Конспект урока "Глагол как часть речи"
Тема: Глагол как часть речи
Цель: актуализация знаний учащихся о глаголе как части речи.
Задачи:
Образовательные:
- совершенствовать умение определять глагол как часть речи;
- актуализировать знания учащихся о глаголе как часть речи (грамматические признаки глагола: число, род, время)
Развивающие:
- развивать орфографическую зоркость, мыслительную деятельность;
- продолжать направлять на постановку собственных целей, рефлексию, на диалогическую речь во время урока.
Воспитательные:
- создать условия для формирования коммуникативной компетентности: умение организовывать и поддерживать диалог, способность слушать;
- социальной компетентности: взаимное сотрудничество;
- воспитывать духовно-нравственные качества;
Оборудование: индивидуальные карточки с заданиями, шаблон дерева, листья трёх цветов, слайды
Ход урока
Этап учебной деятельности
Действия и задания учителя
Организационный момент
Заставка
слайда №1
« Поздняя осень»
Эмоциональный настрой
Сударыни, посмотрите какая сегодня погода… Природа вновь и вновь нас удивляет…Закройте глаза… Перед вами непокорная, всесильная, непредсказуемая «мать Природа». Мы все её дети. Протяните к ней руки… Попросите на сегодняшний день немного тепла, добра, энергии… А сейчас отыщите в пространстве свою родную маму и поделитесь с ней теплом… Пошлите добра всем, кто вас окружает… Вы полны сил и энергии. Открываем глаза…
- Сударыни, вам сегодня придётся плодотворно поработать, а для этого потребуется и уверенность в собственных знаниях, и память, и внимание и смекалка.
Мотивационный настрой
Чтобы узнать тему нашего урока послушайте стихотворение-загадку.
Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду-
Всё в действие придёт.
Летит ракета.
Люди строят здания.
Цветут сады,
И хлеб в саду растёт.
- О какой части речи говорится в этом стихотворении? (о глаголе)
Сообщение темы и цели урока
Слайд № 2,
Тема урока « Глагол»
- Тема нашего урока « Глагол»
- Запишите тему урока
-Сегодня на уроке мы должны будем с вами вспомнить всё, что знаем о глаголе.
-Глагол-это самая живая часть речи. По частоте употребления глагол занимает второе место после имени существительного.
А вы знаете, что в старину школьный учитель оценивал правильный ответ ученика фразой « Верно глаголешь»
- Как вы это понимаете?
Устаревшее слово «глаголеть»-«говорить» родственно слову… Догадались?- « Глагол»
Верно.
_ Подберите синонимы к слову говорить( болтать, разговаривать, беседовать, сообщать)
Актуализация знаний
Слайд №3 Алгоритм ответа.
- Давайте вспомним всё, что вы знаете о глаголе.
Глагол-это ( часть слова, часть речи, часть света)
Обозначает ( признак предмета, действия или состояния предметов, предмет)
Отвечает на вопросы ( Кто? Что? Что делать? Какой? Где? Что сделать?)
В предложении является( дополнением, определением, сказуемым, подлежащем, обстоятельством)
Какие признаки имеет? ( число, падеж, время, склонение, род,)
Род глагола можно определить только в прошедшем времени, во множественном числе род тоже не определяется.
- Молодцы! Вы очень хорошо справились с этим заданием.
Решение учебно-практической задачи Слайд №4
« Словарная работа»
Слайд № 5
- А сейчас, я вам предлагаю выполнить словарную работу.
- Скажите, для чего мы систематически работаем над орфограммами словарных слов( эти орфограммы нужно запоминать, их нельзя проверить)
Работа проводится в парах (карточки)
1 задание: вам нужно будет отгадать, что это за слова, вставить пропущенные буквы, определить тип орфограммы и определить к какой части речи относятся эти слова.
…бед- обедать
…дежда- одеваться
…бида- обижаться
…борона- обороняться
…хотник- охотиться
…ктябрь- ?
2 задание: образовать от данных слов глаголы- устно ( задания даются поочерёдно)- на слайдах
- От какого слова не смогли образовать глагол? Почему? Нет такого слова в лексике)
- На какой вопрос отвечают данные глаголы?( Что делать? )
- А назовите ещё вопросы, на которые может отвечать глагол :
( что делать? что сделать? что делал ?, что делает?, что сделает? что будет делать? и т.д.)
- И с этим заданием вы справились очень хорошо.
- А сейчас посмотрите на картину Левитана. Художник при помощи кисти и красок изобразил вот такую картину поздней осени.
Мотивационный настрой. Подготовка к самостоятеьной работе)
Слайд№6, картина «Поздняя осень»
Да. месяц октябрь « рисует» нам скучную картину. А какую словесную картину нарисовали бы вы?( ответы детей)
- Но мы не должны грустить. В одной песне поётся , что у природы нет плохой погоды, каждая погода благодать. Дождь ли, снег, любое время года надо благодарно принимать.
Многие художники и писатели любили именно это время года
( привожу примеры) несколько картин, четверостиший.
Самостоятельная работа
Слайд №7, текст « Прощание с осенью»
- Прочитайте текст.
Прощание с осенью.
В октябре----------- сырая погода. Весь месяц--------- дожди .
---------осенний ветер. ------- в саду деревья.
Ночью--------дождь. -----------первый снег. Кругом светло. Всё вокруг -------нарядным. Две вороны --------на берёзу. --------- пушистый снежок. Дорога-------. --------- листья и трава на тропе у дома.
- Чего не хватает? (глаголов)
- Вставьте подходящие по смыслу глаголы ( льют, шумят, стоит, дует, перестал, стало, выпал, посыпался, сели, хрустят, подмёрзла)
( фронтальный опрос)
- В первом абзаце найдите грамматическую основу и подпишите какой частью речи она будет выражена. ( комментируют)
Итоговый контроль
Слайд № 8, Тест «Глагол»
Итог работы
– Давайте подведём итог нашей работы
– Тема урока?
– Какую ставили цель?
– А сейчас, я предлагаю вам ещё раз проверить уровень своих знаний.
- Выполните следующее задание. Проверьте, насколько хорошо вы повторили изученный материал, выполнив тест.
Задание: подчеркните верное утверждение.
Рефлексия (1мин)
Слайд № 9, « Осенние листья»
– Теперь я предлагаю каждому оценить свои знания по изученной теме : “Глагол ”.Жёлтый листик возьмет тот, кто при изучении темы “Глагол” получил прочные знания и не допускал ошибки при выполнении заданий.оранжевый – кто имеет хорошие знания, но иногда допускает ошибки.Розовый – кто не усвоил материал и испытывает трудности при выполнение заданий.На доске ствол дерева.
- Я очень рада, что розовых листочков оказалось мало!
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ