Конспект урока для 1 класса "Знакомство с буквой й"
Урок обучения грамоте.
Класс: 1
УМК «Начальная школа 21 века».
Учитель: Чимитова И.Т.
Тема урока: Знакомство с буквой й.
Цель: создать условия для знакомства с буквой й.
Задачи: 1) формировать навык чтения слов, предложений с изученной буквой.
2) развивать речь, фонематический слух, творческое воображение.
3) воспитывать интерес к чтению.
Ход урока:
Эмоциональный настрой.
Дорогие мои друзья!
Нашей встрече рада я!
Разрешите вас обнять.
Всем удачи пожелать.
- Какое у вас настроение?
- Покажите солнышко если хорошее настроение, тучку, если настроение не очень хорошее.
-Чтобы настроение улучшилось, повернитесь друг к другу, улыбнитесь и пожелайте удачи!
2) Введение в тему урока.
Уезжаю.
До свидания, друзья.
Еду, еду, еду я –
Не в метро и не в машине,
Не в вагоне электрички,
А в коробке из под чая –
Или нет верхом на спичке,
На соломинке скачу,
На пушинке я лечу.
Не в Рязань, не в Казань,
Не в Ростов, не в Тамбов,
Не в Африку, не в Азию,
А в страну Фантазию!
- Хотите поехать со мной? С собой в дорогу мы возьмём внимание, воображение, сообразительность. Начинаем путешествовать.
3) Объявление темы и постановка целей урока.
- Чтобы узнать, на чём отправимся в путешествие, отгадайте загадку.
Спозаранку за окошком –
Стук, и звон, и кутерьма.
По прямым стальным дорожкам
Ходят красные дома.
Добегает до окраин,
А потом бегут назад.
Впереди сидит хозяин
И ногою бьёт в набат.
Поворачивает ловко
Рукоять перед окном.
Там, где надпись «Остановка»,
Останавливает дом.
То и дело на площадку
Входит с улицы народ,
А хозяйка по порядку
Всем билетики даёт. (Трамвай).
(слайд 1.)
- Произнесите слово отгадку, выделяя интонационно последний звук. Назовите звук.
- Какой это звук согласный или гласный? (Согласный).
- Почему согласный? (При произношении этого звука выдыхаемый воздух встречает преграду).
- Всегда какой? (мягкий).
- А что ещё вы знаете про этот звук? - При изучении, каких звуков мы говорили об этом звуке? (Гласные е, ё, ю, я в начале слова или после других гласных обозначают два звука, один из которых [й]).
- А какими буквами на письме обозначается звук [й]?
(слайд 2. [й] )
й ё е я ю
(Буквы открываются по мере их называния детьми. Последнее окошечко сразу не открывается, так как дети ещё не знакомы с этой буквой).
- А кто из вас знает ещё какой буквой можно обозначить этот звук? (Спросить нескольких ребят).
- Некоторые из вас уже знакомы с буквой Й,й. А некоторым предстоит только познакомиться с этой буквой.
- Так какая же тема сегодняшнего урока? (Знакомство с буквой Й,й).
- Вы определили тему урока, а теперь сформулируйте задачи нашего урока. Закончите предложения.
(Слайд 3. - Я хочу познакомиться с …
- Я буду учиться отличать …
- Я буду учиться читать …
- Я хочу узнать …).
- Зачем нам это надо знать?
4). Работа по теме урока.
1. Сказка про Й.
2. Звукобуквенный анализ слов «чайка», «гайка».
- Пока слушали сказку, наш трамвай вёз нас по рельсам вперёд, а теперь … стоп! Остановка – «Звукобуквенные схемы».
- Откройте буквари на стр. 71. Рассмотрите схемы слов.
- Модели каких слов надо составить?
- Используя 3-хцветные фишки составьте звукобуквенные модели слов «чайка», «гайка».
- Какой по счёту в данных словах звук [й]? (третий).
- Какой буквой обозначим звук [й] в этих словах?
3. Знакомство с буквой Й,й.
- Эта буква не простая, голос краток и сердит,
Потому как запятая на её плечах сидит.
- Эта буква называется И краткое (выставить карточку с буквой).
- Буква Й – это наш водитель трамвая.
- А кто знает, как называют водителя трамвая?
- Буква Й – наш вагоновожатый. Давайте познакомимся с ней поближе.
- Рассмотрите букву Й. На что она похожа?
- Замените в схемах слов фишки, обозначающие третьи звуки буквами.
- Сравните слова «чайка», «гайка». Объясните, чем они похожи и чем различаются?
- Напечатайте букву в книжках-малышках.
4. Дифференцированная работа.
(Не читающие дети заучивают стих: Наверху у Й – кавычка,
Словно маленькая птичка).
(Читающие дети – читают стихотворение на стр. 71 Букваря).
- О чём говорится в стихотворении?
5. Чтение слов с новой буквой.
- Наш удивительный трамвай продолжает двигаться вперёд. Впереди тоннель. Что такое тоннель? (Сквозной коридор, проезд, прорытый под землёй, в горах).
- Ребята, закройте глаза, пофантазируйте. (Пауза).
- Что представили?
- А что бы быстрее проскочить тоннель, нам нужно прочитать слова с новой буквой. (Букварь стр. 72).
- Тоннель кончается, но выход из него преградила решётка. Чтобы её открыть, надо заполнить таблицу, меняя одну букву.
л
е
й
л
а
й
м
а
й
м
о
й
р
о
й
л
е
й
а
м
о
р
6. Игра «Превращения слов».
- Посмотрите, к нам в трамвай просятся новые пассажиры. Но мы не можем их принять. У них в именах-названиях нет буквы Й. Что же делать?
(Слова: заяц, змея, семья). Дети предлагают изменить слова, чтобы в них появилась буква Й. Заяц – зайка, змея – змейка, семья – семейка.
- Никто не остался на остановке. Всё в порядке, можно ехать?
7. Определение лексических значений многозначных слов (омонимов) «рой», «мой».
- У нас в трамвае есть интересные пассажиры – слова-близнецы. Давайте познакомимся с ними поближе.
- Прочитайте слова.
- Попробуйте догадаться, почему от каждой записи идёт по 2 стрелочки. (одинаково читаются, а значения разные).
- Докажите. Составьте предложения с данными словами.
- А вы можете привести примеры таких слов? (ручка, кран, ключ).
5). Итог урока.
- Подходит к концу наше путешествие. Вспомним сказку про Й. Удалось ли букве Й остаться без работы?
- Вернёмся к нашим предложениям.
(Слайд 3. - Я хочу познакомиться с …
- С какой буквой познакомились? (с буквой Й).
- Я буду учиться отличать …
- Как отличить Й от буквы И? (у Й сверху кавычка, у И её нет).
- Я буду учиться читать …
- Научились читать слова?
- Я хочу узнать …).
- Какое у вас настроение? Покажите солнышко или тучку. Улучшилось?
- Перед вами дерево, на нём нет листьев. Мы сейчас с вами украсим дерево.
- На уроке было понятно, не было затруднений возьмите зелёный лист и прикрепите к дереву.
- Если были небольшие затруднения, надо ещё позаниматься дома – жёлтый лист.
- Если было трудно, не понятно – лист красного цвета.
- Спасибо за урок!
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ