Конспект урока на тему "Имена существительные мужского, женского, среднего рода"

Тема: Имена существительные мужского, женского, среднего рода.

Цели: познакомить с именами существительными мужского, женского, среднего рода со словами помощниками - она, моя, оно, моё, он, мой; научить определять род имён сущ-ых, развивать фонематический слух, умение, делать выводы, обогатить словарный запас, воспитать любовь к русскому языку, уважение к старшим, бережное отношение к своему здоровью.

1.Организационный момент

Я рада приветствовать сегодня на уроке не только вас ребята, но и гостей. Сегодня для нас ответственный урок. Как гостеприимные хозяева вначале окажем им внимание.

Мы рады приветствовать вас в классе
Возможно есть классы и лучше и краше.
Но пусть в нашем классе вам будет светло
Пусть будет уютно и очень легко,
Поручено нам вас сегодня встречать,
Но начнем же урок, не будем зря время терять.

Спасибо, будем надеяться, что настроение наших гостей улучшилось и они с удовольствием отдохнут в нашем классе и порадуются нашим успехам.

2. Актуализация знаний.

1) Индив-ые карточки 1в.(1 ряд)

2) Работа у доски.

- Вставьте пропущенные буквы в словах:

Н..чная птица, х..лодный вет..р, з..лёная тр..ва, скол..ко счаст..я, снег..пад, кла..ный журнал, грус..ный мал..чик, б..льшая кв..ртира.

3) Разобрать по составу:

Грядка, гриб, заморозки, снежный, коза, речная, носик, крапивушка, рассказ, дожди.

4) Работа с классом.

а) В данных словах вставьте пропущенные буквы: с..сед, х..ракт..р, в..кзал, иску..тво, как бу..то, к..ллектив, комн..та, медле..о, нас..комые, ч..модан, ш..фёр.

б) Из данных букв составьте слова:

а, о, е, к, л, я, н, с, в, и.

3. Работа в тетради.

1) Минутка чистописания.

-Что можете сказать о данных буквах? (Согласные, звонкие, ж - всегда твёрдая).


2) Работа со словарным словом.

О ком так говорят:

- Представитель сильного пола
- физически сильный

- отважный
- сам принимает решения, ответственный
- работает много, не отказывается делать тяжёлую работу.

Человек, мальчик, юноша, джентльмен, старик.

(о мужчине)

А это о ком:

Представительница слабого пола, нежная, ласковая, хранительница домашнего очага, стирает, готовит.

Девочка, девушка, дама, барышня.

(о женщине)

Мужчина, женщина.

-Объясните смысл данных слов.

- Чтение понятий из словаря Ожегова.

Мужчина- 1) лицо, противоположное женщине по полу;

2) такое взрослое лицо, в отличие от мальчика, юноши.

Женщина- лицо, противоположное мужчине по полу, лицо женского пола.

- Как называются данные слова в русском языке? (антонимами)

- Давайте найдём орфограмму в словарных словах.

- Запишите эти слова в словарики, обозначая орфограммы.

- (устно) Подберите однокоренные слова к данным словам:

Мужчина- муж, мужской.

Женщина-жена, женский.

- Составьте предложение с данными словами.

- Запишите предложение: (Слайд)

Мужчина и женщина гуляли по парку.

-Обозначьте орфограммы. Назовите орфограммы.

-Что общего в данных словах? (сущ., одушевлённые)

-На какой вопрос отвечает? (кто)

- А ещё есть в предложении сущ-ые? (по парку).

- На какой вопрос отвечает? (Что)

Вывод: -Что можете рассказать об имени существительном?

Имя сущ-ое

Самостоятельная часть речи

Кто? что?

Предмет

Одуш.-ое неодуш-ое

?

4. Сообщение темы и цели урока.

- В русском языке очень много разных “тайн”, в том числе и об имени существительном. Наша задача на уроке – раскрыть еще одну “тайну” данной части речи. Поэтому на схеме я ставлю знак вопроса.

(на схеме в последнем графе появляется знак вопроса)

-Оказывается, все имена существительные можно разделить на три группы, независимо от того, какие это существительные – собственные или нарицательные, одушевленные или неодушевленные.

Послушайте сказку:

«Сначала все существительные были очень похожи. Даже королева их путала. И вот однажды она издала указ: «Кто придумает для моих слов – существительных различия, тот будет награждён».

Услышали про это мужчина и женщина в другом королевстве. Мужчина набрал себе много слов и сказал: пусть они будут мои, мужского рода. А женщина схватила много слов себе и сказала: а это будут мои, женского рода. А все остальные слова остались посередине, лишние – среднего рода. Королева наградила мужчина и женщину. Она перестала путать существительные, потому что знала «секрет» различия и я открою вам секрет королевы. (выставить слова мужского рода, женского рода, среднего рода.)

-Как вы думаете, о чём будем говорить на уроке? 

- Какая тема нашего урока? (Слайд 1)

- Подумайте, какие цели можете перед собой поставить?

- Сформулируйте цели урока с помощью опорных слов: (Слайд 2)

 1. Узнать больше … (об имени существительном).

2. Учиться определять…( род имён существительных).

3. Работать … (активно, быстро, внимательно, творчески и т.д.).

5. «Открытие» новых знаний.

Отгадайте загадки:

(Слайд 3)

1) На деревья, на кусты

С неба падают цветы

Белые пушистые,

Только не душистые. (Снег.) (Слайд 4).

(С комм-ем у доски).

-Запишите слово, подчеркните орфограмму. Выделите окончание. Сверху надпишите род.

(Слайд 5)

2) Зимой-звёзда,

Весной-вода. (Снежинка.) (Слайд 6).

(С комм-ем у доски).

-Запишите слово, подчеркните орфограмму. Выделите окончание. Сверху надпишите род.

(Слайд 7)

3) Голубой платок, жёлтый колобок,

По платку катается, людям улыбается. (Небо, солнце.) (Слайд 8).

(С комм-ем у доски).

-Запишите слово, подчеркните орфограмму. Выделите окончание. Сверху надпишите род.

-Чтение правила на с.21.

- Давайте дополним таблицу. Значит, имена сущ-ые бывают м.р., ж.р., с.р.

- Какие слова помощники м.р.? Назовите окончания?

- Какие слова помощники ж.р.? Назовите окончания?

- Какие слова помощники с.р.? Назовите окончания?

М.р. – ж.р. – с.р. о

а, я а,я е, я

Физминутка (слайды 9 - 14 ).

6. Работа с учебником.

1) №233 (с коммент. у доски)

2) Самостоятельная работа № 235.

(Слайд 15) Взаимопроверка.

7. Работа с деформированным текстом. (с комментир. с места)

(Слайд 16) Составьте из слов каждой строки предложения. Обозначьте орфограммы. Найдите в тексте имена сущ-ые. Назовите их.

Морозы, трескучие, на, стояли, улице.
Утро, каждое, сад, Костя, выносил, в, корм, птицам.
Прилетали, к. вороны, кормушке, и, воробьи, синички.

(На улице стояли трескучие морозы. – Подберите синоним к слову трескучие? (Трескучие морозы- сильные морозы.)

Каждое утро Костя выносил в сад корм птицам. -Как написали слово Костя? Почему?

К кормушке прилетали вороны, воробьи, синички.

Послушайте, я ещё раз прочитаю это предложение, а вы правильно расставьте знаки препинания.

- Какие знаки препинания поставили?

-У подчёркнутых имён сущ-ых выделите окончание, определите род.

8. Итог.

-Чему мы учились сегодня на уроке?

-Сколько родов в русском языке?

- Как определить род имён сущ-ых?

9. (Слайд17 ) Д/з сильным: написать р-з о зиме (4предл.) и опред-ть род им.сущ-ых;

слабым: № 236.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ