Конспект урока на тему "ГЛАВНЫЕ И ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. связь слов в предложении"
Главные и второстепенные члены предложения.
связь слов в предложении
Цели: уточнение представлений о главных и второстепенных членах предложений; развитие умения устанавливать связь между словами в предложении.
Ход урока
I. Минутка чистописания.
– Какие буквы мы будем писать сегодня?
1) Клоун с бантом
Стал гигантом.
Он в толпе ходил и пел.
Мы взглянули на ходули –
Увидали букву… (Л.)
Показ написания букв л, Л учителем.
2) Что за буква светится
Старым ясным месяцем?
Полумесяц в небе темном
Буквой… (С) навис над домом.
Показ написания букв с, С учителем.
II. Словарная работа.
– Можете ли вы догадаться, с какими словарными словами познакомимся сегодня на уроке? (Они будут начинаться с букв Л и С.)
– Какие это слова, вы узнаете, если отгадаете загадки.
1) Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка. (Лягушка.)
– А знаете ли вы, почему лягушку назвали именно так?
– Где мы это можем выяснить? (В этимологическом словаре.)
Это интересно
Это слово русское, происходящее от народного лягэха, лягэша – «бедро» («ляжка»). Такое название было дано земноводному за его длинные ляжки-бедра. А возможно, оно образовалось от глагола «лягать», то есть «взбрыкивать лягами», задними ножками.
Записать это слово и составить схему по системе СУО.
– Как запомнить написание этого слова?
2) Пусть я птичка-невеличка,
У меня, друзья, привычка –
Как начнутся холода,
Прямо с севера сюда. (Снегирь.)
– Как вы думаете, почему эту птицу назвали так? (От слова «снег».)
Это интересно
Да, действительно, птица названа так, потому что прилетает к нам с севера вместе с первым снегом. Раньше это слово писалось так: снигирь (от слова «сниг», что значит «красногрудый»). А потом оно изменилось на современное написание.
Записать это слово и составить схему по системе СУО.
3) Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик. (Стрекоза.)
– Вы, наверное, слышали такие строки:
Попрыгунья стрекоза
Лето красное пропела…
– Из какого произведения эти строки? Кто автор?
– О ком идет речь в этой басне? (О стрекозе и муравье.)
– А на самом деле речь здесь идет не о стрекозе и муравье, а о кузнечике и муравье.
Это интересно
«Не может быть!» – удивитесь вы. Не только может, но так и есть. Дело в том, что в давние времена слово стрекоза служило общим названием для разных насекомых. В старину в иллюстрациях к этой басне изображался именно кузнечик, а не стрекоза.
«Стрекоза» образовано от корня стрек – от стрекотать – «жалить», «колоть», «прыгать», «скакать». Отсюда и выражение «дать стрекоча» в значении «быстро убежать».
Записать слова и составить схему по системе СУО.
III. Работа над темой.
– На какой вопрос отвечают эти слова? Что еще можете рассказать об этих словах?
– Подберите к этим существительным подходящие по смыслу слова, которые отвечают на вопрос «что делать?».
– Что можете сказать об этих словах? (Это глаголы.)
Дети записывают на доске:
Лягушка прыгает.
Снегирь летит.
Стрекоза пропела.
– Что можете сказать? (Это предложения.) Почему?
– Какое задание можно предложить к ним? (Подчеркнуть главные члены предложения.) Что заметили?
– Как можно назвать такие предложения? (Нераспространенные.)
– Что можно сделать, чтобы эти предложения стали распространенными? (Дополнить предложения второстепенными членами.)
Можно предложить детям выбрать подходящие по смыслу слова из группы слов, развешанных по классу (по вариантам, группам): зеленая, по земле, красногрудый, по небу, веселая, лето.
Каждая группа записывает свое предложение, а 3 ученика выполняют это задание у доски.
– Как связаны слова в предложениях? (По смыслу.)
– С помощью чего устанавливается связь между словами? (С помощью вопросов.)
Учащиеся стрелками показывают связь слов в предложении.
– Какой вывод можно сделать?
Вывод. Слова в предложении связаны по смыслу. Связь между словами в предложении устанавливается по вопросам.
Назовите тему нашего урока.
IV. Работа с учебником.
Упражнение 12, с. 10 – самостоятельное выполнение и проверка.
– Чтобы легче было найти главные члены, есть такое стихотворение, которое вам поможет:
Когда перед вами задача – найти
Главные члены предложения,
Прежде всего отыщите глагол,
Глагол в любом наклонении.
Когда обнаружится этот глагол
Между другими словами,
То подчеркните его поскорей
Сразу двумя чертами.
Потом от него мы вопросы кто? что?
К другим словам направляем,
И подлежащее, как на крючок,
На эти вопросы поймаем.
Тут мы его одною чертой
Вмиг подчеркнем без сомнения,
И полюбуйся – перед тобой
Главные члены предложения.
– Поставьте устно вопросы к другим членам предложения. Какими членами в предложении они являются? (Второстепенными.)
– Позднее вы узнаете, какие имена носят второстепенные члены предложения.
V. Итог урока.
– Над чем мы сегодня работали на уроке?
– Как устанавливается связь между словами в предложении?
– Что еще нового узнали на уроке?
Домашнее задание: упражнение 11, с. 10.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ