Конспект урока на тему "ГЛАВНЫЕ И ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. связь слов в предложении"


Главные и второстепенные члены предложения.
связь слов в предложении

Цели: уточнение представлений о главных и второстепенных членах предложений; развитие умения устанавливать связь между словами в предложении.

Ход урока

I. Минутка чистописания.

Какие буквы мы будем писать сегодня?

1) Клоун с бантом

Стал гигантом.

Он в толпе ходил и пел.

Мы взглянули на ходули –

Увидали букву… (Л.)

Показ написания букв л, Л учителем.

2) Что за буква светится

Старым ясным месяцем?

Полумесяц в небе темном

Буквой… (С) навис над домом.

Показ написания букв с, С учителем.

II. Словарная работа.

Можете ли вы догадаться, с какими словарными словами познакомимся сегодня на уроке? (Они будут начинаться с букв Л и С.)

Какие это слова, вы узнаете, если отгадаете загадки.

1) Скачет зверушка,

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка. (Лягушка.)

А знаете ли вы, почему лягушку назвали именно так?

Где мы это можем выяснить? (В этимологическом словаре.)

Это интересно

Это слово русское, происходящее от народного лягэха, лягэша – «бедро» («ляжка»). Такое название было дано земноводному за его длинные ляжки-бедра. А возможно, оно образовалось от глагола «лягать», то есть «взбрыкивать лягами», задними ножками.


Записать это слово и составить схему по системе СУО.

Как запомнить написание этого слова?

2) Пусть я птичка-невеличка,

У меня, друзья, привычка –

Как начнутся холода,

Прямо с севера сюда. (Снегирь.)

Как вы думаете, почему эту птицу назвали так? (От слова «снег».)

Это интересно

Да, действительно, птица названа так, потому что прилетает к нам с севера вместе с первым снегом. Раньше это слово писалось так: снигирь (от слова «сниг», что значит «красногрудый»). А потом оно изменилось на современное написание.

Записать это слово и составить схему по системе СУО.

3) Голубой аэропланчик

Сел на белый одуванчик. (Стрекоза.)

Вы, наверное, слышали такие строки:

Попрыгунья стрекоза

Лето красное пропела…

Из какого произведения эти строки? Кто автор?

О ком идет речь в этой басне? (О стрекозе и муравье.)

А на самом деле речь здесь идет не о стрекозе и муравье, а о кузнечике и муравье.

Это интересно

«Не может быть!» – удивитесь вы. Не только может, но так и есть. Дело в том, что в давние времена слово стрекоза служило общим названием для разных насекомых. В старину в иллюстрациях к этой басне изображался именно кузнечик, а не стрекоза.

«Стрекоза» образовано от корня стрек – от стрекотать – «жалить», «колоть», «прыгать», «скакать». Отсюда и выражение «дать стрекоча» в значении «быстро убежать».


Записать слова и составить схему по системе СУО.

III. Работа над темой.

На какой вопрос отвечают эти слова? Что еще можете рассказать об этих словах?

Подберите к этим существительным подходящие по смыслу слова, которые отвечают на вопрос «что делать?».

Что можете сказать об этих словах? (Это глаголы.)

Дети записывают на доске:

Лягушка прыгает.

Снегирь летит.

Стрекоза пропела.

Что можете сказать? (Это предложения.) Почему?

Какое задание можно предложить к ним? (Подчеркнуть главные члены предложения.) Что заметили?

Как можно назвать такие предложения? (Нераспространенные.)

Что можно сделать, чтобы эти предложения стали распространенными? (Дополнить предложения второстепенными членами.)

Можно предложить детям выбрать подходящие по смыслу слова из группы слов, развешанных по классу (по вариантам, группам): зеленая, по земле, красногрудый, по небу, веселая, лето.

Каждая группа записывает свое предложение, а 3 ученика выполняют это задание у доски.

Как связаны слова в предложениях? (По смыслу.)

С помощью чего устанавливается связь между словами? (С помощью вопросов.)

Учащиеся стрелками показывают связь слов в предложении.

Какой вывод можно сделать?

Вывод. Слова в предложении связаны по смыслу. Связь между словами в предложении устанавливается по вопросам.

Назовите тему нашего урока.

IV. Работа с учебником.

Упражнение 12, с. 10 – самостоятельное выполнение и проверка.

Чтобы легче было найти главные члены, есть такое стихотворение, которое вам поможет:

Когда перед вами задача – найти

Главные члены предложения,

Прежде всего отыщите глагол,

Глагол в любом наклонении.

Когда обнаружится этот глагол

Между другими словами,

То подчеркните его поскорей

Сразу двумя чертами.

Потом от него мы вопросы кто? что?

К другим словам направляем,

И подлежащее, как на крючок,

На эти вопросы поймаем.

Тут мы его одною чертой

Вмиг подчеркнем без сомнения,

И полюбуйся – перед тобой

Главные члены предложения.

Поставьте устно вопросы к другим членам предложения. Какими членами в предложении они являются? (Второстепенными.)

Позднее вы узнаете, какие имена носят второстепенные члены предложения.

V. Итог урока.

Над чем мы сегодня работали на уроке?

Как устанавливается связь между словами в предложении?

Что еще нового узнали на уроке?

Домашнее задание: упражнение 11, с. 10.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ