Конспект урока "Глагол как часть речи"

Тема: Глагол как часть речи

Цель: актуализация знаний учащихся о глаголе как части речи.

Задачи:

Образовательные:

- совершенствовать умение определять глагол как часть речи;

- актуализировать знания учащихся о глаголе как часть речи (грамматические признаки глагола: число, род, время)

Развивающие:

- развивать орфографическую зоркость, мыслительную деятельность;

- продолжать направлять на постановку собственных целей, рефлексию, на диалогическую речь во время урока.

Воспитательные:

- создать условия для формирования коммуникативной компетентности: умение организовывать и поддерживать диалог, способность слушать;

- социальной компетентности: взаимное сотрудничество;

- воспитывать духовно-нравственные качества;

Оборудование: индивидуальные карточки с заданиями, шаблон дерева, листья трёх цветов, слайды

Ход урока


Этап учебной деятельности

Действия и задания учителя

Организационный момент



Заставка

слайда №1

« Поздняя осень»

Эмоциональный настрой

Сударыни, посмотрите какая сегодня погода… Природа вновь и вновь нас удивляет…Закройте глаза… Перед вами непокорная, всесильная, непредсказуемая «мать Природа». Мы все её дети. Протяните к ней руки… Попросите на сегодняшний день немного тепла, добра, энергии… А сейчас отыщите в пространстве свою родную маму и поделитесь с ней теплом… Пошлите добра всем, кто вас окружает… Вы полны сил и энергии. Открываем глаза…

- Сударыни, вам сегодня придётся плодотворно поработать, а для этого потребуется и уверенность в собственных знаниях, и память, и внимание и смекалка.


Мотивационный настрой

Чтобы узнать тему нашего урока послушайте стихотворение-загадку.

Что без меня предметы?

Лишь названия.

А я приду-

Всё в действие придёт.

Летит ракета.

Люди строят здания.

Цветут сады,

И хлеб в саду растёт.

- О какой части речи говорится в этом стихотворении? (о глаголе)




Сообщение темы и цели урока



Слайд № 2,

Тема урока « Глагол»


- Тема нашего урока « Глагол»

- Запишите тему урока

-Сегодня на уроке мы должны будем с вами вспомнить всё, что знаем о глаголе.

-Глагол-это самая живая часть речи. По частоте употребления глагол занимает второе место после имени существительного.

А вы знаете, что в старину школьный учитель оценивал правильный ответ ученика фразой « Верно глаголешь»

- Как вы это понимаете?

Устаревшее слово «глаголеть»-«говорить» родственно слову… Догадались?- « Глагол»

Верно.

_ Подберите синонимы к слову говорить( болтать, разговаривать, беседовать, сообщать)



Актуализация знаний


Слайд №3 Алгоритм ответа.

- Давайте вспомним всё, что вы знаете о глаголе.

Глагол-это ( часть слова, часть речи, часть света)

Обозначает ( признак предмета, действия или состояния предметов, предмет)

Отвечает на вопросы ( Кто? Что? Что делать? Какой? Где? Что сделать?)

В предложении является( дополнением, определением, сказуемым, подлежащем, обстоятельством)

Какие признаки имеет? ( число, падеж, время, склонение, род,)

Род глагола можно определить только в прошедшем времени, во множественном числе род тоже не определяется.

- Молодцы! Вы очень хорошо справились с этим заданием.


Решение учебно-практической задачи Слайд №4

« Словарная работа»


Слайд № 5

- А сейчас, я вам предлагаю выполнить словарную работу.

- Скажите, для чего мы систематически работаем над орфограммами словарных слов( эти орфограммы нужно запоминать, их нельзя проверить)

Работа проводится в парах (карточки)

1 задание: вам нужно будет отгадать, что это за слова, вставить пропущенные буквы, определить тип орфограммы и определить к какой части речи относятся эти слова.

…бед- обедать

…дежда- одеваться

…бида- обижаться

…борона- обороняться

…хотник- охотиться

…ктябрь- ?

2 задание: образовать от данных слов глаголы- устно ( задания даются поочерёдно)- на слайдах


- От какого слова не смогли образовать глагол? Почему? Нет такого слова в лексике)

- На какой вопрос отвечают данные глаголы?( Что делать? )

- А назовите ещё вопросы, на которые может отвечать глагол :

( что делать? что сделать? что делал ?, что делает?, что сделает? что будет делать? и т.д.)

- И с этим заданием вы справились очень хорошо.


- А сейчас посмотрите на картину Левитана. Художник при помощи кисти и красок изобразил вот такую картину поздней осени.





Мотивационный настрой. Подготовка к самостоятеьной работе)

Слайд№6, картина «Поздняя осень»

Да. месяц октябрь « рисует» нам скучную картину. А какую словесную картину нарисовали бы вы?( ответы детей)

- Но мы не должны грустить. В одной песне поётся , что у природы нет плохой погоды, каждая погода благодать. Дождь ли, снег, любое время года надо благодарно принимать.

Многие художники и писатели любили именно это время года

( привожу примеры) несколько картин, четверостиший.


Самостоятельная работа


Слайд №7, текст « Прощание с осенью»

- Прочитайте текст.

Прощание с осенью.

В октябре----------- сырая погода. Весь месяц--------- дожди .

---------осенний ветер. ------- в саду деревья.

Ночью--------дождь. -----------первый снег. Кругом светло. Всё вокруг -------нарядным. Две вороны --------на берёзу. --------- пушистый снежок. Дорога-------. --------- листья и трава на тропе у дома.

- Чего не хватает? (глаголов)

- Вставьте подходящие по смыслу глаголы ( льют, шумят, стоит, дует, перестал, стало, выпал, посыпался, сели, хрустят, подмёрзла)

( фронтальный опрос)

- В первом абзаце найдите грамматическую основу и подпишите какой частью речи она будет выражена. ( комментируют)


Итоговый контроль

Слайд № 8, Тест «Глагол»

Итог работы

– Давайте подведём итог нашей работы

Тема урока?

Какую ставили цель?

А сейчас, я предлагаю вам ещё раз проверить уровень своих знаний.

- Выполните следующее задание. Проверьте, насколько хорошо вы повторили изученный материал, выполнив тест.

Задание: подчеркните верное утверждение.




Рефлексия (1мин)

Слайд № 9, « Осенние листья»

Теперь я предлагаю каждому оценить свои знания по изученной теме : “Глагол ”.Жёлтый листик возьмет тот, кто при изучении темы “Глагол” получил прочные знания и не допускал ошибки при выполнении заданий.оранжевый – кто имеет хорошие знания, но иногда допускает ошибки.Розовый – кто не усвоил материал и испытывает трудности при выполнение заданий.На доске ствол дерева.

- Я очень рада, что розовых листочков оказалось мало!



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ