этическим требованиям - Л
![](/assets/6990c512/images/basic.png)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ