Конспект урока для 1 класса «Звуки [л], [л,]. Буквы Л, л»
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Покровская начальная общеобразовательная школа Октябрьского района»
Разработка урока
УМК «Планета знаний» под редакцией И.Петровой
1 класс.
Учебник «Букварь» Т.М. Андрианова. («Издательство Астрель», 2012)
Вид урока: урок «открытия» нового знания.
Тема: «Звуки [л], [л,]. Буквы Л, л».
Цецуренко Светлана Васильевна,
учитель начальных классов
высшей категории.
2014г.
Тема урока: «Звуки [л] [л,], обозначение их буквой «Л, л».
Цели деятельности педагога: организовать работу по ознакомлению с буквой Л, л; научить произносить слово с интонационным выделением заданного звука без опоры на образец произнесения учителем, выделять на слух и дифференцировать согласные звуки [л], [л'] из предъявленных слов, узнавать графический образ букв, выполнять звуковой анализ слов «лиса», «волк», «луна»; развивать речь учащихся, способствовать формированию навыка чтения сочетаний букв, слов, предложений, воспитанию интереса к чтению расширять кругозор и словарный запас учащихся.
Планируемые результаты образования:
Предметные: знают букву Л л; умеют читать прямые слоги, произносить слово с интонационным выделением заданного звука без опоры на образец произнесения учителем, выделять на слух и дифференцировать согласные звуки [л], [л'] из предъявленных слов, узнавать графический образ букв, выполнять звуковой анализ слов «лиса», «волк».
Метапредметные (критерии сформированиости/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):
Познавательные: общеучебные - выполнение звукового анализа слов; структурирование знаний.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие; учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимо-действие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми..
Личностные: высказывают своё мнение, подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным мнением; уважают мнение других планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Тип урока: урок – открытия нового знания.
Методы обучения:
словесный, наглядный, проблемный, частично - поисковый.
Формы организации познавательной деятельности:
фронтальная работа
групповая
индивидуальная
Средства обучения:
у учителя – компьютер, презентация, доска, карточки с буквами, лукошки, карточки со словами;
у учащихся – фишки, цветные карандаши, линейки «светофоры», лист «оцени себя».
Ход урока
(технологическая карта урока )
Основные
этапы
организации
учебной
деятельности
Цель этапа
Содержание педагогического взаимодействия
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Познавательная
Коммуникативная
Регулятивная
1. Орг. момент
Готовность к уроку
Правило «Я ученик»
Проговорить хором:
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Звуки с буквами пришли,
Чтоб порядок навести.
Рефлексия своих действий
Осуществляют самоконтроль по правилу «Я ученик».
2. Актуализация знаний (вспоминаем что знаем).
Актуализация изученных способов действий, достаточных для построения нового знания и их обобщения.
- Ребята изобразите свое настроение на начало урока
-Ребята посмотрите, кто к нам сегодня пришёл в гости.
- Как вы думаете, где живёт лесовичок?
На доске:
Буквы и 2 корзинки.
а, я, о, у, и, ы, р, м, н
- Лесовичок нёс в корзинках буквы, но по дороге они у него рассыпались. Давайте поможем Лесовичку собрать буквы.
ИГРА: «Разбей на группы» У. Назови буквы?
-Разбей на группы.(а, о, у, ы, и) (н, л, к, т, с)
-На какие две группы делятся звуки?
-Какие звуки в первой группе? -Почему мы их называем гласные?
- Что обозначают эти гласные буквы?
- Какие звуки во второй группе? --Почему мы их называем согласные?
-Какие это согласные?
Сонорные согласные –
Самые прекрасные!
Повсюду ясно слышатся,
Звучат почти как гласные!
- Сколько гласных букв в русском языке?
- Сколько гласных звуков вы знаете?
- Чем буквы отличаются от звуков?
- Если мы пишем письмо, то пишем буквы или звуки?
- Если говорим, то произносим буквы или звуки?
-Это Лесовичок.
-Лесовичок живёт в лесу.
Один учащийся работает у доски.
-Гласные и согласные.
-А,У,О,И,Я
-Твёрдость
-Мягкость согласного звука.
--м, н, р
-Непарные, звонкие,сонорные
Сонорными называются согласные, в образовании которых голос преобладает над шумом. в их образовании практически не участвует шум.
-Гласных букв-10.
-Гласных звуков-6
-Буквы мы видим и пишем, а звуки произносим и слышим.
-Буквы.
-Звуки.
Вместе с учителем читают «буксиром» медленно, затем убыстряют темп
Логические – анализ объектов с целью выделения признаков.
Индивидуальная работа на маркерной доске.
Дети фиксируют в графические модели в буквенной форме выделенные связи и отношения.
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Воспринимают ответы обучающихся.
Осуществляют самоконтроль.
Высказывают своё мнение, подтверждая собственными аргументами.
3.Постановка учебных задач
(тема, цель)
Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи
- Ребята, все ли буквы нам известны?
- Хотите познакомиться с новой буквой?
- Давайте сформулируем цели нашего урока
-Нет не все.
-Хотим.
-Познакомиться с новыми звуками, узнать какой бук-вой они обозначаются, будем выполнять звуковой анализ слов, читать слоги, слова с этой буквой, составлять схемы слов.
Общеучебные: само-стоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы
Учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя.
4. Открытие нового знания.
Игра «Услышь звук».
- Вы любите сказки?
- Сейчас я вам прочитаю отрывочек, а вы помогите Лесовичку узнать, что это за сказка. И подумайте, какие звуки чаще других встречаются в этом отрывке.
- Поможем Лесовичку?
Игра «Услышь звук».
Учитель читает отрывок из сказки «Лиса и волк».
-Лиса сказала волку: «Налови сам». Светила луна. Подошёл волк к полынье опустил хвост.Сидел и приговаривал: «Ловись, ловись рыбка и большая и маленькая».
- И так из какой сказки этот отрывочек?
- Какие звуки чаще других повторялись?
- Назовите слова, в которых вы услышали звук [л].
Характеристика звука [л] и доказательство.
- Назовите слова, в которых вы услышали звук [л`].
-Из сказки «Лиса и волк».
-Звуки [л], [л`].
-Звук[л] в словах:
сказала, волк, налови, опустил, сидел, ловись,
приговаривал.
-Звук [л`] в сло-вах: лиса, боль-шая, маленькая
Фиксируют проблему.
Отличать новое от уже известного с помощью учителя; делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Слушают учителя.
Оформлять свою мысль в устной речи; слушать и понимать речь других.
Умение высказывать своё предположение (версию);
учиться работать по предложенному плану;
учиться отличать верно выполненное задание от неверного
4. Реализация построенного проекта.
Решение исходной задачи.
Букварь стр.37.
-Рассмотрите иллюстрацию к сказке.
-Кто и что изображено на иллюстрации?
- Из какой сказки лиса?
-В каких ещё русских народных сказках встречается лиса?
-Кто может назвать автора этой сказки?
Словарная работа:
Лукошко-что означает это слово .
Лапоть-раньше люди плели из лыка или бересты, это крестьянская обувь,которая охватывает ступню.
-Отгадайте загадку:
Хитрая плутовка Рыжая головка,
Пушистый хвост-краса. Кто же это? Пр-я
- Сколько звуков в слове Лиса (4 звука)
- Назовите первый звук,
- Где вы его услышали в начале слова, в середине или в конце.
- Какой буквой обозначается звук [л]?
- А теперь все вместе произнесите звук Л. Что вы заметили? Что происходит у нас в ротике? (язычок упирается в зубки, есть преграда).
- Что же можно сказать о звуке Л, какой он ?
-Если долго в брюшке пусто,
На луну он воет грустно.Пр-я
Анализ слова
ВЫВОД:
- С какими же звуками мы будем сегодня работать?
-Лиса, лукошко, лапоть.
-Из сказки «Лиса и волк».
-«Теремок», «Колобок», «Кот Лиса и Петух»
-Русская народная сказка.
- Небольшая плетённая корзинка из лыка или прутьев.
Лыко-волокнистая древесная ткань, которая отделяется от ствола дерева молодой липы, ивы, которые разделяют на узкие полосы.
Береста-верхний слой коры дерева берёзы.
-Лиса.
-Звук [л,]
-Буквой Л(эль)
-Согласный, может быть твердым и мягким, звонкий
- Волк.
-Мы будем работать со звуками [л], [л`].
Осуществляют работу по выполнению отдельных операций.
- наблюдение по иллюстрации;
-понимание информации
-выделение объектов по заданным критериям
Учатся формулировать собственное мнение и позицию.
Строят понятные для собеседника высказывания.
Учатся формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей в виде вопросов к ученику (начало формирования алгоритма самооценки.
Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.
5.Физминутка
-Буквой Л (эль) расставим ноги,
Словно в пляске руки в боки,
Наклонились влево, вправо,
Получается на славу!
Формирование внимания.
Осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений отдельных учащихся
6. Первичное закрепление через сравнение буквосочетаний и слов.
- А сейчас я узнаю, кто из вас был самым внимательным.
-Когда волк ловил рыбу днём или ночью?
- Как вы догадались, что ночью? Пр-я
-На что похожа буква Л?
-Алфавит продолжит наш
Буква Л-лесной шалаш. Пр-я
-Букву Л из лыж мы сложим,
Палочку наверх положим,
Одна лыжа стоит прямо,
Другая клонится упрямо.
-Изобразите букву Л из карандашей.
- Звуки [л]- [л,]-гласный или согласный? Почему?
Работа с буквой (на доске всё что знают)
Чтение слов в учебнике по столбикам.
- Лесовичок предлагает вам поиграть в игру «Эхо».
… нам будет читать слоги, а вы эхом повторять.
-Прочитайте слова первого столбика.
-Что интересного вы заметили?
-Что общего в словах 2 столбика?
-Прочитайте слова третьего столбика.
Почему эти слова с заглавной буквы?
- Как вы думаете какое слово лишнее.
-Сравните написание и произношение слов четвёртого столбика.
-Что можно составить из слов?
-Что такое предложение?
-Какие бывают предложения по цели высказывания?
Работа над предложением. Б.стр.37
Чтение текста.
Рассмотрите.
- Сколько в тексте предложений?
- Каким словом можно заменить рисунок?
У Романа ара. Он мал. Роман наломал ветки. –
На, ара, на!.
-Что такое диалог? Пр-я
На доске схема предложения:
________ ________ _______ .
- Схема чего на доске?
-Выберите из текста предложения к данной схеме
-Сколько слов в предложении?
-Назовите первое слово. Второе.Третье.
Пр-я
-Волк ловил рыбу ночью.
-Светила луна.
-Согласный ,не поётся, при произношении встречаются преграды
эм НА ДОСКЕ
эн
эл
-Слова 1 столбика – это название букв.
НА ДОСКЕ
Мал мала мало
-Первый слог – ма )
Учебник
Алла Элла ,Эмма
-Это имена людей.
-Алла, потому что оно начинается с буквы А, а другие слова с буквы Э
Лом ломал наломал
-К первому слову прибавляются слоги.
_Предложение
-Предложение законченная мысль.
-4 предложения
-веточек
Ара – длиннохвостый попугай
-Разговор двух людей.
-Схема предложения.
-Роман наломал веток.
-
Отличать новое от уже известного с помощью учителя; делать выводы в результате совместной работы всего класса;
моделирование; умение осознанно и произвольно строить речевое выска-зывание; логические- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство.
Применяют новый способ нахождение данных звуков в словах.
Отработка операций, в которых допущены ошибки.
Вместе с учителем читают «буксиром» первый раз медленно, второй раз орфоэпически.
Делают вывод : Имена, отчества и фамилии людей пишутся с заглавной буквы.
Осуществляют работу по выполнению отдельных операций.
- наблюдение по иллюстрации;
-понимание информации
-выделение объектов по заданным критериям.
Делают вывод :Предложение - это слова, связанные по смыслу.
Индивидуальное чтение
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаи-модействия; интегри-роваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимо-действие и сотрудниче-ство со сверстниками и взрослыми.
Строят рассуждения понятные для собеседника. Используют речь для регуляции своего действия
Учатся формулировать собственное мнение и позицию.
Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия.
В паре составляют друг другу предложение по схеме
Вступать в диалог.
Учиться выскаывать своё предположение (версию); учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Самопроверка. Отрабатывают способ в целом.
Осуществляют пошаговый контроль по результату.
Алгоритм рассуждений самооценки .
7. Физминутка.
Игра: «Услышь звук».
- Если услышите звук [л] прыгните один раз, если услышите звук [л`] – хлопните в ладошки.
Лыжи, лампа, лось, лифт, ласточка, лимон, лук, лебедь, лак.
Солнце, лягушки, галстук, листик, лотос, клювик
Формирование внимания.
Понимать информацию .
Выделять объекты на основе существенных признаков.
Формирование фонематического слуха.
8.Работа с иллюстрациями.
-Рассмотрите рисунки .
-Кого вы видите на рисунке?
-Подберите к каждому рисунку соответствующее предложение.
Игра: «Замени букву»
-В словах, которые я назову, замените звук «р» на «л», а где услышите «л» на «р».
Рама , лис , репка , рожки, рожь, игла , колобок, жарко, Марина, Алина
Работа с пословицей
На доске напечатана пословица:
Лучше поздно,чем никогда.
Чтение учителем: Лучше поздно, чем никогда.
-С какой буквы начинается пословица?
- Когда так говорят: «Лучше поздно, чем никогда».
-Сколько таких букв в пословице?
- Так с какими звуками и буквой вы сегодня познакомились?
- А теперь изобразите свое настроение на ваших буквах «Л».
-Детей.
Мало!
Мало!
-Лама,рис, лепка, ложки, ложь, игра, коробок,жалко, малина,Арина.
-С буквы Л
-1.
9. Контроль на этапе
окончания учебной темы.
Работа в тетради
РТ.стр.19 №3
-Поставь знак около изображения…
№4
№5
Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.
Рефлексия своих действий
Осуществляют контроль по результату в форме сличения своей работы с заданным эталоном.
9.Рефлексия учебной деятельности
Соотнести цель и результаты учебной деятельности.
-С какой буквой познакомились?
-Чему учились?
-Что было трудно?
-Что было интересно?
-За что себя можешь похвалить?
-Над чем еще надо поработать?
-У вас на партах лежат оценочные круги, найдите кружочек и оцените свою работу. Если вы работали активно возьмите, кружочек зелёным цветом, если вам было сложно ответить на некоторые вопросы возьмите кружочек жёлтым цветом и если вы не смогли ответить ни на один вопрос возьмите кружочек красным цветом.
-Познакомились с буквой Л
-Выполнять звуковой анализ слов, читать слоги, слова с этой буквой, составлять схемы слов.
Соотносятся цель и результаты.
Фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.
Учащиеся оценивают свою работу на данном этапе урока.
Рефлексия своих действий
Самооценка собственной деятельности.
(продолжи предложения:
Я понял, что….
Было интересно…..
Было трудно……
Мне захотелось….
У меня получилось…..)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ