Конспект урока для 6 класса «Сочинение-описание по картине А. А. Пластова «Первый снег»

Конспект урока развития речи в 6 классе А по сингапурской системе.

Тема: Сочинение-описание по картине А. А. Пластова «Первый снег».

Учитель: Павлова Т.И. Дата : 22.02.14.

Цель: научить писать сочинение-описание на материале непосредственных наблюдений.

Задачи урока:

Обучающие:

- формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;

- систематизировать собранный материал;

- формировать навыки самоконтроля;

- провести речевую подготовку с целью предупреждения речевых недочётов и грамматических ошибок в сочинениях.

Воспитывающие:

- воспитать самостоятельность;

- творческую активность;

- воспитывать чувство красоты, интерес к творчеству, живописи, музыке.

Развивающие:

- развивать способность внимательного отношения к значению слов и их употреблению в устной и письменной речи;

Тип учебного занятия: урок изучения нового материала (урок развития речи)

Ход урока

I. Организационный этап. (30 сек)

Приветствие, сообщение темы и цели урока, количества времени, отведённого для этой цели /

- Сегодня мы будем работать над сочинением-описанием. Будем строить эту работу на материале пейзажа: картина А.А.Пластова «Первый снег». Художник изобразил самое начало зимы.

II. Проверка домашнего задания (4 мин.)


Вспомните пословицы, поговорки, загадки о зиме. Какие стихотворения о зиме вы знаете?

Загадки

а))Скакуны в той тройке белы

А в санях сидит царица,

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом

Все покрылось серебром.

б)Я – антоним к слову лето.

В шубу снежную одета,

Хоть люблю мороз сама,

Потому что я…

в)Когда наступают в лесу холода,

Неслышно ступая по корочке льда,

Приходит хозяйка сюда.

И белые кляксы на землю роняет,

И в спорой работе себя обгоняет,

И дом наш за час изменяет.



Пословицы и поговорки

Летом пролежишь, а зимой с сумой побежишь.

Август собирает, а зима поедает.

Готовь летом сани, а зимой телегу.

Зимой солнце сквозь слезы смеётся.

Зима — не лето, в шубу одета.

В зимней шубке и морозы — шутка.

Зима лодыря морозит.

В зимний холод всякий молод.



Стихотворения.


Саша Чёрный «Первый снег».

Я встретил снег в начале октября,
Он падал тихо, как-то удивленно.
Под белым покрывалом нежилась земля,
Вокруг меня все было полусонно.
Деревья зачарованно тихи.
Лишь веточки, как пальчики, дрожали.
Под чистым снегом старая листва
На время спряталась и тихо там лежала.

Затихло воронье, что каркало вокруг,
Все было необычно и приятно.
И я в тиши и снеге растворился вдруг

И почему – то не хочу обратно.


С.Есенин «Белая берёза»

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.



На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.






III. КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД «опроси-опроси-обменяйся карточками». Учащиеся проверяют и обучают друг друга, используя карточки с вопросами и ответами по теме. (5 мин.)

- Что называется пейзажем? / изображение природы/ Пейза́ж (фр. Paysage, от pays — страна, местность), в живописи — тип картины, изображающий природу или какую-либо местность (лес, поле, горы, роща, города и др.).

Жанр изобразительного искусства, воспроизводящий естественную или изменённую человеком природу, называется пейзажем. Пейзажем называют также произведение этого жанра.

В зависимости от характера, пейзажного мотива можно выделить сельский, городской, индустриальный пейзаж, марину (от итал. таппа — морской). Пейзаж может носить исторический, героический, фантастический, лирический, эпический характер. Например, пейзаж И. Левитана часто именуется «пейзажем настроения». На его картинах воплощаются изменчивые настроения, состояния тревоги, скорби, предчувствия, умиротворенности, радости и др

- Что значит написать сочинение-описание по картине? /необходимо понять замысел художника; подумать, как художник воплотил свой замысел в картине; передать своё отношение/

- Какие художественные средства надо использовать, чтобы ваше описание было красочным, выразительным, точным?/сравнения, олицетворения, эпитеты, метафоры/



- Кого из русских художников – пейзажистов вы знаете?

Айвазовский Иван Константинович 
Бенуа Александр Николаевич 
Куинджи Архип Иванович 
Левитан Исаак Ильич 
Рерих Николай Константинович 
Шишкин Иван Иванович 
Юон Константин Фёдорович

IV. Выступление подготовленного учащегося о жизни и творчестве художника А.А. Пластова.( 2мин.)

Аркадий Пластов - русский живописец, который жил в советское время. Он родился в деревне и больше всего любил рисовать деревню, деревенскую жизнь и крестьян. Ему нравились яркие, захватывающие цвета. А вот картина Пластова "Первый снег" в цветовом выражении довольно однообразная, тусклая, ее главные цвета - белый и серо-коричневый. Но и это не делает картину скучной. Наоборот, она "теплая", несмотря на то, что изображает зиму.

Художник написал эту картину в 1946 году. Это одно из самых очаровательных лирических произведений Аркадия Александровича Пластова. Он передал свое ощущение свежего зимнего дня и того особого состояния природы, которое бывает в час первого снегопада. Пластов хорошо знает жизнь русской деревни, и в своей картине он сумел показать сельский зимний пейзаж во всей его красоте и прелести.





V.ФИНК-РАЙТ-РАУНД-РОБИН«подумай- запиши-обсуди в команде» Ученики обдумывают ответ на вопрос ,записывают и по очереди обсуждают свои ответы в команде. (10 мин)

VI.Подготовка к восприятию картины.

- Прочитайте на доске два слова: первый и последний. Прислушайтесь к себе: какие чувства вызывают у вас эти слова? С какими воспоминаниями, событиями жизни ассоциируется у вас слово первый? (Первый цветок, первая печаль, первый грач, первое огорчение, первый снег, первая разлука.)

- Каким вы представляете первый снег? Каким вы его видели? Какие чувства он у вас вызывает?

2. Сопоставление личных наблюдений детей и описание первого снега в литературных произведениях.

- Послушайте, как о первом снеге сказал К.Г.Паустовский: «Снег сыпался, как стеклянный дождь, падающий с елки. Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту. День как будто дремал. С пасмурного высокого неба изредка падали снежинки. Зима начала хозяйничать над землей».

- Найдите образные выражения о снеге, о зиме в тексте Паустовского.


Послушайте, как о первом снеге сказал К.Г.Паустовский: «Снег сыпался, как стеклянный дождь, падающий с елки. Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту. День как будто дремал. С пасмурного высокого неба изредка падали снежинки. Зима начала хозяйничать над землей».


- Найдите образные выражения о снеге, о зиме в тексте Паустовского.

- Каково отношение самого писателя к первому снегу? Как он это показал? А ваше отношение к первому снегу? Что вы чувствуете, когда его видите?


- Как падает снег в стихотворении С. Чёрного? (тихо, удивлённо)

- Прочитайте последние строки. Как вы их понимаете?


- Какие олицетворения использует поэт в своём произведении? (берёза принакрылась, горят снежинки, заря обсыпает)

На экран с помощью компьютера проецируется репродукция картины А. Пластова «Первый снег».

Учитель предлагает ученикам рассмотреть картину.


VII.Беседа по картине.

– Какого типа речи вам предстоит создавать текст? Почему?


- Какое время года изобразил художник? (Начало зимы.)

- Почему вы догадались, что это именно начало зимы? (Нет сугробов, местами еще видна голая земля.)

- Какое время суток изображено? Как вы догадались? (Снег выпал ночью, сейчас утро, дети второпях выбежали на крыльцо, они еще не выходили из дома.)

- Кого изобразил художник на переднем плане? (Девочку лет десяти и мальчика лет семи на крылечке, радуются первому снегу. Это деревенские ребята.)

- Опишите их внешний вид. (Мальчик в пальто, девочка без верхней одежды, только набросила платок. Они, наверное, торопились. Им очень хочется скорее увидеть первый снег. У девочки валенки не по размеру, видно, одевались второпях. Ребята поднимают голову к небу, смотрят на хлопья снега.)

- Что можно сказать, глядя на выражение лиц детей? Можно ли сказать, что ребятам нравится первый снег? (Их очень заинтересовал первый снегопад, дети любознательны и наблюдательны, они рады снегу, для них это праздник.)

3. Работа со словарем настроений.

- Посмотрите на карточки, выберите слова – названия чувств, которые помогут вам передать настроение детей.


радость

восторг

волнение

удивление

восхищение

беспокойство

испуг

грусть

интерес


Учащиеся выбирают слова восторг, удивление, радость и объясняют свой выбор. (Дети удивлены, обрадованы, им еще и интересно смотреть на первый снег, они очень любознательны.)

- Почему их удивляет первый снег? (Первый снег мягкий, теплый, добрый. Он тихо падает с неба крупными хлопьями.)

- Что еще показывает художник на переднем плане? (В палисаднике большая старая береза с раскидистыми ветвями. Кажется, что она тоже обрадовалась снегу. Береза, наверное, давно ждала этого события, она как будто именно для встречи первого снега раскинула ветви так широко в стороны.)

- Здесь есть еще один герой- ворона. А что она переживает? (Ворона около березы тоже как будто рада первому снегу, хочет его попробовать.)

- Художник на картине хочет подчеркнуть единство живой и неживой природы. В чем это проявляется? (Снег покрывает землю, крыши домов, ветви деревьев. На заднем плане уже появились люди на санях. Кажется, что природа ликует, радуется первому снегу вместе с человеком, со всем живым на земле.)

– Вспомните законы композиции и цвета, которые использует художник при создании картины. (Композиции: передний и задний план, цвета – оттенки и переходы.)

Ученики рассматривают то, что изображено на переднем и заднем плане, обращают внимание на детали, краски, цвет, определяют ощущение, которое исходит от картины.



- Обратите внимание на фон картины. Какой он, темный или светлый? (В картине преобладают теплые и светлые тона: розоватые, лиловые, бледно-голубые, голубовато-сероватые, серовато-розовые, светло-коричневые.)

- А какой цвет здесь главный и почему? (Главный цвет здесь розовый. Он везде: и на земле, и в небе, и на веточках деревьев. Этот цвет помогает нам ощутить красоту природы, свежесть, праздник первого снегопада.)

- Почему художник показал на картине только часть березы, а не все дерево? (Береза - это часть зимнего пейзажа, а художник хотел сказать, что главное в картине - дети и их настроение.)

- Почему художник использовал вертикальный формат картины, случайно ли это сделано? (Снег сыплется сверху, дети запрокинули головы, художник хочет усилить впечатление от бездонности неба, долгого полета снежинок.)

VIII. Речевая подготовка к сочинению.

- Выберите несколько опорных слов, которые являются главными для описания картины: (карточка 1)


снег

дети

земля

ворона

небо

береза


- Попробуйте описать снег, используя сравнения, эпитеты, слова, характеризующие действия снега. (карточка 2)


снег

Как стеклянный дождь

Укрыл землю

Очень к лицу земле

Порошил

Как чистые капли воды Щекотал лицо





Белая скатерть полей

Кружился

Лебяжий пух земли

Порхал

Робкий и тихий

Танцевал

Пушистый и мохнатый

Опускался большими хлопьями


Так же учащиеся подбирают характеристики ко всем остальным опорным словам. Учитель просит не повторять одни и те же слова, подбирать разные слова, но подходящие по смыслу, точные.

- Попробуйте смотреть глазами художника. Будьте при подборе слов более чуткими, внимательными, наблюдательными. Вспоминайте произведения о зиме, они вам помогут.

- Какие чувства и настроение вызывает у вас картина? (Художник помог нам еще ярче пережить радостное чувство восторга при виде первого снега. Силой своего искусства художник показал светлый и поэтический праздник природы, мы чувствуем этот праздник. Нельзя оставаться равнодушным, глядя на это великолепие природы.)

- Как бы вы закончили свой рассказ по этой картине? Выберите лучший вариант из предложенных на доске. (У меня возникает ощущение радости, счастья, праздника, когда я смотрю на эту картину. Я благодарен художнику, что еще раз могу пережить чувство радости при виде первого снега. Трудно оставаться равнодушным, когда видишь первый снег.)


IХ.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. (2 мин.)


Х.СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА СОЧИНЕНИЯ . Примерный план. (4 мин.)


1. Представление картины (автор, название, что изображено)

2.Описание картины.

а) Первый снег и радость детей.

б) Цвет и настроение картины.

3. Мое отношение к картине.



ХI. РАУНД ТЭБЛ. Учащиеся по очереди выполняют письменную работу по кругу на одном листе бумаги (6 мин.)


Какие слова называются синонимами?


Художник – живописец, мастер кисти, пейзажист.

Создает – пишет (но не описывает и не рисует)

Картина
– полотно, репродукция.

Блестит
– искрится, сияет, сверкает.

Поражает – удивляет, изумляет.


ХII.УСТНОЕ РАССКАЗЫВАНИЕ ПО ПЛАНУ. ( 2 мин.)


ХIII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ПО ВЫБОРУ УЧАЩИХСЯ . ( 2 мин.)

1.Написать сочинение описание по картине А. А. Пластова «Первый снег».

2.Написать сочинение-миниатюру «Зима», навеянное картиной А. А. Пластова «Первый снег».

ХIV.РЕФЛЕКСИЯ. ИТОГ УРОКА. ( 2 мин.)

Напишите свои впечатления об уроке на стикерах и приклеите к парковке.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ