Конспект урока для 1 класса «Звуки [л], [л,]. Буквы Л, л»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Покровская начальная общеобразовательная школа Октябрьского района»





Разработка урока

УМК «Планета знаний» под редакцией И.Петровой

1 класс.



Учебник «Букварь» Т.М. Андрианова. («Издательство Астрель», 2012)

Вид урока: урок «открытия» нового знания.



Тема: «Звуки [л], [л,]. Буквы Л, л».

Цецуренко Светлана Васильевна,

учитель начальных классов

высшей категории.




2014г.



Тема урока: «Звуки [л] [л,], обозначение их буквой «Л, л».



Цели деятельности педагога: организовать работу по ознакомлению с буквой Л, л; научить произносить слово с интонационным выделением заданного звука без опоры на образец произнесения учителем, выделять на слух и дифференцировать согласные звуки [л], [л'] из предъявленных слов, узнавать графический образ букв, выполнять звуковой анализ слов «ли­са», «волк», «луна»; развивать речь учащихся, способствовать формированию навыка чтения сочетаний букв, слов, предложений, воспитанию интереса к чтению расширять кругозор и словарный запас учащихся.

Планируемые результаты образования:

Предметные: знают букву Л л; умеют читать прямые слоги, произносить слово с интона­ционным выделением заданного звука без опоры на образец произнесения учителем, выделять на слух и дифференцировать согласные звуки [л], [л'] из предъявленных слов, узнавать графиче­ский образ букв, выполнять звуковой анализ слов «лиса», «волк».

Метапредметные (критерии сформированиости/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):

Познавательные: общеучебные - выполнение звукового анализа слов; структурирование знаний.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие; учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструк­тивные способы взаимодействия с окружающими; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимо-действие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми..

Личностные: высказывают своё мнение, подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным мнением; уважают мнение других планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Тип урока: урок – открытия нового знания.



Методы обучения:

  • словесный, наглядный, проблемный, частично - поисковый.



Формы организации познавательной деятельности:

  • фронтальная работа

  • групповая

  • индивидуальная

Средства обучения:

  • у учителя – компьютер, презентация, доска, карточки с буквами, лукошки, карточки со словами;

  • у учащихся – фишки, цветные карандаши, линейки «светофоры», лист «оцени себя».













Ход урока

(технологическая карта урока )










Основные

этапы

организации

учебной

деятельности

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия



Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

1. Орг. момент


Готовность к уроку

Правило «Я ученик»

Проговорить хором:

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Звуки с буквами пришли,

Чтоб порядок навести.



Рефлексия своих действий

Осуществляют самоконтроль по правилу «Я ученик».



2. Актуализация знаний (вспоминаем что знаем).


Актуализация изученных способов действий, достаточных для построения нового знания и их обобщения.

- Ребята изобразите свое настроение на начало урока


-Ребята посмотрите, кто к нам сегодня пришёл в гости.


- Как вы думаете, где живёт лесовичок?


На доске:

Буквы и 2 корзинки.

а, я, о, у, и, ы, р, м, н

- Лесовичок нёс в корзинках буквы, но по дороге они у него рассыпались. Давайте поможем Лесовичку собрать буквы.

ИГРА: «Разбей на группы» У. Назови буквы?

-Разбей на группы.(а, о, у, ы, и) (н, л, к, т, с)


-На какие две группы делятся звуки?

-Какие звуки в первой группе? -Почему мы их называем гласные?

- Что обозначают эти гласные буквы?


- Какие звуки во второй группе? --Почему мы их называем согласные?


-Какие это согласные?

Сонорные согласные –

Самые прекрасные!

Повсюду ясно слышатся,

Звучат почти как гласные!


- Сколько гласных букв в русском языке?

- Сколько гласных звуков вы знаете?

- Чем буквы отличаются от звуков?


- Если мы пишем письмо, то пишем буквы или звуки?

- Если говорим, то произносим буквы или звуки?
















-Это Лесовичок.




-Лесовичок живёт в лесу.






















Один учащийся работает у доски.











-Гласные и согласные.



-А,У,О,И,Я






-Твёрдость

-Мягкость согласного звука.






--м, н, р



-Непарные, звонкие,сонорные

Сонорными называются согласные, в образовании которых голос преобладает над шумом. в их образовании практически не участвует шум.










-Гласных букв-10.





-Гласных звуков-6




-Буквы мы видим и пишем, а звуки произносим и слышим.







-Буквы.





-Звуки.




Вместе с учителем читают «буксиром» медленно, затем убыстряют темп












Логические – анализ объектов с целью выделения признаков.






















Индивидуальная работа на маркерной доске.

Дети фиксируют в графические модели в буквенной форме выделенные связи и отношения.


















Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.


















Воспринимают ответы обучающихся.




Осуществляют самоконтроль.













Высказывают своё мнение, подтверждая собственными аргументами.


3.Постановка учебных задач

(тема, цель)



Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи

- Ребята, все ли буквы нам известны?

- Хотите познакомиться с новой буквой?


- Давайте сформулируем цели нашего урока



-Нет не все.



-Хотим.


-Познакомиться с новыми звуками, узнать какой бук-вой они обозначаются, будем выполнять звуковой анализ слов, читать слоги, слова с этой буквой, составлять схемы слов.

Общеучебные: само-стоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы


Учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя.


4. Открытие нового знания.




Игра «Услышь звук».

- Вы любите сказки?

- Сейчас я вам прочитаю отрывочек, а вы помогите Лесовичку узнать, что это за сказка. И подумайте, какие звуки чаще других встречаются в этом отрывке.

- Поможем Лесовичку?

Игра «Услышь звук».


Учитель читает отрывок из сказки «Лиса и волк».


-Лиса сказала волку: «Налови сам». Светила луна. Подошёл волк к полынье опустил хвост.Сидел и приговаривал: «Ловись, ловись рыбка и большая и маленькая».


- И так из какой сказки этот отрывочек?


- Какие звуки чаще других повторялись?


- Назовите слова, в которых вы услышали звук [л].

Характеристика звука [л] и доказательство.

- Назовите слова, в которых вы услышали звук [л`].

























































-Из сказки «Лиса и волк».






-Звуки [л], [л`].






-Звук[л] в словах:

сказала, волк, налови, опустил, сидел, ловись,

приговаривал.






-Звук [л`] в сло-вах: лиса, боль-шая, маленькая






Фиксируют проблему.



Отличать новое от уже известного с помощью учителя; делать выводы в результате совместной работы всего класса.







Слушают учителя.




Оформлять свою мысль в устной речи; слушать и понимать речь других.











Умение высказывать своё предположение (версию);

учиться работать по предложенному плану;

учиться отличать верно выполненное задание от неверного

4. Реализация построенного проекта.












































































































Решение исходной задачи.


Букварь стр.37.

-Рассмотрите иллюстрацию к сказке.

-Кто и что изображено на иллюстрации?

- Из какой сказки лиса?


-В каких ещё русских народных сказках встречается лиса?


-Кто может назвать автора этой сказки?


Словарная работа:

Лукошко-что означает это слово .

Лапоть-раньше люди плели из лыка или бересты, это крестьянская обувь,которая охватывает ступню.


-Отгадайте загадку:

Хитрая плутовка Рыжая головка,

Пушистый хвост-краса. Кто же это? Пр-я

- Сколько звуков в слове Лиса (4 звука)

- Назовите первый звук,


- Где вы его услышали в начале слова, в середине или в конце.

- Какой буквой обозначается звук [л]?

- А теперь все вместе произнесите звук Л. Что вы заметили? Что происходит у нас в ротике? (язычок упирается в зубки, есть преграда).

- Что же можно сказать о звуке Л, какой он ?


-Если долго в брюшке пусто,

На луну он воет грустно.Пр-я

Анализ слова


ВЫВОД:

- С какими же звуками мы будем сегодня работать?










-Лиса, лукошко, лапоть.


-Из сказки «Лиса и волк».





-«Теремок», «Колобок», «Кот Лиса и Петух»






-Русская народная сказка.




- Небольшая плетённая корзинка из лыка или прутьев.

Лыко-волокнистая древесная ткань, которая отделяется от ствола дерева молодой липы, ивы, которые разделяют на узкие полосы.

Береста-верхний слой коры дерева берёзы.










 

-Лиса.






-Звук [л,]











-Буквой Л(эль)













-Согласный, может быть твердым и мягким, звонкий







- Волк.








-Мы будем работать со звуками [л], [л`].



















Осуществляют работу по выполнению отдельных операций.

- наблюдение по иллюстрации;

-понимание информации

-выделение объектов по заданным критериям
































Учатся формулировать собственное мнение и позицию.




























Строят понятные для собеседника высказывания.










Учатся формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей в виде вопросов к ученику (начало формирования алгоритма самооценки.


























Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

5.Физминутка


-Буквой Л (эль) расставим ноги,

Словно в пляске руки в боки,

Наклонились влево, вправо,

Получается на славу!


Формирование внимания.




Осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений отдельных учащихся



6. Первичное закрепление через сравнение буквосочетаний и слов.


- А сейчас я узнаю, кто из вас был самым внимательным.

-Когда волк ловил рыбу днём или ночью?

- Как вы догадались, что ночью? Пр-я

-На что похожа буква Л?

-Алфавит продолжит наш

Буква Л-лесной шалаш. Пр-я

-Букву Л из лыж мы сложим,

Палочку наверх положим,

Одна лыжа стоит прямо,

Другая клонится упрямо.

-Изобразите букву Л из карандашей.

- Звуки [л]- [л,]-гласный или согласный? Почему?

Работа с буквой (на доске всё что знают)

Чтение слов в учебнике по столбикам.

- Лесовичок предлагает вам поиграть в игру «Эхо».

нам будет читать слоги, а вы эхом повторять.


-Прочитайте слова первого столбика.


-Что интересного вы заметили?



-Что общего в словах 2 столбика?


-Прочитайте слова третьего столбика.


Почему эти слова с заглавной буквы?


- Как вы думаете какое слово лишнее.



-Сравните написание и произношение слов четвёртого столбика.


-Что можно составить из слов?

-Что такое предложение?


-Какие бывают предложения по цели высказывания?

Работа над предложением. Б.стр.37

Чтение текста.

Рассмотрите.

- Сколько в тексте предложений?


- Каким словом можно заменить рисунок?


У Романа ара. Он мал. Роман наломал ветки. –

На, ара, на!.


-Что такое диалог? Пр-я


На доске схема предложения:

________ ________ _______ .

- Схема чего на доске?


-Выберите из текста предложения к данной схеме


-Сколько слов в предложении?

-Назовите первое слово. Второе.Третье.


Пр-я













-Волк ловил рыбу ночью.





-Светила луна.






























-Согласный ,не поётся, при произношении встречаются преграды

















эм НА ДОСКЕ

эн

эл







-Слова 1 столбика – это название букв.



НА ДОСКЕ

Мал мала мало

-Первый слог – ма )



Учебник

Алла Элла ,Эмма




-Это имена людей.



-Алла, потому что оно начинается с буквы А, а другие слова с буквы Э



Лом ломал наломал


-К первому слову прибавляются слоги.




_Предложение


-Предложение законченная мысль.












-4 предложения



-веточек



Ара – длиннохвостый попугай





-Разговор двух людей.










-Схема предложения.





-Роман наломал веток.
















-




Отличать новое от уже известного с помощью учителя; делать выводы в результате совместной работы всего класса;

моделирование; умение осознанно и произвольно строить речевое выска-зывание; логические- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство.


































Применяют новый способ нахождение данных звуков в словах.

Отработка операций, в которых допущены ошибки.

Вместе с учителем читают «буксиром» первый раз медленно, второй раз орфоэпически.



Делают вывод : Имена, отчества и фамилии людей пишутся с заглавной буквы.











Осуществляют работу по выполнению отдельных операций.

- наблюдение по иллюстрации;

-понимание информации

-выделение объектов по заданным критериям.

































Делают вывод :Предложение - это слова, связанные по смыслу.






Индивидуальное чтение





Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаи-модействия; интегри-роваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимо-действие и сотрудниче-ство со сверстниками и взрослыми.
















































Строят рассуждения понятные для собеседника. Используют речь для регуляции своего действия














Учатся формулировать собственное мнение и позицию.



















Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия.



































В паре составляют друг другу предложение по схеме

Вступать в диалог.

Учиться выскаывать своё предположение (версию); учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
















































































































Самопроверка. Отрабатывают способ в целом.

Осуществляют пошаговый контроль по результату.

Алгоритм рассуждений самооценки .


7. Физминутка.


Игра: «Услышь звук».

- Если услышите звук [л] прыгните один раз, если услышите звук [л`] – хлопните в ладошки.

Лыжи, лампа, лось, лифт, ласточка, лимон, лук, лебедь, лак.










Солнце, лягушки, галстук, листик, лотос, клювик


Формирование внимания.

Понимать информацию .

Выделять объекты на основе существенных признаков.

Формирование фонематического слуха.


8.Работа с иллюстрациями.



-Рассмотрите рисунки .

-Кого вы видите на рисунке?

-Подберите к каждому рисунку соответствующее предложение.

Игра: «Замени букву»


-В словах, которые я назову, замените звук «р» на «л», а где услышите «л» на «р».


Рама , лис , репка , рожки, рожь, игла , колобок, жарко, Марина, Алина


Работа с пословицей


На доске напечатана пословица:

Лучше поздно,чем никогда.


Чтение учителем: Лучше поздно, чем никогда.

-С какой буквы начинается пословица?


- Когда так говорят: «Лучше поздно, чем никогда».

-Сколько таких букв в пословице?

- Так с какими звуками и буквой вы сегодня познакомились?

- А теперь изобразите свое настроение на ваших буквах «Л».






-Детей.



Мало!


Мало!















-Лама,рис, лепка, ложки, ложь, игра, коробок,жалко, малина,Арина.
















-С буквы Л








-1.





9. Контроль на этапе

окончания учебной темы.


Работа в тетради

РТ.стр.19 №3

-Поставь знак около изображения…

4

5


Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.


Рефлексия своих действий


Осуществляют контроль по результату в форме сличения своей работы с заданным эталоном.


9.Рефлексия учебной деятельности

Соотнести цель и результаты учебной деятельности.

-С какой буквой познакомились?

-Чему учились?

-Что было трудно?

-Что было интересно?

-За что себя можешь похвалить?

-Над чем еще надо поработать?



-У вас на партах лежат оценочные круги, найдите кружочек и оцените свою работу. Если вы работали активно возьмите, кружочек зелёным цветом, если вам было сложно ответить на некоторые вопросы возьмите кружочек жёлтым цветом и если вы не смогли ответить ни на один вопрос возьмите кружочек красным цветом.


-Познакомились с буквой Л


-Выполнять звуковой анализ слов, читать слоги, слова с этой буквой, составлять схемы слов.

Соотносятся цель и результаты.

Фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.











Учащиеся оценивают свою работу на данном этапе урока.

Рефлексия своих действий

Самооценка собственной деятельности.

(продолжи предложения:

Я понял, что….

Было интересно…..

Было трудно……

Мне захотелось….

У меня получилось…..)



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ