Конспект урока для 2 класса "Твердые и мягкие согласные"
Конспект урока с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)
Предмет: русский язык, комбинированный урок.
Тема: «Твердые и мягкие согласные»
Продолжительность: 1 академический час – 40 минут.
Класс: 2 класс.
Технологии: использована программа Microsoft PowerPoint.
Аннотация:
Урок «Твердые и мягкие согласные» является первым уроком по данной теме и четвертым уроком по теме «Согласные звуки и буквы» (по учебнику «Русский язык», авт. Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова). В представленном уроке учащиеся систематизируют знания о твердых и мягких согласных звуках и способах обозначения мягкости согласных букв на письме, вспомнят из материалов прошлых уроков классификацию согласных звуков, проверят свои знания слов из словаря с помощью слайдов презентации, научатся различать мягкие и твердые согласные звуки в словах и обозначать мягкость согласных на письме при помощи мягкого знака, потренируются в звуко – буквенном анализе слов.
Словарная работа, повторение материала, необходимого для изучения новой темы, а также объяснение и частично закрепление новой темы проводится с помощью программы Microsoft PowerPoint.
Конспект урока:
Тема урока: Твердые и мягкие согласные звуки.
Цели: систематизировать знания учащихся о твердых и мягких согласных звуках и способах обозначения мягкости согласных букв на письме; развивать навыки обозначения мягкости согласных на письме при помощи мягкого знака; формировать орфографическую зоркость, речь учащихся; воспитывать самостоятельность.
Ход урока.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I. Орг. момент
- Как вы думаете, вы уже всё знаете о звуках русского языка?
Звук не можем мы увидеть
И не можем в руки взять.
Озорного невидимку
Можем ухом различать.
А ещё – произносить,
Но не трогать и носить.
(А. Кочергина)
Настрой на урок
II. Минутка чистописания
- На минутке чистописания повторим правильное написание букв Вв, поупражняемся в безотрывном письме элементов букв.
- Дайте характеристику букве В.для выполнения этого задания воспользуйтесь памяткой. (Приложение № 1)
(обозначает согласные звуки [в], [в’], звонкие, парные, пара – согласные звуки [ф], [ф’])
- Пропишите буквы и их элементы в тетради.
Дают характеристику буквы и звуков
Прописывают буквы и их элементы
III. Сообще-ние темы и целей урока.
- Сегодня на уроке вы вспомните, что уже изучали о звуках и буквах русского языка, узнаете что-то новое, будете учиться делать выводы, учиться видеть в словах орфограммы, чтобы писать без ошибок.
Слушают учителя
IV. Словар-ная работа.
- Вспомните, какие безударные гласные пишутся в словах из словаря.
(слайд 1)
- Запишите данные слова в тетрадь, вставив пропущенные буквы. Поставьте в словах знак ударения и подчеркните безударные гласные буквы, написание которых нужно запомнить.
- Проверьте себя, правильно ли вы вставили пропущенные буквы.
(слайд 1: открываются пропущенные буквы в словах)
- Познакомимся с новым словом из словаря.
- Назовите предметы на рисунках.
(показываются рисунки одежды: пальто, сарафан, платье, блузка (см. приложение №2))
- Как назвать эти предметы одним словом?
(одежда)
- Посмотрите, как пишется это слово.
(слайд 1: открывается слово «одежда»)
- Запишите его в тетради, поставьте знак ударения, подчеркните безударную гласную, которую нужно запомнить.
Выполняют задание
Самопроверка
Называют предметы
Называют слово
Записывают слово в тетради
V. Актуали-зация знаний.
- На какие две большие группы делятся все звуки в русском языке?
(по мере ответов на вопросы заполняется схема – слайд 2)
Звуки
Гласные Согласные
Звонкие Парные
Глухие Непарные
? ?
- На какие группы в свою очередь можно разделить согласные звуки?
(звонкие – глухие, парные – непарные)
- Назовите парные согласные звуки.
(слайд 2)
- Назовите непарные согласные звуки.
(слайд 2)
- Сегодня вы должны узнать, на какие ещё две группы можно разделить согласные звуки.
Отвечают на вопросы
VI. Работа по теме урока.
Сравнительный звуко – буквенный анализ первых слогов в парах слов.
- Назовите изображенные предметы.
(слайд 3: белка – бабочка)
- Произнесите первые звуки в этих словах.
- Чем они различаются?
- В каком слове первый согласный мягкий?
- Назовите изображенные пары предметов.
(слайд 3: зонт – зеркало, лук – лимон, помидор – перец)
- Выделите первый звук в словах каждой пары.
- Чем они различаются?
- Какие слова начинаются с твердых согласных звуков?
- Так какими бывают согласные звуки в словах?
(твердыми и мягкими)
Работа с правилом.
- Прочитайте правило на стр. 74 учебника и скажите, верный ли мы сделали вывод.
(закончить схему: слайд 4)
Звуки
Согласные Гласные
Парные Звонкие
Глухие Непарные
Мягкие Твердые
Называют предметы
Отвечают на вопросы
Называют предметы
Отвечают на вопросы
Читают правило
VII. Физ-культминутка
- Я читаю пары слов. Если в слове слышите мягкий согласный звук – приседаете, если в слове только твердые согласные звуки – подпрыгиваете.
- Будьте очень внимательны.
Кон – конь, банька – банка,
кров – кровь, шест – шесть,
брать – брат.
Выполняют упражнения
VIII. Продол-жение работы по теме урока.
Обозначение мягкости согласных звуков на письме.
- Прочитайте стихотворение.
(слайд 5)
- Какой звук слышится в конце выделенных слов – твердый или мягкий?
- Прочитайте выделенные слова.
(слайд 5: открываются закрытые буквы)
- Как обозначена мягкость согласного звука во втором слове?
(мягким знаком)
- Прочитайте правило на стр. 76 учебника.
Самостоятельная работа.
- Послушайте шуточное стихотворение про мягкий знак.
(слайд 6: читаю стихотворение)
- Запишите пять слов, в которых пишется мягкий знак. Подчеркните мягкий знак.
- Какие слова записали?
Читают стихотворение
Отвечают на вопросы
Выполняют задание
Отвечают на вопросы
Читают правило
Слушают стихотворение
Записывают слова в тетрадях
Коллективная проверка
IX. Закрепле-ние.
Выборочное списывание.
- Выполните упр. 79 на стр. 76 учебника.
(выписать слова, в которых есть мягкие согласные)
Работа по заданию к тексту.
- Прочитайте и отгадайте загадки.
(слайд 7)
- Произнесите мягкий согласный звук в каждом слове – отгадке.
- Как обозначить мягкость согласного на письме в этих словах? (ь)
- Есть ли в них безударные гласные?
- Можно ли проверить их обозначение на письме?
(кольцо – кольца, пальто – из словаря)
Звуко – буквенный анализ слова «дождь».
- Прочитайте и объясните выражение.
(слайд 8: «Дождь льет как из ведра»)
- Скажите, одинаковое ли количество звуков и букв в выделенном слове?
- Почему?
Выполняют задание, коллективная проверка
Выполняют задания, отвечают на вопросы
Выполняют задания, отвечают на вопросы
X. Домаш-нее задание
Стр. 74, 76 (правило), упр. 82.
XI. Итог урока.
- Какими бывают согласные звуки?
- Почему согласные звуки произносятся то твердо, то мягко?
- Чему учились на уроке?
- Что нового узнали?
- Разгадайте ребус и оцените себя.
(слайд 9)
Отвечают на вопросы
Разгадывают ребус
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ