Конспект урока для 3 класса "Синонимы и антонимы"
Русский язык 3 класс
Тема урока: Синонимы и антонимы.
Цели деятельности учителя: Способствовать развитию умения распознавать в речи многозначные слова, антонимы, синонимы, слова в прямом и переносном значениях, обогащению речи учащихся.
Тип урока: Постановка и решение учебных задач.
Планируемые результаты:
Предметные: получат возможность научиться: осознавать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры человека; научаться: писать без ошибок, применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи предложенных и самостоятельно составленных текстов, проверять написанное, ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
Метапредметные (УУД): владеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог,оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях.
Методы и формы обучения: фронтальная, парная, индивидуальная, коллективная.
Образовательные ресурсы: учебник «Русский язык» В.П.Канакина 3 класс, толковый словарь русского языка, словарь синонимов русского языка, словарь антонимов русского языка, рабочая тетрадь, дидактические карточки.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютер.
1.Организационный момент.
Цель: подготовить учащихся к работе на уроке, создать эмоциональный настрой на совместную коллективную деятельность и познавательную активность.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Примечание
Цель: создать условия для обеспечения позитивной мотивации обучающихся.
Эмоциональная мотивация
-Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что сегодняшний урок принесёт всем нам радость общения.
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
И на парте все в порядке
Ручки, книжки и тетрадки.
Ножки – вместе,
Спинки – ровно
И к уроку все готово!
Цель: оценить свою готовность к уроку.
(дети стоят)
(дети садятся)
Вывод: готовы к уроку.
2. Повторение изученного. Актуализация знаний:
Цель: создание условий для развития регулятивных УУД .
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Примечание
Цель: создать условия для активизации мыслительной деятельности.
( На доске буквы: г у р щ д ц)
Запишите букву, стоящую в алфавите пятой по счету.
Эта буква обозначает непарный звонкий твердый согласный.
Эта буква обозначает гласный звук.
Эта буква обозначает парный звонкий твердый согласный.
Какое слово у вас получилось?
- Что вы можете сказать об этом слове?
- Какая орфограмма в этом слове?
- Подберите родственные слова.
-Докажите, что это родственные слова.
- (запишите их в тетради)
- А как вы понимаете лексическое значение слова друг?
-Слово друг, произошло не от слова другой, а от слова дорога. Поэтому друг или подруга – это человек идущий с тобой одной дорогой, к общей цели, мечте...
( Показываю этимологический словарь поясняя откуда взяла толкование этого слова)
- А какие пословицы вы знаете о дружбе
Мобилизация внимания.
Цель: подготовиться к работе на уроке.
Открывают тетради, записывают число
-Друг.
-Друг-имя сущ, нариц, одуш, м.р. ед. ч.
-Один слог, 1 гласная, 3 согласных, 4 буквы, 4 звука.
-Парная согласная в корне слова.
-Проверка друг -нет друга.
-Дружок, дружный, дружить, подруга, дружеский, дружище.
-Родственные слова имеют один корень и одно лексическое значение.
- Лексическое значение - это то, что обозначает слово.
- Самостоятельные части речи.
- Друг – это человек, с кем делишь и радость и горе.
- Друг- это человек , к которому испытываешь симпатию.
- Поддерживаешь в трудную минуту, доверяешь.
Дети читают с.43 учебника
На доске:
• Скажи, кто твой друг и я скажу кто ты.
• Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
• Друг познается в беде.
Используется методы беседы.
3. Постановка проблемы урока.
Цель: развитие личностных и коммуникативных УУД через развитие устной и письменной речи учащихся; познавательных УУД через проверку знаний учащихся о синонимах и антонимах; выявить пробелы в знаниях и умениях; тренировать в нахождении синонимов и антонимов; развитие личностных УУД через развитие орфографической зоркости, внимания, мышления, воображения, языкового чутья.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Примечание
Цель: повторить имеющиеся у учащихся знания и умения, нужные для введения данной темы.
Мобилизация внимания.
- Подберите к слову друг слова близкие по значению.
- Что общего у этих слов?
- Такие слова называются …(синонимы.)
Прочитайте стихотворение и найдите слова противоположные по значению.
Далеко мой стук
Слышится вокруг.
Червякам я враг,
А деревьям друг.
- Что общего у этих слов?
- Такие слова называются …( антонимы.)
Цель: повторить слова с не проверяемым написанием.
-Приятель, товарищ.
- Они отвечают на один вопрос и относятся к одной части речи.
- Слова близкие по значению.
- Враг – друг.
- Они отвечают на один вопрос и относятся к одной части речи.
- Слова, противоположные по значению.
Учитель вывешивает на доску карточку со словом синонимы.
Учитель вывешивает на доску карточку со словом антонимы.
фронтальная беседа.
4. Введение в тему урока.
Цель: создать условия для развития логических УУД, через анализ и синтез, выделение части из целого; формирование регулятивных УУД через самоконтроль;
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Примечание
Цель: организовать деятельность обучающихся по определению понятия «синонимы и антонимы»; умение выделять их среди частей речи; вовлечение учащихся в главные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение...);
Задача этапа: систематизировать знания учащихся, необходимые для введения данной темы.
-Вы догадались какая тема нашего урока?
- Для каких целей мы будем применять в своих работах синонимы и антонимы?
Цель: оценить как усвоены новые понятия
Вывод: Синонимы- это слова близкие по смыслу, одной и той же части речи отвечают на один и тот же вопрос, но звучат и пишутся по-разному.
Антонимы -это противоположные по смыслу слова, относятся к одной и той же части речи.
Работа с учебником: с.42 правило
5. Изучение нового учебного материала.
Цель: формирование личностных УУД через учебную ситуацию «что я знаю?» и закрепление знаний о синонимах и антонимах; развитие познавательных УУД через знакомство с понятиями « текстовые» синонимы и антонимы; формирование регулятивных УУД через самоконтроль.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Примечание
Цель: на основе имеющихся на данный момент у учащихся знаний им предлагается выяснить роль антонимов в предложении и в речи, используя текст.
- Прочитайте внимательно текст упражнения 72 с.44
Почему он так называется? А какое настроение вызывает вас осень?
Найдите в тексте и выпишите из него все антонимы
-Какой вывод можем сделать об антонимах?
- Синонимы и антонимы могут встречаться как в разговорной , так и в литературной речи , могут быть как устаревшими , так и современными общеупотребительными словами
Работа по учебнику стр. 43 упр. 70
- Прочитайте.
- Вставьте пропущенные орфограммы
-Прочитайте внимательно выделенное слово. В каком значении оно употреблено: прямом или переносном? Как можно сказать по- другому? ( это текстовой синоним , т. е. так можно сказать о человеке , а здесь говорится о туче , какой приём использует автор?)
Форма организации: фронтальная. Введение нового материала с его отработкой.
Физминутка:
Цель: создать условия для
• мыслительной и физической разгрузки
• сохранения мотивации учения
-Выполняем движения все вместе.
Зарядка для глаз:
закройте глаза – откройте ( 2раза),
посмотрите вверх – вниз ( 3раза),
далеко - близко ( 3 раза).,
налево - направо (3 раза)
- Кто был внимателен какие антонимы я вам назвала?
Цель: сформулировать понятие «синонимы и антонимы».
Выполняют задания по вариантам :
Выписывает существительные;
Прилагательные.
( зачитывают выписанные антонимы)
Антонимы -это противоположные по смыслу слова, относятся к одной и той же части речи.
Самостоятельная работа в печатных тетрадях упр. 51, 53 с.24
С.25 упр.55 ( по цепочке) устно
- олицетворение.
Выполняют движения.
Работа в печатной тетради упр. 51, 53
Работа по учебнику стр. 43 упр. 70
6. Закрепление учебного материала.
Цель: выявить уровень овладения знаниями и способами действий, обеспечить их коррекцию (познавательные УУД); развивать устную и письменную речь учащихся(коммуникативные УУД); развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, воображение, формировать навыки самоконтроля (личностные УУД);
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Примечание
Цель: создать условия для формирования универсальных учебных действий.
- А сейчас поработаем в парах. Возьмите карточки.
Внимательно прочитайте пословицы. Выберите подходящее слово и вставьте в предложение.
Маленький мир лучше … …. драки.
Горькая правда лучше … …лжи.
Лучше враг умный, чем друг … … .
Слова для справок: большой, огромный, сладкий, вкусный, глупый, красивый.
По-разному трудятся синонимы, делая нашу речь точной и выразительной. Одни передают тонкие оттенки значений (СИЛАЧ и ГЕРКУЛЕС), другие виды синонимов позволяют нам говорить возвышенно или грубо-пренебрежительно (ОЧИ – ЗЕНКИ), доброжелательно и иронично (БАБУЛЯ – СТАРУШЕНЦИЯ), официально или неофициально (ОТБЫТЬ – УЕХАТЬ). Слово МАЛЬЧИК можно употребить в любом случае, а слово ПАЦАН – только в непринужденном, фамильярном разговоре.
- Попробуйте подобрать синонимы к словам доска, окно… Давайте сделаем ещё один вывод:
Не у всех слов есть слова-недруги, слова-антонимы. Не может их быть у слов «нога», «корова», «карандаш» и многих других слов.
Цель: сформированы новые понятия и способы деятельности.
-Закрепление.
( На партах карточки с пословицами и на отдельных карточках слова для справок)
Вывод: применяли полученные знания при выполнении упражнений.
Выполняется в форме фронтальной беседы для отработки понятия.
7. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Цель: формирование регулятивных УУД через анализ и оценку успешности достижения цели. Наметить перспективу последующей работы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Примечание
Цель: проанализировать и оценить успешности достижения цели урока.
- Ребята, а для чего нам нужно уметь подбирать синонимы и антонимы? Где их можно чаще всего встретить?
Да, синонимы и антонимы делают нашу речь яркой, выразительной.
Вы часто встречаете синонимы и антонимы на уроках математики, они имеются в загадках, пословицах, некоторых рассказах, стихотворениях.
Спасибо за то, что вы активно и с интересом работали.
- Пришло время оценить вашу работу:
Кому на уроке было всё понятно, со всеми заданиями справлялись уверенно, положите в тетрадь смайлик «всё хорошо».
Если вы затруднялись при выполнении заданий, чувствовали себя неуверенно, положите смайлик «нужно поработать».
Кому на уроке было очень трудно, с заданиями не справлялись, положите смайлик «требуется помощь».
Цель: представить результат своей работы классу, в ходе подведение итога и выставлении оценки. Рефлексия.
- Чтобы разнообразить нашу речь, сделать богаче, красивее.
Рефлексивное оценивание работы на уроке
Вывод: качественная оценка обретенных знаний и умений учащихся;
8. Сообщение домашнего задания, инструктаж.
Цель: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Примечание
Задача: подобрать домашнее задание, способствующее углублению полученных знаний, совершенствованию умений и навыков;
инструктаж по выполнению домашнего задания.
-Подвести итог, записать домашнее задание (с. 44 упр. 73)
Цель: осмысление связи домашнего задания с выполняемыми на уроке упражнениями.
Запись в дневник домашнего задания.
На дом предполагается творческое задание, которое позволяет установить степень усвоения нового материала и выявить пробелы
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ