Конспект урока для 4 класса "Правописание суффиксов наречий"

«НАЗВАНИЕ КОНКУРСА «Лучший современный урок»1 полугодия2014-2015 учебного года.


ФИО

Клепалова Наталья Александровна

Место работы

МАОУ «Мысовская СОШ № 56» РБ Бурятии

Должность

Учитель начальных классов

Предмет

Русский язык

Класс

4

Тема

Правописание суффиксов наречий»

УМК

система Занкова

В разделе «Наречие» урок является третьим по изучению.




Методическая информация

Тип урока


Открытие нового знания

Цель урока


Научить обучающихся правильно выбирать букву в суффиксе наречий после шипящих на конце.

Задачи урока


- образовательная:

  • научить обучающихся правильно выбирать букву в суффиксе наречий после шипящих на конце;

- развивающие:

  • развивать логическое мышление через задачи повышенной сложности;

  • развивать речь;

  • развивать орфографическую зоркость детей;

  • овладевать приемами умственных действий (анализ, синтез, сравнение);

  • развивать умения проводить умозаключения.

- воспитательная:

  • воспитывать культуру поведения на уроке;

  • воспитывать сохранение традиций русского народа;

  • формировать познавательный интерес к предмету



Планируемые результаты:

Личностные:

1. Создание условий для развития интереса к изучаемой теме;

2. Развитие самостоятельности, доброжелательного отношения, эмоциональной отзывчивости.

3. Формирование умения слушать и слышать собеседника.

4. Формировать умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Метапредметные:

1. Развитие умственных действий: анализ и синтез, сравнение, классификация, обобщение;

2. Формировать умение принимать и сохранять учебную цель и задачи.

3. Планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, прогнозировать предстоящую работу.

4. Учить контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении.

5. Формировать орфографическую зоркость, развивать фонематический слух.

Предметные:

1. Актуализировать знания о наречии

2. Сформировать умение выбирать букву в суффиксе наречий.

3. Овладение умением обосновывать выбор буквы в суффиксе.


Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируются, приобретаются, закрепляются обучающимися в ходе занятия

Формы и виды работы на уроке содействуют формированию ключевых компетенций: ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных, информационных, коммуникативных, личностного самосовершенствования.

Актуализация:

  • словарная работа;

  • основные понятия (части речи, способы образования наречий, часть слова-суффикс);

  • обобщение актуализированных способов действий;

  • мотивация к выполнению индивидуального задания;

  • формирование приемов умственной деятельности (анализ, синтез).

Приобретение:

  • формирование действия выбирать букву в суффиксе наречий после шипящих;

Закрепление:

  • понятия «наречие», «суффикс о – е после шипящих»

  • применение новых знаний на практике;

  • развитие орфографической грамотности учащихся;

  • навыков самостоятельной работы;

  • навыков самооценки;

  • навыков рефлексивной деятельности;

  • коммуникативных способностей детей.

Необходимое оборудование и материалы

  • Презентация к методическому занятию

  • Компьютер (стационарный или ноутбук)

  • Мультимедиа-проектор

  • Экран

  • Электронная указка

  • Приложения к уроку: снежинки, новогодние шары с заданиями, конструктор на доску «Снеговик», тесты, оценочный лист.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

УУД

Л- личностные

П- познавательные

Р- регулятивные

К- коммуникативные

I этап

Организационный момент.

Мотивация обучающихся.

Задачи:

- создать положительную мотивацию;

- организовать деятельность обучающихся по установке тематических рамок;

- создать условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- формировать орфографичес-кую зоркость:

- развивать речь обучающихся;

- дать установку на самооценку.


Звучит музыка.

- Девизом сегодняшнего урока пусть станут слова: «Кто думает- тот всегда додумается». Почему так говорят?

Слайд 1





- В нашем городе Иркутске царствует зима. Крыши домов украсила пуховыми платками, расстелила белые одеяла на дорогах и тротуарах.

Слайд 2


- Все дети рады зиме. Почему? Какие зимние забавы? Вот и мы на уроке «слепим» Снеговика.

_ Если мы правильно выполним все задания, на доске появится наш гость. - Перед вами лежат оценочные листы, после каждого задания вам нужно будет оценить свою работу, а в конце урока мы подведём итоги, и вы поставите себе оценку.

Слайд 3



- Сейчас откройте тетради, запишите число, классная работа.


- Тринадцатое января. (Проговариваем число хором.) Обратите внимание на орфограммы.










Дети высказывают своё мнение.

































































Записывают и подчёркивают орфограммы.


Самоопроеделение к деятельности – (Л);

-смыслообразование (Л);

- целеполагание - (Р);

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К);

формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

-нравственно-этическая ориентация (Л);

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками(К).


II этап: Актуализация знаний.

Подготовить мышление учащихся и организовать осознание ими внутренних потребностей к построению нового способа действий

Задачи:

- повторить навыки каллиграфии;

- организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового знания: повторить части речи; повторить словарные слова, изучить новые; повторить образование наречий от им.прилагаьельного;

- актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания;

- мотивировать к выполнению индивидуального задания.


Минутка чистописания.

- Сейчас мы напишем красиво и аккуратно две буквы О-Е и оденем на них шапочки. Они в новой теме будут нашими помощницами.

(Показываю на доске).

- Молодцы, первый ком готов. (На доске появляется первый ком гостя)






- Если вы написали красиво, аккуратно, поставьте себе в оценочный лист 1 балл напротив графы «Минутка чистописания».

Словарная работа.

Внимание, следующее задание.


- Прочитайте слова.

Деликатный, около, решительный, аккуратный

- Какое слово лишнее?

- Почему?

- Что вы знаете о наречии?

- Выпишите наречие, вставьте пропущенные буквы.

(устно придумайте предложение с наречием «около»)

- Как образуются наречия?

- Слушаем задание.

- Первый ряд выписывает прилагательное деликатный, второй ряд – «решительный», третий ряд – «аккуратный» и через тире от данных прилагательных образуйте и запишите наречия. Вставьте пропущенные буквы, подчеркните их и выделите суффиксы.

-Проверим, какие буквы вы вставили, и какие наречия у вас получились.


Проверяем. Я бросаю снежок, а вы называете сначала наречие, которое у вас образовалось от им.прилагательного, затем орфограмму, которую вы вставили в корне слова и суффикс, с помощью которого образовалось наречие.


Слайд 5


Игра «Снежки». (Бросаю снежок, ребёнок объясняет выбор буквы)

- Молодцы, если вы, верно, образовали наречие от имени прилагательного, правильно вставили букву в корне слова и выделили правильно суффикс, поставьте в оценочный лист 1 балл.

Второй ком готов.










Воспроизводят и фиксирует ЗУНы, достаточные для построения нового способа действий.











Оценивание работы.











(Около) (Наречие, а остальные слова им.прилагательные) (Это неизменяемая часть слова, которая отвечает на вопросы где? Куда? Откуда?) (От им.прилагательных с помощью суффиксов о-е; от косвенных падежей им.существительных с предлогами и без)





















































Оценивание работы.

-Мыслительные операции (обобщение, анализ, синтез, сравнение)-П;

-извлечение необходимой информации из текста – П;

- выполнение пробного задания – Р;

-фиксирование инд.затруднений в пробном учебном действии - Р;

-волевая саморегуляция в затруднении – Р;

-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью – К;

-аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации- К .




III этап

Постановка учебной задачи

Поставить цель учебной деятельности и на этой основе выбрать способ и средства её реализации.

Задачи:

- организовать подводящий диалог по проблемному введению нового знания

- организовать фиксацию нового способа действия в речи;

- соотнести новое знание с правилом в учебнике;

- организовать фиксацию преодоления затруднений;




Напишите наречия свежо, неуклюже.


Почему возникли затруднения?



- Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему и используя опорные слова на доске:

1.Познакомиться с …

2. Научиться…..


Определите тему урока. «Правописание наречий»



Затруднения фиксируют в громкой речи при выполнении пробного действия.



Фиксируют преодоление возникшего ранее затруднения.









( Не знаем в каких случаях пишем о, е)



(Научиться правильно выбирать букву в суффиксе наречий после шипящих на конце.)



Формулируют конкретную цель своих будущих, учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (чему учиться)

Предлагают и согласовывают тему, цели урока.


















осознание и произвольное построение речевого высказывания (П);

волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

учёт разных мнений (К);

использование критериев для обоснования своего суждения (К);

смыслообразование (Л);

анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);

волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

познавательная инициатива (Р);

выдвижение гипотез и их обоснование (П);

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П);

использование знаково−символических средств (П);

моделирование и преобразование моделей разных типов (предметы, схемы, знаки и т.д.) (П);

установление причинно−следственных связей (П);

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации (П);


4 этап

Открытие нового знания

Построить новый способ действия и сформировать умение применять его как при решении задачи, которая вызвала затруднение, так и при решении задания такого же типа.






- Вернёмся к проблемной ситуации. Давайте поразмышляем отчего зависит правописание буквы?

- Когда пишется суффикс О?

- Когда пишется суффикс Е?

Теперь кто может доказать правописание суффиксов?

- Какое открытие мы с вами сделали?

- Сравним наш вывод с правилом в учебнике, с.9.

- Читаем.

- Молодцы. Оцените свою работу.

- Если вы правильно в словах расставили ударения – поставьте напротив графы «Ударение» - 4 балла, если верно выделили суффиксы в наречиях – тоже 4 балла. Бонус учителя (1 балл) ребёнку, сделавшему открытие.

А наш гость надел головной убор.


























Усвоить учащимися новый способ действия







.(под ударением)

(без ударения)

(На конце наречий после шипящих под ударением пишем суффикс О, без ударения – Е)



Оценивание работы.

выбор наиболее эффективных способов решения задач (П);

планирование (Р);

прогнозирование (Р);

структурирование знаний (П);

осознание и произвольное построение речевого высказывания (П);

построение логической цепи рассуждений, доказательство (П);

следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л);

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К);

формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

учёт разных мнений, координирование разных позиций (К);

достижение договорённостей и согласование общего решения (К);


V этап

Первичное закрепление во внешней речи.

Задачи:

- организовать усвоение детьми нового способа действия при решении задач с их проговариванием;

- предупреждение перезагрузки (физминутка);

- организовать проведение самооценки обучающимися.










Первичное закрепление. Физминутка

- Сейчас мы с вами потренируемся в выборе буквы в суффиксах в наречиях после шипящих.

- Зима-это пора вьюг и метелей. А давайте устроим метель из снежинок. Для этого возьмите в руки снежинки с буквами о-е.

Я буду называть слова, ваша задача определить суффикс и показать ту букву, которую нужно вставить в суффикс.

Слайд 9

Больш*

Хорош*

Угрожающ*

Ближ*

Свеж*

Горяч*

Слайд 9


Работа в парах. Объясните правописание наречий по- очереди.


- Молодцы, если вы верно определили суффикс во всех шести словах, поставьте напротив графы «Метель» - 6 баллов.

И с этим заданием справились. Мы потренировались в выборе буквы в суффиксе наречий после шипящих.













Актуализируют новое пробное учебное действие



Выполняют самостоятельно задания на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке.









При этом проговаривают вслух выполненные шаги алгоритма.











Решают в группах типовое задание на новый способ действий.


анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);

извлечение из текстов необходимой информации (П);

использование знаково−символических средств (П);

подведение под понятие (П);

выполнение действий по алгоритму (П);

доказательство (П);

контроль (Р);

коррекция (Р);

оценка (Р);

волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

осознание и произвольное построение речевого высказывания (П);

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

использование критериев для обоснования своего суждения (К).

-формирование бережного отношения к своему здоровью (Л);

анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);


V этап

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Пропустить через себя и отдать как собственный опыт учащимися новый способ действия и провести рефлексию индивидуально достижения цели пробного учебного действия.



Задачи:

- Организовать самостоятельное выполнение обучающимися типовых заданий на новый способ действия;

-организовать соотнесение работы с эталоном для самопроверки;

- создать ситуацию успеха;

- организовать проведение самооценки обучающимися.




Самостоятельная работа.

Сейчас вам нужно поработать самостоятельно.

Перед вами открытки, внутри которых напечатан мини-тест разный по уровни сложности. На белой бумаге- тест базового уровня, на синей- повышенного уровня


Ваша задача, внимательно прочитать задания, выбрать уровень сложности и выполнить их.

Мини-тест по теме

«Буквы О, Е на конце наречий после шипящих»

1 уровень


1. Вставьте нужную букву, выделите суффикс, подчеркните лишнее слово.

Убаюкивающ… , ужасающ… , горяч…

Хорош… , заискивающ… , тягуч…


2 уровень

От слова в скобках образуйте наречие, запишите получившееся словосочетание.

Посмотреть (угрожающий)________________________________________


С данным словосочетанием устно составьте предложение.


(дети работают самостоятельно)


Проверка самостоятельной работы

- Внимание, проверяем. Игра в «Снежки».

Слайд 10


- И с этим заданием вы справились. Вы закрепили умения в выборе суффикса после шипящих на конце наречий.

- Найдите в оценочном листе графу «Мини-тест». Если вы правильно выполнили задание №1 поставьте напротив него 3 балла, если вы справились с заданием №2 – 1 балл, если вы сумели устно придумать предложение – ещё 1 балл напротив задания под №3.


















Учащиеся пошагово проверяют свои действия самостоятельного задания. Уч-ся фиксируют положительные результаты своих действий (знаково: +/-). Оценивают свои результаты в освоении нового способа действия.





































































Оценивание работы.

анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);

установление причинно−следственных связей (П);

выведение следствий (П);

выполнение действий по алгоритму (П);

контроль, коррекция, оценка (Р);

подведение под понятие (П);

структурирование знаний (П);

осознание и произвольное построение речевого высказывания (П);

волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);


VI этап

Включение нового знания в систему знаний и повторений.

Включить новый способ действий в систему знаний при этом повторить и закрепить ранее изученные способы подготовки к изучению следующих разделов.



Задачи:

- Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечивания содержательной непрерывности;

- организовать проведение самооценки обучающимися.








Работа по карточкам.

- А в завершении нам нужно подвести итог. Поможет нам в этом игра «Согласен, не согласен».

- На партах лежат ёлочные шары с заданиями. Вы читаете вопросы, если вы согласны - ставите в квадрате «+», если не согласны – «-«

2

Согласны ли, что в наречии «горячо» суффикс О, потому что не под ударением?



1

Согласны ли, что в наречии «блестяще» суффикс Е, потому что без ударения?















- Проверяем

Свой ответ вам нужно начинать со слов «Я согласен, потому что…

Я не согласен, потому что…»

Слайд 11


- Как вы ответили на первый вопрос? Докажи.

- Как вы ответили на второй вопрос? Докажи.

- Если вы правильно ответили на вопрос – поставьте в графе напротив игры «Согласен – не согласен» - 1 балл.

- А у снеговика появился второй валенок.















Посмотрите, какого снеговика мы с вами слепили.


Выявляют и фиксируют границы применимости новых знаний. Выполняют предложенные учителем задания.

























































Оценивание.

анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);

понимание текстов, извлечение необходимой информации (П);

подведение под понятие (П);

моделирование, преобразование модели (П);

использование знаково−символических средств (П);

установление причинно−следственных связей (П);

выведение следствий (П);

самостоятельное создание алгоритмов действий;

выполнение действий по алгоритму (П);

построение логической цепи рассуждений, доказательство (П);

осознание и произвольное построение речевого высказывания (П);

контроль, коррекция, оценка (Р);

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

учёт разных мнений, координирование разных позиций (К);

использование критериев для обоснования своего суждения (К);

постановка вопросов (К);

адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К);

следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).


VII этап

Итог.

Рефлексия Подведение итогов, краткое повторение нового содержания.


Задачи:

- подвести итог;

- разъяснить домашнее задание;

- организовать проведение самооценки обучающимися работы на уроке.



Какова была цель урока? Достигли мы с вами этой цели? Что нового узнали? В чем у вас было затруднение?

Что помогло на уроке?

За что бы вы себя похвалили?

Почему были ошибки? Какое правило нужно повторить?


- Молодцы.

- А ещё мы работали над развитием речи, учились формулировать мысли, доказывали.

. Оцените свою работу


Посчитайте, сколько баллов вы заработали и количество напишите в графе напротив «Итого».

Слайд 12.


Итак,

- если вы получили от 0 до 6 баллов поставьте себе «2» - вы плохо усвоили эту тему, вам нужно ещё усиленно поработать;

- если у вас от 7 до 11 баллов- «3»- вам тоже есть над чем поработать;

- если от 12-17 баллов – «4» - вы хорошо потрудились, но можете и лучше;

- если от 18 и больше – «5» - молодцы, вы отлично усвоили тему.


Домашнее задание


1 уровень для тех, кто оценил свою работу на «3»:

пользуясь алгоритмом, выполнить упражнение из распечатки


2 уровень для тех, кто оценил свою работу на «4»:

подобрать из художественной литературы 10 примеров, иллюстрирующих орфограмму «правописание о и е на конце наречий.».


3 уровень для тех, кто оценил свою работу на «5»:

написать сочинение-миниатюру на тему «В зимнем лесу» с использованием орфограммы «правописание букв на конце наречий.».


Рефлексия


Что было важным?

Чей ответ вас покорил?

- Выйдите, пожалуйста, из-за парт. Вы видите на партах снежинки. Если вам урок не понравился, пусть они так и останутся лежать на парте, растают и утекут ручьями, а если вам урок понравился, возьмите их в руке и на счёт 3, подкинем их вверх, чтобы у нас получился снегопад.

Считаю.

Слайд 14


- Спасибо за урок, до свидания.


Проводят самооценку и рефлексию, сдают тетради на проверку.

(Мы научились выбирать букву в суффиксе наречий после шипящих)





























Выставление оценок


Рефлексия способов и условий действий – П;

-контроль и оценка способов своей деятельности -Р;

-самооценка на основе критерий успешности-Л;

- адекватное понимание успешности или неуспешности;

-- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью –К;

- планирование успешного сострудничества - К

- следование моральным нормам и этическим требованиям - Л












Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ