Конспект урока для 2 класса "Заглавная буква в именах собственных"

Автор разработки: Ерохина Наталия Витальевна,

учитель начальных классов

МКОУ Центральная ООШ

Идринского района Красноярского края

Конспект урока русского языка

УМК:   Школа России

Учебник: Т.Г.Рамзаева «Русский язык», в 2-ух частях,    Москва: Просвещение, 2011 год

Тема: «Заглавная буква в именах собственных»

Тип урока: Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями

Класс: 2

Цель: Формирование умений находить в тексте имена собственные, писать имена собственные с заглавной буквы.

Задачи:

  1. Совершенствовать умения находить в тексте имена собственные,записывать имена собственные с заглавной буквы.

  2. Способствовать развитию орфографической зоркости.

В области предметных умений учащиеся научатся

- на базовом уроне: различать собственные и нарицательные имена существительные;

- на повышенном уровне: научиться понимать и использовать в речи понятие «нарицательное имя существительное».

УУД:

Познавательные: Общеучебные: умения формулировать познавательную цель, анализировать свою работу и работу товарища, оценивать результат работы. Логические: выбор оснований для написания слова с заглавной (строчной) буквы.

Коммуникативные:умение вступать в диалог, сотрудничать с учителем и другими учениками; умение выражать свои мысли, строить высказывание в соответствии с задачами коммуникации; решать учебные проблемы, возникающие в ходе совместной работы.

Регулятивные: умение осознавать и различать то, что уже усвоено, с тем, что еще предстоит узнать; умение сравнивать собственный результат учебной деятельности с образцом, эталоном.



Оборудование:

  1. Учебник, тетрадь, письменные принадлежности.

  2. Карточки на каждого ученика.

  3. Компьютер, проектор, экран.



Ход урока:

  1. Организационный момент. 

Учитель.

- Здравствуйте, ребята! Приготовьтесь, пожалуйста, к работе. Проверьте посадку, положение тетради. Запишите в тетради число, слова «классная работа». При письме обратите внимание на высоту, ширину букв, правильность соединений букв, следите за наклоном.

- Сравните, пожалуйста, написанное в тетради с образцом записи на доске.

  1. Актуализация опорных знаний. 

Учитель:

- Совсем недавно вы читали сказки К.И. Чуковского. Из каких сказок эти строки?

  • Нам акула Каракула

Нипочём, нипочём,

Мы акулу Каракулу

Кирпичом, кирпичом,

Мы акулу Каракулу

Кулаком, кулаком!

Мы акулу Каракулу

Каблуком, каблуком!

  • А сороки-

Белобоки

Поскакали по полям,

Закричали журавлям:

"Горе! Горе! Крокодил

Солнце в небе проглотил!"

  • Звери задрожали,

В обморок упали.



Волки от испуга

Скушали друг друга.



Бедный крокодил

Жабу проглотил.



А слониха, вся дрожа,

Так и села на ежа.

Учитель:

-А сейчас мы будем находить имена собственные в текстах сказок Чуковского.

ПОКАЗ ПРЕЗЕНТАЦИИ, КОЛЛЕКТИВНОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЙ.

  1. Постановка цели урока

Имена существительные собственные и нарицательные.

- Догадались, чему будем учиться сегодня на уроке?

Варианты ответов детей.

- Сегодня на уроке мы будем учиться правильно писать имена собственные..

     4. Первичная проверка понимания.

Учитель:

- Сначала выясним, что обозначает слово собственное? Ваши варианты.

Варианты ответов учащихся:

- Собственное – это значит, находится  в собственности.

- А я думаю, что это слово обозначает – моё. Например, моя рука, моя нога.

Учитель:

- У каждого человека есть собственные имена существительные. Как вы думаете какие?

Варианты ответов учащихся:

- Я считаю, что это имя, фамилия и отчество.

Учитель:

- А для  чего человеку нужны имя, фамилия, отчество?

Варианты ответов учащихся:

- Я думаю, чтобы люди друг друга не путали.

- Мне кажется, чтобы было различие между людьми.

Учитель:

- Какие ещё собственные имена собственные вы знаете?

Варианты ответов учащихся:

- Клички животных – это собственные имена существительные.

- Названия городов, рек, улиц, деревень, сёл и т.д.

Учитель:

- Как пишутся собственные имена существительные?

Варианты ответов учащихся:

- Собственные имена существительные пишутся с заглавной буквы.

  1. Применение новых знаний. 

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА

А) На доске записаны предложения:

а) Игорь (Л, л)исицын сегодня дежурный.

Собаки чуть не оторвали (Л, л)исицын хвост.

б) В вазе красивые (Р, р)озы.

Иван попросил карандаш у (Р, р)озы.

в) Москва находится недалеко от (О,о)рла.

Ребята увидели (О,о)рла в зоопарке.

Учитель:

Прочитайте предложения, которые написаны на доске. Предположите, какое задание будете самостоятельно выполнять.

Варианты ответов учащихся:

- Нужно будет отличить собственные имена от нарицательных..

Учитель:

- Тот, кто выполнит задание первым, покажет на доске свой вариант ответа.

(Самостоятельная работа)

Учитель:

Б) РАБОТА В ПАРАХ

- Следующее задание вам нужно будет выполнить вместе, посовещавшись, потому что оно сложное. Нужно будет найти в тексте ошибки.

Каждое лето семья Гущиных уезжает на дачу. Дача находится около села берёзовка. Неподалёку протекает речушка вертушинка. часто к Гущиным приезжают отдыхать родственники из москвы, дядя Петя и тётя оля. Хорошо отдыхать летом на даче!

ВЗАИМОПРОВЕРКА ГРУПП, ОБСУЖДЕНИЕ ВЫПОЛНЕНИЯ.

В) ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЙ ТВОРЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

Учитель:

- А сейчас каждый будет подбирать имена собственные, будем учиться превращать имена в фамилии.

  1. Запиши подходящие по смыслу имена собственные.

Писатель ______________________________________,

космонавт _____________________________________,

учитель _______________________________________,

мой друг ______________________________________,

город ______________________,

река ________________________,

страна ______________________,

телёнок _____________________,

пёс ___________________.



  1. Образуй фамилии от имён:

Иван – Иванов, Григорий – Григорьев,

Степан - ________________

Пётр - __________________

Дмитрий - ___________________

Алексей - ___________________

Трофим - ___________________.



  1. Итог урока

Учитель:

- Все ли получилось на уроке? Почему не все? Могут ли полученные знания пригодиться в жизни?

Варианты ответов учащихся:

- Мы должны уметь правильно  записывать свои имя, отчество, фамилию.

- На уроке окружающего мира мы часто записываем географические названия,  их необходимо писать с большой буквы.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ