Конспект урока на тему «Части речи, имя существительное»
Конспект урока на тему «Части речи, имя существительное»
Учитель начальных классов
Молчанова Марина Алексеевна
с.пушкинское
2007
цель урока. Введение понятия «имя существительное», знакомство с лексико–грамматическими признаками существительных.
Задачи: 1. Воспитание нравственных качеств личности и эстетических чувств.
Развитие познавательного интереса к языку, формирование орфографической зоркости, речевой культуры, мыслительных процессов.
Познакомить учащихся с именем существительным, его грамматическими признаками.
ОБОРУДОВАНИЕ. Мультимедийный проектор, компьютер, экран.
Литература
О.В.Узорова, Е.А.Нефедова. Русский язык. Правила и упражнения.// ЗАО «Премьера», ГИППВ, 1999 г.
А.И.Тикунова, В.П.Канакина. Сборник диктантов и творческих работ.// М., «Просвещение», 1992 г.
Н.В.Елкина, Т.И.Тарабарина. 1000 загадок.// Ярославль, Академия развития, 1997 г.
5000 забавных изображений. Смешные картинки для всех.// WWW. CD BOOM.COM.
Оргмомент. Сообщение темы, целей урока (слайды 1, 2)
- Здравствуйте, ребята!
- Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие и познакомимся с удивительным миром слов.
- Наша главная задача ответить на вопросы: какие группы слов есть в русском языке? Что они обозначают?
Упражнения в чистописании (слайд 3)
- Отгадайте загадку:
Прилетели галки в поле
И уселись на снегу.
Стану я учиться в школе –
Разобраться в них смогу (буквы).
- Сегодня мы напишем прописную и строчную букву Пп и ее соединения с другими буквами.
Пп п п
Помидор, капуста, огурец, петух
- Какое слово лишнее? Подчеркните его. Почему? (огурец – нет буквы П, петух – не овощ)
- Составьте предложение с любым из данных слов. Запишите.
Актуализация знаний. Повторение изученного (слайд 4 – 7 )
- Вспомните, ребята, из чего состоит наша речь?
- Из чего состоят предложения?
Наша речь состоит из предложений.
Предложения состоят из группы слов или одного слова. Слова в предложении связаны между собой по смыслу.
- На какие группы можно разделить эти слова? Почему? Запишите их в три столбика.
Арбуз, думать, весёлый, солнце, играть, большой, медведь, собака, бежать, хороший, рисовать, золотой.
арбуз
солнце
медведь
собака
весёлый
большой
хороший
золотой
думать
играть
бежать
рисовать
- Что обозначают слова каждой группы? ( 1 – предметы, 2 – признаки, 3 – действия)
Физминутка
Введение новых знаний (слайды 8 – 19)
1. Лексико – грамматические признаки имен существительных
- Сегодня мы остановимся только на первой группе слов. Итак, что обозначают слова, записанные в 1 группе (предметы)
- Такие группы слов (части речи) называются именами существительными.
Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предметы, явления природы или события и отвечает на вопросы кто? или что?
- Назовите предметы, которые изображены на слайде. Найдите среди них предметы, явления природы, события. Запишите.
- Приведите свои примеры имен существительных.
Упражнение 1.
В каждую группу существительных напишите ещё по три слова
Явления природы: что? мороз, ….
События: что? праздник, ….
Состояние: что? обида, ….
2. Одушевленные – неодушевленные имена существительные
Упражнение 2.
Разделите слова на группы.
Свеча, кувшин, врач, голубь, воробей, пальто, карандаш, встреча, стрижи, девочка, класс, чайка.
По какому признаку вы разделили слова? Запишите в два столбика.
врач
голубь
воробей
стрижи
девочка
чайка
свеча
кувшин
пальто
карандаш
встреча
класс
- На какой вопрос отвечают имена существительные в первой группе? (Кто?) во второй? (Что?) Что они обозначают?
Одушевленные имена существительные обозначают людей и животных и отвечают на вопрос кто?
Неодушевленные – отвечают на вопрос что? и обозначают все остальные имена существительные
- Назовите одушевленные (неодушевленные) предметы, изображенные на рисунках.
- Приведите свои примеры.
Упражнение 3.
Вставьте подходящие по смыслу слова. Спишите стихотворение
У _________ высокий рост,
У _________ пушистый хвост,
У _________ крепки рожки,
У _________ тонки ножки.
У _________ толсты губы,
А у _______ остры зубы.
Сам придумай про ежа,
Про ужа и про чижа!
цыплёнок
слон
волк
мартышка
козлёнок
лиса
(А.Бродский)
Подчеркните имена существительные.
Проверьте себя (самопроверка, взаимопроверка)
3. Число имен существительных. Изменение существительных по числам.
- Сколько предметов может обозначать имя существительное? (один – много)
- Понаблюдайте. Назовите существительные, которые обозначают один предмет (много предметов).
Имена существительные употребляются в единственном и во множественном числе.
Для обозначения одного предмета имя существительное употребляется в единственном числе (ед.ч.).
Для обозначения нескольких предметов имя существительное употребляется во множественном числе (мн.ч.)
Упражнение 4.
Запишите слова в два столбика.
Дерево, девочка, травы, корзины, города, завод, ученик, сороки, язык, деревни.
По каким признакам вы делили слова? Почему?
дерево
девочка
завод
ученик
язык
травы
корзины
города,
сороки
деревни
- Сколько предметов обозначают слова первой группы (второй группы)? В каком числе употреблены эти существительные? (1 – ед.ч., 2 – мн.ч.)
Упражнение 5.
Запишите слова во множественном числе.
ед.ч.
волна
ягода
яблоня
сова
воробей
бревно
помидор
чиж
мн.ч.
волны
ягоды
яблони
совы
воробьи
брёвна
помидоры
чижи
- Что изменилось у имен существительных во мн.ч.? (окончания слов)
Имена существительные изменяются по числам
Гимнастика для глаз
Повторение. Занимательный материал.
- Запишите в клетки кроссворда слова:
синим цветом – одушевленные имена существительные;
зелёным – неодушевлённые имена существительные.
1 2
3 4 5
6 7
8
9
10
Рефлексия. Итог урока (слайд 22)
- Что называется именем существительным? (слайд 8)
- Какие бывают имена существительные? (слайд 14)
- Как изменяются имена существительные? (слайд 19)
Домашнее задание
- Предлагаю домашнее задание выполнить по вариантам (по 8 – 10 слов):
1 ряд – записать одушевленные существительные ед.ч.
2 ряд – неодушевленные существительные ед.ч.
3 ряд – имена существительные мн.ч.
Методические рекомендации для учителя
Данный урок можно провести как на одном уроке, так и поделить его на фрагменты, поскольку по санитарным правилам и нормам учащиеся начальной школы должны просматривать видео, кино (а в нашем случае мультимедиа) в течение 7 – 10 мин.
1 фрагмент – введение понятия об имени существительном
2 фрагмент – одушевленные – неодушевленные имена существительные
3 фрагмент – число имен существительных
Слайды «Проверь себя» тоже можно варьировать, применяя различные способы проверки (самопроверка, взаимопроверка, контроль учителя и т.п.).
Занимательный материал можно предложить решить как в парах, так и в группах учащихся, предложить для самостоятельного решения в группе продленного дня.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ