Конспект урока на тему «Буквы Еэ И в приставках пре- и при-»

Тема урока: «Буквы Еэ И в приставках пре- и при-»

Цель урока: формирование умения различать приставки по семантическому признаку. Формирование умения самостоятельно решать орфографические задачи. Вырабатывать навыки самостоятельной работы. Воспитывать интерес к изучению русского языка.

Оборудование. Таблицы, алгоритмы. Индивидуальные карточки.


Ход урока

  1. Организационный момент. Постановка целей урока.

11.Проверка знаний, умений и навыков.

1. Коллективная работа.

Игра «Бумеранг».

Ученику необходимо быстро извлечь из памяти нужное слово с изученной орфограммой и возвратить его учителю.

Найти синоним с приставкой на з и с, докажи правильность выбора орфограммы.

Простой человек - бесхитростный,

неугомонный человек - беспокойный,

жестокий человек - бесчувственный,

тихий, погожий день - безветренный,

сидеть сложа руки - бездельничать,

попросить прощения - извиниться,

передать связно что-либо - изложить,

беседа, обмен мнением - разговор,

не угрожающий опасностью - безопасный,

равнодушный - безразличный,

тот, кто не думает о выгоде - бескорыстный (и др.).

Выигрывает тот, у кого больше всего фишек, кто правильно объяснил орфограмму.

2.Работа в группах.

I группа.

1. Работа по перфокартам.

  • бить,

  • глядеть,

  • делать,

  • сонный,

  • шумный.

2. С двумя словами составить предложение и разобрать его.

II группа.

1.Цифровой (диктант.

1- на з-, 2- на с-.

И…бежать,ра…суждать,в…махнуть,бе…полезный,в…крикнуть,и…пугаться,

в…помнить,ра…смотреть,бе…платный,ра…бежаться,ра…чертить,бе..вкусный,

ра…писание.

III группа (сильных). Работа по карточке-консультации.

1.Прочитай по учебнику. Буквы Е - И в приставках пре- и при-

2.Составь алгоритм рассуждения.

3.Подготовься рассказывать товарищу:
А) запиши алгоритм рассуждения;

Б) повтори теоретический материал;

В) подбери примеры;

Г) обозначь орфограмму.

4. Прокомментируй примеры.

Проверка выполненных заданий по группам.

111.Работа над темой урока.

1.Осмысление и систематизация учебного материала.

Рассказ учителя (лингвистическая сказка)

Приставки При- и Пре-

Однажды орфография выстроила все приставки. Первыми стояли те, которые имели в своём составе четыре буквы, потом - три, а затем -две и одну.

Самой первой оказалась Пере-, которая очень гордилась своим положением:

- Я среди всех главная, захочу и всех заставлю всё переделать. Услышал её Корень словообразования и сказал:

Не место красит приставку, а её значение. Ты, Пере-, придаёшь словам их всего два: слишком, «выполнять ещё раз». А вот твоя близкая родственница приставка При-, хоть и меньше тебя на букву, имеет четыре значения.

Приставка Пере- задумалась. Очень уж ей не хотелось отставать от приставки При-.

И вот, когда Графика по просьбе Орфографии переписывала все слова на букву п, Пере- бросилась на колени перед Королём:

О, мудрый Король! Я, как и приставка При-, хочу быть многозначительной, т.е. многозначной. Переквалифицироваться хочу.

Хорошо, ~ подумав, ответил Король. - Но за то, что ты такая завистливая, мы сократим тебя на на одну букву. Теперь ты станешь приставкой Пре-, будешь употребляться в значении, близком к слову «очень».

Так в русском языке появилась приставка пре-. Встречается она сравнительно редко, и всё старается по примеру своей матушки пере- навредить скромной при-.

Давайте же, ребята, будем очень внимательны, когда надо писать слово с приставкой при-.

2.Работа по составленному алгоритму. Объяснение ведёт ученик.



Различай

ПРИ


1. Приближение, присоединение

(прийти, прибить)

2.Близость ( привокзальный)

3.Неполноту действия (приоткрыть)

4.Доведения действия до конца (придумать)

5.Не является приставкой (привилегия)




Различай

ПРЕ


1. Высшая степень качества (предобрый)

2.Значение «через, пере» ( преодолеть)

3.Не выделяется приставка( прельщать)

4.Не является приставкой (престиж)


3. Работа в парах по алгоритму.

  • От чего зависит написание букв е - и в приставках пре- и при-.

Задание: вставьте пропущенные буквы, выделите префиксы, объясните правописание.

Пр…лестный,пр…плыть,пр…усадебный,пр…мерить, пр…крыть,пр…красный,пр…лететь, пр…мудрый,пр..ж.поручить,пр…школьный,

пр…рвать,пр…лепить,пр…город,пр…пятствие,пр…шить,пр…винтить.


IV.Итоги урока.

1.Словарный диктант.

Приближаться к станции,преступный сговор, преклонных лет, приморский город, прикрутить к столу, примчаться домой, превосходное качество, преупрямый мальчишка,придорожное кафе, крепко привязать, приоткрыть окно, Василиса Премудрая.


2. Анкета для учащихся.

1. На уроке я работал

активно / пассивно

2. Своей работой на уроке я

Доволен / не доволен

3. Урок для меня показался

коротким / длинным

4. За урок я

не устал / устал

5. Мое настроение

стало лучше / стало хуже

6. Материал урока мне был

Понятен не понятен


V. Домашнее задание: теория по опорному конспекту,повт.словарные слова.

«3». Составить словарный объяснительный диктант «Правописание Е,И в приставках пре-,при».(10-20 слов)

«4».Составить 7-10 словосочетаний,используя слова с орфограммой «Правописание Е,И в приставках пре-,при».Синтаксический разбор 5 словосочетаний.


«5».Составить 2 простых и 2 сложных предложений, используя слова с орфограммой «Правописание Е,И в приставках пре-,при».Синтаксический разбор предложений.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ