Конспект урока для 2 класса "Твердые и мягкие согласные"

Конспект урока с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)

Предмет: русский язык, комбинированный урок.

Тема: «Твердые и мягкие согласные»

Продолжительность: 1 академический час – 40 минут.

Класс: 2 класс.

Технологии: использована программа Microsoft PowerPoint.

Аннотация:

Урок «Твердые и мягкие согласные» является первым уроком по данной теме и четвертым уроком по теме «Согласные звуки и буквы» (по учебнику «Русский язык», авт. Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова). В представленном уроке учащиеся систематизируют знания о твердых и мягких согласных звуках и способах обозначения мягкости согласных букв на письме, вспомнят из материалов прошлых уроков классификацию согласных звуков, проверят свои знания слов из словаря с помощью слайдов презентации, научатся различать мягкие и твердые согласные звуки в словах и обозначать мягкость согласных на письме при помощи мягкого знака, потренируются в звуко – буквенном анализе слов.

Словарная работа, повторение материала, необходимого для изучения новой темы, а также объяснение и частично закрепление новой темы проводится с помощью программы Microsoft PowerPoint.

Конспект урока:


Тема урока: Твердые и мягкие согласные звуки.


Цели: систематизировать знания учащихся о твердых и мягких согласных звуках и способах обозначения мягкости согласных букв на письме; развивать навыки обозначения мягкости согласных на письме при помощи мягкого знака; формировать орфографическую зоркость, речь учащихся; воспитывать самостоятельность.


Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Орг. момент

- Как вы думаете, вы уже всё знаете о звуках русского языка?


Звук не можем мы увидеть

И не можем в руки взять.

Озорного невидимку

Можем ухом различать.

А ещё – произносить,

Но не трогать и носить.

(А. Кочергина)

Настрой на урок

II. Минутка чистописания

- На минутке чистописания повторим правильное написание букв Вв, поупражняемся в безотрывном письме элементов букв.


- Дайте характеристику букве В.для выполнения этого задания воспользуйтесь памяткой. (Приложение № 1)

(обозначает согласные звуки [в], [в], звонкие, парные, пара – согласные звуки [ф], [ф])


- Пропишите буквы и их элементы в тетради.






Дают характеристику буквы и звуков





Прописывают буквы и их элементы

III. Сообще-ние темы и целей урока.

- Сегодня на уроке вы вспомните, что уже изучали о звуках и буквах русского языка, узнаете что-то новое, будете учиться делать выводы, учиться видеть в словах орфограммы, чтобы писать без ошибок.


Слушают учителя

IV. Словар-ная работа.

- Вспомните, какие безударные гласные пишутся в словах из словаря.

(слайд 1)


- Запишите данные слова в тетрадь, вставив пропущенные буквы. Поставьте в словах знак ударения и подчеркните безударные гласные буквы, написание которых нужно запомнить.


- Проверьте себя, правильно ли вы вставили пропущенные буквы.

(слайд 1: открываются пропущенные буквы в словах)


- Познакомимся с новым словом из словаря.


- Назовите предметы на рисунках.

(показываются рисунки одежды: пальто, сарафан, платье, блузка (см. приложение №2))


- Как назвать эти предметы одним словом?

(одежда)


- Посмотрите, как пишется это слово.

(слайд 1: открывается слово «одежда»)


- Запишите его в тетради, поставьте знак ударения, подчеркните безударную гласную, которую нужно запомнить.






Выполняют задание





Самопроверка







Называют предметы




Называют слово







Записывают слово в тетради

V. Актуали-зация знаний.

- На какие две большие группы делятся все звуки в русском языке?

(по мере ответов на вопросы заполняется схема – слайд 2)

Звуки



Гласные

Согласные



Звонкие

Парные



Глухие

Непарные



?

?




- На какие группы в свою очередь можно разделить согласные звуки?

(звонкие – глухие, парные – непарные)


- Назовите парные согласные звуки.

(слайд 2)


- Назовите непарные согласные звуки.

(слайд 2)


- Сегодня вы должны узнать, на какие ещё две группы можно разделить согласные звуки.


Отвечают на вопросы

VI. Работа по теме урока.

  1. Сравнительный звуко – буквенный анализ первых слогов в парах слов.

- Назовите изображенные предметы.

(слайд 3: белка – бабочка)


- Произнесите первые звуки в этих словах.

- Чем они различаются?

- В каком слове первый согласный мягкий?


- Назовите изображенные пары предметов.

(слайд 3: зонт – зеркало, лук – лимон, помидор – перец)


- Выделите первый звук в словах каждой пары.

- Чем они различаются?


- Какие слова начинаются с твердых согласных звуков?


- Так какими бывают согласные звуки в словах?

(твердыми и мягкими)


  1. Работа с правилом.

- Прочитайте правило на стр. 74 учебника и скажите, верный ли мы сделали вывод.

(закончить схему: слайд 4)

Звуки




Согласные

Гласные



Парные

Звонкие



Глухие

Непарные



Мягкие

Твердые






Называют предметы


Отвечают на вопросы



Называют предметы



Отвечают на вопросы











Читают правило

VII. Физ-культминутка

- Я читаю пары слов. Если в слове слышите мягкий согласный звук – приседаете, если в слове только твердые согласные звуки – подпрыгиваете.

- Будьте очень внимательны.

Кон – конь, банька – банка,

кров – кровь, шест – шесть,

брать – брат.


Выполняют упражнения

VIII. Продол-жение работы по теме урока.

  1. Обозначение мягкости согласных звуков на письме.

- Прочитайте стихотворение.

(слайд 5)


- Какой звук слышится в конце выделенных слов – твердый или мягкий?


- Прочитайте выделенные слова.

(слайд 5: открываются закрытые буквы)


- Как обозначена мягкость согласного звука во втором слове?

(мягким знаком)


- Прочитайте правило на стр. 76 учебника.


  1. Самостоятельная работа.

- Послушайте шуточное стихотворение про мягкий знак.

(слайд 6: читаю стихотворение)


- Запишите пять слов, в которых пишется мягкий знак. Подчеркните мягкий знак.


- Какие слова записали?




Читают стихотворение


Отвечают на вопросы


Выполняют задание



Отвечают на вопросы



Читают правило



Слушают стихотворение



Записывают слова в тетрадях


Коллективная проверка


IX. Закрепле-ние.

  1. Выборочное списывание.

- Выполните упр. 79 на стр. 76 учебника.

(выписать слова, в которых есть мягкие согласные)


  1. Работа по заданию к тексту.

- Прочитайте и отгадайте загадки.

(слайд 7)


- Произнесите мягкий согласный звук в каждом слове – отгадке.


- Как обозначить мягкость согласного на письме в этих словах? (ь)


- Есть ли в них безударные гласные?

- Можно ли проверить их обозначение на письме?

(кольцо – кольца, пальто – из словаря)


  1. Звуко – буквенный анализ слова «дождь».

- Прочитайте и объясните выражение.

(слайд 8: «Дождь льет как из ведра»)


- Скажите, одинаковое ли количество звуков и букв в выделенном слове?

- Почему?



Выполняют задание, коллективная проверка


Выполняют задания, отвечают на вопросы













Выполняют задания, отвечают на вопросы


X. Домаш-нее задание


Стр. 74, 76 (правило), упр. 82.


XI. Итог урока.

- Какими бывают согласные звуки?

- Почему согласные звуки произносятся то твердо, то мягко?

- Чему учились на уроке?

- Что нового узнали?

- Разгадайте ребус и оцените себя.

(слайд 9)


Отвечают на вопросы




Разгадывают ребус




Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ