Конспект урока на тему "ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ"
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
Цели урока:
систематизировать и обобщить изученное об имени существительном;
совершенствовать навыки учащихся в употребелении сущесствительных в различных падежах;
развивать речь учащихся, умение обобщать и развивать связанную речь;
осущестлять привитие чувства дружбы, взаимопомощи.
Оборудование: интерактивная доска, слайды, флипчарт.
Лексическая тема: фольклор.
Ход урока:
І. Организационный момент
Приветствие.
ІІ. Вступительное слово учителя
Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в путишествие, а именно, в страну Сказок. В этой стране мыы еще встретимся со сказочными героями. Перед нами волшебный лес, где свершаются разные чудеса. Посмотрите, здесь три тропинки.
Показ слайда «Дорога с тремя тропинаками». Учащиеся должны выбрать тропинку.
Если мы на лево пойдем, победу над злыми силами одержим, но друзей потеряем. Если пойдем на право, клад найдем, но домой не вернемся. Если прямо пойдем, знания приобретем, но трудности преодолеть придется.
Ребята, решите, по какой тропинке идти, обоснуйте свой выбор. Но имейте в виду, идти мы можем только вместе. Помните пословицу: «Дерево держится корнями, а человек друзями»?
Учащиеся выбирают дорогу прямо потому, что хотят получить прочные знания, не хотят потерять друзей, т.к. дружба – главное в их жизни, хотят вернуться домой, потому что любят своих родных и школу.
А какие нам сегодня придется преодолеть трудности? Внимательно посмотрите на волшебное зеркало, которое будет сопровождать вас в путишествии по сказке.
Вам в пути поможет дружба, ведь друзья познаются в беде. Желаю вам счастливого пути!
ІІІ. «Мозговой штурм»
Показ слайда «Встреча с Иваном-цаевичем».
Ребята, ответьте, кто перед вами? Из какой сказки наш сказочный герой? Какой это герой, положительный или отрицательный? Вам необходимо ответиь на вопросы, предллагаемые Иванаом-царевичем, чтобы продолжить наше путишествие.
1. Что такое фольклор? Устное народное творчество.
2. Какие бывают сказки? Волшебные, бытовые, сказки о животных.
3. Что такое пословица? Краткое мудрое изричение.
4. Кто в казахских сказках защищает бедняков и высмеивает баев? Алдар Косе.
5. Что всегда в сказках побеждает? Добро.
Хорошо, ребята, с первым испытанием справились.
ІҮ. Выборочный диктант.
Показ слайда «Встреча с Еленой Прекрасной».
Задание: ответить на загадки, перевести на казахский язык, к ответам определить род и число.
1) В школьной сумке я лежу, как ты учишься, скажу. Дневник – күнделік. Мужского рода, единственного числа.
2) Пока на палочке лежит, молчит мой верный друг. Но если посмотреть в него, заговорит он вдруг. Книга – кітап. Женского рода, единственного числа.
3) Белый, а не снег. Сладкий, а не мед. Сахар – қант. Мужского рода, единственного числа.
4) Жидкое, как водв, белое, как снег: все дети любят. Молоко – сүт. Среднего рода, единственного числа.
5) То в клетку, то в ленейку. Написать по ним сумей-ка, можешь ты и нарисовать, называюсь я ... Тетерадь – дәптер. Женского рода, единственного числа.
Ү. Распредилительное списывание.
Показ слайда «Встреча с Серым волком».
Наш сказочный персонаж очень огорчен, ему необходимо преодолеть злую силу, он преодолеет лишь в том случае, если сразу пройдет три испытания . давайте же поможем Серому Волку.
Задания даются на карточках.
Карточка 1. Распределите в две колонки одушевленные и неодушевленные сущиствительные.
Сосна, снег, человек, книга, бабушка, тетрадь, небо, журнал, парта, озеро, мама, лошадь, сказка, автобус, спортсмен, ворона, поле, лес.
Ответ:
Одушевленные: человек, бабушка, мама, лошадь, спортсмен, ворона.
Неодушевленные: сосна, снег, книга, тетрадь, небо, журнал, парта, озеро, сказка, автобус, поле, лес.
Карточка 2. От данных существительных единственного числа образуйте существительные множественного числа.
Книга - ... малыш - ...
Роща - ... дело - ...
Куст - ... собака - ...
Урок - ... тетрадь - ...
Ответ: книги, рощи, кусты, уроки, малыши, дела, собаки, тетради.
Карточка 3. Распределите в две колонки собственные и нарицательные существительные.
А(а)стана, Р(р)ека, Г(г)ород, З(з)апад, К(к)азахстан, П(п)амир, Р(р)екс, Р(р)ассказ, П(п)амятник, М(м)арина, С(с)тепь, С(с)улейменов, Р(р)ебята.
Ответ: Астана, Казахстан, Памир, Рекс, Марина, Сулейменов; река, город, запад, рассказ, памятник, степь, ребята.
Молдцы, ребята, вы хорошо справились с этими заданиями. Но не расслабляйтесь, вперед еще много испытаний.
ҮІ. Распределительный диктант.
Показ слайда «Встреча с алдаром Косе».
Ребята, скажите, в каких сказках встречается этот герой? Почему он всегда обманывает богатых? Кому он помогает бедным? Если вы поможете ему в этом задании, то он сможет олперелить, в какой из этих юрт находится хитрый бай?
Задание: распределить по юртам существительные мужского, женского и среднего рода.
Степь, поле, друг, дружба, север, село, мяч, ромашка, яблоко, настроение, гараж, карандаш, рука, книга, лес, тропинка, роза, лес, задача.
Ответ:
Мужской род: друг, север, гараж, карандаш, мяч, лес.
Женский род: степь, дружба, ромашка, рука, книга, тропинка, роза, задача.
Средний род: поле, село, яблоко, настроение.
ҮІІ. Работа с флипчартом
Показ слайда «Встреча с Аленушкой»
А вот еще одна героиня, Аленушка, из сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Аленушка потеряла своего братца и не может его найти, она этим очень огарчена, ведь Баба-яга на дремлет, она схватит Иванушку и съест его. Но предотвратим, потому что поможем нашей геоине.
Флипчарт «Ромашка с заданиями на лепестках». Задание: вставить в лепестки цветка нужные слова: все слова, которые относятся к существительному. На интерактивной доске составлен флипчарт. Учащиеся должны нужные слова вставить в лепестки. Если правильно подобронное слово, то слово идет на лепесток, если неправильное подобранное слово, то слово парячется за лепесток.
Дружба, хитрый, налево, играть, идти, слово, пословица, встречает, умный, волшебство, волшебный, быстро, лес, герой.
Ответ: дружба, слово, пословица, волшебство, лес, герой.
ҮІІІ. Склонение существительных
Показ слайда «Встреча с хвастливым баем»
Задание: просклонять по падежам существительные дружба, лес, слово.
И.п. дружба, лес, слово
Р.п. дружбы, леса, слова
Д.п. дружбе, лесу, слову
В.п. дружбу, лес, слово
Т.п. дружбой, лесом, словом
П.п. о дружбе, о лесе, о слове
ІХ. Составление кластера
1-е склонение множественное число одушевленное
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
3-е склонение мужской
средний род женский
единственное 2-е склонение неодушевленное склонение
число по падежам
Х. Подведение итогов
Ребята, мы вернулись из сказочного путишествия. Что помогло вам в
пути? Дружба.
Какие пословицы и поговорки о дружбе вы вспомнили?
Один за всех, все за одного. Друзья лучше старые, а одежда новая. Дружбой с другом гордись, дружбы с врагом берегись. Дружба познается в походе. Дерево корнями сильно, человек – друзьями.
ХІ. Тестовые задания
1) Укажите одушевленное существительное.
А. Сказка.
В. Корова.
С. Ручка
2) Укажите существительное женского рода.
А. Мир.
В. Окно.
С. Родина.
3) Укажите существительное мужского рода.
А. Дорога.
В. Учебник.
С. Слово.
3) Укажите собственное существительное.
А. Ребята.
В. Пословица.
С. Астана.
3) Укажите существительное множественного числа.
А. Книги.
В. Путишествие.
С. Слово.
3) Укажите существительноев творительном падеже.
А. Книгой.
В. Книги.
С. О книге.
3) Укажите существительное 1 склонения.
А. Дружба.
В. Море.
С. Дождь.
3) Укажите имя существительное.
А. Умный.
В. Искать.
С. Дорога.
ХІІ. Заключение урока
Итак, ребята, давайте еще раз вспомним, что такое существительное? Имя существительное – это часть речи, который обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? Что? Бывают одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные, изменяются по родам, числам и падежам. Бывают 1-го, 2-го, 3-го склонения.
Сможем мы прожить без существительных? Нет, так как мы должны называть предметы.
ХІІІ. Домашнее задание
Составить рассказ с помощью опорных слов лес, солнце, ёж, ручей, лиса.
ОБОСОБЛЕННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Цели урока:
закрепить знания учащихся об обособленных определениях;
учить правильно определять их в предложениях;
прививать интерес к изучению русского языка.
Ход урока:
І. Организационный момент
ІІ. Психологический настрой
Улыбнитесь друг другу
Улыбнитесь гостям и ко мне.
Сегодня на уроке мы закрепим знания по теме «Обособленные определения». На уроке мы будем находить в предложениях обособленные определения, выделять их на письме.
Девиз нашего урока: «Закрепляем то, что знаем, вспоминаем, что забыли».
Чтобы приступить к основной работе, надо вам разомнуться.
ІІІ. Фронтальный опрос
1. Какие члены предложения называются обособленными? Второстепенные члены предложения, выделяемые по смыслу и интонации.
2. Какие элементы содержат обособленные члены? Элементы добавочного ссообщения.
3. Могут ли быть обособленными главные члены предложения? Нет.
4. Как выделяются обособленные члены предложения в устной речи, на письме? В утной речи – интонацией, на письме – запятой.
5. Какие определения всегда обособляются? Распространенные согласованные определения.
6. Когда обособляются определения? Определения, выраженные прилагательными и причастиями с зависимомы словами, если стоят после определяемого слова. Определения, которые относятся к личному местоимению. Два и более определения без зависимого слова, если составляет однородный ряд, если перед определяемым словом есть другое определение.
ІҮ. Осложненное списывание
Командам даны предложения. Но дело в том, что обособленные члены в этих предложениях заблудились в лабиринте и потерялись. Вы должны будете вернуть их на место. Обособленные определения даются отдельно, надо вписать их в предложения.
1. Ветер, теплый и влажный, шевелил молодые листочки.
2. Гул, доносящися с гор, постепенно приближался.
3. Облака, легкие и пушистые, неслись высоко в ярком небе.
4. Я прислушивался к звукам ручья, протекающего по оврагу.
5. Трава, побелевшая от первого утренника, шуршит под ногами.
6. В небе стояли легкие перистые облака, предвещавшие хорошую погоду.
7. Я слушал треск кузнечика, доносивщийся из темного сада.
8. Был сентябрь, ветренный и мокрый.
Ү. Пунктуационная минутка
Ученые, исследовав многие виды пернатых, пришли к выводу, что самый чуткий слух у фазанов, а самый зоркий глаз у орлов. В этом туре мы узнаем, как внимательны вы, как зорки на глаз. Работая над заданием тура.
Даны предложения, надо в них, внимательно приглядевшись, найти и выделить обособленные определения знаком припенания.
1. По тихой воде уплывают лепестки душистой черемухи осыпавшиеся с деревьев.
2. Усталый я сел отдохнуть под большим деревом.
3. Небо синее и безоблачное приятно ласкает взор.
4. Дунул ветерок полный разнообразных запахов.
5. Солнце великолепное яркое поднималось над морем.
6. Ветер дувший со всех сторон усиливался.
ІҮ. Конструирование предложений
Вы все знаете, что такое кубик Рубика. На сторонах кубика надо собрать одинаковые цвета. Для этого надо быть быстрым, внимательным, ловким. Задание требует от вас всех этих умений и навыков. А задание такое: в конверте у каждой команды предложения с обособленными определениями. Вся сложность задания в том, что эти предложения разделены на слова, и вы должны составить из них одно целое предложение.
1. Шуршат желтые листья, покрывающие дорожку.
2. Почки, набухшие за ночь, готовы были распуститься.
3. Начал моросить дождь, похожий на холодную пыль.
4. Березы, окружавшие поляну, шумели сережками.
ҮІІ. Подведение итогов
Как вы заметили, все предложения в заданиях туров связаны, как вы думаете с чем? Да, с природой.
Дома, я вам дала задание, написать по одному предложению с обособленными определениями на тему: «Природа». Вы должны возвести стену нашего дома из этих предложений. Вот мы и построили этот дом. Я желаю вам прожить в этом доме долгую и счатливую жизнь. А теперь подведем итог урока:
А) подсчет фишек;
Б) оценка работы групп.
Хочется закончить урок словами Б.Житкова: «Надо, чтобы учиться было радостно, трепетно и свободно».
СИНТАКСИС
Цели урока
1. Повторить и систематизировать изученный материал по теме «Синтаксиса».
2. Развивать и совершенствовать языковую компетенцию, мышление, речевые и коммунекативные спосбности, самостоятельность при выполнении заданий и в принятии решений.
3. Воспитывать интерес к изучению русского языка, нравственную и этическую культуру.
Методы обучения: Интерактивные методы позволяют не только использовать полученные ранее знания, но не приобретать их в процессе совместной деятельности, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание точки зрения другого человека; развивается мышление, умение применять знания на практике.
Предварительная работа: класс делится на две группы 6 человек – знатоки, остальная часть класса – зрители. Каждой группе дается задание: знатоки должны повторить пройденный материал; зрители – подготовить теоретические и практические вопросы по теме и оформляют стол с секторами, в которых распологают вопросы: один сектор – один вопрос.
Правила игры:
1. Игрой команды руководит капитан, если учатник команды знатоков отказывается отвечать, отвечает капитан.
2. Ученик, вопрос которого вступает в игру, выслушивает ответ (Знатока», комментирует и оценивает его. Команда знатоков получает балл, если ответ был полным и оценен на 5, если ответ оценен на 4 или ниже, очко зарабатывает команда зрителей.
3. На обсуждение вопроса дается одна минута.
4. Время игры – 48 минут.
5. Вопрос выбирается при помощи вращения волчка, закрепленного на игровом столе. Игру можно разнообразить музыкальными паузами, занимательными вопросами знатоком и игрой со зрителями, им за правильные ответы присуждаются дополнительные очки.
Вопросы для знатоков:
1. Что изучает раздел языкознания «Синтаксис и пунктуация»?
2. Какие виды связи слов в словосочетании вы знете? Выпишите из предложения словосочетания и укажите тип связи слов в словосочетаниях. С русским языком можно творить чудеса и разные превращения. «К.Г.Паустовский).
3. Какими бывают предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске? Дайте характеристику предложениям по цели высказывания и по эмоциональной окраске. Как прекрасен наш язык! (Н.В.Гоголь). От чего зависит самосохранение языка? (В.Г.Белинский). Относитесь к родному языку бережно и любовно. (В.А.Луговской).
4. Какие бывают предложения по наличию второстепенных членов предложения? Назовите все второстепенные члены предложения. Подчеркните второстепенные члены предложения; укажите, чем они выражены. Для всего в русском языке имеется великое множество хороших слов. (К.Г.Паустовский).
5. Каковы основные признаки однордных членов? Расскажите о постановке знаков препинания при однородных членах. Найдите в предложении однородные члены, расставьте знаки препинания. Знаки препинания выделяют мысль, дают фразе легкость и правильное звучание. (К.Г. Паустовский).
6. Расскажите о знаках препинания в предложении с обобщающим словом при однородных членах. Найдите обобщающее слово, подчеркните только однородные члены. Русским словом можно передать все звучание музыки, блеск красок, шум садов, громыханье грозы. (К.Г. Паустовский).
7. Что такое обращение? Где оно может стоять в предложении? Как выделяются на письме? Найдите и выделите обращения. Если слог мой поисками скован, Обращаюсь к тебе русское слово. (В.Данилов). В тебе русский язык черпаю силы для смелых решении. (М.Геттуев).
8. Что такое вводные слова? Для чего они употребляются в предложении? Как выделяются? Найдите вводные слова, укажите их значение, выделите. Наш язык безусловно – это наш свет, наша любовь и гордость. (Д.Гранин). Кажется язык показывает интеллект человека. (С.Альтов).
9. Какое предложение называется сложным? На какие группы делятся сложные предложения? Синтаксический разбор сложного предложения. Настанет время, и руский язык люди будут изучать по всем меридианом земного шара. (А.Н.Толстой).
10. Что такое прямая речь? Расскажите о постановке знаков препинания при прямой речи. Спешите, расставьте знаки препинания, начертите схемы предложений. И.С.Тургенев писал: Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык. Изучение родной речи – это великое дело говорил М.А.Калинин.
11. Что такое диолог? Оформление предложения при диологе. Запишите в форме диолога. Н.В.Гоголь сказал: «Дивишься, нашего языка: что не звук, то и подарок».
12. Что составляет полную синтасическую характеристику простого предложения? Дайте полную синтаксическую характеристику простому предложению. В языке одухотворяется весь народ и вся его родина. (К.Д.Ушинский).
В конце урока можно предложить командам творческое задание: составить пятистишье «Синтаксис».
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ